Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью средствами межкультурной коммуникации
материал по теме

Ковалик Наталия Рудольфовна

В период обучения в средней школе формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность его будущей  деятельности, так и на стиль жизни в целом. Вместе с тем, очень часто школьники в большинстве своем ведут нездоровый образ жизни (гиподинамия, неправильное питание, нарушение режима дня,  и т.д.). Это свидетельствует о неразвитости в школьной среде ценностного отношения к здоровью, являвшегося одной из духовно-нравственных ценностей российской культуры и утратившей в современном обществе свой смысл. Поскольку для воспитания ценностных отношений особо значим юношеский возраст — период становления самосознания и активизации ценностно-ориентационной деятельности – необходимо в средней  школе оказывать педагогическое содействие формированию ценностного отношения учащихся  к здоровью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsiya_2_.doc752 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновации. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью средствами межкультурной коммуникации

Раздел образовательной деятельности. Обучение, воспитание.

Описание инновации

Актуальность инновации. Российское общество предъявляет требования к подготовке учащихся средней школы как личности, обладающей не только высоким культурным уровнем владения коммуникативной компетенции, но и оптимальным состоянием здоровья.

В период обучения в средней школе формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность его будущей  деятельности, так и на стиль жизни в целом. Вместе с тем, очень часто школьники в большинстве своем ведут нездоровый образ жизни (гиподинамия, неправильное питание, нарушение режима дня,  и т.д.). Это свидетельствует о неразвитости в школьной среде ценностного отношения к здоровью, являвшегося одной из духовно-нравственных ценностей российской культуры и утратившей в современном обществе свой смысл. Поскольку для воспитания ценностных отношений особо значим юношеский возраст — период становления самосознания и активизации ценностно-ориентационной деятельности – необходимо в средней  школе оказывать педагогическое содействие формированию ценностного отношения учащихся  к здоровью.

Проблема инновации инновационного проекта  заключается в выявлении путей и способов использования возможностей межкультурной коммуникации в формировании отношения учащихся  к здоровью как терминальной и инструментальной ценности, позволяющего учащимся благодаря собственным усилиям сохранять и развивать индивидуальное здоровье.

Цель инновации. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования ценностного отношения учащихся к здоровью, основанной на актуализации и использовании потенциала межкультурной коммуникации.

Задачи:

  1. Определить специфику образовательной среды ОУ в условиях проведения педагогического эксперимента.
  2. Изучить потенциальные возможности межкультурной коммуникации как внешнего и внутреннего диалога в формировании ценностного отношения учащихся  к собственному здоровью.
  3. Разработать теоретическую модель формирования ценностного отношения учащихся  к здоровью в условиях педагогического содействия активизации межкультурного диалога в средней школе; определить критерии оценки сформированности данного отношения.
  4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели в образовательном процессе средней  школы.

Ожидаемые результаты инновации:

  1. Определить эффективность образовательной среды школы, работающей в условиях педагогического эксперимента как среду функционирования ОУ и как модель научной школы, выполняющей экспериментальное педагогическое исследование.
  2. Охарактеризовать готовность учителя к проведению педагогического эксперимента наличием комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков в области методологии и методики экспериментальной педагогической деятельности.
  3. Модель формирования ценностного отношения к здоровью.
  4.  Разработка и реализация учащимися индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья, как результат саморазвития здоровьесозидающей активности учащихся.

Научная новизна инновации заключается в следующем:

  • углублено понимание образовательной среды образовательного учреждения в условиях эксперимента с выделением  специфики;
  • конкретизировано научное представление о структуре и сущности понятия готовности учителя к ведению экспериментальной педагогической деятельности;
  • разработана модель формирования ценностного отношения учащихся  к здоровью, реализующая идею педагогического содействия активизации здоровьесберегающей компоненты в процессе установления межпредметных связей учебных дисциплин естественно-научной (здоровый образ жизни) и гуманитарной (лингвострановедение, иностранный язык) направленности, построенная на использовании диалогического подхода и механизмах рефлексии, идентификации и переживания;

• определены формы межкультурной коммуникации, которые активизируются в процессе педагогического содействия формированию ценностного отношения школьников  к здоровью: 1) интра-диалог — внутриличностный диалог школьника «Я-реального» (потребительское отношение обучающегося к здоровью в настоящем) и «Я-желаемого» (отношение к здоровью как самоценности и условию успешной профессиональной и личной жизни), позволяющий осмыслить здоровье как терминальную и инструментальную ценность и профессиональный ресурс, осознать необходимость самим творить свое здоровье; 2) интер-диалог — общение школьников со сверстниками и учителями средней школы, транслирующими в собственных моделях здоровьесбережения богатый опыт россиян по сохранению и развитию индивидуального здоровья, а также взаимодействие с носителями иноязычной культуры, обладающими высоким уровнем здоровья и способными передать свой национальный опыт в отношении к здоровью как инструментальной ценности; 3) мета-диалог —погружение в мировую культуру (науку, искусство, литературу) с целью осмысления имеющегося опыта здоровьесберегающей деятельности, выявления продуктивного и непродуктивного потенциала по отношению к здоровью в родной и зарубежной культуре;

• на основании структурных компонентов ценностного отношения к здоровью выявлены «мировоззренческий» (диалогичность позиций в отношении здоровья с акцентом на духовно-нравственных началах в российской культуре и восприятием здоровья в качестве материальной ценности в западном мире), «психоэмоциональный» (психокоррекционное воздействие) и «операциональный» (разнообразие, вариативность методов обучения и продолжительность курса) потенциал иностранного языка как учебной дисциплины в осуществлении анализа и сопоставительного изучения опыта отношения к здоровью в родной и иноязычной культуре и активизации доровьесозидающего поведения школьников;

• установлена зависимость между повышением уровня интернальности школьников и развитием их здоровьесозидающей активности в процессе реализации индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья;

• выявлена активизирующая роль диалога «Я-реальный» и «Я-желаемый» учащегося  в становлении его субъектной позиции в отношении здоровья как условия выхода на определенном отрезке жизненного пути на вершину в своем индивидуальном, личностном и профессиональном развитии;

• доказана эффективность использованного пакета технологий и методов для формирования ценностного отношения школьников  к здоровью, включающего: а) тренинговые технологии по осознанию ценности здоровья (групповая дискуссия, психодрама); б) метод кросс-культурного анализа, открывающий возможность анализа, обобщения и взаимного дополнения существующего ценностного отношения к здоровью в российской и иноязычной культурах; в) метод имитационного моделирования, который позволяет создавать в процессе группового обучения ситуации, отражающие

реальную проблематику нездорового человека и способствующие ее разрешению (аутокомментирование витагенных межкультурных ситуаций, ролевые игры, погружение в проблемно-жизненные сиуации); г) метод рефлексии, дающий возможность осмысливать, оценивать, корректировать имеющийся субъективный опыт сохранения здоровья (написание писем и сочинений, герменевтический анализ текстов, ассоциативное развертывание профессиональных перспектив); д) метод проектов (защита проектов по темам, связанным с отношением к здоровью в разных странах, разработка и осуществление индивидуальных траекторий поддержания и развития здоровья); е) метод целенаправленного общения через Интернет с целью изучения опыта сохранения здоровья (прямые диалоги, переписка с представителями различных стран, работа с сайтами зарубежных вузов, поиск информации на иностранном языке).

