Урок истории «Быт и нравы Древней Руси»
методическая разработка по истории (6 класс)

Морозова Елена Афонасьевна

 Разработка методического материала по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_muzeynogo_uroka.docx189.97 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса школьных музеев Российской Федерации в 2022г

Номинация для педагогов

Разработка методического материала по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации

Урок истории «Быт и нравы Древней Руси»

(музейный урок в 6 классе)

IMG_20190329_151143


Подготовила: Морозова Елена Афонасьевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Горская СОШ»

Перемышльский район Калужская область

2022 год

Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси».

Вид урока: урок – работа с музейными предметами.

Цель урока : формирование представлений о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях.

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью на примерах экспонатов школьного музея «Преданья старины далекой»;
  • расширить знания обучающихся о назначении предметов быта;
  • развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого;
  • воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле;
  • развивать творческую и познавательную активность.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с повседневной жизнью древних русичей, характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Цели занятия направлены на достижение обучающимися:

#1051;ичностных результатов:

-формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

-складывание представления о традициях и нравах прошлого.

#1052;етапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

-осуществлять целеполагание;

-планировать пути достижения цели;

-самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-самостоятельно контролировать своё время;

-осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами).

В области познавательных УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-реализовывать исследовательскую деятельность;

-искать информацию;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-анализировать.

В области коммуникативных УУД:

-организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия;

-участвовать в коллективном обсуждении;

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

-осуществлять нравственно-этическое оценивание.

#1055;редметных результатов:

-формирование уважительного отношения к традициям и культурам разных народов

-создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях.

-ознакомление обучающихся с событиями Отечественной истории.

Методы и приемы: объяснение, беседа, вопросно-ответный метод, демонстрация музейных предметов, наглядный метод, погружение в прошлое.

Оборудование:предметы крестьянского быта – экспонаты экспозиции школьного музея, учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 6 класс.

Зрительный ряд: экспонаты экспозиции музея «Преданья старины далекой».

Литературный ряд: русские народные пословицы и поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: аудиозапись русской народной песни «Пряха», русские напевные мелодии.

Место урока в учебном плане: последний урок на тему «Древняя Русь».

Подготовительная работа: группа детей готовит стихотворения, небольшие рассказы и загадки о предметах старины (истории старинных вещей) помощники учителя.

План урока:

  1. Включение в учебную деятельность.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы урока, постановка цели и задач.
  4. Формирование новых знаний – инсценировка.
  5. Тематическая физкультминутка.
  6. Актуализация полученных ранее знаний.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Наша сегодняшний урок будет проходить не в кабинете истории, а где же? Послушайте загадку.

Как обычно, в красивом здании,

Где хранится кладезь знаний,

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это –

Учащиеся:это МУЗЕЙ!

Учитель: Приглашаю всех в гости !(Открывает двери, ребята входят в музей).Сегодня мы совершим путешествие в старину, в деревенскую избу. Помните, как себя вести в гостях в школьном музее? Всё-то вы знаете. Молодцы. Тогда в путь! Вот только ещё пряник «Тульский» возьмём.

Учитель: Двери открываются, русская старина начинается.

(Дети входят в избу и видят: за прялкой сидит Красна-девица в русском сарафане и кокошнике).

Учитель: Мир Вашему дому дорогая хозяюшка.

Девица (Василиса), увидев гостей, встает и подходит к ним.

Василиса: Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется, приложив руку к сердцу и затем, опустив ее вниз). Я рада видеть вас в нашей деревенской избе. Зовут меня Василисой. А вы, чьи будете? Откуда вы ? (Ответы детей).

Учитель:Нам захотелось заглянуть в русскую избу, узнать, как жили наши предки. Негоже ходить в гости без подарка. Вы любите получать подарки? На Руси говорили «гостинцы», от слова «гость». А это значит, что по обычаю человек всегда входил в дом с подарком. (Вручает пряник. Василиса с

улыбкой берёт пряник, рассматривает. Благодарит, кланяется).

Василиса: Гость на пороге – хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Всем ли места хватило? Всем ли удобно?

Учитель: Спасибо вам, Василиса. Мне бы хотелось обратиться к ребятам. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общение друг с другом.

Ребята, прослушав строчки из стихотворения, скажите хозяйке избы, что вы изучали на уроках истории?

Учитель:

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи,

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки».

Учащиеся:(восточных славян, первых, киевских князей, древнерусское государство). Молодцы, не забыли.

Мы свами должны обязательно знать и историю современных событий.

Учитель: Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своих выступлениях постоянно обращает внимание всей страны на то, что каждый гражданин обязан знать историю своего народа. Вы - будущее нашей страны, поэтому вы обязаны знать свою историю, чтобы сохранить обычаи и традиции своего народа. 2022 год объявлен президентом «Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ».

