Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. История России 9 класс.
презентация к уроку по истории (9 класс)
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.8._sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_strany_v_pervoy_chetverti_xix_v.pptx | 92.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Экономический кризис На развитие экономики Российской империи в период правления Александра I в наибольшей степени повлияли присоединение к континентальной блокаде Англии и Отечественная война 1812 г. Общий объём материальных убытков за годы Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии составил 1 млрд рублей. Тяжёлым бременем для экономик гос-ва стали заботы по восстановлению городов , разрушенных войной.
2 . Развитие сельского хозяйства В первой четверти XIX в. Россия оставалась аграрной страной : 90% населения было занято в сельском хозяйстве . В губерниях, где земли были менее плодородными многие помещики переводили своих крестьян с барщины на оброк . Чтобы оплатить оброк, многие крестьяне занимались отходничеством – временный уход крестьян из деревни на заработки в город. Некоторые крестьяне богатели, занимаясь торгово-промысловой дея-ю . Таких крестьян стали называть «капиталистами». Помещики не торопились давать вольную богатым крестьянам, поскольку оброк рос пропорционально крестьянским доходам . В черноземной зоне барщина сохранялась. М е́ сячина – разновидность барщины. Это была шестидневная работа на барской запашке при выплате от помещика ежемесячного содержания (одежды и продуктов). Крестьяне лишались при этом своих собственных земельных наделов. Сдерживающим фактором в развитии сельского хоз-ва оставалось сохранение крестьянской общины . Одним из направлений улучшений крестьянского вопроса стал У каз о вольных хлебопашцах 1803 г. (подробнее из §2).
3. Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816-1819 гг. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к императору с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли при этом не давать . В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками . В 1816-1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии .
4 . Проекты освобождения крестьян В 1818 г. был образован Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы. Руководитель – Д. А. Гурьев . Большинство проектов было построено на идее освобождения крестьян без земли , однако все они были отклонены императором. В 1819 г. Секретный комитет прекратил свою дея-ть . Свой проект освобождения крестьян от крепостной зависимости представил в 1818 г. генерал А. А. Аракчеев . Он был советником Александра I и возглавлял военное министерство. Главной идеей проекта Аракчеева было освобождение крестьян с земельными наделами . Гос-во должно было осуществить постепенный выкуп крестьян у помещиков . Этот проект не был осуществлён .
5. Военные поселения Создание военных поселений началось с 1810 г. Предполагалось, что поселённые в сельской местности войска будут совмещать военную службу с занятиями сельского хозяйства . Поселения создавались из солдат, имевших жён и отслуживших в армии не менее 6 лет. Дети всех поселенцев с 7-летнего возраста зачислялись в военно-учебные заведения , а с 18 лет переводились в воинские части . Круглый год крестьяне проходили военное обучение. В 1817-1819 гг . были восстания гос-ых крестьян, которых превращали в военных поселенцев.
6 . Развитие торговли, промышленности, путей сообщения После преодоления послевоенного кризиса промышленность и торговля в России развивалась устойчиво . Общая численность рабочих выросла с 95 до 210 тыс . Большинство фабрик и заводов выполняли заказы гос-ва, связанные в основном с производством оружия и сукна для армии , а также изготовляли товары для вывоза за рубеж . В послевоенный период стали применять паровые машины на предприятиях . В течение первой половины XIX в. велась постройка каналов, соединявших реки и облегчавших судоходство . Началось строительство мощёных дорог (к 1825 г. их протяжённость была уже 390 км ). Крупнейшими ярмарками страны были Киевская, Харьковская, Ирбитская, Нижегородская, Коренная . За рубеж продавали в основном зерно, сало, древесину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.
АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...
Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"
Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
Подходит для учителей истории, работающих в 9 классе по ИКС. Учебник под ред. Торкунова 9 кл....
Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.
Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века
Тип урока: комбинированныйТема урока: Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века Цель урока: способствовать формированию знаний о социально-экономич...
Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века»
Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века». Параграф 11. Учебник Торкунова...
Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»
Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....