РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИСТОРИИ»
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Консультации по истории» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО образования на основе образовательной программы среднего общего образования а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:
· формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;
· формирование первоначального опыта практической деятельности;
· овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего среднего образования;
· воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Курс внеурочной деятельности «Консультации по истории» рассчитан на 34 часа в 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soo_vneuroch_konsultatsii_po_istorii.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИСТОРИИ»
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Москва, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Консультации по истории» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО образования на основе образовательной программы среднего общего образования а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:
∙ формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;
∙ формирование первоначального опыта практической деятельности;
∙ овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего среднего образования;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Курс внеурочной деятельности «Консультации по истории» рассчитан на 34 часа в 11 классах.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
— складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
— формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости свою Родину;
— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения курса предполагают формирование следующих умений:
— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
Предметные результаты:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных
- источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Трудные вопросы истории России»
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства.
Русь в Cредние века
3. Исторический выбор Александра Невского.
Внешняя политика русских земель - самостоятельных государств евразийском контексте. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Культурное взаимодействие цивилизаций.
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.
Российское государство в XVII – XVIIIвв.
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
Избрание на царство Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины нестабильности политического строя в XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г.
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).
Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства.
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Русском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII в. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти XVIIIв. Влияние культуры стран зарубежной Европы.
Российское государство в XXв.
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне.
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров.
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в национальных регионах.
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Беларуссии. «Зимняя война»
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы.
15. Оценка СССР в условиях «холодной войны».
Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
Начало критики сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки решения продовольственной программы. Расширение прав союзных республик. Программа построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное строительство.
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика разрядки.
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Реформы в экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской политической системы. Подъем национальных движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его последствия. Российская многопартийность.
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.
Формы организации занятий
Основные формы организации работы: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы.
В работе используются:
- проблемный метод преподавания;
- уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
- практические занятия при анализе исторических источников и документов;
- мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- Технология проектной деятельности;
- ИКТ-технологии.
Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
- Учебные проекты, практики (использование потенциала школьного виртуального музея);
- Виртуальные экскурсии
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников.
Основными видами занятий являются лекции, рассказ - беседы, практическая и самостоятельная работа обучаемых, обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией. Также, в ходе изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности:
Подготовка устных сообщений; защита обучаемыми перед аудиторией их собственных проектов;
Интернет-поиск литературных источников по истории России;
Устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией;
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ пп | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе | 2 | Дискуссия | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/ | |
Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. | 1 | Беседа, круглый стол, мини-проект «Славянский мир» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/main/253413/ | |
Исторический выбор Александра Невского | 1 | Работа над эссе | https://www.youtube.com/watch?v=Vqypsn_XSGw | |
Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена | 2 | Просмотр фильма, дискуссия | https://www.youtube.com/watch?v=VCejjIqPEjU | |
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток | 2 | Групповая работа с текстом источника; дискуссия | https://www.youtube.com/watch?v=zSI0ZRq54d4 | |
Присоединение Украины к России (причины и последствия) | 1 | Поисковая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2044/main/ | |
Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы | 2 | Работа над мини-проектом «Восток-Запад» | https://www.youtube.com/watch?v=r_p2C4ynjyI | |
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2532/main/ | |
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне | 2 | Просмотр фильма; дискуссия; работа над конспектом | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4652/main/282716/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6394/main/292641/ | |
Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры | 1 | Виртуальная экскурсия | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5949/main/282865/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6089/start/281881/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4653/main/293870/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4655/main/174338/ | |
Характер национальной политики большевиков и ее оценка | 1 | Работа в группах; дискуссия | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5574/start/282892/ | |
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. | 1 | Интервью с историческим персонажем; работа над эссе | https://www.youtube.com/watch?v=g8l_rsBFcCs |
Оценка внутренней и внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны | 2 | Работа над эссе | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6397/main/174370/ | |
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне | 2 | Работа над мини-проектом «Цена победы» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5450/start/307929/ | |
Оценка СССР в условиях «холодной войны» | 1 | Дискуссия | https://www.youtube.com/watch?v=fAgAuHyITqA | |
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева | 2 | Просмотр фильма; дискуссия; работа над конспектом | https://www.youtube.com/watch?v=weQ-HYiMlTY | |
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения | 2 | Интервью с историческим персонажем; работа над эссе | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4873/main/290920/ | |
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР | 2 | Работа в группах; защита докладов | https://www.youtube.com/watch?v=jjEeEcS6EDw | |
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. | 2 | Просмотр фильма; работа над эссе | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6405/main/293541/ | |
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. | 2 | Работа на мини-проектом «Россия в XXI веке»; защита работ | https://www.youtube.com/watch?v=QegYcVAys_A | |
Итоговое повторение | 1 | Беседа | - | |
Резерв | 1 | - | - | |
34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...
Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"
Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Консультации по математике: просто о сложном".
Рабочая программа.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30504244","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...