рабочая программа по предмету " История России. Всеобщая история".
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история" предназначена для обучающихся 9 класса. Общий объём изучения - 102 часа (3 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_9kl._2017.doc | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Основу рабочей программы по истории в 9 классе составляют следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 "О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"
-Примерная программа основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ
- Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом
- образовательная программа основного общего образования МОУ Николаевская СШ
- учебный план МОУ Николаевская СШ
- учебно – методический комплекс, входящий в федеральный перечень учебников:
- Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.
- Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. . Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, Т.В.Коваль. - М.: Просвещение, 2017.
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова : учебник История России. 9 класс. В 2-х частях. М: Просвещение, 2017 г
Барыкина И. Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2015.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 9 классе в общем объеме 102 часа - 3 часа в неделю: на изучение новой истории отводится 28 часов, 74 часа – история России.
Планируемые образовательные результаты изучения
содержания курса
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ
культурного наследия человечества Новейшего времени;
· освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России (на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.);
·уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
·эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
·уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
·гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство
гордости за свою страну, её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
·устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
·уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и
готовность противостоять им;
·уважение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
·эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
·формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
·готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные:
·самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
·планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;
·уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
·адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические
контекстные высказывания;
·организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
·осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
·работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
·оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
·в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·ставить проблему, аргументировать её актуальность;
·выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
·делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
·структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов мира в Новейшее время;
·представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
·знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
·представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
·ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
·представление об основных течениях общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и
марксистские организации);
·установление связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);
·определение и использование основных исторических понятий периода;
·установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
·установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии;
·составление и анализ генеалогических схем и таблиц; ·поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
·анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);
·анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,
Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели — К. С. Аксаков, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желя-бов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства;
·сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
·определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
·систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
·приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
·представление о культурном пространстве России XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание курса
Всеобщая история XIX в.
Введение.
Начало индустриальной эпохи.
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм или империализм и его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.
Новые условия быта. Изменяя моды, новые развлечения. Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
История России XIX в.
Российсская империя в XIX – начале XX вв.
Россия на пути к реформам (1801–1861).
Александровская эпоха: государственный либерализм .
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны.
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация .
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III.
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма.
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Региональный компонент. Наш регион в XIX в.
Тематическое планирование
40 | Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 1 | Работа с исторической картой, схемой | ||
41 | Повторительно-обобщающий урок «Россия в эпоху Великих реформ». | 1 | Знание поня-тий, дат, фактов, персоналий. | ||
42 | Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. | 16 1 | Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | ||
43 | Перемены в экономике. | 1 | Промышлен-ный подъём. Формирование монополий. С.Ю. Витте | ||
44 | Перемены в социальном строе. | 1 | Составление плана ответа на заданную тему | ||
45-46 | Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг. | 2 | Знание причин и следствий | ||
47 | Национальная и религиозная политика Александра III. | 1 | Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | ||
48 | Внешняя политика Александра III. | 1 | Знание причин и следствий | ||
49 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Наука. | 1 | Знание основ-ных фактов истории культуры России. | ||
50 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Русская литература. | 1 | |||
51-52 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Художественная культура. | 2 | |||
53 | Культура Симбирского края. | 1 | |||
54-55 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 2 | Составление плана ответа на заданную тему | ||
56 | Повседневная жизнь населения Поволжья в XIX в. | 1 | |||
57 | Повторительно-обобщающий урок «Россия в 1880—1890-е гг.» | 1 | Знание поня-тий, дат, фактов, персоналий. | ||
58 | Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. | 14 1 | Составление плана ответа на заданную тему | ||
59 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 1 | Знание причин и следствий | ||
60 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | ||
61 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | Русско-япон-ская война. Знание дат, фактов, персоналий. | ||
62-63 | Первая российская революция 1905—1907 гг. | 2 | Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. | ||
64 | Политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | Государствен-ная дума | ||
65 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. | 1 | П.А. Столы-пин. Аграрная реформа | ||
66 | Симбирская губерния в годы реформ. | 1 | Работа с документом. | ||
67-68 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 2 | Государствен-ная дума | ||
69-70 | Серебряный век русской культуры | 2 | Знание основ-ных фактов истории культуры России | ||
71 | Повторительно-обобщающий урок «Россия в начале XX в.» | 1 | Знание поня-тий, дат, фактов, персоналий. | ||
72 | Повторение. История России XIX в. | 3 1 | Знание дат, фактов. | ||
73 | Исторические личности в истории России XIX в. | 1 | Знание выда-ющихся деяте-лей отечест-венной истории | ||
74 | Итоговое повторение . | 1 | Знание поня-тий, дат, фактов, персоналий. | ||
75 | Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 1 | Сравнение исторических событий и явлений | ||
76 | Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы. | 6 1 | Знание причин и следствий | ||
77 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. | 1 | Сравнение исторических событий и явлений | ||
78 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | 1 | |||
79 | Наука: создание научной картины мира | 1 | Знание осно-вных фактов истории культуры России | ||
80 | Х1Х век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. | 1 | |||
81 | Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство. | 1 | |||
82 | Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 7 1 | Знание причин и следствий. | ||
83 | Великобритания: сложный путь к великому процветанию | 1 | |||
84 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. | 1 | |||
85 | Франция: революция 1848 года и Вторая империя. | 1 | Работа с исторической картой, схемой | ||
86 | Германия: на пути к единству. | 1 | Работа с исторической картой, схемой | ||
87 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | 1 | Работа с исторической картой, схемой | ||
88 | Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна. | 1 | Работа с исторической картой, схемой | ||
89 | Страны Западной Европы в конце Х1Х века. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». | 5 1 | Знание причин и следствий. Сравнение исторических событий и явлений. | ||
90 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | |||
91 | Франция: Третья республика. | 1 | |||
92 | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | |||
93 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии. | 1 | |||
94 | Две Америки . США в Х1Х веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 3 1 | Знание причин и следствий. | ||
95 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 | |||
96 | Латинская Америка в Х1Х-начале ХХ вв: время перемен. | 1 | |||
97 | Традиционные общества в Х1Х веке: новый этап колонизации . Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. | 2 1 | Работа с исторической картой, схемой | ||
98 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка - континент в эпоху перемен. | 1 | Работа с исторической картой, схемой | ||
99 | Международные отношения: обострение противоречий . Международные отношения: дипломатия или войны? | 1 1 | Сравнение исторических событий и явлений | ||
100 | Мир к началу XX в. Индустриальное общество в начале ХХ в. | 3 1 | Сравнение исторических событий и явлений | ||
101 | Политическое развитие в начале ХХ в. | 1 | |||
102 | «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. | 1 | Знание причин и следствий. |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по Всеобщей истории 5-9 классы
Материал содержит рабочие программы, составленные на основе авторских программ и КТП...
Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история» (профильный уровень) 10-11 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Всеобщая история" (профильный уровень) 10-11 класса по ноаым ФГОСам с КТП...
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...
Рабочая программа учебного курса по всеобщей истории для 5 класса
Рабочая программа учебного курса по всеобщей истории для 5 класса...
Рабочая программа по отечественной и всеобщей истории
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новей...
Рабочая программа по истории ("История России. Всеобщая история") для 5-9 классов
Данная рабочая программа разработа на основе современных рекомендаций и историко-культурного стандарта для УМК под редакцией А.Н. Торкунов ("История России") и УМК издательства "Просвещ...
рабочая программа внеурочного курса "Россия - моя история"
Целью данного элективного курса является формирование представлений об истории России как истории Отечества, о ее основных вехах, воспитание уважения к культуре, традициям своей Родины....