Практическая значимость инновации состоит в разработке:

1) программы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью, основанной на идее педагогического содействия становлению субъектной позиции юношей и девушек в отношении здоровья посредством погружения в ценностные смыслы здоровьесозидания в родной и иноязычной культурах и использовании синхронизированного содержания предметов естественно-научного (здоровый образ жизни) и гуманитарного (иностранный язык, литературоведение) профиля,

2) и учебно-методического комплекса «Health is your Treasure» («Здоровье — твое богатство»), содержательно отражающего традиции в отношении здоровья в российской и иноязычной культурах с акцентом на продуктивный здоровьесберегающий опыт, которые могут быть использованы в практической деятельности учреждений высшего общего среднего образования.

Сроки осуществления замысла инновации. 

На первом этапе (2011-2012г.г.)осуществляется помощь учителей – предметников  учащимся 9-го и 10-го классов в: предъявлении и осмыслении здоровья как терминальной и инструментальной ценности с привлечением информации о ценности здоровья в традициях здоровьесбережения России и зарубежных стран; осознании юношами и девушками предыдущего личностного опыта здоровьеразрушающей деятельности на основании получаемых знаний о факторах, негативно влияющих на телесное, душевное и духовное здоровье. Таким образом, на наш взгляд, будет происходить формирование когнитивного компонента ценностного отношения  к здоровью.

На втором этапе (2013-2014г.г.) учащиеся  изучают основные способы, восстанавливающие и развивающие индивидуальное здоровье, осознавают необходимость здоровой жизнедеятельности как средства самосовершенствования, чтобы, проходя свой жизненный путь, состояться  не только как формальному исполнителю социальных ролей гражданина, труженика, супруга, родителя, а как самобытной, полезной обществу, действительно самоактуализирующейся во всех отношениях личностью и как единственному в своем роде специалисту. Побуждение учащихся к рефлексии изучаемого опыта, его сравнение с их собственным, анализу особенностей здоровьесбережения в различных культурах, выявлению негативного и позитивного опыта и присвоению последнего будет способствовать развитию мотивации здоровья у юношей и девушек.

Третий этап(2015-2016г.г.) включает педагогическое содействие учащимся в организации правильного питания, оптимальной двигательной активности, выстраивании режима сна и учебной деятельности в соответствие с индивидуальной динамикой работоспособности и физиологическими особенностями, в отказе от принятия психоактивных веществ, выработке собственных подходов и методов сохранения и развития индивидуального здоровья. Предполагается широко использовать методы кросс-культурного анализа, имитационного моделирования, рефлексии, метод проектов и тренинговые технологии.

Степень(уровень) проработанности инновации.

  • 2012г. Этап работы - подготовительно-аналитический.
  • Сформирован у учащихся когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью;
  • Ближайшая перспектива – 2013-2014г.г.– апробирование     модели формирования ценностного отношения учащихся к здоровью, основанной на актуализации и использовании потенциала межкультурной коммуникации.
  •  Долгосрочная перспектива – анализ полученных результатов, корректировка теоретических положений и обобщение опыта. Организационно-педагогические условия имеются.
  • Ресурсная база сформирована:
  • помещение – кабинеты 2 и 3 этажей школы, из них 2 кабинета информатики с выделением линии Интернета для  учителей;
  • оборудование – компьютеры (3 шт.), проекторы – 2 шт.;
  • методические пособия и педагогическая литература – 30 экз.;
  • разработаны, утверждены и имеют внешнюю экспертизу программы курсов «Лингвострановедение», «Иностранный язык», «Лингвокультурология», «Литература»;
  • линия Интернета – одна;
  • кадровое обеспечение – зам.директора по научно-методической работе (1чел.), зав.кафедрой английского языка (1 чел),
  • научные руководители экспериментальной работы (3 чел., из них к.п.н. – 2 чел., д.ф.н. – 1 чел.);
  • учителя  английского языка первой  и высшей категории (7 чел.);
  • учителя информатики  первой   категории (2 чел.).

Уровень реализации инновации – образовательное учреждение.


РЕЗУЛЬТАТЫ

ИННОВАЦИИ

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

       

Образовательная среда образовательного учреждения в условиях проведения педагогического эксперимента имеет две направленности:

  1. Направленность на функционирование образовательного учреждения, существующего в определенной парадигме и реализующего педагогическую технологию в области обучения, воспитания и развития учащихся;
  2. Направленность на воспроизведение модели научной школы, выполняющей экспериментальное педагогическое исследование, результатом которого для учителя является научно-методический материал, а для учащихся – движение к творчеству, повышение мотивации познавательной деятельности и развития личности в направлении вхождения в культуру.

Перечень педагогических экспериментов,

проводимых в МОУ Школе №32 г.о. Самара с 2007-2010 г.г.

Тема эксперимента

Уровень

Сроки

1

«Апробация вариативной модели регионального   компонента Базисного учебного плана» – по внедрению компетентностно-ориентированного обучения.

региональный

2006-2015

2

«Апробация вариативной модели регионального компонента Базисного учебного плана» по внедрению основ православной культуры

региональный

2006-2015

3

Лингвострановедческий и лингвокультуроведческий аспекты обучения иностранному языку

городской

2007-2010

4

эксперимент по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Самарской области  

региональный

2009-2011


Структура научно-методического совета

МОУ Школы №32 г.о. Самара

 


Основные атрибуты научной школы

  1. Наличие лидера, задающего вектор развития школы в целом – научно-методический совет школы.
  2. Учителя-исследователи.
  3. Исследовательские программы.
  4. Связь с ВУЗами или научными центрами.

Информация о заседаниях научно-методического совета

МОУ Школы №32 г.о. Самара за 2007-2010 г.г.

Темы заседаний

Дата

1

Организация курсовой переподготовки учителей (уточнение списка педагогов, нуждающихся в курсовой подготовке)

28.08.07

2

Организация и проведение школьного педсовета-конференции

30.10.07

3

Организация взаимодействия с культурно-просветительскими и образовательными учреждениями г. Самары (музеями, театрами, библиотеками, кинотеатрами, филармонией, СамГУ, СФМГПУ, ГОУ ВПО «Мир»).

