Рабочая программа по дисциплине История России
рабочая программа по истории

Светлана Викторовна Шульц

Рабочая программа по дисциплине История России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sg.01_istoriya_rossii_zhkh.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к ООП по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

 «Агротехнологический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ

2023 г.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Приказом Минпросвещения России 18 ноября 2022 г. № 1003 и примерной основной образовательной программы по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным 24 декабря 2022 г. №7. 

Разработчики:

Шульц С.В., преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

12

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

«История России»

1.1. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы СПО:

Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы по профессии 08.01.29 Мастер по обслуживанию и ремонту инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, относящейся в состав укрупненной группы профессий, специальностей по направлению 08.00.00 Техника и технологии строительства.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально-гуманитарный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • уметь:

Код

Результат

1

2

У1

Осмысливать процессы, события и явления в истории России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

У2

Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

-знать:

Код

Результат

1

2

З1

Основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней.

З2

Выдающихся деятелей отечественной истории.

З3

Историческую терминологию – важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих, профессиональных компетенций и личностных результатов:

Код

Наименование компетенций

ОК 02.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Код

Личностные результаты

1

2

ЛР 1

Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками.

ЛР 3

Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права.

ЛР 6

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации.

ЛР 7

Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей.

1

2

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов
и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России.   Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение.

ЛР 9

Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности.     Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное
и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде.

ЛР 10

Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный
в общественные инициативы, направленные на заботу о них.

ЛР11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность
к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций
и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике.

ЛР12

Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
со своими детьми и их финансового содержания

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

36

в т.ч.

Основное содержание

36

в т.ч.

теоретическое обучение

28

практические занятия

8

Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета (4 семестр).

2.2. Тематический план и содержание дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), практические занятия

Объем

часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Становление государства Российского

8

Тема 1.1.

От древней Руси к единому государству (IX–XV века)

Содержание учебного материала

4

1

2

Основные даты и события. Возникновение государственности у восточных славян. Новгородско-Киевская Русь как раннефеодальное государство.

Образование Российского государства. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Культура Древней и Средневековой Руси (IX–XV века).

4

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6 

ЛР4, ЛР7, ЛР8

У1, У2

З 1-3

Тема 1.2.

Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества – к царству

Содержание учебного материала

4

1

2

Российское централизованное государство в XVI веке. Реформы Ивана IV Грозного. Смутное время.

Начало правления династии Романовых. Политическое и социально-экономическое развитие России в середине и второй половине XVII века. Алексей Михайлович.

4

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6

ЛР5-7 

У1, У2

З 1-3

Раздел 2. Российская империя

10

Тема 2.1.

Российская империя в XVIII веке

Содержание учебного материала

2

1

2

Петр I. Политика реформ и европеизации Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов.

Екатерина II: внешняя и внутренняя политика. Просвещенный абсолютизм. Россия в конце XVIII века. Павел I. Российская культура.

2

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6 

ЛР1-4

У1, У2

З 1-3

Тема 2.2.

Российская империя в XIХ веке

Содержание учебного материала

4

1

2

3

Основные даты и события. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой четверти XIX века. Либеральные реформы Александра I.

Отечественная война 1812 года. Начало революционного движения в России. Декабристы. Культура России первой половины XIX века: «Золотой век».

Александр II и реформы 60–70-х годов XIX века. Реформы и контрреформы Александра III.. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

2

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6

ЛР4, ЛР7, ЛР8

У1, У2

З 1-3

Практическое занятие:

1.Внутренняя и внешняя политика Николая I

2

1

2

3

4

Тема 2.3.

Россия в годы революций, Первой мировой и Гражданской войны

Содержание учебного материала

4

1

2

3

Николай II. Революция 1905–1907 годов. Россия в 1907–1914 годов. Столыпинская аграрная реформа. Гражданская война и иностранная интервенция. Причины, характер и последствия.

Россия в условиях Первой мировой войны (1914–1918 годы). Великая российская революция. Период деятельности Временного правительства.

Великая российская революция. Октябрьские события 1917 года. Формирование советской государственности в России.

2

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6 

ЛР6-12

У1, У2

З 1-3

Практическое занятие:

2. Февральские события 1917 года

2

Раздел 3. Советская Россия

10

Тема 3.1.

Советский Союз в 1920–1930-е годы

Содержание учебного материала

2

1

2

Новая экономическая политика. Образование СССР.

Этапы формирования культа личности И. В. Сталина. Политические репрессии 1930-х годов.

2

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6

ЛР4, ЛР7, ЛР8

У1, У2

З 1-3

Тема 3.2.

Великая Отечественная Война (1941–1945 годы)

Содержание учебного материала

4

1

2

3

 Международная обстановка и внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Нападение Германии на СССР. Причины поражений Красной армии в начальный период войны. Битва под Москвой.

Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы. Изгнание фашистских захватчиков с территории СССР в 1944–1945 годах. Битва за Берлин

Роль тыла в достижении Победы. Итоги и значение Победы в Великой Отечественной войне.