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение истории Древней Руси. Но сначала вспомним, что мы уже узнали на предыдущих уроках.

III. Проверка домашнего задания

Учитель:

1)Ребята, а как вы понимаете термин «патриотизм»? (любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу).

2)О каких былинных героях Древней Руси говорится в Устном народном творчестве? (богатырях)

3)Главным письменным источником того периода является летопись «Повесть Временных Лет». Кто написал эту летопись? (Нестор).

4)А была ли бумага на Руси? (писали на бересте)

5)Перечислите основные восточнославянские племенные союзы.(поляне, древляне, дреговичи, ильменские словене)

6)Назовите наиболее почитаемые славянские божества. (Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – повелитель ветра, Волос ~ Велес –покровитель скотоводства )

7)Ребята, отгадайте, о каких князьях идет речь в этих поэтических фрагментах?

#1061;одил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

#1054;н смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей, и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

#1061;итра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

#1057;ел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

#1045;го призвали новгородцы

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Молодцы, ребята, вы справились с вопросами!

III. Изучение нового материала .

Учитель:

Переход к новой теме: А теперь ребята, давайте подумаем, что же мы будем сегодня изучать на уроке? А подсказкой вам будут следующие строки:

Русь могучая и бескрайняя,

Люди были тогда всесильными,

В избах деревянных жили,

Занимались искусством знатным.

Сами ткали, хлеба растили,

Хоть и в лаптях ходили.

Учитель: Итак, ваши мысли:

Учащиеся: ( Правильно, сегодня вы узнаете, как люди жили на Руси,

о повседневной жизни, как жили наши предки, о быте и нравах людей)

Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Быт и нравы Древней Руси»:

Учитель: - А что же такое быт? (Повседневная жизнь). (Если не ответят, то…)

- А что входит в понятие «повседневная жизнь»? (жилище, одежда, пища).

- А что такое нравы? (Обычаи, уклад жизни).

Цель нашего урока: знакомство с бытом и нравами Древней Руси.

Учитель:

Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён. А что нам поможет?

Учитель:

Поможет нам в этом наш краеведческий музей. Представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим внутреннее убранство и интерьер избы. Ребята, что означает слово интерьер? Интерьер – (в переводе с французского - внутренний вид) архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания,

-Хорошо, я вам с радостью поведаю о жизни на Руси. Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Учитель: О некоторых наиболее старинных предметах быта расскажут наши экскурсоводы (Входят Софья, Сергей. Арина, Коля)

Краевед 1: (Софья) Народная мудрость гласит: «Не забывай старь – она новизну держит».

Давным – давно в деревне
Жила одна семья.
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад
. (Софья открывает сундук)

Краевед 2: (Сережа)
Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей,
Позавидовать нам может областной
Краеведческий музей.
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши.
Краевед 1:(Софья)
Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без преданий старины далекой,
Если нет истории своей!

Краевед 3(Арина)

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном,

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Краевед 4(Коля)

Пол с половичками, ровен потолок,

Печка деревенская стала в уголок,

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая половиком,

Старенькая прялка со старым сундуком,

Да стол под образами, накрытый скатертью цветной.

Учитель: Самое важное место в избе занимал «Красный угол». Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «Красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка: «Без Бога — не до порога». В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым рушниками. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Здесь же стоял обеденный стол, за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, календарные праздники).

Учитель: Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать и найти предмет, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.(печка)

Учитель: Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе? (в ней еду готовили, она обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, одежду).

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней, как весной.
В старину так говорили:
«Печь нам - мать родная всем,
У печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем».

Она и грела, и лечила, и кормила. Нашему поколению 60-70 годов всем известно, как выглядела печь, а вот многие дети у же не знают, как выглядела печь, как она устроена. В нашей деревне почти не осталось печей и во многих деревнях. Поэтому наши дети могут познакомиться только по Интернету, и может, кто-то захочет узнать из книг. Когда мы начинали обустраивать нашу избу, начали, конечно, с печки. В самом низу находилось

Подпечье — место, применяемое для просушки поленьев.

Опечье — основание сооружения.

Печурка — углубление впереди и вверху, улучшающее теплообмен. Она используется для сушки вещей.

Горнило — представляет собой так называемую варочную камеру, в которой сжигается различное топливо, а в дальнейшем готовится пища. Арку камеры делают под наклоном к входу. Благодаря этому прогретый воздух держится наверху, нагревает лежанку и боковые стены печки.

Заслонка — закрывает горнило.

Шесток – особое отделение перед устьем, которое располагается перед горнилом. Боковые стенки устья называют щеками.

Хайло — находится перед устьем над шестком. Представляет собой раструб, в который уходит дым в процессе функционирования печи. Из этой зоны дым попадает в трубу для выхода дыма. Выше находилась малая дверка, когда печь вытапливали, чтобы тепло сохранялось, закрывали вьюшкой.

