РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИСТОРИИ»
рабочая программа по истории (11 класс)

Морозюк Анна Николаевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Консультации по истории» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО образования на основе образовательной программы среднего общего образования а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:

· формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;

· формирование первоначального опыта практической деятельности;

· овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  общего среднего образования;

· воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Курс внеурочной деятельности «Консультации по истории»  рассчитан на 34 часа  в 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soo_vneuroch_konsultatsii_po_istorii.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИСТОРИИ»

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Москва, 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Консультации по истории» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО образования на основе образовательной программы среднего общего образования а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:

 формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;

 формирование первоначального опыта практической деятельности;

 овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  общего среднего образования;

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Курс внеурочной деятельности «Консультации по истории»  рассчитан на 34 часа  в 11 классах.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса являются:

— складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной

общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;

— формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости  свою Родину;

— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,  проживающих в Российской Федерации.

Метапредметные результаты изучения курса предполагают формирование следующих умений:

— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в  образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

Предметные результаты:

-  целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных

- источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание курса внеурочной деятельности

«Трудные вопросы истории России»

1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

Русь  в социально-политическом контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства.

Русь в Cредние века

3. Исторический выбор Александра Невского.

Внешняя политика русских земель -  самостоятельных государств евразийском контексте. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Культурное взаимодействие цивилизаций.

4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.  

Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.

Российское государство в XVII – XVIIIвв.

5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

Избрание на царство Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины нестабильности политического строя в XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г.

6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).

Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства.

7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий  в Русском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.

8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII в. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти XVIIIв. Влияние культуры стран зарубежной Европы.

Российское государство в XXв.

9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне.

10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.

Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров.

11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба  по вопросу о национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в национальных регионах.

12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.

Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры.

13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Беларуссии. «Зимняя война»

14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы.

15. Оценка СССР в условиях «холодной войны».

Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна»  и «План Маршалла».

16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.

Начало критики сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки решения продовольственной программы. Расширение прав союзных республик. Программа построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное строительство.

17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.

Десталинизация и ресталинизация.  Уровень жизни населения. Кризис идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика разрядки.

18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Реформы в экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской политической системы. Подъем национальных движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.

19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его последствия. Российская многопартийность.

20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.

Формы организации занятий

Основные формы организации работы: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы.

В работе используются:

  • проблемный метод преподавания;
  • уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
  • практические занятия при анализе исторических источников и документов;
  • мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.

Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • Технология проектной деятельности;
  • ИКТ-технологии.

Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как

  • Учебные проекты, практики (использование потенциала школьного виртуального музея);
  • Виртуальные экскурсии
  • анализ исторической литературы и исторических источников;
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников.

 Основными видами занятий являются лекции, рассказ - беседы, практическая и самостоятельная работа обучаемых, обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией. Также, в ходе изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности:

Подготовка устных сообщений; защита обучаемыми перед аудиторией их собственных проектов;

Интернет-поиск литературных источников по истории России;

Устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией;

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ пп

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе

2

Дискуссия

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

1

Беседа, круглый стол, мини-проект «Славянский мир»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/main/253413/

Исторический выбор Александра Невского

1

Работа над эссе

https://www.youtube.com/watch?v=Vqypsn_XSGw

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена

2

Просмотр фильма, дискуссия

https://www.youtube.com/watch?v=VCejjIqPEjU

Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток

2

Групповая работа с текстом источника; дискуссия

https://www.youtube.com/watch?v=zSI0ZRq54d4

Присоединение Украины к России (причины и последствия)

1

Поисковая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2044/main/

Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы

2

Работа над мини-проектом «Восток-Запад»

https://www.youtube.com/watch?v=r_p2C4ynjyI

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2532/main/

Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне

2

Просмотр фильма; дискуссия; работа над конспектом

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4652/main/282716/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6394/main/292641/

Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры

1

Виртуальная экскурсия

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5949/main/282865/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6089/start/281881/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4653/main/293870/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4655/main/174338/

Характер национальной политики большевиков и ее оценка

1

Работа в группах; дискуссия

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5574/start/282892/

Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.

1

Интервью с историческим персонажем; работа над эссе

https://www.youtube.com/watch?v=g8l_rsBFcCs

Оценка внутренней и внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны

2

Работа над эссе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6397/main/174370/

Цена победы СССР в Великой Отечественной войне

2

Работа над мини-проектом «Цена победы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5450/start/307929/

Оценка СССР в условиях «холодной войны»

1

Дискуссия

https://www.youtube.com/watch?v=fAgAuHyITqA

Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева

2

Просмотр фильма; дискуссия; работа над конспектом

https://www.youtube.com/watch?v=weQ-HYiMlTY

Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения

2

Интервью с историческим персонажем; работа над эссе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4873/main/290920/

Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР

2

Работа в группах; защита докладов

https://www.youtube.com/watch?v=jjEeEcS6EDw

Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

2

Просмотр фильма; работа над эссе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6405/main/293541/

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

2

Работа на мини-проектом «Россия в XXI веке»; защита работ

https://www.youtube.com/watch?v=QegYcVAys_A

Итоговое повторение

1

Беседа

-

Резерв

1

-

-

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"

Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Консультации по математике: просто о сложном".

Рабочая программа.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30504244","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...