"Повседневная жизнь различных сословии в первой четверти 18 века"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Технологическая карта урока истории России в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_povsednevnaya_zhizn_i_byt_8_klass.docx | 49.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории.
Тема урока | «Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения в первой четверти XVIII века». | ||||||||
Учитель | Пестова Ольга Викторовна | ||||||||
Дата урока | |||||||||
Предмет, класс | История России, 8а | ||||||||
Тип урока, место урока, тема | Урок изучения нового материала № 11 в главе 1 «Россия в эпоху преобразований Петра I» | ||||||||
Задачи урока | Предметные Изучение основных изменений повседневной жизни представителей привилегированных и податных сословий в эпоху Петра I, связанных с основанием и строительством Петербурга – новой столицы России. На основе изменений в повседневной жизни представителей различных сословий российского общества изучаемой эпохи, подвести учащихся к пониманию значения этих изменений для развития страны, а также к пониманию их противоречивости. Метапредметные В процессе совместной работы учителя и учащихся проанализировать положительные и отрицательные последствия преобразовательной деятельности царя, продолжить формирование навыков проектной, а также, исследовательской деятельности, умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, использовать ИКТ. Личностные Осознание исторических событий через призму нравственных норм, способность оценивать исторических деятелей, формирование познавательного интереса и уважения к историческому наследию Санкт-Петербурга. | ||||||||
Оборудование | Электронная презентация, оборудованная доска, творческие работы учащихся, рабочие листы с текстами документов и материалов для учащихся, елочные шарики из цветной бумаги для оформления елки.. | ||||||||
Предметные результаты | Ключевые компетенции | ||||||||
В познавательной сфере: общее представление о реформах Петра, направленных на европеизацию повседневной жизни и быта и умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, сравнивать, систематизировать, соотносить с собственными знаниями). В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения творческой, проектной работы, вести диалог, высказывать свое мнение и аргументировать его. | Ценностно-смысловые: способность анализировать информацию, ориентироваться в источниках, давать оценку фактам, событиям, личности Учебно-познавательные: осуществление целеполагания, анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности. Коммуникативные компетенции: владение способами совместной деятельности в парах, умение взаимодействовать с учителем для решения задач урока. | ||||||||
СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Вид работы: формы, приемы, методы. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Организационный момент | 1 | Подготовка класса к работе | Приветствует учащихся, проверяет готовность | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок. | Наблюдение учителя | ||
II. Актуализация знаний | 2 | Словесные | Слайд 1 Демонстрация темы урока. Что такое быт? Назовите синонимы, слова близкие по смыслу к понятию «быт»? Дайте определение понятию «сословие»? Перечислите основные сословия традиционного общества? | Например, жилище, пища, общение, развлечения, одежда… Цель и задачи формулируют учащиеся. | фронтальная | Познавательные: умение формулировать познавательные задачи, Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: целеполагание и планирование деятельности. | Коррек ция по необходимости | ||
III. Постановка целей и задач | 3 | Словесные, проблемные. Какова главная мысль эпиграфа? . | Слайд 2 Проблемное задание на весь урок. Суть: в тетради в ходе урока написать новшества в быту и повседневной жизни, появившиеся при Петре Первом и актуальные для современного человека. Слайд 3 Эпиграф урока. Какова главная мысль эпиграфа? Н.И. Павленко, историк, биограф Петра Первого. | Учащиеся приходят к выводу о неоднозначных последствиях противоречивости европеизации. | фронтальная | Познавательные: работать с текстовой, иллюстративной информацией, использовать ранее изученный материал для решения проблемы урока Регулятивные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач учебную задачу путем совместного обсуждения, взаимодействие между учителем и учащимися, коррекция и оценка деятельности. Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия в паре и группе. Владеть основами монологической и диалогической формами речи. | |||
IV. Первичное усвоение знаний и проверка их понимания в знакомой и незнакомой ситуации | 35
| Словесные, наглядные, поисковые. проблемный наглядный
проектная фронтальная | Слайд 4 Картина художника Добровольского «Здесь город будет заложен» Петр Первый и его преобразования интересовали не только историков, но и писателей, поэтов, художников… Вот так определяет значение его внутренней и внешней политики А.С. Пушкин. Учитель спрашивает: О каких обстоятельствах, связанных с основанием Санкт_Петербурга, пишет Пушкин? Как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»? Относится ли это выражение к повседневной жизни того времени? Нелегко оказалось сделать это («прорубить окно»)и в прямом и в переносном смысле… Слайд 5 Текст документа номер 1 на рабочем листе С какими трудностями в повседневной жизни сталкивались представители всех слоев населения – первые жители нашего города? Демонстрация слайда номер 6 Рассмотрите репродукцию картины художника Серова «Петр Первый» (стр.75 учебника). Где разворачивается действие? По каким признакам вы это определили? Каким художник изображает Петра? Из-за неустроенности Петербурга дворяне неохотно покидали свои терема и палаты в Москве. Слайд номер 8. К какому из изображений больше подходит такое название? Как бы вы назвали второе здание? Внешний облик дворянских жилищ Москвы и Петербурга. Верно или нет указано время строительства? В чем различия внешнего облика? По слайду 9 сравните интерьеры, назовите различия. О Летнем дворце мы узнаем подробнее от экскурсоводов Валерии и Александры. После их выступления открывается на доске «СПБ – европейская столица, военный и торговый флот» (1,2) Учитель говорит о скромности царского жилища и пышности дворца первого губернатора Санкт-Петербурга… Губернии, губернаторы, коллегии ассоциируются с европейской системой управления (3) (открывается на доске). Слайд 10,11. О каких еще новшествах дворянского быта мы можем судить на основе интерьеров Меншиковского дворца. Светлейший князь А.