Великая российская революция: февраль 1917 год.
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Волкова Анастасия Викторовна

Великая российская революция: февраль 1917 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл revoloyutsiya_fevral.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Великая российская революция: февраль 1917 год.

Основные вопросы изучения

материала

  1. Объективные и субъективные причины революционного кризиса.
  2. Падение монархии. Временное правительство и его программа.
  3. Основные политические партии в 1917 году.
  4. Кризисы временного правительства.

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, презентация

Основные понятия и термины

Регент. Временное правительство. Двоевластие. Учредительное собрание. Коалиционное правительство. ВЦИК Советов. «Черный передел» земли. Рабочий контроль. «Черный рынок». Спекуляция.

Основные даты, периоды

Февраль-ноябрь 1917.-Великая российская революция. Февраль-март1917-Февральский переворот и падение монархии.26 февраля 1917-расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход воинских частей на строну восставших. 27 февраля 1917-формирование Временного комитета Государственной думы. 2 марта 1917-отречение Николая 2.Апрель, июнь, 3-5 июля 1917-Кризисы Временного правительства.

Персоналии

М.В.Родзянко. А.Ф.Керенский. В.И. Ленин. Г.Е.Львов. П.Н.Милюков. Николай 2

Домашнее задание

Прочитайте полный текст «Апрельских тезисов», отвечать на вопросы

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Почему в России произошла революция? Была ли она неизбежной?

Предположите, какие были альтернативы развития событий после Февральской революции.

Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме.

Прогнозировать последствия, значение исторических процессов явлений.

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Используя знания по истории России начала 20 века, сформулируйте объективные причины развития революционных событий в стране.

Используя дополнительную литературу и нтернет –ресурсы, подберите различные оценки деятельности Николая 2. С каким мнением  вы согласны, с каким нет? Обоснуйте свою позицию.

Актуализировать знания по отечественной истории с целью раскрытия причинно-следственных связей.

Определять свое отношение к исторической личности, аргументировать свою позицию.

Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика государственного деятеля, личности.

Содержательно-операционный

Сравнить причины первой и второй революций в России. Выделите в них общее и различное. Опираясь на текст параграфа, составьте хронику событий Февральской революции.

Почему сформированное после свержения монархии правительство получило название Временного?

Назовите основные политические партии, действовавшие в Росии в 1917г. Дайте их краткую характеристику.

Сравнивать исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков.

Систематизировать знания при работе с текстом параграфа.

Объяснять смысл исторических понятий.

Анализировать программные идеи политических партий.

Работа с текстом учебника. Выполнение упражнения. Беседа.

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика

Оценивание образовательных результатов

Почему Временным правительством

было отложено решение вопросов

о земле и о национально-государ-

ственном устройстве страны?

Определите, какие общественные си-

лы поддерживали Петроградский со-

вет и Временное правительство.

После свержения монархии в февра-

ле 1917 г. страну ожидали серьёзные

политические перемены. Как и по-

чему менялось настроение народных

масс в марте—октябре 1917 г.? Что

стало общей причиной многочис-

ленных кризисов Временного правительства?

Объяснять сущность процессов, яв-

лений.

Группировать и систематизировать

исторический материал.

Устанавливать связь между явлени-

ями в политической жизни обще-

ства и настроением различных соци-

альных групп общества. Определять

причины исторических процессов.

Контрольно-оценочный

Один из лидеров эсеров В. М. Зен-

зинов писал: «Революция ударила,

как гром с ясного неба и застала

врасплох не только правительство

и Думу, но и существующие обще-

ственные организации. Она явилась

великой и радостной неожиданно-

стью и для нас, революционеров».

Согласны ли вы с его мнением? Ар-

гументируйте свою позицию.

В чём вы видите историческое зна-

чение февральских событий в Пе-

трограде 1917 г.? Почему их назы-

вают Февральской революцией?

