"Читательская грамотность на уроках истории"
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

«Читательская грамотность на уроках истории»

Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности.                                   

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.15 КБ
Файл презентация2.6 МБ

Предварительный просмотр:

«Читательская грамотность на уроках истории»

Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности.  Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

С. 2.  При изучении истории формируется такой элемент функциональной грамотности как читательская грамотность. Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.

С.3  Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества.

С.4   Уровень читательской грамотности.                                                                                         По уровню читательской грамотности Советский Союз занимал  - 3 место                               РФ в 2012 году – 42 место из 65 стран                                                                                              в 2015 году – 26 место из 70 стран                                                                                                             

В связи  с этим в России была разработана Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 г.г. В Преамбуле к ней говорится о том, что в России на данный момент проявляется системный кризис читательской культуры.   Об этом же свидетельствуют исследования PISA/ Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся /                                                                                                               С.5  РISA -2015                                                                                                                                         Как видна из данных графика в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону, но все равно умение осмыслить и оценить информацию текста развито у российских 15-летних читателей несколько хуже, чем у их сверстников из стран ОЭСР.

С.6   Низкий уровень читательской грамотности.                                                                                 В настоящее время тема читательской грамотности  становится все более актуальной, т.к. сегодня заметен  низкий уровень развития навыков смыслового чтения среди учащихся.  Неслучайно федеральный государственный образовательный стандарт включает в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента  - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».    

  С. 7  Навыки читательской грамотности  необходимы при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Частые ошибки связаны с тем, что выпускники не правильно прочитали задание и поняли его смысл.                                    Каких учебных заданий нам не хватает?                                                                                Какие читательские умения в современной ситуации можно считать ключевыми? Как достичь высокого уровня читательской грамотности?                                                                                                         С.8  Я.А.Каменский писал «Читать и  не  понимать – то  же, что  совсем  не  читать».                                                                                                                                        

С. 9  Грамотность чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию:  

  • поиск информации в тексте и понимание прочитанного;
  • интерпретация прочитанного текста;
  • оценка информации, заключенной в тексте.  

Все новое, это хорошо забытое старое. В преподавании истории  всегда присутствовала работа с историческими документами и текстами, письменными историческими источниками, с картой, иллюстрациями, таблицами. Поэтому существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения на уроках истории.                      С. 10-12  «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков;            это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя.

С. 13  Прием «Закрой окно»  «Дырявый текст»,  «Допиши историю».              Текст  с пропусками   предложил   использовать  психолог П.Я.Гальперин  в середине 1970-х годов     для формирования  внимания  при работе с текстом.             У приема много « плюсов»,   он учит:                                                                                           - ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл;                                                         - находить в тексте нужную информацию.                                                             Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу.                                                                            С. 14  2.  Интеллект–карта (кластер)                                                                   Включает в себя возможность переработки текста в форму схемы и использования схемы для составления рассказа по заданной теме.                      Прием учит анализировать текст, выделять главную   и второстепенную информацию, показывать причинно-следственный связи, учит связному рассказу, так как в конце нужно восстановить содержание  текста. Прием обучает   самостоятельно обрабатывать информацию. Интелект-карту можно использовать:  при работе  с  историческим источником, при подготовке к итоговой  аттестации,  к  предметной олимпиаде.                                                                 С. 15   3. Прием составления таблиц по тексту                                                     Достаточно часто в процессе изучения различных школьных предметов используется прием составления таблиц по тексту. Недостатком данного приёма я считаю то, что критерии для работы с текстом задаются педагогом, а значит, обучающимся остается лишь действовать по заранее заготовленному шаблону. Но при работе с таблицами со свободными критериями для обучающихся остаётся возможность внести своё видение изучаемой проблемы, составив свои критерии. Прием «Сводная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями, фактами. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Еще английский философ Ф. Бэкон говорил о том, как важно научиться правильно работать с информацией, что именно чтение делает человека знающим. Уметь читать, вести беседу и записывать полученную информацию – вот известные всем педагогам формы деятельности на уроке.

Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:

·          обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;

·          не умеют использовать приобретенные знания на практике;

·          многие не обладает навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или диаграммы;

·          ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст, применять полученную разными способами информацию на практике.            А ведь эти навыки, пожалуй, являются самыми важными и необходимыми. Существует необходимость в  формировании функциональной грамотности обучающихся через развитие умений работы с учебным текстом.                                          Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории  осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

С. 16  Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:

  Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).

Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6 классе. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.

Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы

 Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.

Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

С. 17 - 21  Перечень других методов

С.22   Выводы                                                                                                                            Проверить сформированность читательских умений можно только с помощью заданий, которые предполагают исключительно работу с текстом, документами,  картой, иллюстрацией, таблицей или диаграммой, и не требуют привлечения контекстных знаний.

В учебниках по истории содержится достаточное количество и тех, и других заданий. Однако, учитель вполне может сам сконструировать задания, опираясь на рекомендации и примеры, содержащиеся в материалах Института стратегий развития образования РАО и сборниках эталонных заданий, выпускаемых ГК «Просвещение».

Только систематическая работа на уроках, а также во внеурочной деятельности может привести к достижению  результатов по формированию читательской грамотности. Вклад предмета «история» в эту деятельность значителен.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня есть огромное количество приемов, позволяющих реализовать задачу формирования читательской грамотности.

