Адаптированная рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету «История» на ступень основного общего образования разработана исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу общего образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_istorii.docx | 87.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИСТОК» Г, ДАЛЬНЕГОРСКА
Согласовано Принято Утверждаю
Заместитель директора по УВР На заседании пед.совета Директор МОБУ «Гимназия Исток»
__________Курбангалина Я.Е. Протокол № 1 Смирнова М.А.
«__» _______ 20__г. Приказ №
«__» ________ 20__г. «__» _________ 20__г.
Адаптированная рабочая программа
по истории
для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) вида 7.1.
На ступень 5-9 класс
Срок реализации: 2023-2026 гг.
Составитель:
Горбунова Екатерина Валентиновна
учитель истории и обществознания
г.Дальнегорск, 2023 г.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «История» для 5-9 классов разработана исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу общего образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников с ОВЗ.
Особенностями обучающихся с задержкой психического развития являются:
- отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при
относительно сохранной познавательной деятельности;
- преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость.
Склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами;
- из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития у детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности;
- задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма с невротическими наслоениями; эмоциональной отгороженности в сочетании со вседозволенностью;
- недостаточно развиваются самостоятельность, воля, желание трудиться, преодолевать трудности;
- неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;
- недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ;
- затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;
- наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;
- недостатки тактильно-двигательного восприятия;
- слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на уровне
практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации;
- особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок;
- недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости; большей сохранности
непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; недостаточном объеме и точности, низкой скорости запоминания; преобладании
механического запоминания над словесно-логическим; выраженном преобладании наглядной памяти над словесной; низком уровне самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, а также неумении самостоятельно организовывать свою работу по запоминанию;
- недостаточной познавательной активности и целенаправленности при запоминании и воспроизведении; слабом умении использовать
рациональные приемы запоминания; низком уровне опосредствованного запоминания;
- мышление остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается;
- недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления;
- колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений.
Программа реализуется по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования. Предмет «История» входит в область общественно-научных предметов. Срок реализации программы – 3 года. Обучающийся поступил в учреждение в 7 класс в 2023 году.
Нормативные документы, на основании которых разработана программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ «Гимназия Исток»,
адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Проект Историко-культурного стандарта (сайт МОиН РФ);
- Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения истории;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта (http://window.edu.ru/resource/184/37184/files/10-o.pdf).
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников Уколова В.И., Ведюшкина В.А., Бовыкин Д.Ю., Медякова А.С.:
-Вигасин А.А., ГодерГ.И.История. Древний мир. 5 класс - М. "Просвещение"
- -В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История Средних веков. 6 класс.- М. "Просвещение"
-Ведюшкин В. А., Бовыкин Д. Ю. История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс - М. "Просвещение"
-Медяков А. С., Бовыкин Д. Ю.История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс - М. "Просвещение"
- Белоусов Л. С., Смирнов В. П. История. Новейшее время. XX - начало XXI века. 9 класс - М. "Просвещение"
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
- -История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
- -История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
- -История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, с ограниченными возможностями здоровья, путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся с ОВЗ к изучению предметов гуманитарного цикла.
Данная программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика с ОВЗ;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Основными задачами обучения предмету «История» в 5-9 классах являются:
дидактические:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового
материала, нестандартные уроки контроля знаний;
- создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение обучающимися знаний основ исторической науки: важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки,
доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом исторического образования;
воспитательные:
- развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно
вести записи в тетради и делать рисунки;
- воспитание интереса к истории, осознания важности знания истории в условиях современного общества, уважительного отношения к
прошлому других народов;
коррекционные:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания;
- Формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений;
- Развитие пространственного представления и ориентации;
- Развитие навыков соотносительного анализа;
- Развитие навыка группировки и классификации;
- Умение работать со словесными и письменными алгоритмами и инструкцией;
- Умение планировать свою деятельность;
- Развитие комбинаторных способностей
- формирование адекватных навыков общения;
- нормализация эмоционально-волевой сферы;
- формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности;
- развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим
- условиям;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по истории составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень тем, которые подлежат обязательному изучению основного общего образования. В программе основного общего образования по истории сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2014.