4

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6

ЛР6-11 

У1, У2

З 1-3

Тема 3.3 Советский Союз в 1945–1991 годах

Содержание учебного материала

4

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6

ЛР4, ЛР7, ЛР8

У1, У2

З 1-3

1

2

Экономические развитие и реформы. Политическая система "развитого социализма". Развитие науки, образования, культуры.

"Холодная война" и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза.

4

1

2

3

4

Раздел 4. Российская Федерация В 1991–2018 годах

8

Тема 4.1.

Российская Федерация В 1991–2018 годах

Содержание учебного материала

6

1

2

3

Радикальные реформы в 1990-х годах. Б. Н. Ельцин.

Россия в 2000–2008 годах. В. В. Путин.

Россия в 2008–2012 годах. Д. А. Медведев.

Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности.

4

ОК 2, ОК 04

ОК 05, ОК 6 ЛР4, ЛР7, ЛР8

У1, У2

З 1-3

Практическое занятие:

3. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.

2

4.Дифференцированный зачет

2

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект электронных видеоматериалов;

- задания для контрольных работ;

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор с экраном.

  1. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники:

1. Сёмин, В.П. История : учебное пособие / В.П. Сёмин, Ю.Н. Арзамаскин. — Москва : КноРус, 2022. — 304 с. — ISBN 978-5-406-10621-1. — URL:https://book.ru/book/946253 (дата обращения: 02.09.2022). — Текст : электронный.

2. Самыгин, С.И. История : учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. — Москва : КноРус, 2022. — 306 с. — ISBN 978-5-406-09566-9. — URL:https://book.ru/book/943202 (дата обращения: 02.09.2022). — Текст: электронный.

3.2.2. Дополнительные источники:

1.Артемов, В.В. История: учебник / В.В. Артемов. - 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. - 256 с. -  ISBN 978-5-4468-0455-9. – Текст: непосредственный.  

2.Артёмов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного и социально - экономического профилей: учебник для начального и среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. -  Москва: Академия, 2013. - Ч. 1. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-8756-9. – Текст: непосредственный.  

3.Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно -научного, социально-экономического профилей: дидактические материалы: учебное пособие для начального и среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., доп. – Москва: Академия, 2013. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-6695-0. – Текст: непосредственный.  

4.Артёмов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного и социально - экономического профилей: учебник для начального и среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. – Москва: Академия, 2013. - Ч. 2. - 320 с. - ISBN 978-5-7695-8756-6. – Текст: непосредственный.

3.2.3. Электронные издания:

  1. Быстрова И.В. Отечественный военно-промышленный комплекс в XX веке. Опыт развития/Тезисы доклада на заседании ЦЭИ 15 мая 2002 г. 
  2. Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. http://rufort.info/library/simonov/simonov.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются по пятибалльной системе оценивания.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

1

2

3

Знания

З1. Основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней

- раскрытие содержания материала в объеме, предусмотренном программой учебной дисциплины.

Экспертная оценка

результатов деятельности, обучающихся при

– выполнении практических заданий;

– выполнении тестирования;

– проведении промежуточной аттестации

З2. Выдающихся деятелей отечественной истории.

- понимание взаимосвязей характеризуемых исторических событий и явлений;

- демонстрация знаний основных дат отечественной истории.

Оценка результатов выполнения творческой работы (подготовка и защита реферата, написание эссе) Экспертное наблюдение за ходом ведения дискуссии

З3. Историческую терминологию – важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.

- изложение материала грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и т.д.

Экспертная оценка

результатов деятельности, обучающихся при

– выполнении практических заданий;

– выполнении тестирования;

– проведении промежуточной аттестации

Умения

У1. Осмысливать процессы, события и явления в истории России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

 - определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

 - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

Экспертная оценка

результатов деятельности, обучающихся при

– выполнении практических заданий;

– выполнении тестирования;

– проведении промежуточной аттестации

1

2

3

У2. Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

- работать с историческими документами;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

 - устанавливать причинноследственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

Оценка результатов выполнения творческой работы (подготовка и защита реферата, написание эссе) Экспертное наблюдение за ходом ведения дискуссии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по дисциплине "История" "Россия в XIX - н.XX веков"

 Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к учебнику под редакцией Артемова В.В., Лубченкова Ю.Н.  Рабочая тетрадь ориентирована на достижение следующих целей:-...

Рабочая программа по курсу "История России. Всеобщая история" для 5 и 6 классов к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера...

Рабочая программа составлена на основе 5 кл. - А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой под редакцией А.А. Искендерова  6 кл. - авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И...

рабочая программа по предмету " История России. Всеобщая история".

Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история" предназначена для обучающихся 9 класса. Общий объём изучения - 102 часа (3 часа в неделю)...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс

Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История России. Всеобщая история» в 9 классе

Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федер...

Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история"_9 класс_ФГОС

Рабочая программа составлена к учебнику "Истории России" предметной линии  под редакцией А.В. Торкунова и учебнику "Всеобщая история. История Нового времени", авторы: Юдо...