04.02.08

4

Итоги учебно-исследовательской деятельности учащихся за 2007-2008 уч.год

09.06.08

5

Утверждение учебных программ, рассмотрение программ элективных курсов

04.09.08

6

Организация работы с одаренными детьми

05.11.08

7

Организация и проведение совместной с ГОУ ВПО «Мир» олимпиады по английскому языку

03.03.09

8

Итоги учебно-исследовательской деятельности учащихся за 2008-2009 уч.год

16.06.09

9

1.План работы на 2009-2010 уч.год.

2. Утверждение программ и тем элективных и предпрофильных курсов

26.08.09

10

Организация и ведение консультационной работы с учителями как пользователями ПК по вопросам применения новых информационных технологий в педагогике

12.11.09

11

1.Эффективность профориентационной работы с обучающимися

2. Согласование списка предпрофильных и элективных курсов на второе полугодие

03.12.09

12

Итоги научно-исследовательской деятельности учащихся за 2009-2010 уч.год

18.06.10


Результаты научно-исследовательской работы учащихся

МОУ Школы №32 г.о. Самара за 2007-2010г.г.

Результаты участия учащихся во Всероссийской олимпиаде

Предмет

Количество победителей

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-20010 уч.г.

Район

Город

Область

Район

Город

Область

Район

Город

Область

Русский язык

2

4

2

1

Литература

4

4

2

Физика

2

1

История

2

2

3

Математика

4

6

3

Общество-знание

2

3

2

География

2

Экономика

2

4

1

1

3

2

Экология

1

1

Английский язык

2

2

1

1

Технология

3

3

1

2

2

Право

2

1

Итого:

21

0

0

28

10

1

19

5

1


Результаты участия в областной научной конференции школьников

Предмет

Количество победителей

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

Город

Область

Город

Область

Город

Область

Английский язык

1

2

1

2

1

Экономика

1

2

1

2

Физика

2

3

1

1

История

1

1

География

1

2

4

Биология

Информатика

2

1

2

1

Страноведение

Психология

1

1

1

Литература

1

Обществознание

1

2

Астрономия

1

Итого:

6

0

18

5

14

2


Информация о квалификационных категориях учителей

 МОУ Школы №32 г.о. Самара за 2007-2010 г.г.

Учебный год

Квалификационная категория (чел.,%)

Всего

Динамика

Высшая

I

II

2007-2008

9 (17%)

26 (49%)

8 (15%)

43 (81%)

+20 (+47%)

2008-2009

16(27%)

20 (34%)

7(12%)

43(73%)

0(-8%)

2009-2010

17(27,8%)

23(37,7%)

1(1,6%)

41(67,2%)

0(-5,8)

Небольшое снижение количества учителей, имеющих квалификационную категорию обусловлено приходом трех молодых специалистов и выходом из декретного отпуска четырех педагогов.

Уровень квалификации педагогических работников

Информация об участии в конкурсах профессионального мастерства учителей МОУ Школы №32 г.о. Самара

  • 2007-2008 учебный год: учитель русского языка и литературы Сизова Ирина Михайловна – лауреат премии Президента РФ (денежное вознаграждение 100 тыс. руб.)
  • 2007-2008 учебный год учитель начальной школы Ходина марина Викторовна – лауреат  районного тура Всероссийского конкурса «Лучший учитель года».

Информация о наличии публикаций учителей

МОУ Школы №32 г.о. Самара за 2007-2010г.г.

ФИО педагога

Выходные данные публикации

1

Марухина Людмила Николаевна

Статья «Горы земли», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательский дом «Первое сентября» http://festival.1september.ru

2

Марухина Людмила Николаевна

Статья «Преподавание географии», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательский дом «Первое сентября» http://festival.1september.ru

3

Шишкина Наталья Геннадьевна

Статья «Читаем повесь Л.Н.Толостого «Детство»»:

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная академия культуры и искусств» Самарское историко-филологическое общество,  сборник материалов Второй Всероссийской научной конференции «Многоликий Толстой», Самара 2008

Научно-методическая газета для учителей словесности  «Литература» №17, 1-15 сентября 2008 года, издательский дом «Первое сентября»

4

Аксенова Светлана Викторовна

Статья «Возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Сборник материалов областной научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в биологическом и экологическом образовании студентов и школьников» Самара, издательство СГПУ 2009

5

Поветьева Лариса Ивановна, кандидат педагогических наук

Статья «Использование новых технических средств обучениядля создания здоровьесберегающией среды  на уроке»

Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века»,  Самара, издательство СИПКРО 2009

6

Алехина Галина Ивановна

Статья «Использование  на уроках русского языка и литературы здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий»

Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века»,  Самара, издательство СИПКРО 2009

7

Марухина Людмила Николаевна, Синекопова Надежда Сергеевна

Статья «Туристический кластер, в Самарской области»

Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века»,  Самара, издательство СИПКРО 2009


Информация о наличии публикаций учащихся

МОУ Школы №32 г.о. Самара за 2007-2010г.г.

ФИО

Выходные данные публикации

1

Иванова Анастасия

10 класс

Статья «Славянский мир: что я о нем знаю», Сборник Славянский мир: что я о нем знаю, издательство ГОУ СИПКРО, 2008

2

Кудинова Дарья

9 класс

Статья «This Cruel World», Сборник ACCESSing English Through Students Stories, издательство REPETITOR MultiMedia, 2009

3

Мининко Юлия

9 класс

Статья «Just Help Each Other», Сборник ACCESSing English Through Students Stories, издательство REPETITOR MultiMedia, 2009

4

Богданов Никита

8 класс

Статья «Миграционные процессы в России», Газета «География» 19, 2009

5

Попова Анастасия

8 класс

Статья «Ускорение процесса виртуальной коммуникации в неформальной письменной речи», Сборник Материалы студенческой НПК «МИР - 2009», выпуск 8, Самара, МИР, 2009

6

Назарова Елена

8 класс

Статья «Использование фразовых глаголов в музыкальном творчестве современных групп», Сборник Материалы студенческой НПК «МИР - 2009», выпуск 8, Самара, МИР, 2009

7

Сафонова Дарья

8 класс

Статья «Как быстро и прочно запоминать английские слова», Сборник Материалы студенческой НПК «МИР - 2009», выпуск 8, Самара, МИР, 2009

8

Мурзакова Татьяна

8 класс

Статья «Отношение государства к православной церкви в годы ВОВ», Сборник Гуманитарные исследования. На стыке наук, Самара:

ООО «Издательство АсГард», 2010

9

Сергеев Владислав

8 класс

Статья «Школьники блокадного Ленинграда» Сборник Гуманитарные исследования. На стыке наук, Самара: ООО «Издательство АсГард», 2010



Информация о научно-методическом материале,

 разработанном педагогами МОУ Школы №32 г.о. Самара

 за 2007-2010г.г.

Предмет

Наименование учебной программы

Автор программы

Ф.И.О. рецензента, должность, уч. степень, звание

Кем утверждена

Экономика

Экономика, 9

Учитель ОБЖ Бельчиков П. П.

Н. А. Разагатова, зав. сектором «Стандарты второго поколения» ЦРО, д.п.н.

Н. А. Разагатова, зав. сектором «Стандарты второго поколения» ЦРО, д.п.н.

Экономика

Элективный курс «Основы менеджмента»

Учитель экономики Ю. А. Захарова

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

Экономика

Элективный курс «Основы маркетинга»

Учитель экономики Ю. А. Захарова

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

Обществознание

Элективный курс «Как остановить преступность»

Учитель истории и обществознания Е. В. Литвишкина

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

Обществознание

Элективный курс «Основы международного права»

Учитель истории и обществознания Е. В. Литвишкина

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

Обществознание

Предпрофильный курс «Мир человека»

Учитель истории и обществознания В. Р. Мангутова

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

Обществознание

Предпрофильный курс «Основы ад-министративного и уголовного права в России»

Учитель истории и обществознания В. Р. Мангутова

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

История

Предпрофильный курс    «История в лицах»

Учитель истории и обществознания В. Р. Мангутова

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

О. С. Буранок, Старший преподаватель кафедры Всеобщей истории ПГСГ,
С. Б. Семенов, заведующий кафедрой всеобщей истории ПГСГ профессор, д.и.н.  

ОБЖ

Предпрофильный курс «Автономное существование в природных условиях»

Учитель ОБЖ Бельчиков П. П.

Н. А. Разаготова, зав. сектором «Стандар-ты второго поколения» ЦРО, д.п.н.

Н. А. Разагатова, зав. сектором «Стандарты второго поколения», д.п.н.

Английский язык

Элективный курс «Английский язык – язык науки»

Гаибова Х.Х.

Заведующий кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Заведующий кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Английский язык

Элективный курс «Деловое письмо»

Лобанова С.В.

Заведующий кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Заведующий кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Английский язык

Элективный курс «Заграницу без проблем»

Гаибова Х.Х.

Зав.кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Зав.кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Английский язык

Элективный курс «Спасите нашу планету»

Лобанова С.В.

Заведующий кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Заведующий кафедры англ. яз. Факультета экономики и менеджмента «Международного института рынка»  к.п.н. Карлинская Л.И.

Результаты деятельности образовательного учреждения

 как научной школы:

для педагогов – разработанный научно-методический материал, мотивация к непрерывному образованию, повышение квалификации, повышение или наличие квалификационной категории;

для учащихся -   заинтересованность в научно-исследовательской

деятельности, участие и наличие побед в мероприятиях научно-

исследовательского характера.


II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЗДОРОВЬЮ

Организация деятельности по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью осуществляется через совместную деятельность администрации школы, педагогов, медицинского персонала, детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей. Создание здоровьесберегающей среды, ориентированно на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы.

Педагоги, руководствуясь принципами диалогичности, культуросообразности, рефлексивности, субъектности, помогают учащимся через рефлексирование собственных позиций осмыслить здоровье как личностную ценность и, стимулируя мотивацию на здоровьесозидающую деятельность, повысить активность молодежи в сохранении и созидании индивидуального здоровья. При этом используются тренинговые технологии, методы рефлексии, имитационного моделирования, кросс-культурного анализа. Учитель иностранного языка высвечивает и обогащает ценность здоровья в родной культуре, способствует ее закреплению, используя «мировоззренческий», «психоэмоциональный» и «операциональный» потенциал предмета, стимулирует саморазвитие у школьников качеств субъекта (интернальность и активность) здоровьесозидающей деятельности. Результатом саморазвития здоровьесозидающей активности учащихся является разработка и реализация ими индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья

Далее приведены задачи и мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся школы с 2006 – 2010 г.г.

Год

Задачи

Мероприятия

2006-2007

1. Сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.

2. Развить многообразие кружков и секций с привлечением сторонних организаций.

1. Замена на люминесцентное освещение рекреаций 2 этажа и 90% кабинетов  начальной школы.

2.Участие в реализации программы  «Соревнования классов, свободных от курения».

3.Участие в первенстве района по мини-футболу «Спорту – да! Наркотикам – нет!»

4. Участие в городской программе « Учимся плавать».

5. На базе школы работает пять секций с привлечением  ДСЮШОР.

2007-2008

1.Обеспечить условия для сохранения здоровья и формированию здорового образа жизни.

2. Создать рганизационные условия для горячего питания учащихся школы.

1. Отремонтирован медицинский кабинет.  Создан процедурный  кабинет.

2. Проведен капитальный ремонт туалетов.

3. Созданы  комнаты гигиены для девочек.

4. Отремонтирована душевые кабины и туалетная комната в физкультурных раздевалках.

5. Участие в городском проекте «Здоровяк».

6.Участие в реализации программы

 «Соревнования классов, свободных от курения».

7. Продолжается реализация программы «Учимся плавать».

8. Увеличивается охват горячим питанием.

2008-2009

1. Продолжить работу по обеспечению условий, направленных на сохранение здоровья.

2. Провести охват питанием не менее 45 %.

1. Отремонтирована вентиляция, кухонные плиты с жаровым шкафом.

2. В классных комнатах поставлены защитные экраны на батареи.

3. Замена  люминесцентное освещение  рекреации и холла 1 этажа.

4. В начальной школе выполняется питьевой режим.

5. Открылась новая секция «Волейбол»

6. Отремонтирован кабинет для ГПД.

7. На базе школы проведен семинар на тему «Система работы педагогического коллектива по созданию адаптивно – развивающей среды в школе».

8. Проведен педагогический совет «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»

9. Направление учителей на курсы повышения квалификации.

10. Охват горячим питанием составляет 45%.

Организация  учебно-воспитательного  процесса  соответствует требованиям и нормам СанПиНа. Строго соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки, начальная школа работает в режиме 35 минутного урока, первые и пятые классы работают в первую смену, в первом полугодии для первых классов используется ступенчатое расписание, облегченный день среди недели, динамические уроки введены в расписание.

Двигательный режим опирается на Положение № 4 к постановлению от 28.11.02 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин».

Соблюдаются также нормативы времени, отводимого на выполнение  обязательной части домашней работы, а также иные гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, установленного санитарными правилами.

Режим работы образовательного учреждения – смешанный: классы начальной школы занимаются по 5-ти дневной учебной неделе, 5-11 классы – по 6-ти дневной неделе.

