рабочая программа по предмету " История России. Всеобщая история".
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история" предназначена для обучающихся 9 класса. Общий объём изучения - 102 часа (3 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_9kl._2017.doc483 КБ

Предварительный просмотр:

Основу рабочей программы по истории в 9 классе составляют следующие документы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)

- Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. № 1897»

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)

- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)

- Постановление Главного государственного  санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 "О внесении изменений № 3 в  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

-Примерная программа основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ

- Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом

- образовательная программа основного общего образования   МОУ Николаевская СШ

- учебный план  МОУ Николаевская СШ

- учебно – методический комплекс, входящий в федеральный перечень учебников:

- Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.

 -  Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. . Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, Т.В.Коваль. - М.: Просвещение, 2017.

-   Арсентьев Н.М., Данилов А.А.  и др. / Под ред. А. В. Торкунова : учебник История России. 9 класс. В 2-х частях. М: Просвещение, 2017 г

Барыкина И. Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2015.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 9 классе в общем объеме 102 часа - 3 часа в неделю: на изучение новой истории отводится 28 часов, 74 часа – история России.

                                                   Планируемые образовательные результаты изучения

содержания курса

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны,  этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ

культурного наследия человечества Новейшего времени;

· освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России (на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.);

·уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

·эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

·уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

·гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство

гордости за свою страну, её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

·устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

·уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и

готовность противостоять им;

·уважение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

·эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

·формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

·готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные:

·самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

·планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;

·уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

·адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические

контекстные высказывания;

·организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

·осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

·работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

·в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·ставить проблему, аргументировать её актуальность;

·выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

·делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

·структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов мира в Новейшее время;

·представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

·знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

·представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

·ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

·представление об основных течениях общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и

марксистские организации);

·установление связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);

·определение и использование основных исторических понятий периода;

·установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

·установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии;

·составление и анализ генеалогических схем и таблиц; ·поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

·анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);

·анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,

Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели — К. С. Аксаков, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желя-бов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства;

·сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

·определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

·систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

·приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

·представление о культурном пространстве России XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

                                                   

                                                         Содержание курса

Всеобщая история XIX в.

Введение.

Начало индустриальной эпохи. 

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.  Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.  Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм или империализм и его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.

Новые условия быта. Изменяя моды, новые развлечения. Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека.

Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии в ХIХ в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

История России  XIX в.

Российсская империя в XIX – начале XX вв.

Россия на пути к реформам (1801–1861).

Александровская эпоха: государственный либерализм .

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город.

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны.

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация .

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III.

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Кризис империи в начале ХХ века.

На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма.

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции.

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Региональный компонент.     Наш регион в XIX в.

                                                     Тематическое планирование

№ п\п

          Дата

Название раздела  /  Тема урока

Коли-чество часов

Подготовка к ОГЭ( элеме-нты содержа-ния, проверяе-мые на ОГЭ)

Примерная

Факти-чески

1

Введение.

От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

Знакомство с требованиями ОГЭ.

2

Начало индустриальной эпохи. 

Экономическое развитие в XIX- начале XX в.

7

1

Знание причин и следствий

3

Меняющееся общество.

1

Сравнение  исторических  событий и явлений

4

Век демократизации.

1

5

«Великие идеологи».

1

Знание причин и следствий.

6

Образование и наука.

1

7

XIX век в зеркале художественных исканий.

1

8

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века.

9

 Страны  Европы и  США в первой половине XIX века .

 Консульство и Империя.

8

1

Работа с исторической  картой, схемой

Знание причин и  следствий

10

Франция в первой половине XIX века.: от Реставрации к Империи.

1

11

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.

1

12

« От Альп до Сицилии»: объединение Италии.

1

Работа с исторической  картой, схемой

13

Германия  в первой половине  XIX века.

1

Работа с исторической  картой, схемой

14

Монархия Габсбургов и Балканы  в первой половине  XIX века.

1

Работа с исторической  картой, схемой

15

США до середины  Х1Х в.: рабовладение, демократия и экономический рост

1

Работа с исторической  картой, схемой

16

Повторительно-обобщающий урок.

1

17

Азия, Африка и Латинская Америка в XIX  - начале  XX вв.

Страны Азии в XIX  - начале  XX вв.

3

1

Работа с исторической  картой, схемой

18

Африка  в XIX  - начале  XX вв.

1

19

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

1

20

Страны Европы и США во  второй половине      XIX  - начале  XX вв.

Англия до Первой мировой войны.

9

1

Сравнение  исторических  событий и явлений

21

Франция: Вторая империя и Третья республика.

1

22

Германия на пути к европейскому лидерству.

1

Знание причин и  следствий.

23

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.

1

Сравнение  исторических  событий и явлений

24

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

25

США  в эпоху  «позолоченного века»  и «прогрессивной эры».

1

26

Художественная культура  XIX века.

1

Знание причин и следствий.

27

Международные отношения в XIX  - начале  XX вв.

1

28

Повторительно-обобщающий урок.

1

29

Россия в первой четверти XIX в.

