РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕШЕНИЕ СОБЫТИЙНО-ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ»
рабочая программа по истории (9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История: теория и практика»
составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной образовательной программой основного общего образования, а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:
· формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;
· формирование первоначального опыта практической деятельности;
· овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования;
· воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ooo_vneuroch_istoriya.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РЕШЕНИЕ СОБЫТИЙНО-ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ
ПО ИСТОРИИ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Москва, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История: теория и практика»
составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной образовательной программой основного общего образования, а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:
∙ формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;
∙ формирование первоначального опыта практической деятельности;
∙ овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные :
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных
- источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Начало династии Рюриковичей. Точки зрения историков на возникновения государства. Россия – евразийская страна? Споры о прародине славян. Нестор – летописец о древнейшей истории России – правда или вымысел? Основные направления политики древнерусских князей – точки зрения историков на их правление.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси: как это было. Христианская культура и языческие традиции. Ярослав Мудрый и его политика: тиран или гений? Международные связи Руси в династических браках и завоевательных походах. «Русская правда» и ее влияние на развитие общества. Владимир Мономах.
Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово- купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро- Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество. Как оценивать распад Руси?
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Завоевания монголов: правда и вымысел. Было ли ордынское иго на Руси? Удары духовно-рыцарских орденов на Восток. Роль Александра Ярославича в сохранении северо-запада Руси.
Культура XII-XIII веков. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на- Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре».
«Судебник 1497». Точки зрения историков на роль Ивана Третьего Великого и его реформ. Судебник 1497 – свод законов единого государства. Категории населения в сравнении со средневековой Европой. Василий III.
Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного. Иван Грозный - мучитель или реформатор? Избранная Рада и ее роль в истории. Оценка опричнины современными историками. Закрепощение крестьян в сравнении со средневековой Европой. Точки зрения историков на закрепощение крестьян.
Расширение территории России в XVI веке. Ливонская война. Ливонская война – причина возникновения опасного для России соседа – Речи Посполитой. Закрепощение крестьян в сравнении со средневековой Европой. Точки зрения историков на закрепощение крестьян. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Точки зрения на Смутное время в России. Самозванцы и причины их появления. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор».
«Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение. Земский собор 1613 г. Польско-шведская интервенция: правда и вымысел. К. Минин и князь Д. Пожарский и их роль в освобождении Москвы. Точки зрения историков на время окончания Смуты.
Культура России в XIV-XVI веков. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Роль Филарета в истории. Точки зрения историков на правление первых Романовых. Юридическое оформление крепостного права и его влияние на развитие экономики. Соборное уложение 1649г.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Церковный раскол. Никон и Аввакум: религиозное противостояние. Точки зрения историков на раскол Русской православной церкви. Социальные движения и их роль в истории страны: можно ли было их избежать?
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII века. Точки зрения историков на роль и реформы Петра Великого. Северная война: рождение Великой империи. Абсолютная монархия и ее значение в России.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А.Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне Точки зрения историков на дворцовые перевороты.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско- турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
Предпосылки, последствия проведения, оценки историков Великих реформ Александра II.
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
Основными формами проведения учебных занятий являются:
- Лекция
- Беседа
- Дискуссия
- Круглый стол
- Просмотр фильма
- Создание мини-проектов
Занятия могут проводится с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Помимо этого, в программе предусмотрены такие виды учебной деятельности, как:
Учебно-познавательная: работа с пособиями, дополнительными источниками, участие в обсуждении вопросов, работа в малых группах.
Аналитическая: самостоятельное формулирование целей и задач урока, оценка своей деятельности, выявление проблем, трудностей в своей учебной работе, предложение способов решения выявленных проблем.
Практическая: находить, систематизировать и анализировать историческую информацию, рассматривать события и явления с точки зрения их истори- ческой природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории, заниматься исследовательской деятельность
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ | Тематический блок (тема) | Количество часов | Форма проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Введение | 1 | Беседа | - |
2. | Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства | 2 | Беседа, дискуссия | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1457/ |
3. | Государство Русь в IX – нач. XII вв. | 1 | Лекция, викторина, просмотр фильма | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1459/ |
4. | Русские княжества в XII-XIII вв | 2 | Лекция, дискуссия, просмотр фильма | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1463/ |
5. | Русские земли во 2 половине XIII – конце XV вв. | 2 | Лекция, Круглый стол | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1468/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1469/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1477/ |
6. | Российское государство в XVI в. | 2 | Лекция, беседа, дискуссия, просмотр фильма | https://www.youtube.com/watch?v=jJmsV10MTJE |
7. | Смута в России | 2 | Беседа, круглый стол | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2524/main/ |
8. | Россия в XVII в. | 2 | Интервью с историческим персонажем | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2526/start/ |
9. | Россия при Петре Великом | 2 | Работа над мини-проектом «Окно в Европу» | https://www.youtube.com/watch?v=JCfwUxFd6rY |
10. | Эпоха дворцовых переворотов в России | 1 | Просмотр фильма. Дискуссия | https://www.youtube.com/watch?v=QVyQBEjyrMg&list=PLO7FUJHSsKrCXAem1kDh4Sz5wbM8jvrk7 |
11. | Россия при Екатерине Великой и Павле I | 2 | Лекция, беседа, дискуссия, просмотр фильма | https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw |
12. | Россия при Александре I. Отечественная война 1812 г. Движение декабристов | 3 | Историко-литературная гостиная | https://www.youtube.com/watch?v=rxC9DH-3xNk https://www.youtube.com/watch?v=lBQVWKVXR70 https://www.youtube.com/watch?v=jyzYRMK6dsE |
13. | Россия при Николае I | 2 | Лекция, дискуссия, просмотр фильма | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2555/main/ |
14. | Россия при Александре II | 3 | Работа над мини-проектом «Новая Россия» | https://www.youtube.com/watch?v=SS5oCZvCdhM |
15. | Россия при Александре III | 1 | Групповая работа, дискуссия | https://www.youtube.com/watch?v=uVNHuULHHpo |
16. | Россия при Николае II (до Первой Мировой войны) | 2 | Лекция, дискуссия, беседа | https://www.youtube.com/watch?v=Z5HNaWMNgsg |
17. | Культурное пространство России и ее народов | 4 | Работа над мини-проектом «Культурный путеводитель»; групповая работа | https://www.youtube.com/watch?v=cgLFTitXPdw&t=118s |
34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение занимательных задач по информатике"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» для уровня основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов
Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение комплексных задач по физике»
Решение комплексных задач по физике...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Решение практических задач 9 кл 2022 г
Программа внеурочной деятельности «Решение практических задач» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирована на базо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Решение текстовых задач» для 9 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся на основной ступени общего образования, рассчитана на 1 год...