«История» − учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об историческом процессе, роли и влиянии человека в обществе и истории, логической связи событий, культурных, политических и геополитических процессах. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса вспомогательных исторических дисциплин (историческая хронология, археология, геральдика, картография, нумизматика и проч.). Такая комплексная научная база учебного предмета «История», широкий спектр научных методов изучения истории расширяют кругозор обучающихся, формируют умение смотреть на изучаемый предмет с нескольких точек зрения. «История» как учебный предмет формирует у обучающихся представление о разнообразии мировых культур; даёт понимание линейной концепции времени и связи прошлого и современности, месте России в историческом процессе.
Предмет «История» основан на фактологическом материале, аналитической работе и объективной оценке событий. Знание истории не только помогает обучающимся понимать историю человеческих цивилизаций и характерные особенности исторического пути других народов мира, но и определять своё место в мире, формировать познавательное отношение к основополагающим ценностям и историческому опыту мировой цивилизации, этнической, религиозной, культурной общности народов мира.
Значение предмета для обучения обучающихся с задержкой психического развития.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
В ходе изучения Истории у детей с задержкой психического развития происходит формирование либо коррекция уже имеющихся представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире. В процессе формирования у обучающихся с ОВЗ на наглядной и наглядно-действенной основе представления типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности.
Средства изучения Истории позволяют эффективно вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также при изучении Истории у обучающихся развивается пространственно-временное воображение и умение ориентироваться во временных промежутках; развивается зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки.
Основные виды деятельности обучающихся:
- участие во фронтальной беседе;
- выполнение устных упражнений;
- решение текстовых задач;
- выполнение практической работы;
- самостоятельная работа;
- работа с текстом учебника или иного учебного пособия;
- воспроизведение учебного материала по памяти
- работа с таблицами;
- работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;
- конспектирование;
- анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- составление плана и последовательности действий;
- исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- работа с раздаточным материалом;
- работа в парах, группах.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательскихнавыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по истории для детей с ОВЗ, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
- методических приёмах, используемых на уроках:
- при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;
- при рассматривании рисунков и графиков учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися и для самостоятельной работы с графическими объектами;
- оказывается индивидуальная помощь обучающимся;
- при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.
- коррекционной направленности каждого урока;
- отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
- в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, программа составлена в расчете на обучение детей с ОВЗ в 5-9 классах.
3. Место предмета в учебном плане
Основные содержательные линии программы в 5-9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», которыеизучаются в 6-9 классах раздельно. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, требований межпредметной интеграции, на основе примерной программы устанавливается примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (5-6, 7-8 и 9 классы) и крупных тематических блоков.
Классы | Объем часов | История России | Всеобщая история |
5 | 70 | - | 30 |
6 | 70 | 40 | 30 |
7 | 70 | 40 | 30 |
8 | 70 | 40 | 30 |
9 | 68 | 40 | 28 |
Итого | 348 |
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты :
У выпускника будут сформированы:
1. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
2. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
4. Способность к самооценке своей учебной деятельности;
5. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
6. Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
7. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
8. Установка на здоровый образ жизни;
9. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
10. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
11. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12.Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
13.Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
5. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; 7. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
8. Различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: 1.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Осуществлять синтез как составление целого из частей;
4. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
5. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
6. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
7. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
8. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
9. Устанавливать аналогии;
10. Строить сообщения в устной и письменной форме;
11. Основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
12. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения (в том числе не совпадающих с его собственной) и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
4. Формулировать собственное мнение и позицию;
5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
6. Задавать вопросы;
7. Контролировать действия партнёра;
8. Использовать речь для регуляции своего действия;
9. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
10. Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Чтение. Работа с текстом Поиск информации и понимание прочитанного :
Выпускник научится:
1. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
2. Определять тему и главную мысль текста;
3. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
4. Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
5. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
6. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
7. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; 8. Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по описанию; выделять общий признак группы элементов).