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

16

1

 Знание причин и следствий.

30

Александр I: начало правления.

Внутренняя  политика  в  первой  поло-винеXIX в.

31

Реформы М. М.  Сперанского.

1

Реформы М.М. Сперанского.

32

Внешняя  политика Александра I в 1801—1812 гг.

1

Знание причин и следствий

33

Отечественная война 1812 г.

1

Отечественная война 1812 г

34

Бородинское сражение.

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

35

Симбирская губерния в годы Отечественной войны.

1

Анализ  исто-чника.  Атрибуция

документа

36

Заграничные походы русской армии.

1

Работа с исторической  картой,

схемой Анализ  источника.  Логический

анализ  струк-туры текста

37

Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

1

Знание причин и следствий

38

Либеральные и охранительные тенденции во9внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

1

Знание причин и следствий

39

Национальная  политика Александра I.

1

Анализ  исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

40

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

41

Общественное движение при Александре I.

1

Анализ  исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

42

Выступление декабристов.

1

Движение декабристов. Знание причин и следствий.

43

Повторительно-обобщающий урок

« Россия в первой четверти XIX в.»

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

44

Россия во второй четверти XIX в.

 Реформаторские и консервативные тенден-ции во внутренней политике Николая I.

13

1

Официальная государствен-ная идеология.

45

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1

Начало про-мышленного переворота

46

Общественное  движение при Николае I.

1

Общественная  мысль  во  второй  четве-рти XIX в.

 Западники и

славянофилы

47

Национальная  политика Николая I.

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

48

Религиозная политика Николая I.

1

49

 Внешняя  политика Николая I.

1

Знание причин и следствий

50

Кавказская война 1817—1864 гг.

1

Присоедине-ние Кавказа.

51-52

Крымская  война 1853—1856 гг.

2

 Крымская война. Работа с исторической  картой, схемой

53

Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Наука и образование.

1

Взаимосвязь  и взаимовлияние российской и мировой культуры. Знание основ-ных  фактов  истории

культуры России.

54

Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Художественная культура.

1

55

Повторительно-обобщающий урок «Россия во второй четверти XIX в.»

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

56

Россия в эпоху Великих реформ.

Европейская  индустриализация и предпосылки реформ в России.

11

1

Знание причин и следствий

57

Александр II: начало правления.

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

58-59

Реформы  1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.

2

Реформы1860–1870-х  гг.  АлександрII.  Отмена

крепостного права

60

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

1

Завершение  промышленно-го  переворота.

Формирование классов индустриального общества

61-62

Общественное  движение при Александре II и политика правительства.

2

Общественные движения второй поло-вины XIX в.

63

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос

в Европе и в России.

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

64

Внешняя  политика Александра II.

1

Россия в военно-политических блоках

65

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

Работа с исторической  картой, схемой

66

Повторительно-обобщающий урок «Россия в эпоху Великих реформ».

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

67

Россия в 1880—1890-е гг.

Александр III: особенности внутренней политики.

16

1

Анализ  исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

68

Перемены  в  экономике.

1

Промышлен-ный  подъём.  Формирование  монополий.

С.Ю. Витте

69

Перемены  в  социальном строе.

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

70-71

Общественное  движение  в  1880-х — первой  половине 1890-х гг.

2

Знание причин и следствий

72

Национальная и религиозная политика Александра III.

1

Анализ  исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

73

Внешняя  политика Александра III.

1

Знание причин и следствий

74

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Наука.

1

Знание основ-ных фактов  истории

культуры России.

75

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Русская литература.

1

76-77

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Художественная культура.

2

78

Культура Симбирского  края.

1

79-80

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

2

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

81

Повседневная жизнь  населения Поволжья в XIX в.

1

82

Повторительно-обобщающий урок «Россия в 1880—1890-е гг.»

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

83

Россия в начале XX в.

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

14

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

84

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

1

Знание причин и следствий

85

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1

Анализ  

исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

86

Внешняя  политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

1

Русско-япон-ская война. Знание дат, фактов, персоналий.

87-88

Первая  российская революция 1905—1907 гг.

2

Обострение  социальных  противоречий  в  условиях

модернизации.  Революция

1905–1907  гг.

89

Политические реформы 1905—1907 гг.

1

Государствен-ная дума

90

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.

1

П.А. Столы-пин. Аграрная реформа

91

Симбирская губерния в годы реформ.

1

Работа с документом.

92-93

Политическое  развитие страны в 1907—1914 гг.

2

Государствен-ная дума

94-95

Серебряный век русской культуры

2

Знание основ-ных фактов  истории

культуры России

96

Повторительно-обобщающий урок «Россия в начале XX в.»

1

Знание  поня-тий, дат,  персоналий.

97

Повторение.

Итоговое повторение .

3

1

Знание  дат, фактов.

98

Исторические личности в истории России XIX в.

1

Знание  выда-ющихся  деяте-лей  отечест-венной истории

99

Исторические личности в истории России XIX в.

40

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

Работа с исторической  картой, схемой

41

Повторительно-обобщающий урок «Россия в эпоху Великих реформ».

