Урок на тему: Восстановление и развитие экономики и социальной сферы
материал по истории (11 класс)
Открытый урок истории 11 класса
Тема: Восстановление и развитие экономики и социальной сферы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Безгласная Ирина Григорьевна | |||||||||||||
Предмет | История России 1945 год - начало ХХI века | |||||||||||||
Класс | 11 | |||||||||||||
Тип урока | Освоение нового материала | |||||||||||||
Тема | «Восстановление и развитие экономики и социальной сферы» | |||||||||||||
Цель | Показать проблемы развития экономической системы в послевоенного времени, пути их решения и достигнутые результаты. Проанализировать развитие плановой системы и провести параллели с современностью. | |||||||||||||
Задачи | Образовательные: -подвести учащихся к пониманию сущности экономических дискуссий 1945-1953 годов – делать выводы; - анализировать исторические документы и статистические материалы | Развивающие: - развитие критического мышления; - формирование аргументированной личной позиции. | Воспитательные: - способствовать развитию патриотизма, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости; - формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций в контексте трудностей восстановления хозяйства в послевоенный период. | |||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - находить и устно комментировать статистические материалы, мемуарные и экономические статьи руководителей государства и партии; - сравнивать размеры принесенного войной экономического ущерба с аналогичной ситуацией в странах Европы и США -делать выводы на основании сравнения - выделять причины и цели действий советского правительства в экономике; - характеризовать типичные черты плановой системы; | Личностные: (личностные УУД) - понимать аспекты «бытовой» истории простого советского человека, уважение к результатам его трудового подвига; -применять правила делового сотрудничества; -оценивают собственную учебную деятельность | Метапредметные:(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определять цель, постановка проблемы, поиск инвариантного пути развития экономики в условиях тоталитаризма - готовность к сотрудничеству с соучениками; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы - формирование личной позиции - развитие критического мышления | |||||||||||
УМК | История России. 1946 г.- начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. Авторы: Мединский В.Р., Торкунов А.В. | |||||||||||||
Ресурсы (оснащение) | Раздаточный материал: - рабочий лист, лист обратной связи на стадии рефлексии, лист оценки -презентация | |||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||||||
Этап урока | время | Форма организации деятельности учащихся | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||||||
Познавательные | Регулятивные | Личностные | Коммукативные | |||||||||||
1. | Орг. Момент | |||||||||||||
2. Постановка цели и задачи урока, мотивация учебной деятельности учащихся | 3 мин | фронтальная | На уроке применяется технология развития критического мышления. В рамках данной технологии можно предложить учащимся на этапе "Стадии вызова" мозговой штурм по теме "Восстановление экономики". | Учитель спрашивает учащихся "Что они знают по данной теме из своего школьного опыта. учащиеся знают, что страна была разрушена и после Великой Отечественной войны она была восстановлена .Учитель на стадии вызова спрашивает учащихся:"Как вы думаете, была ли альтернатива в восстановлении экономики?" Учитель может привести прием прямой аналогии с Отечественной войной 1812 года и спросить учащихся, что они помнят, что ждали крестьяне, воевавшие против армии Наполеона? Учащиеся придут к ответу: "Крестьяне ждали свободы, отмены крепостного права». | ||||||||||
2. Актуализация знаний | 2-3мин. | Фронтальная | Работа с текстом учебника: подвести экономические и демографические итоги войны. | Тема нашего урока «Восстановление и развитие экономики и социальной сферы» Проводит опрос по вопросам: #1057;остояние советской экономики после войны? 2. В чем проявлялась сверхцентрализация в управлении экономикой? | Объяснять | Адекватно артикулировать новые понятийные контрукции урока | ||||||||
Изучение нового материала | ||||||||||||||
#1057;оздание проблемной ситуации | 5мин | фронтальная | В чем вы видите противоречие послевоенного развития? Была ли альтернатива плановой экономике в тех исторических реалиях? | Высказывают предположения; Формулируют противоречия и записывают их на доске и в тетради: «Рост военного сектора в экономике за счет гражданской продукции» Формулируют проблему урока: «Поиск эффективного пути развития советской экономики» | Объяснение | -Определять цель, проблему в учебной деятельности. -Выдвигать версии | -излагать свое мнение | |||||||
#1055;ланирование деятельности | 5мин | Фронтальная | «Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам необходимо узнать?» | Предлагают найти пути решения экономических проблем с точки зрения исторических фактов | Строить логически обоснованные суждения. | -Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. -Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. | ||||||||
5. Поиск решения проблемы | 5-7 мин. | Групповая работа | Последствия Победы. Демография. Социальная адаптация фронтовиков. | 1. Делит класс на группы 2. Дает задание: прочитать пункт «Влияние Победы.» и «Потери. Демография»
#1086;твечает на возникающие вопросы 4. Каждая группа дает ответы на поставленные вопросы | Группа1: Охарактеризуйте социальную обстановку в стране после окончания ВОВ Группа2: в чем проявлялась забота государства по отношению к населению. Можно СССР назвать социальным государством? Приведите аргументы | стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; | сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; | Уважать мнение товарищей | готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе | |||||
1мин | Физминутка | |||||||||||||
5. Поиск решения проблемы | 15-17 | Индивидуальная | -Национальное богатство -Репарации -Репатриация - Госплан - Плановая экономика -Военно-промышленный комплекс - Атомная промышленность | Учитель рассказывает о Развитии промышленности, особенностях послевоенного восстановления экономики, о роли государства и партии в этом процессе. Возможные вопросы: В чем вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны? | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Заполняют рабочие листы: репарации, репатриация, госплан, плановая экономика военно-промышленный комплекс, схема высших органов власти, расположить события в хронологической последовательности, ответить на вопросы (работа с текстом параграфа- анализ информации) Рабочий лист- читают документ документ из речи И.В. Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы (февраль 1946 г.) Формулируют собственное отношение к проблеме, отвечают на вопросы : назовите долгосрочные и краткосрочные планы Сталина, сколько времени Сталин отводит долгосрочному периоду развития страны? Сформулируйте собственное мнение о реализации плана в такой срок. Предполагаемый вывод по проблеме: Только жесткое вмешательство государство в экономику и планирование смогло обеспечить поступательное восстановление экономики в послевоенный период и выведение экономики на высокий уровень самообеспеченности | Представлять информацию в различных формах Работа с документом, отвечают на поставленные вопросы | Осмысленное чтение документа. Обсуждение в парах | аргументировано оценивать поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | готовность к сотрудничеству с соучениками; Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами. | |||||
6. Рефлексия | 4 -5мин. | взаимопроверка в парах | Ученикам предлагается использовать прием обобщения материала в формате развития критического мышления ПОПС. Учитель предлагает провести рефлексию по формуле ПОПС. П(позиция)- я считаю, что...(в чем заключается ваша точка зрения) О (обоснование )-(на чем вы основываетесь). Потому, что.... П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например, С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)-"поэтому"... | Ответы учащихся: П(позиция)- я считаю, что) О (обоснование )-(). Потому, что.... П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например, С (следствие)- вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции-поэтому…… | готовность к сотрудничеству с соучениками | |||||||||
#1044;иагностика результатов урока | 3мин | Индивидуальная | Предлагает заполнить ученикам лист самооценки (приложение1) | Работают с листом самооценки | Определять уровень усвоения изученного материала | |||||||||
Оценка учителя | ||||||||||||||
8. Домашнее задание | 2мин | Индивидуальная | Изучить параграф 1, ответить на вопросы устно, вопрос 7 письменно, работа с документом письменно | Записывают домашнее задание |
Приложение 1.
Лист рефлексии | |
П (позиция) – я считаю, что… | |
О (обоснование)- потому, что… | |
П (пример) – факты, иллюстрирующие ваш довод, например…. | |
С (следствие) – вывод, призыв к принятию вашей позиции – поэтому….. |
Приложение 2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: | |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: |
Предварительный просмотр:
Формирование личной позиции ученика через развитие критического мышления путем поиска аргументированного решения.
Безгласная Ирина Григорьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ-СОШ №7
хутора Бойкопонура
2023 год
Представление педагогического опыта.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных аргументированных решений. Работа педагога направлена сегодня на формирование людей с новым типом мышления, людей инициативных и творческих.
В своей педагогической деятельности я применяю личностно-ориентированный подход. Данное направление в полном объеме отвечает современному запросу государства в контексте социального заказа образованию. Обозначенный метод работы является продуктивным при систематическом использовании на уроках истории таких образовательных инструментов, как технология развития критического мышления, использование элементов технологии проблемного обучения, работа над формированием у обучающихся функциональной грамотности. Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого – упор на учение, но не преподавание, на равноправное взаимодействие педагога и ученика, основанного на признании ценности каждого ребенка как личности.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, индивидуальное. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации - критически мыслящий человек находит собственное решение и подкрепляет это решение разумными доводами.
Особенности технологии критического мышления: целью образования является умение ученика управлять информацией; инициативность и формирование собственного знания ребенка; партнерские, демократические отношения между учителем и обучающимся; объективная оценка ребенка познаваемого объекта, умение аргументировать свою позицию.
Не менее важной технологией в работе учителя является технология проблемного обучения, под которой понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Обе технологии открыты к сотрудничеству. В контексте они реализуют задачи функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Один из компонентов функциональной грамотности – глобальные компетенции – способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей. Реализация на практике таких уроков вызывает особый всплеск мотивации у детей, особенно в младших классах.
Представление предметной темы.
Около десяти лет назад я сменила место работы. Моим непосредственным руководителем стал человек с огромным опытом на руководящей должности. И на первом совещании, на котором я ответила на его вопрос «не знаю» он сделал мне серьезное замечание: «На всю жизнь запомните, Ирина Григорьевна, никогда не говорите людям «не знаю». Вы моментально снижаете свой статус человека, способного брать на себя ответственность и решать поставленные задачи, а современный темп жизни этого не простит». Я запомнила эти слова и вспомнила несколько случаев из жизни, которые действительно закончились печально по причине отсутствия умения выстраивать свою личностную позицию. Не был построен конструктивно диалог, не было принято решение, возник конфликт, который действительно разрушил отношения между людьми.
Умение самоопределиться, выстроить свою личную позицию и принять решение требует аргументированных доводов, которые необходимо найти, оформить и публично представить, защищая тем самым свою точку зрения. На уроке Истории России в 11 классе ученикам предлагается проблемная ситуация: IV-я пятилетка развития экономики СССР в послевоенный период предусматривала приоритет в распределении бюджета в направлении тяжелой и военной промышленности в ущерб легкой. В течение урока мы тему изучили, рассмотрели все плюсы и минусы обсуждаемой модели экономического развития. Возмущены были девочки тем, что товары первой необходимости практически отсутствовали на прилавках, а среди них они обозначили чулки, одежду, сумочки и косметику. Мальчики доказывали, что в условиях холодной войны необходимость укрепления обороноспособности страны стоит исключительно на первом месте. Девочки заявили об огромном дефиците продовольственных товаров. И здесь все задумались – как же было принято решение руководителями страны о распределении государственного бюджета в пользу тяжелой промышленности.
В течение урока учащиеся заполняли рабочие листы (в форме индивидуальной работы), в конце которых обозначили итоги развития IV пятилетки. На стадии освоения нового материала они работали на листах с заданиями (групповая работа). Теперь я предложила провести анализ их работы, проследить причинно-следственные связи, подойти к информации критически и определить свое мнение в сложившейся ситуации. Следующим шагом было предложено публично представить свою позицию и привести аргументы в ее поддержку. Кроме этого, перед обучающимся были представлены аргументы «за» и «против», которые подобрала я. Варианты разложены на столе вперемешку. Ученики с высокой мотивацией к учебе быстро ориентируются и выбирают верные доводы. Ребенку с более низкой мотивацией требуется больше времени на выбор аргументов. Но и он принимает решение. Что обязательно сопровождается положительной оценкой со стороны учителя.
Данный тип задания содержится в КИМ государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе (тип задания №24) и в КИМ ГИА по истории в 11 классе (тип задания №21).
Развитие умения выстраивать алгоритм поиска решения в процессе самоопределения путем представления весомых доводов как никогда актуально в сегодняшних реалиях. Подросткам, которые завтра выйдут из стен школы и окажутся вдалеке от родителей исключительно важно не попасть под волну негативного воздействия, которое способно привести к деградации не только личности, но и общества в целом.
Рефлексия педагогической деятельности.
Одна из высших потребностей человека как личности – это потребность самосовершенствования. Однозначно, мне есть над чем работать. Совершенствование методов, приемов педагогической деятельности, доступность и продуктивность их применения – цель любого педагога. Но и на сегодняшний день я знаю, зачем на мои уроки приходят дети – не только за новыми знаниями, но и за новыми умениями, навыками, которые им позволяют развиваться духовно и интеллектуально. Я знаю, зачем я каждый день прихожу на уроки – я работаю над формированием новой личности, которая развивает инициативность, творчество, способность становиться тем самым востребованным и конкурентноспособным в современном обществе молодым человеком. На протяжении трех последних лет мои ученики действительно добиваются успехов: в исследовательской деятельности на районной научно-практической конференции, на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников они становятся призерами и победителями.
2021-2022 уч.год | 2022-2023 уч.год | 2023-2024 уч.год | ||||
ШЭ количество человек | МЭ количество человек | ШЭ количество человек | МЭ количество человек | ШЭ количество человек | МЭ количество человек | |
Обществознание | 14 | 1 | 11 | 2 | 28 | |
История | 2 | 1 | 8 | 0 | 11 | 0 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме:"Геометрическая прогрессия в экономике."10 класс, социально-экономический профиль
ТЕМА: Геометрическая прогрессия в экономике. 10 класс, социально-экономический профиль...
Урок "Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период"
Урок изучения нового материала. На примере фактов показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий....
Разработка урока на тему: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950 гг"
Урок-проект с использованием НИТИ - методики. НИТИ-методики - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает &qu...
конспект урока по теме "Восстановление текста"
Конспект урока в 9 классе «Восстановление текста»Цель: отработка навыков по переработке текста....
«Система профориентации, предпрофессиональной подготовки и профессионального образования – ключевой ресурс развития экономики и социальной сферы региона»
Что должны знать 11 выпускники при выборе профессии? Самые востребованные специальности в наши дни.Куда пойти учиться?...
Урок по истории России "Перемены в экономике и социальном строе" 9 класс
Разработка урока по истории России для 9 класса ФГОС....