Наличие перегрузок в школе исследуется  на основе мониторингов затраченного времени на выполнение домашнего задания, проверки тетрадей и дневников учащихся, классных журналов.

Важнейшим условием для обеспечения и сохранения здоровья  учащихся является использование в работе здоровьесберегающих технологий: медико-гигиенических, экологических, физкультурно-оздоровительных, безопасной жизнедеятельности, образовательных.

Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики.

Коллектив педагогов школы ведет большую работу по реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология личностно - ориентированного обучения.
  • Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения.
  • Технология диалогового обучения.
  • Технология рефлексивного обучения.
  • Технология методов проектов.

При организации учебного процесса учитывается его  физиологическое  и психологическое воздействия  на  организм учащихся:

  1. равномерное распределение учебной нагрузки в течение года;
  2. индивидуализация обучения, предусматривающая разноуровневое освоение учебного материала в зависимости от состояния здоровья, познавательных возможностей и темпа учебной работы школьников;
  3. построение учебного процесса, предусматривающее увеличение двигательной активности учащихся (динамические паузы, третий час физкультуры, 30 минутная перемена);
  4. соблюдение  санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного  процесса;
  5. нормирование  учебной нагрузки и профилактика утомляемости школьников (режим, расписание, дозировка учебных и домашних заданий и т.д.) с учетом возрастно-половых  особенностей учащихся;
  6. по результатам систематических мониторингов объем домашних заданий  не превышает 50% объема аудиторной нагрузки;
  7. безотметочная  система оценивания знаний в 1-х классах;
  8. дополнительные каникулы для учащихся 1 классов;
  9. использование педагогами  в своей работе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся;  соблюдение  санитарно-гигиенических  требований  при использовании  технических средств  обучения; планирование  урока с  учетом  уровней гигиенической рациональности урока, введением физпауз и чередования видов учебной деятельности;
  10. деление  профильных классов на  подгруппы при обучении профильным дисциплинам;
  11. проведение уроков физкультуры с учетом распределения учащихся по группам здоровья;
  12. в  школе оборудован кабинет психологической разгрузки,  в  котором  психолог проводит групповые  и  индивидуальные  занятия с  учащимися,  с  родителями.

В школе ведется активная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса: методические объединения учителей – предметников разрабатывают мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий. В период с 2007-2010 были проведены следующие мероприятия:

  • 1 ноября 2008 был проведен педагогический совет на тему «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»;
  • также в период 2007-2010 проводились городские методические семинары.

Информация о семинарах МОУ Школы №32 г.о. Самара

за 2007-2010г.г.

Дата

Тема

Уровень

Кол-во уч-ков

1

14.05.2008

Педагогические приемы классного руководителя по формированию активной жизненной позиции школьников;

городской

27

2

20.03.2008

Условия создания комфортной  образовательной среды на уроках английского языка;

городской

39

3

22.02.2008

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы;

городской

19

4

22.10.2008

Система работы педагогического коллектива по созданию адаптивно-развивающей среды в школе;

городской

32

5

16.04.2009

Семейные традиции как фактор формирования мировоззрения подрастающего поколения;

городской

35

6

23.11.2009

Здоровьесберегающие технологии в условиях лингвистической школы.

городской

41


Информация о тематических заседаниях кафедр и методических объединений учителей-предметников МОУ Школы №32 г.о. Самара

за 2007-2010 г.г.

Тема заседания

Дата

МО учителей математики

1

Тестирование-новая форма проведения экзаменов.Результаты и проблемы.

24.09.07

2

Работа с одаренными детьми.

14.01.08

3

Профильное обучение в школе.

14.04.08

4

Организация повторения в ходе подготовки к итоговой аттестации.

16.06.08

5

Преемственность в обучении учащихся.

15.09.08

6

Здоровьесберегающие технологии в условиях современной школы.

05.11.08

7

Система работы по созданию адаптивно-развивающей среды в школе.

23.01.09

8

Подготовка  к итоговой аттестации.

17.06.09

9

Формы накопления дидактического материала по экономическим вопросам в курсе математики.

15.09.09

10

Творческая и проектная деятельность учащихся на уроках математики.

15.10.09

11

Дифференциация в процессе преподавания математики.

14.01.10

12

Обсуждение и утверждение экзаменационного материала по геометрии.

19.02.10

МО учителей гуманитарного цикла

13

Цели и задачи МО на 2007-2008 учебный год

4.09.07

14

Анализ ЗУН и внеурочной деятельности учащихся по

итогам 1и2 четверти

10.01.08

15

Экспертиза аттестационного материала для итоговой

аттестации в 9-х классах. УМК на 2008-2009уч.год

18.04.08

16

Итоги 2007-2008 уч.года. Анализ результатов

14.06.08

17

Цели и задачи МО на 2008-2009 уч.год

4.09.08

18

Анализ мониторинга 1 четверти и внеурочной деятельности учащихся.Гигиенические требования к уроку        30.10.2008

30.10.08

19

Итоги 1 полугодия. Организация работы с

одаренными детьми

12.01.09

20

Анализ результатов за 2008-2009 уч.года

23.06.09

21

Цели и задачи МО на 2009-2010уч.год

26.08.09

22

План-график подготовки к ЕГЭ уч-ся 11 классов

30.09.10

23

Итоги первого полугодия и организации работы

с одаренными детьми

12.01.10

24

Анализ результатов 2009-2010 учебного года

26.06.10

МО учителей естественно-научного цикла

25

О целях и задачах МО на 2007-2008 учебный год, согласование календарно-тематического планирования учителей

28.08.07

26

О утверждении тем работ учащихся к XI школьной научно-творческой конференции

30.10.07

27

О утверждении перечня учебников на 2008-2009 учебный год

04.02.08

28

Анализ работы МО за 2007-2008 учебный год. Анализ результатов выпускных экзаменов

09.06.08

29

О целях и задачах МО на 2008-2009 учебный год, согласование календарно-тематического планирования учителей

04.09.08

30

Анализ результатов мониторинга в 11 А, Б, В классах по физике. Аттестация учителей МО Горчевой О.И., Уюкиной Л.Г.

05.11.08

31

Работа с одаренными детьми, рекомендации дозировки домашнего задания.

03.03.09

32

Анализ работы МО за 2008-2009 учебный год. Анализ результатов выпускных экзаменов

16.06.09

33

О целях и задачах МО на 2009-2010 учебный год, согласование календарно-тематического планирования учителей

26.08.09

34

Изучение новинок педагогической литературы и методических находок. Ознакомление с гигиеническими требованиями рациональной организации уроки

12.11.09

35

О дистанционном обучении через сеть Интернет, через телефонную сеть во время карантина по гриппу

03.12.09

35

Анализ работы МО за 2009-2010 учебный год. Анализ результатов выпускных экзаменов

18.06.10

МО учителей русского языка и литературы

36

Формирование ключевых компетенций через

педтехнологии на уроках русского языка и литературы

24.09.07

37

Формы работы с одаренными детьми

14.01.08

38

Подготовка выпускников к ЕГЭ

14.04.08

39

Анализ выпускных экзаменов. Итоги года.

