Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

explicite121

Подходит для учителей истории, работающих в 9 классе по ИКС. Учебник под ред. Торкунова 9 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большакова Татьяна

Урок 9. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

Актуализация знаний:

1. Назовите сословия, проживающие в Российской империи в начале XIX в. Охарактеризуйте положение каждого сословия.

2. В чем заключалось экономическое развитие России в довоенный период? Из-за чего упал уровень экономического развития в 1807-1812 гг.?

3. Как могла повлиять на экономику страны Отечественная война 1812 г.?

4. Дайте определения терминам: барщина, оброк, месячина.

5. Какие привилегии получили крестьяне в первое время царствования Александра I?

6. Какие регионы были в более привилегированном положении и почему?

Ход урока

Слайд 2. На развитие экономики страны в период правления Александра I в наибольшей степени повлияли присоединение к континентальной блокаде Англии, и Отечественная война 1812 г.

Общий объем материальных убытков за годы Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии составил 1 млрд рублей. Это была гигантская сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн. рублей. Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны.

Тяжелым бременем для экономики государства стали заботы по восстановлению городов, разрушенных войной, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн. рублей.

Слайд 3. Работа с докладами министров о военно-экономическом развитии нашей страны и вопросами после них:

  1. Соотнесите состояние российской казны и потребности армии после Отечественной войны 1812 г.
  2. Выделите в тексте документов причины социально-экономических трудностей.
  3. Обобщите и сформулируйте проблемы, поднятые в докладах.
  4. В чем видели выгоду помещики, которые переводили крестьян на барщину?

Слайд 4. Организация самостоятельной работы с п. 2 «Развитие сельского хозяйства» и терминами: барщина, оброк, месячина, капиталистые крестьяне, отходничество.

  • Работая с текстом пункта аргументируйте следующее суждение: крестьянская община сдерживала развитие экономики.

Слайд 5. Рассказ учителя об освобождении крестьян Прибалтики от крепостного права.

Организация работы с п. 4-5 «Проекты освобождения крестьян», «Военные поселения»:

1. Какие проекты предлагались Секретным комитетом Александру I? Почему император отказывался от внедрения их в жизнь?

2. Почему именно Аракчееву Александр I поручил подготовить проект отмены крепостного права?

3. Какова была суть проекта А.А. Аракчеева? На каких помещиков в первую очередь ориентировался генерал?

4. Что такое военные поселения? Какова цель военных поселений?

Слайд 6. Рассказ учителя. 1810-1857 гг. – создание военных поселений – особая организация войск в России, совмещавших военную службу с сельским хозяйством (создатель А.А. Аракчеев). Цели:

  • Подготовка резерва без увеличения расходов на вооруженные силы
  • Возможность частичного упразднения рекрутских наборов
  • Решение крестьянского вопроса
  • Снижение расходов государства на содержание армии
  • Охрана рубежей государства
  • Преодоление экономического кризиса

Подведение итогов: Удалось ли достичь цели при создании военных поселений?

Домашнее задание: §6-7 учить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Урок 9

Слайд 3

Соотнесите состояние российской казны и потребности армии после Отечественной войны 1812 г. Выделите в тексте документов причины социально-экономических трудностей. Обобщите и сформулируйте проблемы, поднятые в докладах. В чем видели выгоду помещики, которые переводили крестьян на барщину?

Слайд 4

Работа с п. 2 «Развитие сельского хозяйства» Аргументируйте следующее суждение: крестьянская община сдерживала развитие экономики.

Слайд 6

1810-1857 гг. – создание военных поселений – особая организация войск в России, совмещавших военную службу с сельским хозяйством (создатель А.А. Аракчеев). Цели:  Подготовка резерва без увеличения расходов на вооруженные силы  Возможность частичного упразднения рекрутских наборов  Решение крестьянского вопроса  Снижение расходов государства на содержание армии  Охрана рубежей государства  Преодоление экономического кризиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века

Практическая работа учащихся с материалом учебника...

Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"

Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...

Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.

Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века

Тип урока: комбинированныйТема урока:   Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века Цель урока:  способствовать формированию знаний о социально-экономич...

Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века»

Самостоятельная работа по теме: «Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века». Параграф 11. Учебник Торкунова...

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. История России 9 класс.

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в....

Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»

Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....