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

42

Россия в 1880—1890-е гг.

Александр III: особенности внутренней политики.

16

1

Анализ  исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

43

Перемены  в  экономике.

1

Промышлен-ный  подъём.  Формирование  монополий.

С.Ю. Витте

44

Перемены  в  социальном строе.

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

45-46

Общественное  движение  в  1880-х — первой  половине 1890-х гг.

2

Знание причин и следствий

47

Национальная и религиозная политика Александра III.

1

Анализ  исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

48

Внешняя  политика Александра III.

1

Знание причин и следствий

49

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Наука.

1

Знание основ-ных фактов  истории

культуры России.

50

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Русская литература.

1

51-52

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Художественная культура.

2

53

Культура Симбирского  края.

1

54-55

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

2

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

56

Повседневная жизнь  населения Поволжья в XIX в.

1

57

Повторительно-обобщающий урок «Россия в 1880—1890-е гг.»

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

58

Россия в начале XX в.

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

14

1

Составление

плана  ответа  на

заданную тему

59

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

1

Знание причин и следствий

60

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1

Анализ  

исторической ситуации.

Соотнесение

общих исторических процессов и

отдельных  фактов

61

Внешняя  политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

1

Русско-япон-ская война. Знание дат, фактов, персоналий.

62-63

Первая  российская революция 1905—1907 гг.

2

Обострение  социальных  противоречий  в  условиях

модернизации.  Революция

1905–1907  гг.

64

Политические реформы 1905—1907 гг.

1

Государствен-ная дума

65

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.

1

П.А. Столы-пин. Аграрная реформа

66

Симбирская губерния в годы реформ.

1

Работа с документом.

67-68

Политическое  развитие страны в 1907—1914 гг.

2

Государствен-ная дума

69-70

Серебряный век русской культуры

2

Знание основ-ных фактов  истории

культуры России

71

Повторительно-обобщающий урок «Россия в начале XX в.»

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

72

Повторение.

История России XIX в.

3

1

Знание  дат, фактов.

73

Исторические личности в истории России XIX в.

1

Знание  выда-ющихся  деяте-лей  отечест-венной истории

74

Итоговое повторение .

1

Знание  поня-тий, дат, фактов, персоналий.

75

Введение.

От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

1

Сравнение  исторических  событий и явлений

76

Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы.

6

1

Знание причин и следствий

77

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

1

Сравнение  исторических  событий и явлений

78

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

1

79

Наука: создание научной картины мира

1

Знание осно-вных фактов  истории

культуры России

80

Х1Х век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.

1

81

Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство.

1

82

 Строительство новой Европы.

 Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

7

1

Знание причин и следствий.

83

Великобритания: сложный путь к великому процветанию

1

84

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.

1

85

Франция: революция 1848 года и Вторая империя.

1

Работа с исторической  картой, схемой

86

Германия: на пути к единству.

1

Работа с исторической  картой, схемой

87

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

Работа с исторической  картой, схемой

88

Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна.

1

Работа с исторической  картой, схемой

89

Страны Западной Европы в конце Х1Х века. Успехи и проблемы индустриального общества.

 Германская империя: борьба за «место под солнцем».

5

1

Знание причин и  следствий.  

Сравнение  исторических  событий и явлений.

90

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

91

Франция: Третья республика.

1

92

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

93

От Австрийской империи к Австро-Венгрии.

1

94

Две Америки .

США в Х1Х веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

3

1

Знание причин и

следствий.

95

США: империализм и вступление в мировую политику.

1

96

Латинская Америка в Х1Х-начале ХХ вв: время перемен.

1

97

Традиционные общества в Х1Х веке: новый этап колонизации .

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам.

2

1

Работа с исторической  картой, схемой

98

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

Африка - континент в эпоху перемен.

1

Работа с исторической  картой, схемой

99

Международные отношения: обострение противоречий .

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

1

Сравнение  исторических  событий и явлений

100

Мир к началу XX в.

Индустриальное общество в начале ХХ в.

3

1

Сравнение  исторических  событий и явлений

101

Политическое развитие в начале ХХ в.

1

102

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

1

Знание причин и следствий.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по Всеобщей истории 5-9 классы

Материал содержит  рабочие программы, составленные на основе авторских программ и КТП...

Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история» (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Всеобщая история" (профильный уровень) 10-11 класса по ноаым ФГОСам с КТП...

Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)

Календарно-тематический план и рабочая программа  по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...

Рабочая программа учебного курса по всеобщей истории для 5 класса

Рабочая  программа  учебного курса  по  всеобщей истории   для 5 класса...

Рабочая программа по отечественной и всеобщей истории

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новей...

Рабочая программа по истории ("История России. Всеобщая история") для 5-9 классов

Данная рабочая программа разработа на основе современных рекомендаций и историко-культурного стандарта для УМК под редакцией А.Н. Торкунов ("История России") и УМК издательства "Просвещ...

рабочая программа внеурочного курса "Россия - моя история"

Целью данного элективного курса является формирование представлений об истории России как истории Отечества, о ее основных вехах, воспитание уважения к культуре, традициям своей Родины....