Преобразование и интерпретация информации:
Выпускник научится:
1. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
2. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
3. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
4. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.
Оценка информации:
Выпускник научится:
1. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
2. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
3. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергнуть сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку).
Планирование деятельности, управление и организация.
Выпускник научится:
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
5. Контроль предметных результатов
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, проверочные работы,
индивидуальная работа, групповая работа, устный опрос.
Формы проведения уроков: вводный урок, урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, урок – решение задач, урок – самостоятельная
работа, урок – контрольная работа, урок – практикум, повторительно-обобщающий урок, урок-зачёт.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест,
самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Содержание учебного курса «История Древнего мира», 5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы, входящие в разделы программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||
личностные | предметные | метапредметные | |||
Древний мир. 5 класс (68 ч.) | |||||
| 4 | Рассказывать: об исторической науке, путях и способах изучения прошлого человечества. Характеризовать: периоды и эпохи, на которые делится история. Определять: место истории Древнего мира на ленте времени. Сопоставлять: различные виды исторических источниковДемонстрировать: навык счета лет в пределах нашей эры и до нашей эры |
|
|
|
| 7 | Раскрывать: роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида; понятие неолитической революции как переворота в жизни человека.Выделять: периоды первобытности; факторы, способствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому. Описывать: ход биологической эволюции человека. Называть: характерные, существенные признаки родовой общины. Характеризовать: периоды первобытности; понятие расовых различий; понятия присваивающего и производящего типов хозяйства. Анализировать: причины появления религиозных верований у древних людей; процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей | |||
| 18 | Выделять: факторы, способствовавшие военным успехам фараонов, особому положению финикийцев в международных отношениях, возвышению и расцвету Персидской державы.Описывать: природные условия речных долин, особенности религиозных систем, образ жизни, хозяйственные и культурные достижения народов.Характеризовать: различные процессы, особенности природных условий.Анализировать: устройство общества, социальные группы, положение рабов, историческую карту с опорой на легенду.Систематизировать: информацию, наносить ее на контурную карту. | |||
| 19 | Раскрывать: понятие античной цивилизации, полиса как особой формы гос. Устройства; последствия Великой греческой цивилизации; причинно-следственный связи.Высказывать: собственные суждения.Классифицировать: факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу.Характеризовать: особенности природных условий, основные черты социально-экономического и политического устройства ахейских городов на основе различных источников.Анализировать: мифологические и научные сведения, причинно-следственные связи. | |||
| 20 | Раскрывать: понятие гражданина, его прав и обязанностей.Составлять: хронологическую таблицу Выделять: различные факторы. Классифицировать: факты о римской мифологии по различным признакам. Характеризовать: систему функционирования римской республиканской .Анализировать: карту, причины изменения способов использования труда рабов, появление колоната.Систематизировать: информацию о различных событиях на основе различных источников. | |||
Средние века. 6 класс (70 ч.) | |||||
| 10 | Учащиеся продолжают формировать умения: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, показывать на карте территорию государства, называть соседствовавшие с ним народы и государства. Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племён, территории варварских королевств и европейских государств раннего Средневековья. Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Проводить поиск и анализ информации о взаимоотношениях сеньоров и вассалов в источниках разных типов (текстовом, иллюстративном). Характеризовать деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской азбуки. Высказывать суждения о значении славянской письменности для культурного развития славянских народов. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. |
взаимопонимания |
|
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
| 8 | Учащиеся продолжают формировать умения: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, характеризовать систему сословной организации средневекового общества, взаимозависимости сословий. Классифицировать: факты о Крестовых походах по различным признакам. Характеризовать: рыцарство как важнейший элемент европейского средневекового общества; место крестьянства в средневековом европейском обществе; устройство городских республик. Анализировать: картографические источники – планы средневековых городов. | |||
