"Повседневная жизнь различных сословии в первой четверти 18 века"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Пестова Ольга Викторовна

Технологическая карта урока истории России в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_povsednevnaya_zhizn_i_byt_8_klass.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории.

Тема урока

«Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения в первой четверти XVIII века».

Учитель

Пестова Ольга Викторовна

Дата урока

Предмет, класс

История России, 8а

Тип урока, место урока, тема

Урок изучения нового материала № 11 в главе 1 «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Задачи урока

Предметные

Изучение основных изменений повседневной жизни представителей привилегированных и податных сословий в эпоху Петра I, связанных с основанием и строительством Петербурга – новой столицы России. На основе изменений в повседневной жизни представителей различных сословий российского общества изучаемой эпохи, подвести учащихся к пониманию значения этих изменений для развития страны, а также к пониманию их противоречивости.

Метапредметные

В процессе совместной работы учителя и учащихся проанализировать положительные и отрицательные последствия преобразовательной деятельности царя, продолжить формирование навыков проектной, а также, исследовательской деятельности, умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, использовать ИКТ.

Личностные

Осознание исторических событий через призму нравственных норм, способность оценивать исторических деятелей, формирование познавательного интереса и уважения к историческому наследию Санкт-Петербурга.

Оборудование

Электронная презентация, оборудованная доска, творческие работы учащихся, рабочие листы с текстами документов и материалов для учащихся, елочные шарики из цветной бумаги для оформления елки..

Предметные результаты

Ключевые компетенции

В познавательной сфере: общее представление о реформах Петра, направленных на европеизацию повседневной жизни и быта и умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, сравнивать, систематизировать, соотносить с собственными знаниями).

В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения творческой, проектной работы, вести диалог, высказывать свое мнение и аргументировать его.

Ценностно-смысловые: способность анализировать информацию, ориентироваться в источниках, давать оценку фактам, событиям, личности

Учебно-познавательные: осуществление целеполагания, анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные компетенции: владение способами совместной деятельности в парах, умение взаимодействовать с учителем для решения задач урока.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Вид работы: формы, приемы, методы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации со-взаимо-действия
на уроке

Универсальные учебные действия
УУД

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

1

Подготовка класса к работе

Приветствует учащихся, проверяет готовность
к уроку.

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок.

Наблюдение учителя

II. Актуализация знаний

2

Словесные

Слайд 1

Демонстрация темы урока.

Что такое быт? Назовите синонимы, слова близкие по смыслу к понятию «быт»? Дайте определение понятию «сословие»? Перечислите основные сословия традиционного общества?

Например, жилище, пища, общение, развлечения, одежда…

Цель и задачи формулируют учащиеся.

фронтальная

Познавательные: умение формулировать познавательные задачи,

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: целеполагание и планирование деятельности.

Коррек

ция по необходимости

III. Постановка целей и задач

3

Словесные, проблемные.

Какова главная мысль эпиграфа?

.

Слайд 2 Проблемное задание на весь урок. Суть: в тетради в ходе урока написать новшества в быту и повседневной жизни, появившиеся при Петре Первом и актуальные для современного человека.

Слайд 3

Эпиграф урока.
«Под европеизацией следует понимать не только и не столько укорачивание национального платья и обрезание бород, а обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение и распространение образования и науки … За новшества народ расплачивался новыми налогами, распространением крепостнических порядков на новые слои населения».

Какова главная мысль эпиграфа?

Н.И. Павленко, историк, биограф Петра Первого.

Учащиеся приходят к выводу о неоднозначных последствиях противоречивости европеизации.

фронтальная

Познавательные: работать с текстовой, иллюстративной информацией, использовать ранее изученный материал для решения проблемы урока

Регулятивные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач учебную задачу путем совместного обсуждения, взаимодействие между учителем и учащимися, коррекция и оценка деятельности.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия в паре и группе. Владеть основами монологической и диалогической формами речи.

IV. Первичное усвоение знаний и проверка их понимания в знакомой и незнакомой ситуации

35

Словесные, наглядные, поисковые.

проблемный

наглядный

проектная

фронтальная

Слайд 4 Картина художника Добровольского «Здесь город будет заложен»

Петр Первый и его преобразования интересовали не только историков, но и писателей, поэтов, художников… Вот так определяет значение его внутренней и внешней политики А.С. Пушкин.

Учитель спрашивает:

О каких обстоятельствах, связанных с основанием Санкт_Петербурга, пишет Пушкин?

Как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»? Относится ли это выражение к повседневной жизни того времени?

Нелегко оказалось сделать это («прорубить окно»)и в прямом и в переносном смысле…

Слайд 5

Текст документа номер 1 на рабочем листе

С какими трудностями в повседневной жизни сталкивались представители всех слоев населения – первые жители нашего города?

Демонстрация слайда номер 6

Рассмотрите репродукцию картины художника Серова «Петр Первый» (стр.75 учебника).

Где разворачивается действие? По каким признакам вы это определили? Каким художник изображает Петра?

Из-за неустроенности Петербурга дворяне неохотно покидали свои терема и палаты в Москве.

Слайд номер 8.

К какому из изображений больше подходит такое название? Как бы вы назвали второе здание? Внешний облик дворянских жилищ Москвы и Петербурга. Верно или нет указано время строительства? В чем различия внешнего облика?

По слайду 9 сравните интерьеры, назовите различия.

О Летнем дворце мы узнаем подробнее от экскурсоводов Валерии и Александры.

После их выступления открывается на доске «СПБ – европейская столица, военный и торговый флот» (1,2)

Учитель говорит о скромности царского жилища и пышности дворца первого губернатора Санкт-Петербурга… Губернии, губернаторы, коллегии ассоциируются с европейской системой управления (3) (открывается на доске).

Слайд 10,11. О каких еще новшествах дворянского быта мы можем судить на основе интерьеров Меншиковского дворца.

Светлейший князь А.Д. Меншиков часто устраивал в своем дворце «собрания для увеселения и разговоров дружеских»…

Какое название получили эти вечеринки с музыкой и танцами?

Демонстрируется слайд 12

Светские манеры были необходимы при посещении ассамблей. «Юности честное зерцало»

Что, на ваш взгляд, означает выражение «Показания к житейскому обхождению»?

Желание распространять научные знания и прививать правила, культурного поведения подтолкнуло царя к созданию первой библиотеки, обсерватории, музея.

М.В. Ломоносов: «Рожденный к скипетру простер в работу руки, монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки»

Демонстрируется Слайд 13

Кунсткамера.

Слайд 14 Документ 2

Петр стремился, чтобы интерес к наукам стал частью повседневности для представителей всех сословий.

После открывается «Европейская система научных и образовательных учреждений..» (4, 5)

В любое общественное место воспитанный и состоятельный человек должен был являться одетым по последней моде.

Слайд 15. Сравнение одежды и внешнего облика высших сословий XVII и XVIII веков.

Слайд 16 Карикатура «Европейская мода»

Какую информацию пытается донести до нас автор? Всем ли жителям Москвы нравится европейская одежда? Почему?

Роскошь и благополучие знати создавалось трудом большинства населения, чья повседневная жизнь и быт изменились мало. Это представители непривилегированных сословий, прежде всего, крестьян. чья жизнь ухудшилась в правление Петра Первого. Можете предположить, почему?

Слайд 17.

Документ.

Каково отношение автора к повседневной жизни крестьян?

Учитель подытоживает: бедность, тяжелый труд вызывает сочувствие…

Слайд 18 Описание Радищева как нельзя лучше передает картина Шибанова «Крестьянский обед».

Чем объяснить такие различия в положении сословий?

Итог урока

Трудом простого народа создавалось то, чем гордился Петр и его потомки, назвавшие его Великим.

Петр, по мнению историка Павленко имел полное моральное право требовать от подданных беспрекословного подчинения, так как сам нес тяжкое бремя слуги государства и «не жалел живота своего»…

.

Текст фрагмента на рабочем листе.

Ответы учащихся.

Коррекция по необходимости

Варианты ответов учеников

Сначала отвечают, а потом слайд 6

На строительстве Петербурга. Нева, корабли, лодка, шпиль Петропавловской крепости…

Целеустремленный, несгибаемый

К первому. Дворец

Находят ошибку

Отвечают на вопрос, представленный на слайде 8.

Проект (выступление

Шапошникова Лера)

«Летний дворец и Летний сад»

Проект экскурсовод

Софья Грошикова)

Ответы:

шкафы, секретеры, панели, обои, шкафы, картины, керамическая плитка…

Проект

«Ассамблеи»

(экскурсовод Степан Титаренко)

Ученик показывает атрибуты: кофе, мандарины, мед, варенье, ножи, вилки, салфетки, скатерть,

перчатки, веер, шашки, шахматы, карты, может покажет танцевальное па?)

Ответы, предположения учеников.

«Правила культурного поведения в общественных местах»

Проект экскурсоводы Софья Петрова и Денис Грибовский. Кунсткамера.

Работа с документом.

Ответы на вопросы к нему.

Указывают сходства и различия одежды и внешности.

Обсуждение ответов на вопросы

Ученики говорят о рекрутской повинности, поборах и налогах.

Обсуждение ответов на вопросы.

учащиеся говорят о тяжелом положении крестьян.

поисковая

поисковая

проектный

Регулятивные: взаимодействие между учителем и учащимися, коррекция и саморегуляция.

Познавательные: применяют знания на основе поэтических, иллюстративных и документальных исторических источников.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, высказывают различные точки зрения; контролируют действия партнеров; умение публично выступать.

Коррекция по необходимости

V. Решение проблемы. Итоги урока Рефлексия

3

Учитель возвращается к слайду 2.

В тетрадях у вас, я надеюсь, уже достаточно перечислено нововведений. Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и проверьте друг у друга, как выполнено проблемное задание.

Рефлексия. (анонимно).

Взаимопровер-

ка и заполнение карточек с рефлексией.

.

Регулятивные: самооценка, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
на уроке.

Рабочие листы и тетради

должны быть подписаны и сданы.

VI. Домашнее задание

1

Учитель благодарит учеников за урок. Просит учащихся сдать листы самооценки и тетради.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повседневная жизнь европейцев в XVI- XVII веках.

История Нового времени. Тема урока: Повседневная жизнь.Тип урока: урок - исследованиеКласс: 7А Цели:Изучить основы мировоззрения и повседневной жизни европейцев в XVI-XVIIвеках.Развитие умений об...

Презентация к уроку "Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке"

Презентация у уроку "Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке", история России, 7 класс по учебнику Пчелова Е. В. В презентации наглядно представлены архитектурные сооружения, иконыС. Ф....

Жизнь и быт различных сословий 7 класс ИСТОРИЯ

Жизнь и быт различных сословий 7 класс ИСТОРИЯ...

Конспект урока по истории "Перемены в повседневной жизни российских сословий" 8 класс

Этот материал помогает провести урок в 8 классе по истории России начала 18 века....