23  слайд  Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».                                                                    Никогда не стоит о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать. Грамотность – это своего рода «лицо» человека.  В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным - быть престижным.                                                                            

Список литературы

1.       Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе. [Текст]/Е. Е. Вяземский. – М. :Просвещение. –2005. –  98с. 

2.       Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. Лектор: Ярославцева Марина Юрьевна. Курс лекций для дистанционного обучения. Лекция 5.https://his.1sept.ru/view_article.php?ID=200902107.

3.       Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем).

4.       http://pedsovet.su/metodika/6284_metody_raboty_s_tekstom.

5.       Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. – №3. – С. 36.

6.       Социологический словарь.https://gufo.me/dict/social_dict.

Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. –  2019. – №23. –  С. 622-625. – URL https://moluch.ru/archive/261/60361


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читательская грамотность на уроках истории. Выполнила: Журмухамбетова М.Б., учитель истории и обществознания МБОУ « Благодарновская СОШ»

Слайд 2

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ТЕКСТ УЧЕБНИКА ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ КАРТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ При изучении истории формируется такой элемент функциональной грамотности как читательская грамотность.

Слайд 3

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия –те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста 1.Поиск Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. 2.Извлечение - это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе . Читательские умения 1 . Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 4 . Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 5. Определять наличие/отсутствие информации «Читать –это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –вот в чем главное» К. Д. Ушинский

Слайд 4

Проблема: «кризис чтения». Советский Союз – 3 место РФ 2012 год (мониторинг читательской грамотности) – 42 место из 65 стран РФ 2015 год (мониторинг читательской грамотности) – 26 место из 70 стран РФ - Национальная программа поддержки и развития чтения в России 2007-2020 г.г .

Слайд 5

PISA-2015 *ОСЭР- Организация экономического сотрудничества и развития

Слайд 8

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Я.А. Каменский

Слайд 11

Заполните пропуски в предложениях. 1) В США под давлением общественности была проведена конституционная реформа, в результате которой стал избираться всеобщим голосованием. 2) В Великобритании либералы добились расширения полномочий представительного органа власти – . 3) По закону 1911 г. полномочия верхней палаты английского парламента были ограничены, и отстранялась от участия в принятии бюджета. 4) А в Германии не удалось расширить полномочия нижней палаты парламента – . сенат палата общин палата лордов рейхстаг

Слайд 12

Заполните пропуски в предложениях. 1) Политические партии, опасающиеся вовлечения широких народных масс в политику, базировались на идеологии. 2) идеология легла в основу деятельности политических партий, выступающих за снятие ограничений на деятельность политических и общественных организаций. 3) Политические партии, борющиеся за то, чтобы рабочие получили избирательные права, основывались на идеологии. 4) Политические партии, отрицающие значение реформ и делающие ставку на социальную революцию, базировались на идеологии. консервативная либеральная социал-демократическая марксистск

Слайд 13

Прием: «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю» Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь. Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Слайд 14

Ценности морали Прием : «Интеллект-карта» Афины Вывозили Ввозили

Слайд 15

Прием : «Составление таблиц по тексту» Народные восстания в период правления Петра I Характер восстания Восстание на Дону Восстание в Башкирии Восстание в Астрахани Причины восстания Требования восставших Результаты восстания

Слайд 17

Задания, нацеленные не только на поиск и извлечение информации, но и на её интерпретацию, например на обобщение или сравнение. Работа так же только с предлагаемым текстом, без дополнительной информации или знаний. Задания на интерпретацию и толкование (анализ, обобщение, сравнение)

Слайд 18

Интерпретация и толкование: проанализировать, сравнить, соотнести, сделать вывод

Слайд 19

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ( работа с картой) Задания на поиск и извлечение информации Задание на интерпретацию и толкование

Слайд 20

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ( текст и иллюстрация) Проверяем умение работать с текстом документа и карикатурой (извлекать информацию, соотносить информацию из текста и иллюстрации), которое является составной частью читательской грамотности. Не требуются контекстные знания.

Слайд 21

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, ТРЕБУЮЩИЕ НАЛИЧИЯ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЗНАНИЙ ( межпредметных ) Знания по географии (по ключевым словам –названия городов) Знания по географии (по ключевым словам –названия городов)

Слайд 22

Выводы Необходимо и возможно формировать читательские умения на каждом уроке истории, через организацию работы с документами, картами, иллюстрациями, таблицами, диаграммами, текстом учебника. Проверить сформированность читательских умений можно только с помощью заданий, которые предполагают исключительно работу с текстом, картой, иллюстрацией, таблицей или диаграммой, и не требуют привлечения контекстных знаний. В учебниках по истории содержится достаточное количество и тех, и других заданий. Однако, учитель вполне может сам сконструировать задания, опираясь на рекомендации и примеры, содержащиеся в материалах Института стратегий развития образования РАО и сборниках эталонных заданий, выпускаемых ГК «Просвещение» Только систематическая работа на уроках, а также во внеурочной деятельности может привести к достижению результатов по формированию читательской грамотности. Вклад предмета «история» в эту деятельность значителен. Ссылка на источники: https :// rosuchebnik.ru/upload/iblock/6a3/6a312aff26c28b6398f96f39033ac1ff.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности...

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе

Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...