Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания
методическая разработка по истории

Рунова Мария Александровна

Исторические события оцениваются разными людьми. Взгляд очевидца порой резко отличается от точки зрения исследователя. Одно поколение людей рассматривает те или иные исторические факты с одной позиции, а другое находит в них иногда иное содержание. Разные факты неодинаково воздействуют на людей. Одной из разновидностей данной технологии является «Взгляд очевидцев исторических событий на факты, свидетелями которых они были».

Преимущество такой технологии заключается в том, что очевидец, приглашенный на урок, открыто демонстрирует свою нравственную оценку изучаемого события, а у учащихся есть возможность непосредственно вступить с ним в диалог этического характера, сравнивать свои собственные наблюдения по изучаемому материалу или вопросу. Такие беседы необходимо проводить либо до изучения новой темы, чтобы пробудить интерес к объективному анализу события, либо после изучения темы, как логическое завершение работы над учебным материалом. Можно идти от субъективного к объективному или от объективного к субъективному.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, дорогие коллеги!

1 слайд Тема духовно-нравственного воспитания очень актульна. Особенно для учеников 5 В класса, которые являются поисковым классом. Все дети, которые учатся в этом классе заранее знали, какая ответственность на них возложена. И для меня как классного руководителя важная задача воспитать в каждом духовно-нравственные ценности.

2 слайд Важное значение на духовно-нравственное воспитание оказывает поисковый отряд «Память» и его руководитель Планкин Александр Ильич. Каждую среду мои дети с удовольствием идут на поисковый час и получают знания о событиях Великой Отечественной Войны и других знаменательных событий в истории. Я вижу как дети меняются, я вижу как для них важно быть в таком классе, для многих это гордость. На поисковом часе дети не только узнают о значимых событиях в истории, но и так же детям удается прочувствовать их, т.к Александр Ильич наглядно показывает материалы археологических раскопок.

3 слайд Очень сплотил смотр-кокурс строя и песни, приуроченный ко Дню Защитника Отечества. Где ребята заняли почетное 1 место и были очень этому рады.

4 слайд Подготовка проходило по началу очень тяжело, многое, что не получалось, но я видела в каждом старание и желание выступить достойно. Считаю , что главная задача данного конкурса была достигнута, потому что дети возможно даже впервые прочувствовали важность этого праздника. И хотелось бы, чтобы такие мероприятия проходили чаще. Т.к именно такие конкурсы способствуют развитию духовной нравственности.

5 слайд Важное значение на духовно-нравственное воспитание ребят оказывает внеурочная секция «Стрельба» во главе с Шалаевой Ниной Васильевной, которая учит детей навыкам стрельбы и заинтересовывает интересными занятиями. Дети с удовольствием посещают стрельбу и радуются первым успехам и я вижу как для них это важно.

6 слайд Моя задача как классного руководителя сплотить детей и воспитать настоящих патриотов своей страны. Помимо классных часов, совместных походов в театры, музеи, экскурсий у меня как учителя истории есть такая возможность сделать это на уроках истории. Сделать это с помощью современных педагогических технологий .  

7 слайд Педагогические технологии, используемые на уроке истории по нравственному воспитанию, могут быть следующими:

1. Технология рассмотрения исторических событий глазами разных людей.

2. Технология переноса в изучаемую эпоху или событие.

3. Технология «Духовного эпицентра».

4. Технология оценки исторического портрета с нравственной позиции.

5. Технология «Имя в истории».

Рассмотрим сущность каждой из этих технологий в отдельности.

8 слайд 1. Исторические события глазами разных людей.

Исторические события оцениваются разными людьми. Взгляд очевидца порой резко отличается от точки зрения исследователя. Одно поколение людей рассматривает те или иные исторические факты с одной позиции, а другое находи т в них иногда иное содержание.

Преимущество такой технологии заключается в том, что очевидец, приглашенный на урок, открыто демонстрирует свою нравственную оценку изучаемого события, а у учащихся есть возможность непосредственно вступить с ним в диалог, сравнивать свои собственные наблюдения по изучаемому материалу или вопросу. Такая технология хорошо применима к урокам, на которых изучаются войны (Афганская, Чеченская и т.д.). Встреча с ветеранами помогает ученикам услышать мнение живых свидетелей военных событий, которые, как правило, нигде не опубликованы. Данная технология может быть использована при составлении памятки  «Уроки войны». Вот как выглядит её текст:

9 слайд «Уроки войны»

1. Война - это не только столкновение экономик, полководческих талантов, идеологических копий, война - это ещё и столкновение духов.

2. Ужасна не война, состояние народов, приводящее к войне.

3. Война красива только издалека и для тех, кто на ней не был.

4. Победа в войне — это не только умелый выбор позиции, удачи маневра, это душа народа в единстве с замыслом полководца.

5. На войне исход сражения решает не первая, не вторая, а последняя атака или битва.

6. Война - явление сложного характера, она может быть смесью добра и зла, быть чистым злом, но беспримесным добром она не бывает никогда.

7. Война - священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости в защиту правды и Отечества.

8. Солдат войны не выбирает.

9. Пойми одного солдата, и ты поймешь всю войну.

10. Смотри всегда за собственной войной и никогда не думай о том - будет ли война.

10 слайд  Памятка «Событие и человек»

Подводя итог применению технологии «Исторические события глазами разных людей» замечу, что любое событие истории можно рассматривать через нравственную призму. Любое событие поучительно, нужно только пробудить в учениках желание узнать о нем как можно больше и глубже, чтобы оно не прошло мимо их внимания.

11 слайд  2. Технология переноса в изучаемую эпоху или событие.

Назначение данной технологии связано с максимальным воспроизведением реальных событий, явлений, человека и т.д. Ученики как бы переносятся из современности в те события, о которых идет речь на уроке. Ученики говорят, чувствуют, мыслят на языке тех, кто является героем или участником изучаемой эпохи. Главное выполнить одно условие на уроке - создать атмосферу, изучаемого времени до мельчайших деталей.

12 слайд Целесообразно учащимся памятку «Оценка века или эпохи»:

1. Помни, что любая эпоха, и каждый человек обладает определенным набором ценностей.

2. Определи, в чем заключалось нравственное содержание изучаемого века, эпохи или цивилизации.

3. Проанализируй и сравни, чем та или иная эпоха отличается от предыдущей и остальных эпох

4. Узнай, какие имена стали украшением или позором изучаемого периода (столетия, эпохи).

5. Определи, является ли этот век прогрессом или регрессом в истории человечества, чья деятельность двигала его вперед или назад.

6. Проанализируй соотношение между материальными и духовными приобретениями данного века, эпохи.

7. Помни, что главная цель анализа прошедших веков это работа над собственной системой ценностей.

       13 слайд  3. Технология «Духовного эпицентра» может быть применена на уроке. Дата в календаре может стать предметом исследования событий, происходивших в одно и тоже время в различные эпохи. Учитель может связать эти даты и попытаться выяснить вместе с учениками, что их связывает, а что разделяет, какое нравственное значение они имеют. 1 апреля

♦ 1808 - император Александр I провозгласил «навечное» присоединение Финляндии к России.

♦ 1995 - на базе 1-го канала Останкино началось вещание «Общественного российского телевидения», ныне - Первый канал.

14 слайд 5. Технология оценки исторического портрета с нравственной позиции.

Сущность этой технологии сводится к тому, чтобы изучаемый исторический герой оценивался не только с точки зрения целей, методов и содержания деятельности, но и с нравственной стороны.

15 слайд Чтобы достигнуть определенного результата на уроке, можно использовать следующие действия, учитель предлагает ученикам набор нравственных качеств через призму, которых происходит анализ, а учащиеся выбирают их присутствие или отсутствие в жизни и деятельности этого человека. По итогам обсуждения на доске составляется социологическая диаграмма, согласно которой формируется коллективное мнение, составленное с учетом позиции каждого человека в классе. Список этих качеств могут определять сами учащиеся. Если речь идет о политике, то учащиеся могут обсудить его человеческие качества и качества как политика. Подобное задание можно провести в минигруппах, а затем сравнить социологические графики разных групп.

Иван IV: великий государственный деятель России или злодей на русском троне

Петр I: великий реформатор или губитель русских традиций

16  слайд Нравственной оценке могут подвергаться не только дела, но фразы великих людей в истории, например, как оценить следующие высказывания:

- «У нас нет обычая: бегством спасаться в отечество, но или жить победителем, или совершив знаменитые подвиги, умереть со славой»

(Святослав Игоревич – русский князь);

«Хочу как на словах, так и на деле впереди всех и перед всеми голову свою положить за своих братьев и за всех христиан, чтобы и остальные, видя это, с усердием ринулись в бой» (Дмитрий Донской);

- «Созидайте созидателей» (Петр I);

«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России» (Федор Ушаков);

«Деньги дороги, жизнь человеческая дороже, а время дороже всего» (А. В. Суворов);

«Я желаю быть лучше ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за дело неправое» (Павел I);

- «У России есть только два верных союзника. Это её армия и её флот» (Александр Ш);

- «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не поминать своего положения» (Николай II).

Главное, чьи ценности повлияли на жизнь учащихся и на их систему жизненных установок.

17 слайд 6. Технология «Имя в истории»

Сущность этой технологии такова: обнаружить духовную связь своего имени с теми людьми, которые его носили в прошлые годы или в настоящее время. Известно, что имя обладает мощным духовным потенциалом и способно влиять на жизнь и поступки многих людей. Так за Христа умирали многие христиане в эпоху гонений на православную церковь. С именем Сталина люди шли в бой и погибали. Имя Ленина соединяло людей в комсомольских и коммунистических организациях. Имена вновь родившимся детям давали в дореволюционную эпоху по православным святцам, а человек, именем которого называли ребенка, считался небесным покровителем. Подобная традиция была первоначально унаследована большевиками, которые давали революционные имена своим детям, родившимся после революции. Учитывая эту тенденцию, изучая ценности языческие, христианские и революционные, учитель дает задание ученикам выявить сущность имен, даваемых в разные эпохи. К тому же русская традиция часто давала человеку несколько имен. Так древнерусский князь Владимир имел 3 имени (Владимир по крещению, Мономах по деду, Василий, монашеское, перед смертью), а Александр Невский 2 имени (Александр - по крещению, Алексей - монашеское перед смертью). 

18 слайд Разговор об имени человеческом на уроке – это попытка понять смысл своего имени и найти отголосок его в истории. Вот как выглядит памятка  «Смысл имени»

1.Имена наши – суть послушаний, которые раздал Бог всем людям. Имя человека – это его должность ( архимандрит Петр Кучеров).

2.Фамилие мы получаем от рода, Отчество - от отца, а Имя - от Бога.

3.Изначальный смысл имени в том, чтобы одним словом обозначить глубинную суть человека. Во чье Имя человек трудится, от того он и получает награду.

4. У великого человека есть две вещи: талант и имя. Талант дается свыше, а чистота имени зависит от самого человека.

5. У каждого имени свой тайный код, разгадав который человек получает помощь для выполнения своего жизненного предназначения.

6. Горе человеку, если его имя славнее его дел.

7.Имя - это благопожелание, в котором заключается надежда и благословение на то, чтобы быть надеждой для родителей, родины, Бога.

8.Имя означает – «высокий, возвышенный». Выражение «во имя» означает, что человек живет тем, что выше его. По имени и житие.

9.Цель имени: указать на конечную цель жизни, цель Отчества: указать на сохранение родовых качеств, цель Фамилии: обозначить ответственность перед своим родом.

19 слайд Учитывая громадную палитру имен и фамилий в русской истории предлагаю вам, дорогие коллеги выполнить задание. Подумайте и ответьте на вопрос: С какой исторической личностью вы чувствуете духовно-нравственную связь и почему? Или назовите имена и фамилии людей, которые повлияли на вас своей жизнью и стали авторитетами. Это может быть не одно имя, а цепочка имен.

Преимущество этой технологии заключается в том, что она не требует детальной перестройки урока и может применяться на любом уроке, где фигурируют те или иные имена.

20 слайд Также, даже в рамках исследовательской работы, можно предложить ученикам задание. Найти в истории страны 7 исторических личностей с вашим именем и дать им краткую характеристику. Коллеги давайте попробуем выполнить это задание. Свяжите ваше имя хотя бы с одной исторической личностью.

Вот как, например, может выглядеть задание ученику, которого зовут Александр: найти в истории страны 7 Александров, которые у него вызывают уважение. А вот и предполагаемый ответ:

Александр 1

Александр 2

Александр 3

Александр Невский

Александр Васильевич Суворов

Александр Македенский

Александр Сергеевич Пушкин

Выполнение этого задания носит познавательно-нравственное значение. Список подобного рода имен может быть дополнен именами людей, проживающих в той местности, где обучаются дети. 

21 слайд Применение данной технологии может быть связано с памяткой «Имя человека» или завершено ею.

Вот как выглядит эта памятка:

1. Не бывает имени без отчества, а отчества без отечества.

2. В твоем имени жизнь твоих предков и тех, кто придет после тебя.

3. Продли своим именем добрую память о тех, кто тебе его давал.

4. Позор и слава могут пережить твое имя.

5. Не все имена остаются в истории.

6. Подумай, что осталось от тех имен, которые были до тебя и что останется на земле от твоего имени.

7. Взгляни на историю и прочитай свое имя потомкам.

8. Величие имени не в его звучности, а высоте его дел.

Данная технология  в основном нацелена на формирование нравственной и этической культуры учащихся.

Уроки истории имеют огромный нравственный потенциал. Изучая, сравнивая, анализируя и оценивая, учащиеся формируют свою точку зрения, впитывают нынешние общественные ценности, тем самым воспитываются нравственно и социализируются. Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация уроков истории. И моя задача как учителя истории, как классного руководителя воспитать достойных граждан нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности»

духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов,...

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Цель:  1.   Рассмотреть основные направления  духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2.   Рефлексия подходов и тех...

Выступление на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настояще...

Педагогическое эссе "Духовно-нравственные традиции в современном образовании и воспитании"

Эссе про педагогическую поддержку семьи в духовно-нравственном воспитании...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...