Учитель: Важное место в доме занимала печь. Печь - это сердце дома. А для чего нужна печь? (Ответы)

-Русская печь обогревала, кормила семью, на ней спали старики и дети, грели воду, сушили одежду, грибы и ягоды…

- А чем топили печь? (Дровами)

- Кто же занимался заготовкой дров? (Ответы)

- Конечно же, мужчины, потому что это очень тяжёлый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

Печку называли - кормилицей. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги.)

-Угол, к которому печь была повёрнута устьем, (Показывает устье) назывался «бабьим кутом». Здесь хозяйничала женщина: стряпала - готовила еду, пекла хлеб, пряла, шила. Об этом вам расскажет хозяйка избы Василиса.

Василиса: Ребята, как вы думаете, в чем же хозяйка варила обед?(Знакомство с чугунком).

Василиса: Это чугунок. Он не заменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился(Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый).

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен помощник. Слушайте загадку:

«Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет». (Ухват)

-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? ( Дети пробуют, хозяйка помогает)

-Еще есть загадка про другого помощника хозяйки, слушайте:

«Чёрный конь, скачет в огонь» ( Кочерга).

-Кочерга нужна хозяйке, чтобы поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу (сгоревшие дрова) из топки выгрести. (Показывает).

-Кочерга нужна хозяйке, чтобы поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу (сгоревшие дрова) из топки выгрести. (Показывает).

Учитель: Ребята! А теперь давайте посмотрим ваши домашние задания. Дома вы должны были подобрать загадки о крестьянской утвари и подготовить небольшие истории о старинных вещах.

1 ученик:

Послушайте мою историю о старинном предмете. Но сначала отгадайте загадку, о каком предмете пойдет речь:

У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк,

В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Это самовар. Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары.

2 ученик:А теперь отгадайте ещё одну загадку и найдите этот предмет в избе. «Новая посудина, а вся в дырках» (Сито)

-Верно, это сито, оно у нас висит возле печи. Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получалось очень пышным и мягким. Посмотрите, как это делается. (Показ) Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито.

-А посмотрите, какой красивой ложкой мы насыпали в сито муку. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую мужчины вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». А как вы думаете, для чего еще могли пригодиться ложки? (Ответы).

Учащиеся: Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс.

Учитель: Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. (Дети играют на ложках, кто желает, выполняет танцевальные движения)

3 ученик: Мою старинную вещь редко встретишь сейчас, попробуйте отгадать. Кто из вас знает, как раньше воду носили, водопровода-то не было!? (Воду носили в ведрах с помощью коромысла).

Два брата пузатеньких под гору бегут,

Один горбатенький их за вихор держит.

Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора.

Коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

Попробуете принести ведра на коромысле? Кто смелый?(1-2 ребенка)

- Ну, что, легко ли воду носить? Трудно. Носили воду в дом из речки, порой издалека.

Василиса:

Устали? Пора немного отдохнуть и подкрепиться. Но сначала мы будем мыть руки. Чистота залог здоровья. На Руси-матушке всегда любили чистоту, воду (Подходят к умывальнику). Посмотрите, это умывальник, рукомойник с двойным носиком. Дети, которых в семье было много, помогали друг другу умываться, опрокидывая рукомойник каждый со своей стороны. (Показывает, дети моют руки, помогая друг другу).

- Вытирали руки рушником, полотенцем. Его сами ткали и украшали красивой вышивкой. Рушников в избе было немало: одними накрывали хлеб, другими вытирали руки и посуду, доили корову, хлопотали - хозяйничали возле печи.

А вот и обещанное блюдо. ( Достаёт из печи горшочек с пареной репой и угощает ребят). Были времена, когда не было картофеля на Руси. Тогда в основном ели репу, полезный овощ. Из репы готовили различные блюда: варили похлёбки и каши, пекли пироги с ней и парили. (Гости пробуют репу, делятся впечатлениями).

Василиса: Молодцы, хорошо, весело играли, плясали. Смотрю, обувь-то у вас крепкая, такая долго не сносится! Знаете ли вы, какую обувь носили в старину? (Лапти, валенки)

4 ученик: О чём эта загадка?

Спинка есть – брюха нет, голова есть – да без мозгов,

Уши есть да не слышит, подвяжешь - идёт, развяжешь – лежит.

- Валенки носили зажиточные крестьяне. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Изготовляли валенки из овечьей шерсти. Обувью простых людей на Руси были лапти. Плетением лаптей на всю семью занимались мужчины и мальчики-подростки. Лапти плели из лыка – коры липы, бересты - верхнего слоя коры берёзы (показывает бересту, дети рассматривают, трогают), кожаных ремешков. Мужчины занимались и плетением корзин, которых было довольно много в избе, разных форм и размеров. (Показывает).

5 ученик: Угадайте, о чем моя история?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал.

Это история про глиняный горшок. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом. Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, в печи обжигают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол.

Учитель: Хозяйка следила, чтобы все ходили в чистой одежде. Ребята, как стирают ваши мамы? (Ответы).

-А раньше стирали вручную – в корыто ставили стиральную доску, стирали щелоком (березовая зола от дров), мыло пришло чуть позже. Посмотрите, как это делается.( Показ, дети пробуют потереть полотенце о стиральную доску).

- Понравилось вам белье стирать?

6 ученик: Угадайте, что это такое? Плывёт паром, уголь в нём. Или вот еще:

В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!
Да, это утюг.

Утюги были дорогой вещью. При литье их украшали орнаментом, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев.

-А теперь будем белье гладить. Так чем же воспользуемся? Гладили так - на большую скалку накручивали белье и раскатывали рубелем – показывает.(Пробуют гладить). - Или гладили вот таким чугунным утюгом. Электричества раньше не было и поэтому, чтобы утюг нагреть, в него клали горячие угли, позже появился чугунный утюг, который для нагревания ставили в печь, и только потом изобрели электрический утюг. (Осторожно берут в руки чугунный утюг и определяют, что на вес он тяжёлый).

Учитель: Ребята, как вы думаете, что это за предмет? (Люлька, кроватка, колыбелька).

- В старину эту колыбель называли ещё «Зыбкой» и качали малышей, и пели им колыбельные песенки. Люльку обязательно закрывали пологом: он и от комаров да мух оберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Дети пробуют покачать люльку.

-А теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей избе.

Василиса:Это прялка (показ). Зимними долгими вечерами хозяйка с помощью веретена на ней пряла нитки. А из ниток затем ткали полотно и шили одежду, вязали носки, цветные варежки и другие вещи – хозяйки сами рукодельничали, потому что в магазинах этого нельзя было купить.( Показ -пряжа, вязаные вещи, льняная ткань).

- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (половиками)

- Половики какой формы? (прямоугольные, длинные)

- Для чего пол покрывали? (для тепла)

Учитель:А какая ещё мебель была в избе? (Стол, лавки, сундуки). – А вы, знаете, почему лавки делали широкими? (На них спали).

-Правильно на них спали.

-А это что? (Сундук). Показывает сундук.

- А для чего он нужен? (Хранить вещи, домашнюю утварь.)

Вам, наверное, интересно, что в сундуке, но об этом наш следующий урок.

4. Итог урока

Учитель:

- Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?

-А сейчас поиграем в игру «Что было, что стало».

- Где готовили еду в старину? (в печке)

-А сейчас, где готовим? (на газовой плите)

-В чем раньше кашу варили? (в чугунке)

-А сейчас, в чём варим? (в кастрюле)

-В чем раньше готовили чай? (в самоваре)

-А сейчас? (в чайнике)

- Зачем нужно было коромысло? (воду носить)

- А у нас сейчас? (водопровод)

- Какую обувь раньше люди носили? (лапти)

- А сейчас? (сапоги, ботинки, туфли)

- С помощью чего гладили бельё? (валька и колотилки)

- А в настоящее время? (утюгом)

- Где раньше одежду хранили? (в сундуке)

- А сейчас? (в шкафу).

-Вот сколько новых слов мы узнали на нашем занятии. Молодцы!

Василиса: Мне бы хотелось узнать, за что вы любите свой настоящий дом, свой родной очаг? (Ответы детей)

- Спасибо за ваши ответы.

Учитель: Ну, что ж, хватит гостевать, пора и честь знать. Благодарим тебя, Василиса, за русское гостеприимство!

Василиса: Вот вам гостинцы на дорожку, любимое детское лакомство – петушки на палочках. (Раздает леденцы).

-Я была очень рада Вас повидать! До свидания! Приходите ко мне еще в гости!!! Скатертью дорога, легкого пути!

(Учитель читает финальное стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Рефлексия

Учитель: Спасибо всем. Спасибо за подготовку сообщений! Вижу, вы хорошо усвоили наш урок

Учитель: Ребята, мы сегодня побывали в музее нашей школы, подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке. Ответы запишите в карточку.

Сегодня на уроке я узнал:

(3 новых слова)

Сегодня на уроке мне особенно понравились:

(3 интересные вещи)

Сегодня на уроке меня удивили:

(3 уникальных предмета)

Сегодня на уроке мне запомнились:

(3 выражения)

Данная методическая разработка урока была представлена для участия в региональной акции

Неделя «Музей и дети»

(воспитание учащихся средствами музейной педагогики)

И во всероссийском конкурсе «Ступени успеха» «Воспитатель! Учитель! Педагог» в номинации «Нет на свете мудрее профессии!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....

Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".

Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...

Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...

03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси

03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси...