Великая российская революция: февраль 1917 год.
план-конспект занятия по истории (10 класс)
Великая российская революция: февраль 1917 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
revoloyutsiya_fevral.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Великая российская революция: февраль 1917 год.
Основные вопросы изучения материала |
|
Тип урока | Комбинированный |
Ресурсы урока | Учебник, презентация |
Основные понятия и термины | Регент. Временное правительство. Двоевластие. Учредительное собрание. Коалиционное правительство. ВЦИК Советов. «Черный передел» земли. Рабочий контроль. «Черный рынок». Спекуляция. |
Основные даты, периоды | Февраль-ноябрь 1917.-Великая российская революция. Февраль-март1917-Февральский переворот и падение монархии.26 февраля 1917-расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход воинских частей на строну восставших. 27 февраля 1917-формирование Временного комитета Государственной думы. 2 марта 1917-отречение Николая 2.Апрель, июнь, 3-5 июля 1917-Кризисы Временного правительства. |
Персоналии | М.В.Родзянко. А.Ф.Керенский. В.И. Ленин. Г.Е.Львов. П.Н.Милюков. Николай 2 |
Домашнее задание | Прочитайте полный текст «Апрельских тезисов», отвечать на вопросы |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Почему в России произошла революция? Была ли она неизбежной? Предположите, какие были альтернативы развития событий после Февральской революции. | Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме. Прогнозировать последствия, значение исторических процессов явлений. | Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Используя знания по истории России начала 20 века, сформулируйте объективные причины развития революционных событий в стране. Используя дополнительную литературу и нтернет –ресурсы, подберите различные оценки деятельности Николая 2. С каким мнением вы согласны, с каким нет? Обоснуйте свою позицию. | Актуализировать знания по отечественной истории с целью раскрытия причинно-следственных связей. Определять свое отношение к исторической личности, аргументировать свою позицию. | Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика государственного деятеля, личности. |
Содержательно-операционный | Сравнить причины первой и второй революций в России. Выделите в них общее и различное. Опираясь на текст параграфа, составьте хронику событий Февральской революции. Почему сформированное после свержения монархии правительство получило название Временного? Назовите основные политические партии, действовавшие в Росии в 1917г. Дайте их краткую характеристику. | Сравнивать исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков. Систематизировать знания при работе с текстом параграфа. Объяснять смысл исторических понятий. Анализировать программные идеи политических партий. | Работа с текстом учебника. Выполнение упражнения. Беседа. |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика | Оценивание образовательных результатов |
Почему Временным правительством было отложено решение вопросов о земле и о национально-государ- ственном устройстве страны? Определите, какие общественные си- лы поддерживали Петроградский со- вет и Временное правительство. После свержения монархии в февра- ле 1917 г. страну ожидали серьёзные политические перемены. Как и по- чему менялось настроение народных масс в марте—октябре 1917 г.? Что стало общей причиной многочис- ленных кризисов Временного правительства? | Объяснять сущность процессов, яв- лений. Группировать и систематизировать исторический материал. Устанавливать связь между явлени- ями в политической жизни обще- ства и настроением различных соци- альных групп общества. Определять причины исторических процессов. | ||
Контрольно-оценочный | Один из лидеров эсеров В. М. Зен- зинов писал: «Революция ударила, как гром с ясного неба и застала врасплох не только правительство и Думу, но и существующие обще- ственные организации. Она явилась великой и радостной неожиданно- стью и для нас, революционеров». Согласны ли вы с его мнением? Ар- гументируйте свою позицию. В чём вы видите историческое зна- чение февральских событий в Пе- трограде 1917 г.? Почему их назы- вают Февральской революцией? Прочитайте выдержки из записки П. Н. Дурново, поданной Николаю II (13 февраля 1914 г.) (см. рубрику «Изучаем документ»). Какие из про- гнозов П. Н. Дурново оправдались? Изложите причины такого неблаго- получного развития событий | Проявлять критичность мышления. Давать аргументированные собствен- ные суждения. Высказывать суждения о значении исторического события. Связывать информацию, найденную в тексте, с информацией, получен- ной из других источников. | Познавательное задание. Работать с тек- стом источника |
Ход урока
- Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Проверить выполнение домашнего задания (опрос)
- Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Вызревание общественно-политического кризиса в 1916г. Складывание революционной ситуации
- Причины февральской революции
- Ход революции
- Двоевластие. Создание Временного правительства
- Итоги и значение революции
О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я
- Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации.
Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.
Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.
- Причины февральской революции
- Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары. Началась инфляция.
- В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.
- Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников
- Дума («Прогрессивный блок») искала выход из сложившейся ситуации путем компромисса с царем, что привело к созданию «правительства доверия»
- Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина
- Ход революции
С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).
Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.
Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.
- Двоевластие. Создание Временного правительства.
В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.
1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.
2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.
2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).
Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.
- Итоги и значение революции
Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.
III. Закрепление изученного и задание на дом.
Работа со статистическими данными
По данным ФОМ:
Эксперты
В РЕЗУЛЬТАТЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. ИМПЕРАТОР РОССИИ НИКОЛАЙ II ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕСТОЛА. КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО – ЭТО СОБЫТИЕ ПОВЛИЯЛО НА ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ РОССИИ?
Работа с текстом №2 Из декларации Временного правительства(сл.11)
- Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
- Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих...
- Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
- Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны...
- Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
Раздача первых революционных газет в Москве после Февральской революции.
Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием? Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации
По инициативе Петр.Совета – демократизация армии. ПРИКАЗ№ 1- утвержден Вр. правительством
Вопрос: к чему привело принятие этого приказа?
! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.
Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции
- Причины революции
- Задачи революции («зеркально» причинам революции)
- Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
- Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции)
- Характер революции (определятся по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил)
- Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
- Итоги революции
- Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее
! Работа над основными понятиями, составление таблицы:
Основные понятия, термины, персоналии
Двоевластие | Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года |
Временное правительство | Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции |
Учредительное собрание | Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске |
Задание на дом.
Читать $12-13 и ответить на вопросы на стр.91
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение тестов по теме «Великая российская революция 1917 года»
урок истории 10 класс...
Вопросы к зачёту "Великая российская революция 1917-1922 гг"
Предлагаются следующие разделы к зачёту: 1. Развите революционного кризиса в России в феврале-июле 1917; 2. Развитие революционного кризиса в июле-октябре 1917; 3. Становление Советской государственно...
Комплект контрольно-измерительных материалов по теме "Великая российская революция 1917 - 1921 гг" для 9 класса.
Комплект контрольно-измерительных материалов состоит из тестовх заданий, позволяющих провести контроль знаний и уровня подготовки учащихся к каждому уроку темы, и рабочих листов к параграфам уче...
Игра "Великая российская революция 1917 года"
Цель: сформировать представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1917 годом,повторение изученного материала с помощью конкурса-соревнования знатоков историиЗадач...
Самостоятельная работа по теме "Великая российская революция 1917-1921 гг." 9 класс
Самостоятельная работа по теме "Великая российская революция 1917-1921 гг." 9 класс - история России...
Основные принципы и подходы к преподаванию истории Великой российской революции 1917 года.
В статье раскрываются подходы к изучению Великой российской революции 1917 года....