Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе
презентация к уроку по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организовать эффективную работу по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_istorii.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ, ИЗМЕНЕНИЙ ЗАПРОСОВ УЧАЩИХСЯ И ОБЩЕСТВА, ОРИЕНТИРОВАННОСТИ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА Сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и повышение уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 декабря 2016 г. N 1598
« Читать–это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное–вот в чем главное» К. Д. Ушинский ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ТЕКСТ УЧЕБНИКА ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ КАРТА , ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ При изучении истории формируется такой элемент функциональной грамотности как читательская грамотность
Читательская грамотность – это… 1. способность выразительно читать текст, не допуская ошибок и искажения слов; 2. способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; 3. способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл и передать их в кратком или развёрнутом пересказе; 4. способность самостоятельно составлять тексты разных жанров, соблюдая нормы русского литературного языка.
Расположите читательские умения по мере их усложнения и углубления. Интегрировать и интерпретировать информацию. 2. Находить информацию в тексте, извлекать требуемую информацию. 3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста Поиск Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть ( сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится . Извлечение это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе . Читательские умения 1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 5. Определять наличие/отсутствие информации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Задания на поиск и извлечение информации
Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую (установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст ) Интеграция или связывание свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте . Читательские умения 1 . Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –контраргумент, тезис –пример, сходство –различие и др.) 5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом 6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев 8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Задания на интерпретацию и толкование (анализ, обобщение, сравнение) нацелены не только на поиск и извлечение информации, но и на её интерпретацию, например на обобщение или сравнение. Работа так же только с предлагаемым текстом, без дополнительной информации или знаний. По подсчётам историка С. В. Мироненко, если взять за основу владение крепостными крестьянами членами правящей элиты России в первой четверти XIX в., то картина получается следующая: не имели —28,2%; имели до 100 душ —9,4%; имели от 101 до 500 душ —24,7%; имели свыше 1000 душ —20,4%; нет сведений —18,8 %. Что можно сказать о характере правящей элиты в России, если мелкопоместными назывались дворяне, имевшие до 100 душ, среднепоместными —до 500 душ, крупнопоместными —свыше 500 душ?
Задания на осмысление и на оценку текста. Вопросы на осмысления требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать . Высказать своё суждение на личных нормах и мерах.
29 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Первая четверть XIX в. явилась важнейшим этапом в формировании русского консерватизма. Именно тогда были сформулированы основные концепты русского консерватизма: народ как единое органическое иерархическое целое, большая патриархальная семья, в которой главную роль играет воля царя, выражающая волю коллективного целого и опирающаяся на собственные, глубоко отлич ные от западных, национальные традиции. Такое целое не нуждалось в верховной власти народного представительства, ограничении власти самодержца конституцией, разделении властей, отмене со словных привилегий. А. /О. Минаков, современный отечественный историк Конечно, базой движения декабристов не мог быть мифический «процесс разложениям строя, который в указанное время как раз процветал, а Российская империя, добившись в Отечественной войне 1812 г. блестящей победы над Наполеоном, стала ведущей державой мира. Источники декабризма — это более сложные общественные процессы, порождённые как влиянием идей Просвещения, Французской революции, впечатлениями от Заграничного похода русской армии в 1813—1814 гг., так и явной неспособностью и нежеланием правящих верхов к реформированию общественного и политического строя в соответствии с новыми условиями жизни в посленаполеоновскую эпоху. Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский, современные отечественные историки 1. Сформулируйте основные черты русского консерватизма. 2. Что, по мнению авторов, явилось источниками движения декабристов, назовите не менее четырёх? 3. Используя оба источника, предположите, почему именно в начале XIX века, получило развитие и укрепилось консервативное направление общественной мысли?
В каком из предложений содержится информация о… (конкретном факте)? В каком предложении содержится информация, необходимая для ответа на вопрос (конкретный вопрос об информации, представленной в явном виде)? В каком предложении содержится доказательство того, о чём говорится в … предложении? Восстановите правильную последовательность пунктов плана к тексту. Совпадают ли позиции авторов текста 1 и текста 2? Объясните своё мнение по этому вопросу, дайте связный ответ, приведя не более двух доказательств. Какое утверждение противоречит авторской позиции? В каком виде деятельности можно использовать полученную из текста информацию? Находить и извлекать информацию Интегрировать и интерпретировать информацию Осмыслить и оценить содержание и форму текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории
Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....
"Формирование читательской грамотности на уроках истории "
quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...
«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».
Данные задания по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....
«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»
Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...
Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...
Формирование читательской грамотности на уроках истории
Статья содержит задания по читательской грамотности, которые можно использовать на уроках истории....
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.Статья посвящена некоторым методам и приемам формирования читательской грамотности....