Прочитайте выдержки из записки

П. Н. Дурново, поданной Николаю II

(13 февраля 1914 г.) (см. рубрику

«Изучаем документ»). Какие из про-

гнозов П. Н. Дурново оправдались?

Изложите причины такого неблаго-

получного развития событий

Проявлять критичность мышления.

Давать аргументированные собствен-

ные суждения.

Высказывать суждения о значении

исторического события.

Связывать информацию, найденную

в тексте, с информацией, получен-

ной из других источников.

Познавательное

задание.

Работать с тек-

стом источника

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Проверить выполнение домашнего задания (опрос)

  1. Изучение нового материала.

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

  1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916г. Складывание революционной ситуации
  2. Причины февральской революции
  3. Ход революции
  4. Двоевластие. Создание Временного правительства
  5. Итоги и значение революции

О б ъ я с н е н и е  у ч и т е л я

  1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации. 

Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.

     Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась                      революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.

  1. Причины февральской революции
  • Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары. Началась инфляция.
  • В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.
  • Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников
  • Дума («Прогрессивный блок») искала выход из сложившейся ситуации путем компромисса с царем, что привело к созданию «правительства доверия»
  • Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина
  1. Ход революции

С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23  февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка  стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).

        Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.

        Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.

  1. Двоевластие. Создание Временного правительства.

В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся  к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.

1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.

2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).

Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.

  1. Итоги и значение революции

Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.

III. Закрепление изученного и задание на дом.

Работа со статистическими данными

По данным ФОМ:

Эксперты

В РЕЗУЛЬТАТЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. ИМПЕРАТОР РОССИИ НИКОЛАЙ II ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕСТОЛА. КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО – ЭТО СОБЫТИЕ ПОВЛИЯЛО НА ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ РОССИИ?

http://bd.fom.ru/image/graphics/gd0020431.gif

Работа с текстом №2 Из декларации Временного правительства(сл.11)

  • Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
  • Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих...
  • Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
  • Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны...
  • Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Раздача первых революционных газет в Москве после Февральской революции.


       
Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием? Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации

По инициативе Петр.Совета – демократизация армии. ПРИКАЗ№ 1- утвержден Вр. правительством

Вопрос: к чему привело принятие этого приказа?

! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.

Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции

  1. Причины революции
  2. Задачи революции («зеркально» причинам революции)
  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
  4. Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции)
  5. Характер революции (определятся по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил)
  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
  7. Итоги революции
  8. Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее

! Работа над основными понятиями, составление таблицы:

Основные понятия, термины, персоналии

Двоевластие

Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года

Временное правительство

Буржуазное правительство, сформированное  в России в ходе Февральской революции

Учредительное собрание

Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске

Задание на дом.

Читать $12-13 и ответить на вопросы на стр.91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к зачёту "Великая российская революция 1917-1922 гг"

Предлагаются следующие разделы к зачёту: 1. Развите революционного кризиса в России в феврале-июле 1917; 2. Развитие революционного кризиса в июле-октябре 1917; 3. Становление Советской государственно...

Комплект контрольно-измерительных материалов по теме "Великая российская революция 1917 - 1921 гг" для 9 класса.

Комплект контрольно-измерительных материалов состоит из тестовх заданий, позволяющих провести контроль знаний и уровня подготовки учащихся к каждому уроку темы, и  рабочих листов к параграфам уче...

Игра "Великая российская революция 1917 года"

Цель: сформировать представление об истории возникновения праздника и событиях,  связанных с 1917 годом,повторение изученного материала с помощью конкурса-соревнования знатоков историиЗадач...

Самостоятельная работа по теме "Великая российская революция 1917-1921 гг." 9 класс

Самостоятельная работа по теме "Великая российская революция 1917-1921 гг." 9 класс - история России...

Основные принципы и подходы к преподаванию истории Великой российской революции 1917 года.

В статье раскрываются подходы к изучению Великой российской революции 1917 года....