| 8 | Учащиеся продолжают формировать умения: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты. Высказывать: суждения о причинах быстрых успехов монгольского войска по завоеванию государств Средней Азии, Китая, Арабского халифата, русских княжеств. Характеризовать: причины, ход и последствия эпидемии чумы, описывать ее влияние на ухудшение положения евреев и мусульман в европейских странах. Анализировать: историческую карту Англии и Франции в XV в. С опорой на легенду. | |||
| 5 | Учащиеся продолжают формировать умения: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты. Характеризовать: источники по российскойистории; на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, их занятия. Актуализировать: знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. | |||
| 12 | Учащиеся продолжают формировать умения: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Раскрывать: причины и последствия раздробленности. Рассказывать: на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты о Невской битве и Ледовом побоище. Показывать: на карте русские территории. Раскрывать: причины образования Древнерусского государства. Давать оценку значения принятия христианства на Руси | |||
| 5 | Объяснять смысл понятия «политическая раздробленность». Называть хронологические рамки период раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально_политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.Обобщать исистематизировать исторический материал. Сопоставлять факты раздробленности на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. | |||
| 11 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей. Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и последствия объединения русских земель вокругМосквы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты | |||
| 9 | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Характеризовать отношения Москвы с другими государствами. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Составлять характеристику ИванаIII. Обобщать и систематизировать историческийматериал.Оценивать основные события и явленияв истории Московской Руси XV–XVI вв., роль отдельных исторических личностей. | |||
Новое время. 7 класс (70 ч.) | |||||
| 4 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, определять место истории Нового времени на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Анализировать карту «Мир на заре Нового времени» с опорой на легенду, систематизировать информацию и наносить её на контурную карту |
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности; умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. |
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
| 3 | Раскрывать смысл, значение понятий. Рассказывать о причинах «революции цен», развитии капитализма, особенностях мануфактурного производства, развитии крепостного права, изменениях в европейском обществе. Характеризовать: перемены в городской жизни. Проводить: поиск и анализ информации в нескольких источниках. | |||
| 13 | Оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, характеризовать причины и сущность Реформации, объяснять, почему она началась именно в Германии. Составлять исторический портрет (характеристику) Мартина Лютера. Анализировать карту распространения Реформации и стран, проводивших политику Контрреформации, наносить полученную информацию на контурную карту, работать в группах. | |||
XVI-XVII в. | 6 | Знать и применять терминологию и даты, показывать на карте территорию государства, называть соседствовавшие с ним народы и государства. Группировать (классифицировать) факты об истории Востока, составлять хронологическую таблицу, анализировать историческую карту с опорой на легенду. Составлять план текста « Государство Востока (по выбору) в XVI-XVIII вв.», составлять хронологическую таблицу. | |||
| 21 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; раскрывать смысл понятий темы. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в., основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства. | |||
Россия при первых Романовых. | 21 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий. Характеризоватьличность и деятельность Бориса Годунова. Показывать на исторической карте основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. Рассказывать о причинах воцарения династии Романовых. Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов. | |||
Новая история XVIII в. 8 класс (70 ч.) | |||||
| 1 | Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия) Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативны, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
| 12 | Раскрывать: смысл и значение понятий «Просвещение», «просвещенный абсолютизм». Характеризовать: предпосылки распространения идей Просвещения в европейских странах. Систематизировать: информацию и составлять сравнительную таблицу. Характеризовать: требования отдельных групп населения. Анализировать: реформы, проводимые в Европейских странах Выделять: основные этапы освоения Америки и борьбы североамериканских колоний за независимость. Описывать войны между европейскими державами. | |||