16.06.08

40

О целях и задачах на 2008-2009 учебный год. Утверждение

тематического планирования.

15.09.08

41

Контроль соответствия знаний учащихся требованиям образовательных стандартов.

05.11.08

42

Проведение факультативных и индивидуально-групповых занятий для повышения качества обученности.

23.01.09

43

Анализ работы МО за 2008-2009 учебный год.

17.06.09

44

Основные задачи курса русского языка и литературы. Утверждение плана работы МО на новый учебный год.

15.09.09

45

Результаты стартовой диагностики по русскому языку 5-8 кл.

15.10.09

46

Создание единой системы школьного мониторинга по русскому языку в 9, 11 кл.

14.01.10

47

Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся на уроках литературы.

19.02.10

48

Анализ результатов ЕГЭ и ГИА 2009-2010 г.

16.06.10

Кафедра английского языка

49

Формирование перечня учебников, планируемых к использованию в 2007-2008 уч. году

4.09.07

50

Анализ работы МО за 2006-2007 уч. год и утверждение  плана работы на 2007-2008 уч. год

10.01.08

51

Обсуждение плана проведения недели английского языка

18.04.08

52

Подведение итогов  2007-2008 уч. года

14.06.08

53

Формирование перечня учебников, планируемых к использованию в 2008-2009 уч. году

4.09.08

54

Анализ работы МО за 2007-2008 уч. год и утверждение  плана работы на 2008-2009 уч. год

30.10.08

55

Использование ИКТ на уроках англ. языка

12.01.09

56

Работа с одарёнными детьми

23.06.09

57

Подведение итогов  2008-2009 уч. года

26.08.09

58

Формирование перечня учебников, планируемых к использованию в 2009-2010 уч. году

30.09.10

59

Анализ работы МО за 2008-2009 уч. год и утверждение  плана работы на 2009-2010 уч. год

12.01.10

60

Подведение итогов  2009-2010 уч. года

4.09.07

Учителями востребованы курсы  повышения квалификации по здоровьесберегающим технологиям.  Вот темы некоторых из них:

  • «Организация  здоровьесбережения в образовательном процессе»,  
  • «Пути повышения эффективности уроков биологии в современной школе: углубление знаний о свойствах нервной системы и высшей нервной деятельности учащихся; овладение практическими умениями по гигиене памяти».
  • «Формирование и методы работы с семьей по формированию культуры здоровья у её членов».

Информация о повышении квалификации учителей

МОУ Школы №32 г.о. Самара за 2007-2010г.г.

2007-2008 учебный год

Курсы (кол-во часов)

Кол-во педагогов

Менее 72ч

9 чел.

72ч

3 чел.

Более 72ч

4 чел.

Итого

16 чел.

 2008-2009 учебный год

Курсы (кол-во часов)

Кол-во педагогов

Менее 72ч

1 чел.

72ч

8 чел.

Более 72ч

14 чел.

Итого

23 чел.

                       

 2009-2010 учебный год

Курсы (кол-во часов)

Кол-во педагогов

Менее 72ч

4 чел.

72ч

8 чел.

Более 72ч

5 чел.

Итого

17 чел.


Повышение квалификации педагогического коллектива за пять лет (в том числе на семинарах, конференциях, мастер-классах)

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Итого

15

8

21

28

41

113

Итого за пять лет повысили свою квалификацию 113 педагогов школы, что  составило 205%.

Медицинское обслуживание обучающихся в школе обсепечивается закрепленным медицинским персоналом ГП № 4 педиатрического отделения № 1.   

Контроль здоровья и развития учащихся, организацию комплекса гигиенических, санитарно-профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепления здоровья детей (см. план работы медицинского кабинета на 2009-2010 уч.г.) осуществляют медицинские работники школы.    Врач - Шохова Татьяна Вячеславовна и медицинская сестра I категории Соколова Ирина Васильевна.

Для работы медицинского персонала в школе предоставлены необходимые помещения с соответствующими условиями: процедурный кабинет и кабинет врача. Наряду с администрацией и педагогическим составом медицинский персонал несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение медицинских и санитарно-гигиенических норм, режима питания обучающихся.

С целью здоровьесбережения школьников ежегодно проводится мониториг состояния здоровья учащихся 1–11 классы школы, организуются медицинские осмотры специалистами ГП № 4. Для профилактики простудных заболеваний проводится вакцинация учащихся от гриппа.

В результате проводимой работы отсутствует отрицательная динамика состояния здоровья учащихся

Мониторинг уровня здоровья и физического развития учащихся с 2006 по 2009гг.

Заболевания

Доля в %

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Нарушение осанки

12

12

12

Понижение зрения

16

18

16

Заболевания органов дыхания

2

2

2

Плоскостопие

6

6

7

Сколиоз

6

5

5

Вегето –сосудистая дистония

6

6

6

Болезни эндокринной системы,

расстройства питания и обмена веществ

8

6

8

Хронический тонзиллит

3

3

3

Дефекты речи

8

7

1

Нервно-психические

14

15

15

Заболевание ЖКТ, печени

6

5

4

 

        Наиболее распространенные заболевания среди учащихся школы входят в число наиболее распространенных заболеваний учащихся страны и обусловлены дидактоггенными причинами.

Распределение учащихся по физкультурным  группам

Группа

Доля в %

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Основная

80

81

88

Подготовительная

12

14

7,6

Специальная

7

4

3,7

Как видим из таблицы и диаграммы  видна тенденция к снижению количества учащихся, занимающихся в подготовительной и специальной физкультурных группах. Прослеживается положительная динамика увеличения количества учащихся,   занимающихся в основной группе.

Распределение учащихся по  группам здоровья

Группа

Доля в %

2007-2008

2008-2009

2009-2010

I

9

10

12

II

52

54

56

III

30

25

25

IV

0,4

0,2

0,2

Лечебно - профилактическую направленность среди учащихся школы, затрагивающие вопросы здоровьесбережения детей несут:

  • использование здоровьесберигающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • профилактические осмотры учащихся всех классов после летних, осенних, зимних и весенних каникул;
  • углубленные медицинские осмотры учащихся 1 – 11 классов, выявление каких-либо отклонений в здоровье детей с последующим направлением к специалистам в поликлиннику по месту жительства;
  • профилактические прививки в соответствии с приказом МЗ РФ «О нациолнальном календаре профилактических прививок по эпидемическим показанипям»;
  • противоэпидемические мероприятия при различных инфекционных заболеваниях учащихся;
  • организация петьевого режима, проведение физмитнуток, динамических часов (учащиеся 1-4 классов), прогулки на свежем воздухе;
  • дополнительное освещение классных кабинетов (софиты над досками);
  • соблюдение режима проветривания;
  • соответствие размера мебели росту учащихся;
  • профилактические мероприятия по подготовке здания школы к зиме;
  • контроль за организацией питания учащихся;
  • санитарно – просветительская работа среди учащихся и родителей школы на темы, касающиеся здоровья, образа жизни учащихся;
  • «Дни семейного здоровья» для учащихся и их родителей

Проводится также работа по формированию навыков здорового образа жизни:

  • тематические уроки на здоровьесберегающие темы в рамках предмета (биология, природоведение, ОБЖ, ОЖС, окружающий мир);
  • тематические классные часы;
  • тематические собрания для родителей;
  • участие в городском проекте «Здоровяк».
  • участие в реализации программы  «Соревнования классов, свободных от курения».
  • участие в первенстве района по мини-футболу «Спорту – да! Наркотикам – нет!»
  • участие в городской программе  « Учимся плавать»;
  • мониторинги психолога на тему профилактики наркомании;
  • мероприятия по культуре питания в рамках реализуемых программ;
  • участие учащихся во внеклассных мероприятиях по профилактике травматизма.

Психолого-педагогическая поддержка учебно-воспитательного процесса Главную роль в решении и коррекции задач по оздоровлению учащихся играет школьная психологическая служба. В нее входят логопед и два психолога: один – на 1-6 классы и один – на 7-11 классах.

Цель работы психологической службы: психологическая поддержка, развитие и социализация учащихся на основе программ коррекции, способствующих формированию человека, живущего в согласии с самим собой, способного быстро адаптироваться к окружающей действительности, занимающего активную жизненную позицию по отношению к ней.

Задачи:

  1. Создать психологическую среду, способствующую развитию и психологической поддержке учащихся с учетом индивидуально – психологических особенностей.
  2. Развивать психологически здоровую личность через тренинговую работу с учащимися, родителями,  учителями.
  3. Привлекать учителей и родителей к взаимодействию с психологической службой для совершенствования процесса воспитания и развития учащихся.

Психологическое сопровождение школьника осуществляется наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями:

  • адаптационные занятия;
  • тренинги;
  • обучение приемам релаксации  и аутотренинга;
  • профориентация;
  • индивидуальные занятия с детьми и родителями;
  • консультирование педагогов;
  • диагностическая, коррекционная просветительская работа.

     Обеспечение необходимого уровня физкультурно-оздоровительной работы.   Главной целью физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе является всестороннее развитие личности на фоне доступного каждому возрасту уровня физической культуры личности школьника.

Основные задачи:

  • профилактика заболеваний, укрепление здоровья;
  • формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
  • обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
  • воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

Для решения этих задач в школе имеется спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием и инвентарем, поддерживается высокий уровень санитарно-гигиенического состояния раздевалок, туалетов и душевых.  Занятия физической культуры проводятся в соответствии с имеющимися в наличии инструкциями по технике безопасности и охране труда при занятиях легкой атлетики, спортивными и подвижными играми, гимнастикой и другими видами спорта.

При проведении уроков физической культуры учитываются физические возможности учащихся и рекомендации школьного врача. Это позволяет в первую очередь решать задачу укрепления здоровья, содействовать нормальному физическому развитию, а так же обучение основам базовых видов двигательной деятельности, развитие координационных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и выбранными видами спорта в свободное время.

Учащиеся начальной школы посещают плавательный бассейн на базе МОУ Школы № 157. Занятия плаванию способствуют развитию дыхательного аппарата, укрепляют сердечно - сосудистую систему и мышечный корсет, учитывая закаливающий характер водных процедур, осуществляется профилактика простудных заболеваний.

В программу по физической культуре 1-11 классов обязательно входит лыжная подготовка в лесопарковой зоне, что обеспечивает учащимся дополнительное пребывание на свежем воздухе  в зимнее время.

Следующая схема дает представление об организации оздоровительных мероприятиях в школе.

Организация здорового питания в школе  обеспечивает ООО «Комбинат школьного питания» Кировского района г. Самары. Согласно гигиеническим требованиям к условию обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02) в МОУ Школе № 32 организовано одноразовое горячее питание. По желанию родителей  учащемуся может быть предоставлено двухразовое питание. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются двухразовым горячим питанием и полдником.

Для обеспечения детей здоровым питанием в МОУ Школе № 32 разработан  рацион, отвечающий требованиям  пункта 6.1 СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45.  Меню школьной столовой соответствует всем требованиям диетического питания. С целью профилактики острых респираторных вирусных инфекций круглогодично осуществляется витаминизация третьих блюд, о чем ведется  журнал витаминизации.

В школе соблюдается следующий  режим питания:

  • 1 классы – на перемене после 2 урока I смены (9.30 - 4.40);
  • 2-3 классы – на перемене после 2 урока II смены (15.00 -15.20);
  • 4 классы – на перемене после 3 урока I смены (10.20 -10.40);
  • 5,8,10,11 классы – на перемене после 3 урока I смены (10.20 -10.40);
  • 6,7 классы – на перемене после 1 урока II смены (14.10 -14.20)
  • Обед ГПД в 12.45.

Охват питанием учащихся школы за 2006-2010г.г.

Сравнительный анализ охвата горячим питанием показывает, что, несмотря на уменьшение  количества учащихся школы, охват горячим питанием неизменно растет. Количество детей, пользующихся льготным питанием, также увеличивается.

Охват питанием учащихся школы за 2006-2010г.

Одними из главных  причин ухудшения состояния здоровья детей являются несвоевременное питание и низкая культура питания. Недостаточное потребление белка, витаминов, микроэлементов, кальция, железа, макро- и микронутриентов  в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического  развития, успеваемости, снижает иммунитет.  Решить эту проблему  можно только с помощью комплексного подхода к  организации здорового питания. Повысить культуру питания помогают внеклассные мероприятия и темы школьной программы, включенные в ряд предметов.

Обучение школьников культуре питания в МОУ Школе № 32

п/п

Мероприятие по культуре питания

В рамках реализации учебных программ

1.

Уроки здоровья (1-4кл.)

- по пропаганде здорового образа жизни

2.

«Быть может, еда прибавляет года?»

1-2кл. – классный час

3-4кл. – круглый стол

- по пропаганде здорового образа жизни

3.

«Чтоб расти нам сильными…»

3 кл. – викторина.

- по пропаганде здорового образа жизни

4.

«Химия и пища»

11кл. – круглый стол

- по химии

5.

«Мы есть то, что мы едим».

8кл. Брей – ринг 8-9 классы

- по биологии

6.

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»

10кл. - викторина

- по биологии

7.

«Здоровая диета».

5кл.- конкурс

- по технологии

Следующая  диаграмма отражает зависимость между заболеваемостью ЖКТ и охватом горячего питания (доли в процентном соотношении).

Прослеживается обратная зависимость: с увеличением охвата питания процент заболевания ЖКТ  снижается.


III. Мониторинг сформированности установок здорового образа жизни

Дата проведения: сентябрь 2009 – 2010 уч.г.

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов в количестве 53 ч.(5 классы) и 91ч. (9 кл.)

Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?                        Как вы относитесь к информации о ЗОЖ?

        

Сравнительный анализ первого мониторинга показывает, что  младшие школьники уверенны в том, что вполне достаточно заботятся о своем здоровье. Старшие школьники более объективно  описывают отношение к  своему здоровью, отдают себе отчет в том, что недостаточно заботятся о нем.

Второй мониторинг показывает отношение школьников к информации о здоровье.  Сравнительный анализ показывает, что младшие школьники более активно проявляют интерес к получаемой информации о ЗОЖ, что обусловлено высокой познавательной активностью этого возраста.

Мониторинг учебной деятельности по английскому языку за 2007 – 2010 уч. гг.

Цель: отслеживание динамики качества образования

Класс

5

6

7

8

9

10

11

Учебный год

% качества

Средний балл

% качества

Средний балл

% качества

Средний балл

% качества

Средний балл

% качества

Средний балл

% качества

Средний балл

% качества

Средний балл

2007-2008

78%

3,9

68%

4,0

----

----

74%

3,5

48%

3,6

61%

3,8

66%

3,6

2008-2009

56%

3,6

74%

4,0

65%

3,8

----

-----

56%

3,5

60%

3,8

57%

4,1

2009-2010

68%

3,7

63%

3,9

66%

3,8

55

3,8

----

----

74%

3,9

55%

4,0

От кого ты узнаешь о здоровье?

Анализ опроса показал, что основную информацию о ЗОЖ учащиеся получают от родителей, а  старшие школьники - от друзей. К сожалению, процент получаемой информации от учителей – предметников старшими школьниками ниже, чем от друзей. Это можно объяснить возрастными и психологическими особенностями подростков, их не доверием старшим и учителям.

Сравнительный анализ показывает, что и для младших и для старших школьников большую ценность имеет хорошее здоровье.


В школе проводится анкетирование учащихся по вопросам формирования ценностного отношения к здоровью.

Анкета для учащихся о сформированности установок

здорового образа жизни

  1. Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?

а) вполне достаточно;

б) не вполне достаточно;

в) недостаточно.

  1. Как вы относитесь к информации о ЗОЖ?

а) очень интересна и полезна;

б) довольно интересна и полезна;

в) не очень интересна и полезна;

г) не интересна и не нужна.

  1.  От кого ты узнаешь о здоровье?

а) от друзей;

б) из журналов и книг;

в) из передач ТВ;

г) от родителей;

д) от учителей предметников.

  1. Какие из ценностей, приведенных ниже,  для Вас наиболее важны?

а) материальное благополучие;

б) качественное образование;

в) хорошее здоровье;

г) привлекательная внешность;

д) любимая работа;

е) благополучная семья;

ж)свобода и независимость.

Организация деятельности педагогического коллектива по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью

 

IV. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЗДОРОВЬЮ

Модель формирования ценностного отношения учащихся  к здоровью

 Модель формирования ценностного отношения учащихся  к здоровью основана на использовании субъектно-деятельностного и диалогического подходов и активизации внешнего (наука, культура, социальное окружение) и внутреннего диалога школьников («Я-реальное» — стереотипное поведение — эффективность в учебе за счет эксплуатации индивидуального здоровья, «Я-желаемое» — здоровый человек благополучный в семье и конкурентоспособный в профессии). Модель включает следующие компоненты: цель (стимулирование собственной здоровьесозидающей активности школьников); задачи (выявление и использование потенциала учебных курсов естественно-научной: здоровый образ жизни (ЗОЖ) и гуманитарной направленности: литературоведение, ИЯ в активизации межкультурного диалога, реализуемого на межпредметной основе; осуществление педагогического содействия развитию когнитивного, мотивационно-волевого и деятельностного компонентов ЦО к здоровью); принципы (диалогичности, культуросообразности, рефлексивности, субъектности); механизм (предъявление здоровья как терминальной и инструментальной ценности; осознание и принятие ценности здоровья через рефлексию, переживание, идентификацию; реализация ценностного отношения к здоровью в деятельности и поведении; закрепление и перевод ценностного отношения к здоровью в статус качества личности); методы (кросс-культурного анализа, имитационного моделирования, рефлексии и др.); условия (использование в вузе комплекса гигиено-профилактических, физкультурно-оздоровительных и психолого-педагогических средств по сохранению индивидуального здоровья студентов); критерии оценки (знаниевый, эмоционально-волевой, поведенческий) и уровни (неудовлетворительный, удовлетворительный, оптимальный) сформированности ЦО к здоровью; результат процесса (разработка и реализация учащимися индивидуальных траекторий поддержания и развития здоровья, развитие качеств школьников (интернальность, активность) как субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД), переход школьников на более высокие уровни сформированности ЦО к здоровью).

Список творческих групп учителей-предметников

МОУ Школы №32 г.о.Самара

Эксперимент

Творческая группа

1

Апробация вариативной модели регионального   компонента Базисного учебного плана»– по внедрению компетентностно-ориентированного обучения.

Шишкина Н.Г.

Забродина Т.В.

Хафиятуллова А.А.

Колмычкова Н.Н.

2

Апробация вариативной модели регионального компонента Базисного учебного плана» по внедрению основ православной культуры.

Таганова И.В.

Гарькина Т.Н.

3

Лингвострановедческий  и лингвокультуроведческий аспекты обучения иностранному языку.

Антонова Н.Г.

Шаповалова Е.И.

Глушкова Е.С.

Пудовкина Н.В.

Писаревская Н.С.

4

Эсперимент по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Самарской области.

Козлова В.В.

Алехина Г.И.

Маланичева Т.А.

Горчева О.И.

Яхимович Л.Д.


 

                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды

В тстатье представлена модель  рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый о...

Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни

Данная статья является методическим материалом для проведения педагогического совета по формированию ценностного отношения к здоровью....

Доклад: "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?...

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»

Презентация для пед.совета на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»...

Доклад к педагогическому совету на тему: "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни".

quot;Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят...