Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» и раздел «Русь Древняя». Основная образовательная технология, применяемая на уроке – поисково-исследовательская (задачная) технология. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 6 классе

«Быт и нравы Древней Руси»

Коробцова Оксана Леонидовна,

МКОУ ШР «СОШ № 4»,

учитель истории и обществознания

г. Шелехов

2014 год

Пояснительная записка

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» и раздел «Русь Древняя».

Основное содержание знаний по теме – это историческое и культурное наследие Древней Руси.

На уроке продолжена работа по формированию:

  • знаний хронологии (период V- XII века);
  • знаний исторических фактов (основные категории населения Древней Руси);
  • умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет);
  • умение производить описание (реконструкцию) – характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси;
  • умения анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия  (образ жизни различных категорий населения), излагать причины и следствия исторических событий.

Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как способствует пониманию культурного многообразия мира, воспитывает уважение к культуре своего народа, ведет к осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы.

Основная образовательная технология, применяемая на уроке – поисково-исследовательская (задачная) технология.

Задачная форма обучения - это методический приём, позволяющий формировать у учащихся способности ставить и решать учебные задачи. Задачная  (поисково-исследовательская) система обучения описана в  книге Загвязинского  В.И «Теория обучения: Современная интерпретация». – М.: Издательский центр «Академия», 2001 .

Классификация задач и этапы урока, где применялись эти задачи:

1. Задачи, направленные на сжатие материала: создание таблиц, схем, опорных конспектов.

- На  этапе изучения нового материала в ходе беседы с учителем учащиеся самостоятельно делают вывод о том,  что информацию можно оформить в виде сравнительной таблицы «Быт жителей Древней Руси».

2.  Задачи, направленные на формирование умений перевода информации из одной знаковой системы в другую: создание на основе данных статистики диаграмм, таблиц. Анализ данных диаграмм, графиков и перевод статистической информации в теоретический учебный материал.

- Заполнение таблицы «Быт жителей Древней Руси., использование устного сообщения, текста учебника, иллюстраций, информации из Интернет источников.

3. Задачи на применение знаний исторических и обществоведческих понятий, терминов, исторических фактов в заданном контексте.

- На этапе первичного осмысления и закрепления знаний, составления рассказа «Один день из жизни жителя Древней Руси» с использованием новых понятий, терминов.

Задачная технология обязательно включает этап рефлексии. Рефлексия  организуется  так, чтобы для учащихся стало очевидным,  как они получили данное знание.

- На этапе подведения итогов урока организуется беседа: Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах?  Какая проблема стояла перед классом, как её решили? Каким способом оформляли информацию, с какими трудностями столкнулись?

Сценарий урока (технологическая карта урока)

Тема урока

Быт и нравы Древней Руси

 

 Цели урока

для учителя – создать условия для овладения знаниями и умениями по теме «Быт и нравы Древней Руси»;

обучающие задачи – формирование представлений об  историческом и культурном наследии  Древней Руси;

развивающие задачи – развитие хронологических представлений, умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет); умений производить описание (реконструкцию), характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; умение анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия  (образ жизни различных категорий населения); излагать причины и следствия исторических событий;

воспитательные – воспитание  уважения к культуре своего народа, осознания своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; воспитание взаимоуважения к одноклассникам, пониманию возможности существования различных точек зрения.

для учащихся – знать и понимать, что такое «быт», «повседневная жизнь», понимать особенности и отличия быта населения Древнерусского государства и древних славя; уметь составлять и заполнять сравнительную таблицу; уметь работать в парах, в больших группах; научиться публично выступать.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные результаты - научатся определять термины «быт», «повседневная жизнь», понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться  давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян;

Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа;

Регулятивные  – постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные – самостоятельное создание алгоритма  деятельности при решении проблемы; умение выделять главное,  существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

Тип и вид  урока - урок усвоение новых знаний

Формы работы:  

- фронтальная

- групповая

- работа в парах.

Методы обучения:

- репродуктивный (сообщение одноклассника, рассказ учителя);

- частично-поисковый (работа с текстом учебника, дополнительной информацией);

- творческий (составление рассказа о повседневной жизни древних славян);

- наглядный (мультимедийная презентация);

- практический (заполнение таблицы).

 Основные термины и понятия - быт, повседневная жизнь.

Перечень оборудования для учителя и учащихся:

- мультимедийная презентация «Быт и нравы древней Руси»; ранее просмотренная и скорректированная самостоятельная работа учащегося - мультимедийная презентация и сообщение по теме «Питание Древних славян»;

- раздаточный материал для учащихся:  шаблоны таблиц; дополнительный материал «Питание древних славян»; заготовки сочинения «Один день из жизни жителя Древней Руси».

Учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Организационный момент

1 минута

 

Приветствие учащихся. Проверка готовности

к уроку 

Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку

 Фронтальная беседа, индивидуальная работа учащихся

Актуализация знаний

 

5 минут

Игра  аукцион - «Вспомнить как можно больше фактов по теме прошлого урока «Культура Древней Руси», напоминание, что побеждает  группа, которая последняя назовёт  слова, относящиеся к данной теме.

Рефлексия Оценивание каждого ряда, оценивание отдельных учащихся.

Что дало каждому из вас участие в такой работе?

Обсуждение с одноклассниками и фиксация на бумаге всего, что они помнят по теме «Культура Древней Руси». По рядам перечисляют по очереди вспомнившие понятия и термины.

Рефлексия

Участвуя в обсуждении и ответах, я ….

Работа

в группах по рядам

Постановка цели задачи урока

 

5 минут

Вспомните понятие «культура», какие виды культуры мы выделяем, что включает  в себя понятие «духовная культура»?

Какая тема урока?

Цель урока? Что будете знать?

Как будем изучать, с помощью чего?

 

Ответы учащихся на вопрос «культура», «духовная культура». Осознание того, что  материальная культура – это повседневная жизнь, быт.

Отвечают на вопрос – тема урока о повседневной жизни древних славян, цель – изучить, узнать, как она отличалась от современной повседневной жизни

Фронтальная беседа с привлечение наглядности (слайды мультимедийной презентации)

Изучение нового материала

5 минут

 

Беседа по вопросам:

?Что включает в себя повседневная жизнь, из чего состоит?

Определение

Быт – повседневная  жизнь человека, совокупность условий,              в которых она проходит

Нравы - формы поведения людей, которые  бытуют в данном обществе

?Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

?На какие группы можно разбить население Древней Руси?

Быт одинаковый?

Проблема

Как успеть за один урок изучить быт разных групп?

Где узнать?

Как оформить новые знания?

 Ответы:

- Питание

- Жилище

- Одежда

- Воспитание детей

- Развлечение

Записывают определения в тетрадь

Да, живут по- разному, потому что …

Группы населения:

- Знать (князь, бояре, дружина)

Простые жители:

- Горожане

- Крестьяне

Решение проблемы

Разбиться на группы по рядам (группы населения), в парах изучить одну из сторон быта.  

Сообщение одноклассника, учебник, дополнительная информация

Оформить в сравнительной таблице, представить всему классу.

Фронтальная беседа

Первичное осмысление и закрепление

2  минуты

5 минут

4 минуты

1 минута

7 минут

 

 Контроль правильности выполнения заданий

Составить рассказ «Один день из жизни (боярина, горожанина, крестьянина)

Организация выступления

Демонстрация слайдов как визуальная поддержка выступления

Прослушивание выступления одноклассника «Питание древних славян», заполнение раздела «питание»

Изучение текста учебника

Заполнение разделов таблицы:

 -жилище

 - одежда

- развлечение

Используя записи таблицы, составляют рассказ  о жизни жителя Древней Руси

Определение выступающих

Выступление перед классом с рассказом об одном дне (боярина, горожанина, крестьянина). Прослушивание выступающих.

 Работа в парах, по заполнению таблицы

Работа в парах

Работа по рядам, в парах

Индивидуальное или групповое выступление (зависит от  решения группы)

Итоги урока.

Рефлексия

3 минуты

 

Вопрос:

Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах? 

Как изучали новую тему, каким способом? Какая организационная проблема стояла перед классом, как её решили?

Оцените свою работу в парах по пятибалльной системе, запишите оценки на листах.

Ответ:

Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения.

Ответ: Большой объем информации.

Разбились на группы и пары, изучили свой раздел, представили друг другу информацию по своим направлениям. Составили рассказ.

На листах с таблицами выставляют оценки

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа, фронтальная беседа

Работа в парах

Домашнее задание

2 минуты

 

 §8 , заполнить вопрос в  таблице «Воспитание детей», используя учебник. Дополнительно по желанию найти информацию о воспитании детей в Древней Руси

 Запись домашнего задания  в дневники

 Фронтальная, индивидуальная работа

Выводы и методические рекомендации

по практическим результатам проведенного урока

Данный урок был проведен  28 января 2014, во время проведения семинара-практикума в МКОУ ШР «СОШ № 4» в рамках инновационного образовательного альянса  «Обновление содержания общего образования в условиях ФГОС» и реализации сетевого проекта «Современный урок».  Урок был проведен в 6Б классе, по опережающему введению ФГОС ООО. Класс «сильный», большая часть учащихся класса - это учащиеся с высоким уровнем  учебной мотивации.  Темп работы на уроке высокий, все учащиеся включены в деятельность. Организация работы учащихся в группах и по рядам проводится практически на всех уроках, поэтому на данном уроке не было потери времени на определении правил работы в парах и в больших группах. Также регулярно проводится игра аукцион в начале урока, направленная на повторение знаний и создание положительного эмоционального начала, духа соревнования и позитивный настрой на победу и успех.  Оценивание деятельности учащихся происходит на всех этапах урока, как в словесной форме учителем  («хорошо», «правильно»), так и взаимооценивание в парах за проделанную письменную работу(в данном уроке это заполнение своего раздела таблицы), которую позже просмотрит учитель и выставит «свою» оценку, учащиеся об этом знают, и понимают, что их оценка должна быть объективной.

Обязательное использование на данном уроке иллюстраций (мультимедийной презентации). Желательно привлечение учащихся к подготовке урока, что так же создает положительный настрой и желание других учащихся выступить перед одноклассниками в другой раз, развивает самостоятельность, способствует развитию коммуникативных навыков.

Список литературы

для учителей

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. Поурочные разработки. 6 класс.

2. Иванов А. В., Гиниятуллина И. А., Левина Н. А. История России. Тестовые задания. 6 класс.

3. История России: с древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (СD). 

4. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984

для учащихся

1. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984

2.  Семенова М.В. Валькирия. – М.,1995

 

Перечень электронных ресурсов

1. Электронное приложение к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (СD) История России: с древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс.

2. http://project5gym6.narod.ru/5/21/p3aa1.html -  Происхождение названий блюд русской кухни

3. http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования

 

Приложение

1. Дополнительная информация

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это,  прежде всего, зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы. Кроме того, из зерна делали пиво, квас, кисель. В знатных семьях пили заморские вина.

Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное и только в домах бояр и князей, среди простых людей мясо ели только по большим праздникам. В семьях простых людей -  крестьян, ремесленников мясо заменяла речная рыба, грибы. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед. Ели много молочных продуктов, особенно в богатых семьях: творог, сыр, сметана и масло. В простых семьях пили свежее и сквашенное молоко.

В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.

Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.

Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи были не только в семьях знатных людей, но и в крестьянских семьях.

Современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.

http://project5gym6.narod.ru/5/21/p3aa1.html -  Происхождение названий блюд русской кухни

2. Шаблон сравнительной таблицы «Быт и нравы Древней Руси»

                

Вопросы                  для сравнения

Знать

Простые люди

Горожане

Крестьяне

Питание

Жилище

Одежда

Воспитание детей

Развлечения

3. Заготовки для составления рассказа

Один день из жизни боярина

День свой я начинаю с того, что обхожу свой  дом - ________, который состоит из _______________________________________________________________________________.Потом всей семьей  завтракаем  _______________________________________________. После  завтрака начинаю с помощью слуг одеваться: ___________________________________________________________________________.

Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ________________________, гостей развлекать будут ______________. Мои дочери на званый обед оденут_________________________________________.  Ну, а завтра  у меня тяжелый день, вече собирается, где мне присутствовать обязательно.

Один день из жизни простого горожанина

Есть у меня небольшая  гончарная мастерская,  делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу в (каком доме) _________________________________________________, комнат несколько, в комнатах  у меня _________________________________. Ремесленники, которые на меня работают,  живут в домах попроще ______________________________.

Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть ________________________________________________________________.

Жена и дочери начнут наряжаться: ________________________________________.   А  уж придем домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять _________________________.

Один день из жизни крестьянина

Утром вставать надо очень рано.  Зимой, как и летом,  дел тоже много. Мне со старшим сыном ехать в лес за дровами, хотя мы живем на юге, снегу много нынче намело. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном _______________________________________.

Жена с дочерями останется  дома. Утром оденут _____________________

_______________________________________________________________, будут обед готовить ________________________________________________________________.

Дом наш называется ______________________________________, печь ___________. Когда с лесу приедем, уже темно будет, освещать дом будет __________________________.  Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть ____________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быт и нравы Древней Руси

Слайд 2

Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит Нравы - формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе Быт и нравы???

Слайд 3

Из чего состоит повседневная жизнь?

Слайд 5

Вопросы для сравнения Знать Горожане Крестьяне Питание Жилище Одежда Развлечения Воспитание детей

Слайд 6

Питание древних славян

Слайд 8

ХОРОМЫ – жилой деревянный дом, жилище князей и бояр

Слайд 9

Одежда русской знати КНЯЖЕСКАЯ ОДЕЖДА ОДЕЖДА ЗНАТНЫХ ЖЕНЩИН

Слайд 10

Слобода – район на окраине города, заселенный ремесленниками Сельский поселок

Слайд 11

Одежда простых людей

Слайд 12

Развлечения на Руси

Слайд 13

Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения

Слайд 14

Воспитание детей

Слайд 15

Домашние задание §8 , заполнить таблицу по вопросу «Воспитание детей», используя учебник или другой источник информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...

Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...