Д. Меншиков часто устраивал в своем дворце «собрания для увеселения и разговоров дружеских»… Какое название получили эти вечеринки с музыкой и танцами? Демонстрируется слайд 12 Светские манеры были необходимы при посещении ассамблей. «Юности честное зерцало» Что, на ваш взгляд, означает выражение «Показания к житейскому обхождению»? Желание распространять научные знания и прививать правила, культурного поведения подтолкнуло царя к созданию первой библиотеки, обсерватории, музея. М.В. Ломоносов: «Рожденный к скипетру простер в работу руки, монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки» Демонстрируется Слайд 13 Кунсткамера. Слайд 14 Документ 2 Петр стремился, чтобы интерес к наукам стал частью повседневности для представителей всех сословий. После открывается «Европейская система научных и образовательных учреждений..» (4, 5) В любое общественное место воспитанный и состоятельный человек должен был являться одетым по последней моде. Слайд 15. Сравнение одежды и внешнего облика высших сословий XVII и XVIII веков. Слайд 16 Карикатура «Европейская мода» Какую информацию пытается донести до нас автор? Всем ли жителям Москвы нравится европейская одежда? Почему? Роскошь и благополучие знати создавалось трудом большинства населения, чья повседневная жизнь и быт изменились мало. Это представители непривилегированных сословий, прежде всего, крестьян. чья жизнь ухудшилась в правление Петра Первого. Можете предположить, почему? Слайд 17. Документ. Каково отношение автора к повседневной жизни крестьян? Учитель подытоживает: бедность, тяжелый труд вызывает сочувствие… Слайд 18 Описание Радищева как нельзя лучше передает картина Шибанова «Крестьянский обед». Чем объяснить такие различия в положении сословий? Итог урока Трудом простого народа создавалось то, чем гордился Петр и его потомки, назвавшие его Великим. Петр, по мнению историка Павленко имел полное моральное право требовать от подданных беспрекословного подчинения, так как сам нес тяжкое бремя слуги государства и «не жалел живота своего»… | . Текст фрагмента на рабочем листе. Ответы учащихся. Коррекция по необходимости Варианты ответов учеников Сначала отвечают, а потом слайд 6 На строительстве Петербурга. Нева, корабли, лодка, шпиль Петропавловской крепости… Целеустремленный, несгибаемый К первому. Дворец Находят ошибку Отвечают на вопрос, представленный на слайде 8. Проект (выступление Шапошникова Лера) «Летний дворец и Летний сад» Проект экскурсовод Софья Грошикова) Ответы: шкафы, секретеры, панели, обои, шкафы, картины, керамическая плитка… Проект «Ассамблеи» (экскурсовод Степан Титаренко) Ученик показывает атрибуты: кофе, мандарины, мед, варенье, ножи, вилки, салфетки, скатерть, перчатки, веер, шашки, шахматы, карты, может покажет танцевальное па?) Ответы, предположения учеников. «Правила культурного поведения в общественных местах» Проект экскурсоводы Софья Петрова и Денис Грибовский. Кунсткамера. Работа с документом. Ответы на вопросы к нему. Указывают сходства и различия одежды и внешности. Обсуждение ответов на вопросы Ученики говорят о рекрутской повинности, поборах и налогах. Обсуждение ответов на вопросы. учащиеся говорят о тяжелом положении крестьян. | поисковая поисковая проектный | Регулятивные: взаимодействие между учителем и учащимися, коррекция и саморегуляция. Познавательные: применяют знания на основе поэтических, иллюстративных и документальных исторических источников. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, высказывают различные точки зрения; контролируют действия партнеров; умение публично выступать. | Коррекция по необходимости | ||
V. Решение проблемы. Итоги урока Рефлексия | 3 | Учитель возвращается к слайду 2. В тетрадях у вас, я надеюсь, уже достаточно перечислено нововведений. Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и проверьте друг у друга, как выполнено проблемное задание. Рефлексия. (анонимно). | Взаимопровер- ка и заполнение карточек с рефлексией. | . | Регулятивные: самооценка, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности | Рабочие листы и тетради должны быть подписаны и сданы. | |||
VI. Домашнее задание | 1 | Учитель благодарит учеников за урок. Просит учащихся сдать листы самооценки и тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Повседневная жизнь европейцев в 17 веке"
Урок истории в 7 классе...
Повседневная жизнь европейцев в XVI- XVII веках.
История Нового времени. Тема урока: Повседневная жизнь.Тип урока: урок - исследованиеКласс: 7А Цели:Изучить основы мировоззрения и повседневной жизни европейцев в XVI-XVIIвеках.Развитие умений об...
Презентация к уроку "Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке"
Презентация у уроку "Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке", история России, 7 класс по учебнику Пчелова Е. В. В презентации наглядно представлены архитектурные сооружения, иконыС. Ф....
Конспект урока "Повседневная жизнь петербуржцев в первой половине 19 века"
материал к уроку...
Консультация для воспитателей «Коррекция нарушений формирования лексико-грамматического строя и связной речи у детей с ОНР посредством применения различных игр и упражнений на занятиях и повседневной жизни ребёнка»
Работа над развитием речи детей во время режимных моментов, на коррекционном часе воспитателя....
Жизнь и быт различных сословий 7 класс ИСТОРИЯ
Жизнь и быт различных сословий 7 класс ИСТОРИЯ...
Конспект урока по истории "Перемены в повседневной жизни российских сословий" 8 класс
Этот материал помогает провести урок в 8 классе по истории России начала 18 века....