| 4 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке, формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, показывать на карте территорию государства, называть соседствовавшие с ним народы и государства. Характеризовать развитие Франции в XVIII в., её место среди европейских держав. Анализировать причины, повод, ход, особенности, итоги революции. Характеризовать деятельность Наполеона Бонапарта. Знать основные точки зрения дискуссии в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции. | |||
| 5 | Характеризовать: действия турецких султанов, правителей Ирана, государства Великих Моголов по созданию мощной империи. Анализировать: причины расцвета и могущества Османской империи. Классифицировать: факты об истории османских и иранских завоеваний. Выделять: характерные черты государственного устройства стран Востока. Объяснять как отразились колониальные захваты европейских стран на судьбе Америки, Азии и Африки. | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
| 3 | Описывать характер международных отношений в конце 18 в. Делать выводы и умозаключения Оценивать и аргументировать свою точку зрения. | |||
| 16 | Пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке, формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы. Анализировать причины, повод, ход, особенности, итоги реформ, давать оценку деятельности персоналий, использовать тексты исторических источников для характеристики социальной политики власти. | |||
| 8 | Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, составлять синхронистическую таблицу, схему. Анализировать причины, сущность, последствия переворотов, давать оценку взаимоотношениям гвардии и претендентов на престол. Давать оценку деятельности персоналий. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках. Анализировать причины, повод, ход, особенности, итоги войн. | |||
| 14 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; -пользоваться условными обозначениями пособий. Показывать на карте территорию государства, места событий анализировать причины, итоги реформ, характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики сравнивать её с внутренней политикой Петра I и Павла давать I оценку деятельности персоналий. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей |
| 6 | Оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, составлять синхронистическую таблицу событий, давать оценку развитию культуры, участвовать в обсуждении темы, готовить презентацию, сообщение, составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. На основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения, проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. | |||
Новая история XIX в. 9 класс (68 ч.) | |||||
| 5 | Характеризовать: промышленное развитие Англии в п.п. XIX в., устанавливать его связь с социальным положением отдельных групп населения Англии. Раскрывать: смысл понятий либерализм, консерватизм, анархизм, марксизм, ревизионизм. Называть: характерные, существенные признаки политического развития Англии в п.п. XIX в. Высказывать: суждения о характере и способах борьбы английских рабочих за свои права. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину Определять по датам век, этапы, место события и т.д. Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать, группировать (не по хронологии) | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
| 4 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий; оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, показывать на карте территорию государства, называть соседствовавшие с ним народы и государства. -Характеризовать развитие Франции в XIX в., её место среди европейских держав, проводить исследование: сопоставлять особенности экономического и социально-политического развития Франции и Англии в XIX в. по предложенному алгоритму устанавливать последовательность и длительность событий во Франции, приведших к началу революции. разъяснять причины и итоги революции, характеризовать требования отдельных сословий и групп населения. | |||
| 10 | Характеризовать: особенности социально-экономического развития Франции; особенности территориально-государственного устройства и развития Италии, специфику национально-государственного устройства Австрийской империи. Анализировать: карту Крымской войны и колониальных сфер влияния с опорой на легенду. Выявлять: факторы, влиявшие на характер международных отношений. Высказывать: суждения о факторах, способствовавших превращению Пруссии в экономического и политического лидера Германии. | |||
| 4 | Характеризовать: колониальную политику британцев в Индии, особенностиэкономического положения и политическогоустройства Японии. Анализировать: исторические карты государств Азии, Африки. Выделять: факты, способствовавшие «открытию» Китая и его подчинению иноземному господству. Систематизировать: информацию о колониальном периоде индийской истории на основе различных источников | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий | умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
| 3 | Анализировать: изменение международной ситуации к 1870-м гг. XIX в. Выявлять: причины кризиса Венской системы и отказа Англии от «блестящей изоляции» Высказывать: суждения о целях системы союзов Бисмарка. | |||
| 9 | Оценивать результаты своей работы на уроке. Формировать познавательные навыки мышления. Знать и применять терминологию и даты, характеризовать территорию Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения, называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия) Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох | |
| 9 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий. Характеризовать: социально-экономическое развитие России в п.п. XIX в., основные положения теории официальной народности, основные направления внешней политики. Рассказывать: о преобразованиях в области государственного управления, о начале промышленного переворота, о военных кампаниях (используя историческую карту). | |||
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями пособий. Называть основные положения крестьянской, земской, судебной, военных реформ, объяснять смысл понятий: редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Оценивать итоги реформы | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов | умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия) Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | |
| 7 | Характеризовать: внутреннюю политику Александра III, основные цели и направления внешней политики России. Раскрывать: цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Составлять: описание памятников культуры рассматриваемого периода. Излагать: оценки значения общественного движения, высказывать свое отношение к ним. | |||
| 10 | Характеризовать: положение и образ жизни различных сословий и социальных групп в России в нач. XX в., основные направления внешней политики России, причины русско-японской войны. Раскрывать: причины и характер российской революции 1905-1907 гг., основную сущность и последствия изменений в политической жизни России после революции 1905 г.; экономические и социальные последствия войны для российского общества. Излагать: условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов. Рассказывать: об основных событиях революции 1905 г. и их участниках; о ходе боевых действий русско-японской и Первой мировой войн, используя историческую карту. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература
- Вигасин А.А., Годер Г.И. Древний мир. 5 класс - М. "Просвещение"
- Вигасин А.А. История Древнего мира. Тетрадь-тренажер. 5 класс.
- Уколова В.И. История Древнего мира. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс.
- Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.
- В.А. Ведюшкин, В.И. Уколов. История Средних веков. 6 класс.- М. "Просвещение"
- Тетрадь-тренажер. В.А. Ведюшкин, И.В. Ведюшкина. 6 класс.- М. "Просвещение"
Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.
-Ведюшкин В. А., Бовыкин Д. Ю. История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс -М. "Просвещение"
- Тетрадь-тренажер. В. А. Ведюшкин, И.В. Ведюшкина. 7 класс.- М. "Просвещение"
- Медяков А. С., Бовыкин Д. Ю.История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс - М. "Просвещение"
- Тетрадь-тренажер. А. В. Лазарева. 8 класс.- М. "Просвещение"
- Белоусов Л. С., Смирнов В. П. История. Новейшее время. XX - начало XXI века. 9 класс - М. "Просвещение"
- Всеобщая история. История Нового времени. 1800 – 1900. Поурочные разработки. 8 класс.
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.
- Тороп В. В.История России. Контурные карты. 6 класс
- Журавлева О. Н.История России. Поурочные рекомендации. 6 класс
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.
- О.Н. Журавлева. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.
- О.Н. Журавлева. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.
- О.Н. Журавлева. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс
Дополнительная литература
- Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
-Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО.
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО.
Карты:
Цифровые образовательные ресурсы (электронные издания):
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории» и «Уроки Всемирной истории»
- д/ф «История государства Российского» (500 серий)
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
- д/ф «Великая Китайская стена»
- д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
- «Великая война» сериал, проект Первого канала 2010 г.
- Н. М. Карамзин. История государства Российского, документальный сериал
Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.
http://www.vostlit.info/ – сайт-хранилище исторических источников Средневековья.
http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.
http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).
http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).
http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.
http://catalog.prosv.ru/attachments/f0c38d62-d207-11e0-8eef-001018890642.pdf - программы «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по истории России для 7-9 классов СКОШ VIII вида 2015-16 уч. год
...
Адаптированная рабочая программа по истории. 7, 8, 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории для учащихся с ОВЗ. 7, 8, 9 класс....
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....
адаптированная рабочая программа по истории
адаптированная рабочая программа по истории...
Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида
Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ФГОС ООО ОВЗ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИСТОРИИ ФГОС ООО ОВЗ 5-9
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ...