Адаптированная рабочая программа по истории 6 класс. Рецензия на программу
рабочая программа по истории (6 класс)
Адаптированная программа по истории для обучающихся 6 класса вариант 4.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 402.45 КБ |
![]() | 114.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «История» для слабовидящих обучающихся 6 класса ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
- Приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП ООО ОВЗ) (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г.№ 72653);
- АООП ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
- Положением о рабочей программе «СКОШИ № 62 III-IV вида».
Цели изучения предмета «История»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения предмета «История» на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами.
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Задачи изучения курса «История Средних веков» в 6 классе.
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
- овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
- развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.
Задачи изучения курса «История России» в 6 классе:
- формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
- овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
- воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях), правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.
Коррекционные задачи:
- Развитие зрительного, осязательно-зрительного и слухового восприятия.
- Развитие и коррекция произвольного внимания.
- Развитие и коррекция памяти.
- Развитие и коррекция логического мышления.
- Развитие навыков зрительного, осязательно-зрительного и слухового анализа.
- Формирование навыков осязательно-зрительного чтения цветных рельефных исторических карт, умения в них ориентироваться.
- Формирование умения работать в адаптированных контурных картах.
- Формирование умений анализировать, классифицировать исторические факты, оценивать их, находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Формирование навыков, необходимых для самостоятельной работы с источниками исторической информации, прежде всего работы с картой, работы с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- Уточнение имеющихся и формирование новых представлений об окружающем мире.
- Формирование способностей работать по заданному алгоритму, строить собственные алгоритмы.
- Развитие умений находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Развитие мелкой моторики, пространственных представлений, способности зрительно ориентироваться в микропространстве.
- Развитие и совершенствование коммуникативных способностей, включая навыки вербальной и невербальной коммуникации.
- Формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности.
- Формирование способностей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
- Воспитание дискуссионной культуры, формирование умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения и принимать точку зрения собеседника, выбирать корректные способы дискуссионного взаимодействия.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «История» обеспечивает возможность преодоления следующих специфических трудностей, обусловленных слабовидением:
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- бедность активного и пассивного словарного запаса;
- неустойчивость произвольного внимания;
- низкий уровень развития связной устной и письменной речи.
Преодоление указанных трудностей необходимо осуществлять на каждом уроке учителем в процессе специально организованной коррекционной работы.
Воспитательный потенциал предмета «История»
Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт всего человечества. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. Главная задача – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо вырабатывать стремление у обучающихся к практическому использованию знаний на благо человека и общества. Воспитание в школьном историческом образовании включает в себя целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающее осознанное восприятие ценностей культуры людей прошлого в целях социальной адаптации в современном обществе, самоопределения и самореализации личности, ее продуктивного участия в общественном развитии.
В структуре учебного исторического содержания ведущее место занимают социально-политические вопросы, в том числе сведения об отношениях социальных групп, о различных социально-политических движениях. Это дает широкие возможности для формирования гражданских качеств личности обучающегося. Школьный предмет история транслирует культурно-исторические ценности, созданные и накопленные предыдущими поколениями россиян. Они – источник формирования российской гражданской идентичности.
Содержательной основой патриотического воспитания являются материалы Всемирной и российской истории, истории своего народа, своего края, «малой родины».
Направленность акцентов при решении проблем патриотического, гражданского, гуманистического воспитания в современном образовании связано с воспитанием толерантности. Толерантность, как качество личности, связано с признанием обучающимися прав и уважения к разной этнической, национальной, религиозной и иной культуры (образу жизни, поведению, обычаям, мнениям).
Важный потенциал истории состоит в раскрытии взаимосвязи жизни и ее художественного отражения во все периоды существования различных цивилизаций. В отличие от других предметов история позволяет составить целостное представление о динамике всех видов и жанров литературы и искусства во времени и в пространстве. Развитие способности к художественному восприятию прошлого дает мощный импульс для эмоционального и образного познания исторических событий, для художественного исторического творчества самих обучающихся.
Основной потенциал эстетического воспитания реализуется при освещении в школьных курсах истории вопросов развития культуры.
Воспитательный потенциал реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Огромным воспитательным потенциалом обладает внеурочная, внеклассная работа по предмету: поисковая, экскурсионная работа, исторические вечера; различные исторические конкурсы, викторины, олимпиады.
Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
УМК учебного предмета для обучающихся
Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник. 6 класс
Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс
Учебник История России. 6 класс. В 2-х частях Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А.В. Торкунова
Иллюстрированный атлас по истории России 6 класс Мерзликин А.Ю. Просвещение М.,2023
УМК учебного предмета для педагога
Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова «История России» 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа «Всеобщая история» Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник. 6 класс
Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс
А. В. Игнатов. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского)
Учебник История России. 6 класс. В 2-х частях Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А.В. Торкунова Просвещение М., 2020
Методическое пособие к учебнику История России О.Н. Журавлёва Просвещение М., 2023
Иллюстрированный атлас по истории России 6 класс Мерзликин А.Ю. Просвещение М.,2023
Содержание учебного предмета
Всеобщая история. История средних веков.
Введение.
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье.
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI—ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь.
Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI—ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и, возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество.
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII—ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж Д’Арк. Священная Римская империя в ХII—ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII—XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV вв. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII— ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы.
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гуттенберг.
Страны Востока в Средние века.
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века.
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение.
Историческое и культурное наследие Средних веков.
История России. От Руси к Российскому государству.
Введение.
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н.э. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-Угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX — начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяга в греки». Волжский торговый путь.
Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X — начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.
«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII в.
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII–XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя.
*Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство *Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. *Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. *Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, *Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии. Русской церкви. Внутри церковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. *Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства.
*Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в.
Виды деятельности на уроках: составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунок, заполнение сравнительно- обобщающих таблиц, составление биографических справок-характеристик исторических личностей, работа с исторической картой, анализ исторических источников (документов), оформление сообщения, доклада, реферата, работа над проектами и исследовательская деятельность.
Формы организации учащихся на уроках для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание), групповая деятельность (работа в парах).
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты:
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
- в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
- в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
- в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
- в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
- в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
- в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Специальные личностные результаты:
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
- владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
- владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
- работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
- общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
- владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
- владение приемами самоконтроля осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
- выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
Специальные метапредметные результаты:
- использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
- применять современные средства коммуникации и тифлотехнические средства;
- осуществлять пространственную и социально-бытовую ориентировку, обладать мобильностью;
- применять приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
- вести самостоятельный поиск информации;
- преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
- принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной коммуникации;
- оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
- находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные результаты:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
- называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
- устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
- группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).
- Работа с исторической картой:
- находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
- извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
- Работа с историческими источниками:
- различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
- характеризовать авторство, время, место создания источника;
- выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
- находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
- характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
- Историческое описание (реконструкция):
- рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
- составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
- рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
- представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
- Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
- раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
- объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
- проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
- Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
- излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
- высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.
- Применение исторических знаний:
- объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
- выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
всего | контрольные работы | практические работы | Проектно-исследовательская деятельность |
История средних веков
История России
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока в разделе/теме | Наименование тема урока | Дата проведения урока | Домашнее задание |
1 | 1 | Введение | 03.09 | стр.5-8, ответить на вопросы 1-5 на стр. 11 |
Глава I. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
2 | 1 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 05.09 | А.П. 1 ответить на вопросы стр. 20 В. Составить таблицу, в которой указать, какие территории захватили следующие германские племена: вандалы, вестготы, остготы, франки, англы и саксы С. Создать интеллект-карту на тему "Реформы Карла Мартелла". В центре карты написать "Реформы Карла Мартелла", а от него отвести ветви с основными направлениями реформ (например, военная реформа, земельная реформа) и кратко описать их суть и последствия. |
3 | 2 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 10.09 | А. П. 2 разобрать схему в тетради В. и С. Средневековый монастырь (создание макета) |
4 | 3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 12.09 | А. П. 3 работать с картой В. Найти и выписать с учебника информацию о войнах. проведённых Карлом Великим С. Определить. Каким образом распад империи повлиял на дальнейшее дробление королевств? |
5 | 4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 17.09 | А. П. 4 ответить на вопросы стр. 39 В. Найти и выписать причины феодальной раздробленности в IX-XI вв. С. Докажи. Что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как и правитель государства |
6 | 5 | Британия и Ирландия в раннее Средневековье | 19.09 | П. 5 вопросы и задания к параграфу В. Подготовить историческую реконструкцию на тему: «Путешествие викингов» С. Подготовить презентацию на тему: «Легенды о короле Артуре: правда и вымысел» |
Глава II. Византийская империя и славяне в VI – XI вв.
7 | 1 | Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 24.09 | А. П.6 -7 заполнить таблицу в тетради В. Выписать в тетрадь реформы Юстиниана С. Ответить на вопрос: «Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу?» |
8 | 2 | Образование славянских государств | 26.09 | А. П. 8 Обозначить на «ленте времени» дату и век образования государств: Франкского королевства, Болгарии, Германии, Чехии, Польши, Священной Римской империи, Венгрии. В. Заполнить попуски в схеме «Три ветви славянских народов» С. Заполнить таблицу «Образование и первые этапы истории славянских государств» установить, одновременно или нет происходили события в них. |
Глава III Арабы в VI - XI веках.
9 | 1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 01.10 | А. П. 9 задания и вопросы к параграфу В. Написать рассказ на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходство и различия». С. подготовить проект на тему6 «Мировые религии». |
10 | 2 | Культура стран халифата. | 03.10 | А. П.10 подготовить сообщения В. и С. Подготовить групповой проект на тему «Дворец халифа». |
Глава IV. Феодалы и крестьяне
11 | 1 | Средневековая деревня и её обитатели | 08.10 | А. П.11 письменно ответить на вопрос №1 В. Вставить в текст пропущенные слова С. Ответить на вопрос: «1 Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами? |
12 | 2 | В рыцарском замке | 10.10 | А. П.12 нарисовать рыцаря В. и С. Коллективный информационный проект с элементами макетирования «Рыцарский замок» |
13 | 3 | Контрольная работа | 15.10 | Работа над ошибками |
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
14 | 1 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 17.10 | А. П.13 на вопрос №3 ответить письменно В. и С. Проект на тему: «История возникновения городов Европы в их названиях» |
15 | 2 | Торговля в средние века | 22.10 | А. П.14 В. Ваш торговый корабль покинул гавань города Константинополя и отправляется в Геную. Покажите путь торгового корабля. Какие города он посетит на своем пути? С. Докажите, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений? |
Глава VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.
16 | 1 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 24.10 | А. П.15 выписать новые понятия В. Сравнительная таблица «Православная и католическая церковь» С. Выполнить задания на рабочих листах |
17 18 | 2 | Крестовые походы. | 05.11 07.11 | А. П.16 заполнить таблицу В. Прочитать предложенный текст и ответить на вопросы С. Расставить цифры в правильной хронологической последовательности на карте от 1 до 3 на завоеванных монголами территориях. Подписать завоеванные монголами территории. |
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв.
19 | 1 | Как происходило объединение Франции. | 12.11 | А. П.17 карта В. заполнить пропуски в тексте С. Из предложенного списка определить, какие факты относятся к правлению какого французского короля: Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый |
20 | 2 | Что англичане считают началом своих свобод. | 14.11 | А. П.18 заполнить таблицу «Реформы Генриха II. В. Составить схему «Английский парламент» С. Сравнить Генеральные штаты во Франции и английский парламент |
21 | 3 | Столетняя война. | 19.11 | А., В., С. П.19 работа над проектом «Жанна д, Арк жизнь и подвиг» |
22 | 4 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | 22.11 | А. П.20 задания и вопросы в конце параграфа В. Ответить на вопрос: «Каково значение объединения Франции?» С. Исторический персонаж, которому принадлежат эти слова, знаком вам из текста параграфа. Подумайте, кто это может быть. Объясните его слова. |
23 | 5 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | А. П.21 задания и вопросы в конце параграфа В. Дайте характеристику Реконкисты по плану: место, цель, длительность, участники, результаты. С. Предположите, почему завершение Реконкисты стало возможным только в конце XV в. | |
24 | 6 | Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | А. П.22 работа с картой В. Определить общее и различия в причинах сохранения раздробленности в Германии и Италии С. Составить кроссворд (не менее из 10 слов) по теме. |
Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках
25 | 1 | Польша и Чехия в XIV-XV в. | А. П.23 составить сравнительную таблицу В. Выписать результаты и значение Гуситского движения С. Ответить на вопрос: «Почему в Средние века недовольство устройством общества часто облекалось в форме ереси?» | |
26 | 2 | Завоевание турками - османами Балканского полуострова | А. П.24 работа с картой В. начертить в тетради план Константинополя. Нанести на него подробности осады и штурма города, описанные в параграфе. С. “Узнай имя” (о ком идет речь в тексте) |
Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века
27 | 1 | Образование и философия | А. П.25 задания и вопросы в конце параграфа В. Вставить в схему «Средневековые школы» пропущенные слова С. Ответить на вопрос6»Чем было вызвано появление различных мировозренческих взглядов в XII-XIII веках | |
28 | 2 | Средневековая литература | А. подготовить сообщения В. Охарактеризовать 1) романтический и 2) готический стили С. Доказать, что на развитие средневековой литературы оказали влияние исторические события того времени | |
29 | 3 | Средневековое искусство | А., В., С. П.26 Групповой информационный проект «Непростая история простых предметов» | |
30 | 4 | Научные открытия и изобретения | А. Стр.65 заполнить таблицу В., С. подготовить сообщения об открытиях | |
31 | 5 | Культура Раннего Возрождения в Италии. | А. П.27 задания и вопросы в конце параграфа В. Охарактеризовать причины зарождения новой культуры С. Ответить на вопрос: «Почему Петрарка считается «первым гуманистом?» |
Глава X. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века
32 | 1 | Средневековая Азия: Индии, Китае, Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века. | А. П.28 задания и вопросы в конце параграфа В. Заполнить сравнительную таблицу «Народы доколумбовой Америки» С. Подготовить сообщение на тему «Как развиваются Индия, Китай и Япония в наше время?». |
История России
33 | 1 | Введение. Роль и место России в мировой истории. | стр.5-8, ответить на вопросы 1-5 на стр. 11 |
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности
34 | 1 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | А. П.1 работать с картой В. Нарисовать на тему: «История первых орудий труда» С. Подготовить краткие сообщения о древних стоянках | |
35 | 2 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | А. П.2 Записать определение понятий: неолитическая революция, производящее хозяйство, государство, народ. В. Заполнить таблицу: «Признаки родовой и соседской общины» С. Выбрать из списка что из перечисленного является особенностью неолитической революции? | |
36 | 3 | Образование первых государств | А. П.3 ответить на вопросы Узнайте больше о городах и государствах, появившихся в древности на территории нашей страны. Собрать информацию об их возникновении, памятниках культуры. Итогом работы может стать реферат, рисунок, презентация. | |
37 | 4 | Восточные славяне и их соседи | А. П.4 заполнить таблицу 1) название славянских племён 2) территория их проживания В. Написать краткую справку на тему: «Восточные славяне: их происхождение, расселение, занятия, верования» С. Сравнить систему управления у восточных славян и в древнегреческом полисе | |
38 | 5 | Повторительно-обобщающий урок по теме I «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | Ответить на вопросы стр.64 |
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.
39 | 1 | Первые известия о Руси | А. П.5 ответить на вопросы в конце параграфа В. Составить план по теме: «Гипотезы учёных: происхождение народа Русь» С. Выяснить можно ли с помощью современных археологических данных решить спор норманистов и антинорманистов. Свой ответ аргументируйте. | |
40 | 2 | Становление Древнерусского государства | А. П.6 ответить на вопросы в конце параграфа В. Заполнить пропуски в тексте С. Написать имена князей, которым посвятили свои стихи известные русские поэты-В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.М. Языков | |
41-42 | 3 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | А. П.7 Посчитать, сколько лет прошло от принятия христианства княгиней Ольгой до Крещения Руси В. Заполнить таблицу: «Значение принятия христианства на Руси» С. Прочитать отрывок из работы русского историка С.М. Соловьёва и ответить на вопросы. | |
43 | 5 | Русское государство при Ярославе Мудром | А. П.8 письменно ответить на вопрос №3 В. На карте найти страны, с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династическими бракам С. Написать короткое эссе: «Почему князь Ярослав получил прозвище Мудрый | |
44 | 6 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | А. П.9 выполнить задания в конце параграфа В. Прочитать отрывок из «Повести временных лет» и заполнить пропуски в тексте С. Написать эссе на тему: «Почему Владимир Мономах имел авторитет и поддержку народа?» | |
45 | 7 | Общественный строй и церковная организация на Руси | А. П.10 Используя текст учебника, заполнить таблицу: «Основные слои населения Древней руси и их характеристика» В. Соотнести древнерусский термин и его объяснение С. Используя дополнительные источники составить схему «Церковная организация на Руси» | |
46 | 8 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | А. П.11-12 сообщения о памятниках культуры В. Соотнести термины и их объяснения С. Используя иллюстрации на стр. 84-91 учебника и интернет, описать, что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства | |
47 | 9 | Повседневная жизнь населения | А. П.13 отгадать русские народные загадки об одежде В. заполнить таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси» С. Подтвердить, что повседневная жизнь и быт верхушки общества отличались от жизни и быта основной части населения | |
48 | 10 | Контрольная работа «Русь в IX — первой половине XII в.» | Работа над ошибками |
Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (4 ч)
49 | 1 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | А. П.14 выписать причины политической раздробленности В. Подтвердить фактами слова летописи» раздряся вся Русская земля» С. Доказать, что распад Руси не привёл к международной изоляции русских земель | |
50 | 2 | Владимиро-Суздальское княжество | А. П.15 Соотнести даты и события В. Составить родословное древо князей-потомков Владимира Мономаха С. От имени купца-иноземца напишите письмо на родину о посещении им Владимиро-суздальской земли | |
51 | 3 | Новгородская республика | А. П.16 выписать понятия В. Написать, что ввозили и вывозили из Новгорода С. Используя иллюстрацию А.М. Васнецова с. 119 учебника написать эссе «Новгородское вече» | |
52 | 4 | Южные и юго-западные русские княжества | А. П.17 работать с картой В., С. Составить хронику жизни князя Даниила Галицкого |
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (9 ч)
53 | 1 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | А. П.18 показать на карте страны, завоёванные монголами до их похода на Русь В. Заполнить таблицу «Битва на Калке2 С. Написать эссе о судьбе Чингисхана | |
54 | 2 | Батыево нашествие на Русь | А. П.19 проследить на карте походы Батыя В. Привести в соответствие название города и имя человека прославившегося во время нашествия Батыя С. Ответить на вопрос и записать ответ: «В чём состоит историческое значение героического сопротивления Руси монгольским завоевателям | |
55 | 3 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | А. П.20 в схеме «Ледовое побоище» расставить соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий-войск немецких рыцарей В. Заполнить таблицу «Невская битва» С. Объяснить смысл слов А. Невского «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» | |
56 | 4 | Литовское государство и Русь | А. П.21ответить на вопросы в конце параграфа В. Описать взаимоотношения жителей русских земель с литовскими князьями С. Доказать, что великорусская, украинская и белорусская народности формировались из единой древнерусской народности | |
57 | 5 | Усиление Московского княжества | А. П.22 выполнить задания в конце параграфа В. Соединить линиями имена московских князей и их дела С. Привести факты доказывающие, что московское княжество при Иване Калите стало самым сильным и влиятельным на Руси | |
58-59 | 6 | Объединение русских земель вокруг Москвы Куликовская битва | А. П.23 заполнить таблицу «Москва и Орда на кануне Куликовской битвы» В. Написать причины победы русского войска на Куликовом поле С. Представить, что вы участник куликовской битвы написать краткие воспоминания о битве от лица рядового воина | |
60 | 8 | Культурное пространство Руси в середине XIII — XIV в. | А. П.25 описать фотографии с храмами В. Заполнить таблицу «Устное народное творчество. Литература XIII-XIV вв.» С. Подготовить сообщение о памятниках культуры Бурятии XIII-XIV вв. | |
61 | 9 | Контрольная работа | Работа над ошибками |
Тема V. Россия в XV в (6 ч)
62 | 1 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века | А. П.27 выписать из пункта 5 параграфа по 2 события, процесса и явления В. Перечислить причины упадка Византии С. Привести факты, с помощью которых можно аргументировать точку зрения, что в начале XV в. «мир стоял на пороге новой исторической эпохи» | |
63 | 2 | Московское княжество в первой половине XV в. | А. П.28 определить и показать на карте основные направления торговли Руси с другими странами В. Заполнить таблицу «Вотчина и поместье» С. Подготовить сообщение об одном из ярких событий первой половины XV в | |
64 | 3 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | А. П.29 составить таблицу «Создание единого Русского государства» В. Указать значение и последствия междоусобной войны второй четверти XV в С. Составить генеалогическую схему, отражающую родственные связи участников усобицы на Руси второй четверти XV в | |
65 | 4 | Русская православная церковь вXV - начале XVI в. | А. П.30 дать оценку роли великих князей московских в укреплении Русской православной церкви В. Заполнить пропуски в схеме «Изменения в положении Русской православной церкви» С. Составит сравнительную таблицу «Общее и различия Православной и Католической церкви» | |
66 | 5 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | А. П.31 составить схему «Состав общества русского государства второй половины XV в.» В. Заполнить таблицу «Изменения в положении различных слоёв русского общества во второй половине XV в» С. Написать рассказ на тему: «Один день русского ремесленника, крестьянина, помещика второй половине XV в» | |
67 | 6 | Культурное пространство Русского государства в XV в. | А. П.32 записать за какие три моря «ходил» А. Никитин В. Заполнить таблицу «Влияние исторических событий на развитие культуры России» С. Написать эссе об А. Рублёве | |
68 | 7 | Обобщение |
Домашняя работа А, Б, С – задания разной сложности
Система оценки достижения планируемых результатов
Нормы оценки знаний за выполнение теста
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы
Отметка / Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Нормы оценки знаний обучающихся по истории
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно, освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Оценочные материалы
Контрольные и проверочные работы
Тест «Феодалы и крестьяне»
A1. Общественный строй, при котором власть и земля принадлежат феодалам, называется:
1) феодальной лестницей
2) феодальным обществом
3) родоплеменным строем
4) феодальным государством
A2. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства:
1) барщина;
2) оброк;
3) десятина;
4) налог.
A3. Отличительный знак рыцарского рода:
1) гимн;
2) герб;
3) боевой клич;
4) флаг
А4. Главное занятие рыцаря:
1) управление зависимыми крестьянами
2) научная деятельность
3) военное дело
4) служение Богу
А5. Нести рыцарскую службу мог только владелец поместья, потому что:
1) рыцари были самыми образованными
2) доспехи и конь стоили очень дорого
3) владельцы поместья имели герб и девиз
4) рыцари посвящали свою жизнь служению Богу
A6. Какова причина появления новых городов в Западной Европе:
1) отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие торговли
2) укрепление феодального землевладения
3) войны между государствами
A7. Почему горожане огораживали свой город рвом или валом:
1) чтобы обозначить границы города
2) для защиты от нападений врагов
3) для защиты от сглаза завистников
А8. Здание городского совета, находившееся в центре средневекового города, называлось:
1) капелла 2) собор 3) ратуша 4) цех
В1. Вам дан список слов, все они за исключением одного относятся к периоду Средневековой деревни 9-10 веков. Найдите лишнее слово:
оброк, банк, община, барщина, натуральное хозяйство.
В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, приведенной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Понятие | Определение |
А) Натуральное хозяйство | 1. Все работы крестьян в хозяйстве феодалов |
Б) Донжон | 2.Хозяйство, в котором все изготовлялось не для продажи, а для собственного потребления |
В) Феодал | 3. Отдельно стоящая главная башня феодального замка. |
Г) Барщина | 4. Владелец феода. |
Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII века».
Часть I.
В заданиях этой части выберите только один правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов. |
1. Племенной союз восточных славян:
1) древляне 2) печенеги 3) хазары 4) мордва
2. Основное занятие восточных славян:
1) земледелие 2) скотоводство 3) охота 4) добыча руды
3. Бог грома и молнии у восточных славян:
1) Перун 2) Ярило 3) Зевс 4) Стрибог
4. Собирание мёда у восточных славян – это:
1) скотоводство 2) земледелие 3) бортничество 4) ремесло
5. Князь, который считается основателем правящей династии древнерусских князей:
1) Рюрик 2) Олег 3) Игорь 4) Святослав
6. Что стало одним из результатов внешнеполитической деятельности князя Святослава Игоревича?
1) разгром Хазарского каганата
2) разгром печенегов
3) разгром половцев
4) подписание первого торгового договора Руси с Византией
7. Что стало следствием восстания древлян в 945 г.?
1) упорядочение сбора дани княгиней Ольгой
2) принятие Русью христианства
3) включение в Русскую правду статей, ограничивавших кровную месть
4) начало раздробления Древнерусского государства
8. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей.
1) Ярослав Мудрый 2) Олег Вещий 3) Игорь Старый 4) Владимир Святой
9. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о котором идёт речь.
«И сел [князь] в Киеве, и сказал: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот князь начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам…»
1) Рюрик 2) Олег 3) Игорь 4) Святослав
10. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало:
1) расширение границ Древнерусского государства
2) прекращение набегов печенегов
3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя
4) прекращение военных походов на Византию
Часть II.
11. Установите соответствие между событиями и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
СОБЫТИЕ | ГОДЫ |
А) восстание в Киеве Б) разгром Хазарского каганата В) съезд князей в Любече Г) восстание древлян, смерть Игоря Д) образование Древнерусского государства | 1) 882 год 2) 945 год 3) 965 год 4) 1097 год 5) 1111 год 6) 1113 год |
12. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. – 2 б.
КНЯЗЬ | СОБЫТИЕ |
А) Олег Б) Святослав В) Святополк Г) Ярослав Мудрый Д) Владимир Мономах | 1) убийство Бориса и Глеба 2) крещение Руси 3) разгром Хазарского каганата 4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью 5) строительство Софийского собора в Киеве 6) разгром половцев |
13. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. – 2 б.
ТЕРМИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
А) вотчина Б) полюдье В) закуп Г) митрополит Д) рядович | 1) место сбора дани 2) глава русской православной церкви 3) человек зависимый по договору 4) объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани 5) разорившийся общинник, отрабатывающий долг. 6) наследственное земельное владение |
14. Запишите имя, пропущенное в схеме. – 1 б.
Тест «Русь в середине ХII — начале XIII в.»
1. Распределите в два столбика политические и экономические причины раздробленности.
Собственный аппарат управления князей-наместников.
Собственный князь, отстаивающий интересы населения городов.
В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования престола.
Упадок Киева из-за княжеских усобиц и половецких набегов.
Появление новых экономических центров.
Упадок торгового пути «из варяг в греки».
Оседание княжеской дружины на землю.
Политические причины | Экономические причины |
2. Соотнесите имена князей и прозвища.
Имена | Прозвища |
А. Всеволод | 1. Боголюбский |
Б. Юрий | 2. Осмомысл |
В. Андрей | 3. Долгорукий |
Г. Ярослав | 4. Большое Гнездо |
Д. Даниил | 5. Галицкий |
А | Б | В | Г | Д |
3. Запишите названия известных вам средневековых городов-республик:
________________________________________________________________________________
4. Дайте определения понятиям:
Вече - __________________________________________________________________
Тысяцкий - _________________________________________________________________
5. Соотнесите название сооружения и город, где оно было возведено.
Сооружение | Город |
А. Георгиевский собор | 1. Новгород |
Б. Успенский собор | 2.Юрьев-Польский |
В. Церковь Иоанна Предтечи | 3.Владимир |
Г. Золотые ворота из красного кирпича | 4. Киев |
А | Б | В | Г |
6. Верховная власть во Владимиро-Суздальской земле принадлежала
1) вече 2) князю 3) посаднику 4) князю и боярам.
7. Князь не имел право вмешиваться в дела городской общины
1) Владимира-Волынского 2) Суздаля 3) Новгорода 4) Владимира на Клязьме
8. Первое летописное упоминание о Москве состоялось в
1) 1097 г. 2) 1185 г. 3) 1147 г. 4) 1157 г.
9. Верховная власть в Новгороде принадлежала
1) тысяцкому 2) посаднику 3) вече 4) владыке
10. Высшее должностное лицо Новгорода
1) тысяцкий 2) посадник 3) князь 4) владыка(архиепископ)
11. Вставьте правильные буквы в слова вместо пропусков:
Р_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ь (понятие)
П _ _ _ _ _ _ к (должностное лицо)
Я _ _ _ _ _ _ _ ь (город)
12. Перечислить основные категории населения в Новгороде:
____________________________________________________________________
13. Соотнесите имена князей и даты их правления:
Имена | Даты |
А. Андрей Боголюбский | 1. 1238 - 1264 |
Б. Даниил Галицкий | 2. 1157 - 1174 |
В. Юрий Долгорукий | 3. 1176 - 1212 |
Г. Всеволод Большое Гнездо | 4. 1125 - 1157 |
А | Б | В | Г |
14. Запишите события, которые произошли в:
1132 г. – _____________________________________________________________________
1157 г. – _____________________________________________________________________
1185 г. – _____________________________________________________________________
1212 г. – _____________________________________________________________________
15. Текст с ошибками. Прочитайте текст, найдите в нем 5 ошибок. Подчеркните и исправьте их.
В XI веке государство Русь распадается на ряд фактически зависимых государственных образований – земель, в большинстве из которых правили представители разросшегося рода Романовых. Несмотря на фактическую зависимость земель, у многих жителей продолжало существовать представление о раздробленности Руси.
Контрольное тестирование по истории России.
Тема: «Русские земли в середине XIII-XIV вв.».
1. В каком году состоялась битва русских дружин с монголо-татарами на реке Калке:
1) 1238 г.; | 2) 1223 г.; | 3) 1240г.; | 4) 1227 г. |
2. Какой русский город держал оборону от монголо-татар семь недель:
1) Рязань; | 2) Козельск; | 3) Торжок; | 4) Киев. |
3. Где располагалось Владимире-Суздальское княжество?
1) в Приднепровье; 2) на берегу Балтийского моря; | 3) в Прикаспии; 4) в междуречье Оки и Верхней Волги. |
4. Верховная власть в Новгороде принадлежала
1) князю; | 2) военному совету; | 3) тысяцкому; | 4) вече. |
5. Укажите имя князя, о котором идёт речь: «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе
1) Андрее Боголюбском; 2) Данииле Галицком; | 3) Александре Невском; 4) Владимире Мономахе. |
6. Ордынский выход – это:
1) дань, которую русские князья платили Орде; 2) завоевательный поход монголо-татар; | 3) процесс дробления Золотой Орды; 4) прекращение монголо-татарского ига. |
7. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 г., стоял:
1) Чингисхан; | 2) Батый; | 3) Мамай; | 4) Тохтамыш. |
8. Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях XIII в. и напишите князя, о котором идет речь. «Не обнаружив шведов у Ладоги, [князь] двинулся на запад, к устью Невы, усилив свое войско отрядом ладожан. Получив… уточняющие данные о расположении шведского лагеря, сумев не обнаружить себя, [князь] нанес по лагерю неожиданный удар. Был воскресный день 15 июля, сравнительно рано – половина девятого утра по-современному часосчислению, когда на ничего не подозревавших шведов обрушились русские полки. Часть их бросилась на корабли, стоявшие у левого берега Невы, другая старалась переправиться на левый берег р. Ижоры. Предводитель шведского войска пытался оказать сопротивление, построив оставшихся в боевые порядки, но все было тщетно».
Ответ: ______________________.
9. Почему героями новгородских былин были корабельщики-мореплаватели?
1) одним из главных занятий новгородцев была торговля
2) новгородцы строили и продавали корабли
3) территория Новгородской земли была значительно удалена от моря
4) правителей Новгорода выбирали из числа мореплавателей
10. Соотнесите термины и определения:
Термины | Определения |
А) баскак; Б) ярлык; В) численник; Г) владычество. | 1) господство; 2) представитель ордынского хана на Руси; 3) переписчик населения; 4) ханская грамота на княжение. |
А) | Б) | В) | Г) |
11. В Новгородской земле, в отличие от Владимиро-Суздальской:
1) всегда существовала угроза вторжения половцев
2) большинство населения было неграмотным
3) природные условия благоприятствовали земледелию
4) большую роль в политической жизни играло боярство
12. Прочитайте отрывок из сочинения русского историка. Где происходили описываемые события? Приведите доказательства из документа.
Софии решить судьбу Отечества. Первым определением сего шумного веча было изгнать Ярослава... вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Роман и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь; а мы найдем себе князя».
Ответ: ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
13. Город, который Батый назвал «злым», — _____________________________________ .
14. Какое событие произошло позднее других?
1) смерть Чингисхана; 2) сражение на Чудском озере; | 3) захват монголо-татарами Рязани; 4) битва на реке Калке. |
15. Кто стоял во главе Золотой Орды?
1) князь; | 2) каган; | 3) вождь; | 4) хан. |
16. Какой город был столицей Золотой Орды?
1) Киев; | 2) Булгар; | 3) Сарай; | 4) Судак. |
17. О чем говорится в русской летописи? В лето 1257. Той же зимой приехали чиновники, сочли все земли: Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников и ушли в Орду.
1) о монгольской переписи населения; 2) о сборе дани князем Игорем; | 3) о набегах половцев; 4) о действиях крестоносцев. |
18. Образовавшаяся Золотая Орда являлась частью
1) государства Хорезмшахов; 2) Половецкой степи; | 3) Монгольской империи; 4) Крымского ханства. |
Тест «Формирование единого Русского государства в XV в.»
1.Годы правления Василия I
А. 1389-1425 Б. 1425-1462 В. 1389-1438 Г. 1462-1505
2. Земельное владение, даваемое за военную службу без права продажи, обмена, наследования называется…
А. Вотчина Б. Поместье В. Десятина Г. Община
3. Решающее сражение между Василием II и Улу-Мухаммедом состоялось
А. 1445г Б. 1444г В. 1446г Г. 1154г
4. Когда Новгородское княжество было подчинено Московскому?
А. 1478г Б.1477г В. 1471г Г. 1475г
5. Марфа Борецкая рассчитывала
А. на поддержку православного московского князя
Б. на сохранение вольности Новгородского княжества при союзе с Литовским княжеством
В. подчинение Московскому княжеству
Г. сохранение вольности княжества при союзе с Польшей
6. Двуглавый орел с коронами на голове был символом
А. власти московского князя
Б. императорской власти
В. Повиновения Римской империи
Г. изображенным на флаге Российского государства
7. Принял титул – государь всея Руси
А. Иван III Б. Василий III В. Василий II Г. Иван II
8. Флорентийская уния была
А. принята собором русского духовенства
Б. отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью
В. принята населением Московского княжества
Г. отвергнута киевским митрополитом Исидором
9. Какую функцию выполняли воеводы-наместники? (3балла)
10. Что такое кормление?
11. Какое значение для государства имело принятие титула государя всея Руси? (1балла)
Вариант 2.
1. Годы правления Василия II
А. 1389-1425 Б. 1425-1462 В. 1389-1438 Г. 1462-1505
2. Натуральный налог с народов Поволжья, Сибири, Севера
А. ясак Б. оброк В. Барщина Г. Десятина
3. В каком год Тверь была присоединена к Московскому княжеству?
А. 1485г Б.1478г. В.1480г Г. 1471г
4. Целью войны Русского государства с Ливонским орденом и Швецией стало
А. возвращение Смоленска
Б. союз с Литвой
В. Возвращение земель, захваченных Литвой
Г. Закрепление позиций на берегах Балтийского моря, установление связей со странами Западной Европы
5. Судебник Ивана III был издан в
А. 1505г Б.1497г В.1498г Г.1503г
6. Первым титул князя всея Руси был принят
А. Василий III Б. Василий II В. Иван II Г. Иван III
7. Как назывался высший совещательный орган при царе?
А. Сенат Б. Дума В. Боярская дума Г. Совет знати
8. Флорентийская уния была подписана в
А. 1439г. Б. 1438г В. 1440г г. 1437г
9. Составьте схему государственного правления в Русском государстве при Иване III. (3 балла)
10. Что такое местничество?
11. Соотнесите. Кто был современником?
А. Иван III | 1 Лоренцо Медичи |
Б.Софья Борецкая | 2 Казимир IV |
В. Афанасий Никитин | 3 Иоганн Гуттенберг |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10-11 классы биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 10-11 классы биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 кл. Пояснительная записка к программе по истории
Рабочая программа составлена на основеПримерной программы основного общего образования по истории.Авторы программы: Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю.(Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXI век...

Рецензия на программу 1-4 классы
Рецензия на рабочую программу по курсу "Коррекция нарушений устной и письменной речи 1-4 классы", заверенная ГБОУ Краснодарского края....

Рецензия на программу 1-7 классы
Рецензия на рабочую программу по курсу "Коррекция нарушений устной и письменной речи 1-7 классы", заверенная ГБОУ Краснодарского края....

Рабочая программа по физике по новым образовательным программам 7-9 класс
Рабочая программа по физике по новым образовательным программам 7-9 класс...

Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...

Адаптированная рабочая программа "Мир истории" 6 класс. Рецензия на программу
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 класса вариант 4.3...