Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»
рабочая программа (6 класс)
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya_rabochaya_programma_6_kl_8_vid.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 6 классов (VIII вид)
Учитель-логопед Аверкина Г. Н.
2017-2018 учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Содержание программы…………………………………………….......5
- Календарно-тематическое планирование……………………………...8
- Планируемые результаты ……………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………....12
- Пояснительная записка
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализации.
Задачи:
- Определение механизмов, лежащих в основе нарушения письма у каждого конкретного учащегося;
- Отбор необходимых методов для коррекционно-логопедического воздействия для каждого учащегося;
- Развитие фонематического анализа и синтеза и фонематических преставлений;
- Развитие зрительного предметного и буквенного гнозиса и мнезиса;
- Развитие пространственно-временных ориентаций;
- Развитие процесса чтения и письма, навыка построения связного высказывания;
- Развитие навыка дифференцирования сходных по начертанию букв;
- Выработка четкости произносительных навыков,
- Развитие навыка интонационной выразительности устного высказывания;
- Обучение учащихся точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте,
- Обогащение и активирование словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Актуальность программы
Устная и письменная речь является средством взаимодействия людей в обществе. Возникновение речи - это сложный процесс произвольной психической деятельности, который обеспечивается участием разных структурно-функциональных компонентов и психических функций, включает множество операций, связанных между собой и имеющих сложную организацию. Выпадение отдельного звена из этой системы приводит к дезорганизации всех функций и требует коррекции. Стойкие и специфические нарушения в овладении письмом и процессом чтения оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Процесс коррекционно-логопедической работы включает развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитие внимания, памяти, активизации словарного запаса; коррекцию почерка.
Логопед осуществляет работу совместно с психологом.
- Содержание программы
Программа состоит из четырех этапов, реализующих коррекционно-логопедические задачи.
Программа опирается на знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в школе и взаимосвязана с программой «Русский язык 6 класс (VIII вида)». Логопед в коррекционно-логопедическую работу включает разнообразные виды работ, физкультминутки, использование дидактического и раздаточного материала. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей. Ученики, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе.
Программа включает 68 часа, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Программа состоит из 4 этапов:
- Диагностический этап.
В 6 классе проводится экспресс-диагностика.
Задачи:
- Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышления, внимания, памяти
- Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- Определение состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
- Анализ письменных работ и процесса чтения.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 4 часа.
- Коррекционный этап.
Нарушения речи носит системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
Задачи:
- Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- Формирование речевого дыхания;
- Развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие
- Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
- Формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов,
- Развитие навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных,
- Развитие навыка дифференциации букв, имеющих оптической сходство,
- Развитие навыка составления и использование связного высказывания,
- Обогащение словаря.
Длительность этапа – 54 часа.
- Этап повторения и закрепления.
Задачи:
- Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
- Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
Длительность этапа – 4 часа.
- Оценочный этап.
Задачи:
- Проведение проверки навыков письма и чтения,
- Анализ работ учащихся.
Длительность этапа – 6 часа.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с учащимися 6 классов (VIII вид) на 2017/2018 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
I. | Диагностический этап | 6 | |
Обследование устрой и письменной речи. | Речевая карта. Проведение диагностических работ: списывание с текста, диктант, проверка техники чтения, пересказ. | ||
II. | Коррекционный этап | 56 | |
1. | Звуки речи и буквы. Введение. | Знакомство с речевыми звуками. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. | 1 |
2. | Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных звуков. | Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. | 4 |
3. | Звуки речи и буквы. Дифференциация согласных звуков. | Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Дифференциация согласных [в-ф], [в’-ф’] Дифференциация согласных [п-б], [п’-б’] Дифференциация согласных [д-т], [д’-т’] Дифференциация согласных [с-з], [с’-з’] Дифференциация согласных [к-г], [к’-г’] Дифференциация согласных [ш-ж] Дифференциация согласных [с-ш] Дифференциация согласных [з-ж] Дифференциация согласных [с-ц] Дифференциация согласных [ч’-т’] Дифференциация согласных [ч’-щ’] Дифференциация согласных [ч’-ц] | 8 |
4. | Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных букв. | Дифференциация гласных букв: а-о, и-у | 2 |
5. | Звуки речи и буквы. Дифференциация согласных букв. | Дифференциация согласных букв: л-м, п-т, б-д, ц-щ. | 4 |
Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв. | Дифференциация гласных и согласных букв: и-ш | 1 | |
6. | Звуки речи и буквы. Закрепление. | Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова , предложения, текста. | 1 |
7. | Мягкий знак. | Роль мягкого знака. | 1 |
8. | Слог. Слоговой анализ и синтез. | Знакомство со слогом. Выделение определенного слога в ряду слов. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам. Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. . | 3 |
9. | Слово. Корень. Однокоренные (родственные слова). | Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Выделение корня в словах. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. | 3 |
10. | Слово. Словообразование слов при помощи приставок. | Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над). Развитие временных и пространственных отношений. | 3 |
11. | Слово. Образование слов при помощи суффиксов. | Выделение суффиксов в словах Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением) | 2 |
13. | Слово. Окончание. | Закрепление знаний об окончании. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 |
14. | Слово. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. | 1 |
15. | Приставки и предлоги | Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Правописание приставок. Разделительный твердый знак после приставок. | 2 |
18. | Предложение. | Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Работа над деформированным предложением. - Простое предложение. -Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 6 |
19. | Связная речь. | Развитие навыка составления и использование связного высказывания. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. | 10 |
III. | Этап повторения и закрепления. | 4 | |
1. | Повторение и закрепление ЗУН | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий. | 4 |
IV. | Оценочный этап. | 6 | |
1. | Оценочный этап. | Проведение итоговых диагностических работ: Списывание с текста. Диктант. Проверка техники чтения. Пересказ. | 5 |
2. | Работа над ошибками. | Анализ ошибок, выполнение упражнений. | 1 |
Итого: | 68 |
- Планируемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- Гласные и согласные звуки и буквы;
- Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
- Графическое обозначение слогов, слов, границ предложения;
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- Различать гласные и согласные звуки и буквы;
- Определять ударные и безударные гласные, слоги;
- Определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
- Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
- Применять правописание предлогов и приставок;
- Дифференцировать сходные по начертанию буквы;
- Переносить полученные знания на другие виды деятельности.
Список литературы
- Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.:Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
- Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. – СПб.: Речь, 2005. – 180 с.
- Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
- Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация,планирование и организация коррекционной работы:методическое пособие для логопедов.-М.: ГНОМ и Д, 2009.
- Мазанова,Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. - М.: ГНОМ, 2007. – 128 с.
- Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 184 с.
- Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 96 с.
- Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия /Е. В.Мазанова.-М.:Аквариум-Принт.2006.– 56с.
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. – М:, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...
Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 класса (VIII вид)"
Цель программы: «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализ...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...