Поход Александра Македонского на Восток
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема: Поход Александра Македонского на Восток.
Тип урока: комбинированный
Цели:
- познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.
- подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
- продолжить формирование умений работать с исторической картой , на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.
Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского», учебник, поурочные разработки.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»
- Проверка домашнего задания – сочинения на тему «Почему Македония покорила греческие полисы?»
- Опрос:
1.Какие причины способствовали завоеваниям Филиппа II?
2. Расскажите о мощи македонской армии.
3. На пьедестале статуи Демосфена написана знаменитая эпиграмма: «Будь у тебя, Демосфен, столь же мощная сила, как разум, сам Македонский Арес греков бы не покорил». Объясните смысл эпиграммы.
Какие черты личности Демосфена в ней отражены?
4. Покажите на карте Македонию и место сражения, после которого Греция потеряла свою свободу. Почему греки победили в V в. Персию, но были подчинены Македонии?
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос:
Почему Греция потеряла независимость, анализируя особенности вооружения македонян, взаимоотношения греческих городов, тактики Филиппа.
- Изучение нового материала.
План:
- Личность Александра Македонского.
- Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.
- Гибель Персидского царства.
- Поход на край земли.
Филипп II Македонский задумал поход против Персидского царства и рассчитывал на широкую поддержку греческого населения.
В середине IV в до н.э. Персидская держава, доходившая до реки Инд, объединившая силой оружия множество стран и народов, разваливалась. Правители областей (сатрапы) воевали друг с другом и отказывались подчиняться Дарию III. Недовольство властью персов у завоеванных стран росло. Особенно часто волнения происходили в Египте.
Однако совершить этот грандиозный поход Филиппу II не удалось.
1. Продолжателем его замыслов стал Александр Македонский.
О юности Александра Македонского рассказывает сильный ученик ( ему заранее даётся опережающееся задание)
Его сообщение может выглядеть таким образом.
Рассказывают, что Александр родился в тот самый день, когда грек Герострат, стремившийся хоть чем-нибудь прославить свое имя, сжег храм богини Артемиды, считавшийся одним из «семи чудес света» (356год до н.э.)
Александр считал себя потомком Геракла и Эака - деда знаменитого Ахилла,
самого доблестного из греческих воинов, сражавшихся под Троей.
С детства в Александре проявились честолюбие, смелость, вера в свои силы. В отличие от отца он стремился только к военной славе,
Александр был чрезвычайно высокомерен. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил: «Охотно, если мне придется соревноваться с царями».
Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам: «Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит на кашу долю ни одного славного подвига!»
Александр был очень отважен и решителен. Эти качества проявились в нем с детства. Однажды Филиппу предложили купить коня, прозванного за сходство его головы с головой быка Буцефалом (или Букефал). Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отказался от покупки, но Александр крикнул: «Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!» Он смело направился к коню (Александру тогда было 14 лет), схватил его за узду и повернул против солнца, затем некоторое время оглаживал коня. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. «Дитя мое, - сказал Филипп II сыну, - ищи себе более подходящего царства. Македония для тебя слишком мала».
Александр получил прекрасное образование. Его учителем был великий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не только интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естественными науками. Впоследствии царь всегда сам лечил болезни своих приближенных и любил назначать им лекарства или диету.
С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера «Илиада» македонский завоеватель не расставался никогда.
Когда ему исполнилось 16 лет, Филипп, отправляясь в поход, поручил сыну управлять всей Македонией. Сын оправдал надежды отца.
Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело. Завоевал Фессалию и Фракию . А затем решил пойти на Восток. Что могло его привлекать на Востоке?
2. Весной 334 г до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра, через узкий пролив Малой Азии. Отсюда начинал поход Александр в сердце огромной Персидской державы. Немного войска имел молодой царь – всего 30.000 пехоты, 5 000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозны тараны для разбивания вражеских крепостей. Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Сирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали сбросить ненавистное иго персов.
Персидская армия была огромна. Лучшая её часть составляла царская гвардия и отряды наёмников разных национальностей. Сатрапы грабили местное население. Армия была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персию терзали восстания, гражданские войны.
Персидский царь Дарий Третий был слабый и бездарный полководец. Узнав о переправе через Геллиспонт сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было 20 000 всадников и 20 000 греческих наёмников.
Греческий военачальник грек Мемнон советовал избежать сражение отступая, опустошать страну, что бы Александр ни где не мог найти пристанище. Но его не послушали. Персы заняли позицию на реке Граник. Здесь произошло сражение. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии. Дарий Третий был убит своими приближенными. Войско провозгласило Александра «царем Азии». Он стал требовать, чтобы полководцы отвешивали ему земные поклоны, целовали край его одежды, почитали его как бога. Все это раздражало македонских военачальников. Однажды на пиру Клит стал упрекать Александра: «Ты возомнил себя богом! Победы над врагами, добытые нашей кровью, приписал себе одному!» В ярости Александр схватил копье и нанес Клиту смертельный удар. Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного. Но жизнь другу, спасшему его от гибели в битве при Гранике, уже нельзя было вернуть.
В городе Гордии, древней столице Фригии армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежащую царю Гордию. На ней был сделан узел, которым прикреплялось дышло. Существовало предание, что тот кто, развяжет узел овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил узел. Но до завоевания Азии было ещё далеко.
4. Пройдя с боями через восточные области Персидского царства (северный Афганистан сегодня, Бактрия во времена А.М.), войско Александра вторглось в долину Инда. В кровопролитной битве с правившим здесь царем македоняне столкнулись с боевыми слонами. Лошади пугались огромных животных, но меткие лучники Александра ранили многих слонов. Те пришли в ярость, повернули назад и начали топтать своих же воинов. Александр и на этот раз одержал блестящую победу. Окрыленный успехами, он объявил о походе в долину Ганга. Однако его войско, измученное тяжелыми боями и переходами, отказалось повиноваться. Пришлось Александру повернуть назад. Десятилетний поход завершился в 325 году до н.э. в Вавилоне. В этом величайшем из городов Востока царь сразу же замыслил новый поход – на Запад, желая подчинить все страны до Атлантического океана.
Но летом 323 года до н.э. Александр Македонский внезапно заболел и умер.
Пособие стр. 207. Смерть Александра.
- Закрепление изученного материала.
Дата (до н. э.) | События | Результат |
334 | Битва при Гранике | Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством |
333 | Битва при г. Иссе | Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария отрезаны Сирия, Финикия и Египет |
332 | Осада и взятие Тира | Подчинён бассейн Средиземного моря |
332-331 | Подчинение Египта | Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы |
331 | Битва при Гавгамелах | Полностью сломлены военные силы Дария 3. |
329 | Война в Бактрии и Согдиане | Подавлены последние очаги сопротивления в Персии |
327 | Война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе. | Крайние истощение сил македонского войска |
323 | Смерть Александра Македонского | Начало развала созданной в процессе завоевания великой державы – империи Александра Македонского. |
Задание для учащихся:
Используя карту «Завоевания Александра Македонского» и таблицу в тетрадях, назвать причины покорения Персидской державы Александром Македонским.
- Домашнее задание.
- Прочитать § 42
- Рабочая тетрадь № 52.
- Контурная карта.
- Сообщение «Фаросский маяк» ( 1 ученик)
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Походы Александра Македонского на Восток
Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....
Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!
Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....
Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"
предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"
Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...
разработка урока истории в 5 классе "Поход Александра Македонского на Восток"
5 класс. Цель: Способствовать сформированности мотивации к обучению, развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей. Научить давать нравств...