Использование диалоговых технологий
учебно-методический материал по истории

Шатковская Марина Анатольевна

Это работа по самообразованию "Использование диалоговых технологий на уроках истории и обществознания". Технология диалогового обучения готовит обучающегося к поиску самостоятельного решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_dialogovyh_tehnologiy.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

 «Использование диалоговых технологий на уроках»

Учитель истории и обществознания

Шатковская М.А.

ГБОУ «Курганская школа-интернат №60»

Модернизация российского образования, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в области исторического знания значительно повысили требования к уровню преподавания истории и обществознания в школе.

В сложившихся условиях необходимо использовать такие технологии, которые позволят в краткие сроки и качественно перестроить процесс преподавания истории и обществознания от компетентностного подхода к системно-деятельностному. Это помогают осуществить диалоговые технологии в сочетании с другими методами и приёмами обучения.

     Урок с позиции диалога предполагает :

  • живое личностное общение участников образовательного процесса;
  •  учебную задачу, вырастающую из личностной проблематики ученика, из контекста его жизни;
  •  вопросы, имеющие неоднозначные ответы;
  •  готовность к диалогу его участников;
  •  принятие ситуации множественности субъективной реальности;
  •  соавторство учителя и учеников в уроке;  благоприятный психологический климат.

Технология диалогового обучения готовит обучающегося к поиску самостоятельного решения. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно-ориентированным, здоровьесберегающим.

Дискуссия на моих уроках, построенная с учетом соответствующих психологических механизмов и закономерностей, не только способствует успешному усвоению знаний, но и составляет суть воспитания, ибо в его основе заложен душевный контакт учителя и ученика.

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили Сократ, А. Камю; гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский. Именно в диалоге, в дискуссии видели суть воспитания великие педагоги Я.Корчак и В.А.Сухомлинский. В современной педагогике технологией проблемного диалога занимается Е.Л. Мельникова, лауреат премии Правительства России в области образования.

На мой взгляд, следует учитывать психологические закономерности в построении диалога. Основное условие построения диалога – установление особых отношений учителя с учащимися между собой, которые могут быть определены как атмосфера взаимного доверия, доброжелательности, откровенности, духовной общности. Эти отношения предполагают совместное видение проблемы и совместные поиски ее разрешения. Именно во время дискуссии даже при несовпадении взглядов и оценок возможны поиск и конструктивное решение проблемы, так  как при этом первостепенно важен сам факт соучастия совместной направленности, заинтересованности.

Таким образом, определились основные задачи:

во-первых, повысить эффективность процесса обучения, используя различные формы диалоговой технологии;

во-вторых, расширить интеллектуальные возможности каждого ученика, что будет способствовать их самореализации. Выработки активной гражданской позиции;

в-третьих, повысить уровень гражданского самосознания у  учащихся.

Использование современных педагогических технологий, активных форм обучения, создание на уроках истории и обществознания обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного творческого потенциала, становлению его активной гражданской позиции становится необходимым условием гражданского образования в школе.

Новизна в том, что меняется роль учителя (от оратора на транслятора) и ученика (от созерцателя до деятеля), меняется отношение ученика к происходящему на уроке, меняются методы и формы приобретения знаний. Трудоёмкость состоит в том, что такие уроки требуют большой предварительной подготовки, в организации ученического коллектива, в большом объёме информации. Риски, прежде всего, в нехватке времени при   классическом подходе к составлению расписания, в необходимости выбора нужной информации из большого объёма, сложно удержать дисциплину.

        Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью. В диалоге формируется критическое мышление.

Дейл Карнеги писал: «Умение говорить - это наикратчайший путь к известности…И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе, если он обладает  верой в себя и людей». Умение говорить происходит через осмысление, логику мышления, умение вести дискуссию.

Дискуссию можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса. В процессе дискуссии, по моему мнению, наиболее полно представлена возможность:

-   моделировать реальные жизненные проблемы;

-  вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. В учебном процессе дискуссионный подход использую в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров, дискуссий на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от  имени…(ролевая дискуссия), «Круглый стол», дискуссия «Чтобы было бы, если…»

Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты» - они не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика). Обычно в качестве темы урока берётся одна большая  тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

В работе по формированию активной гражданской позиции у учащихся  мною применяется метод кейс – технологий (как одна из форм диалога, дискуссии). Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация), это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Таким образом, диалоговые технологии в преподавании истории и обществознания позволяют решить основные проблемы, которые стоят сегодня перед школой. Именно интерактивные виды деятельности – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, подростки приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.

Результатом использования диалоговых технологий в моей работе является  развитие творческих способностей и определению индивидуальных способностей ребенка; получение навыков работы в команде; выработка навыков простейших обобщений; получение навыков презентации; получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ; вести цивилизованный диалог

 Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Диалоговые формы обучения истории – это речевое, субъективное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учитель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии.
  2. Диалоговые формы обучения можно применять на уроках истории с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.
  3. На уроках истории можно применять такие формы диалогового обучения, как беседа, дискуссия, работа в группах и работа в парах, обучающие игры.
  4. Методический материал с применением диалоговых форм обучения разработан с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся.
  5. Определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории определена при помощи диагностики освоения учебного материала.

Содержание диалоговых форм обучения истории

На уроках истории главная роль принадлежит живому слову учителя. Живое слово на уроке выступает в монологической и в диалогической форме. Любое научное или учебно-научное обсуждение построено в диалогической форме. Диалог является основой педагогического общения. Существует несколько определений термина «диалог». Диалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Диалог – это разговор между двумя лицами, обмен репликами. Диалог – это форма речевой коммуникации, участники которой, находятся. Как правило, в непосредственном контакте, обмениваются репликами, высказываниями, связанными единой темой. Диалог – это межсубъективный процесс, предполагающий равенство сторон и вариативность точек зрения на заданную проблему и создающий благоприятные условия для проявления и развития личности.

В зависимости от цели и задачи диалога, конкретной ситуации и ролей партнеров, выделяются следующие виды диалогов: социально-бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры. Каждый диалог имеет структуру: зачин – основная часть – концовка.

Диалог в обучении, или учебный диалог – это речевое, субъективное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учитель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной ситуации, решая учебные задачи. Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях.

На уроках истории возможно применение разных видов учебного диалога, построенных в системе: учитель – ученик, ученик –- учитель, ученик – ученик, ученик – ученики, эксперт – учитель, эксперт – ученик. Экспертом выступает учитель-коллега, который принимает непосредственное участие в диалоге. Самым распространенным видом диалога в основной школе является диалог учитель – ученики.

Вести диалог означает искать истину совместно. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений, который позволяет быть услышанным. Главное в диалоге не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:

  • личностный уровень – диалог с собственным «Я», общение с самим собой;
  • межличностный уровень – диалог с различных ценностно-интеллектуальных позиций «Я» и «другой»;
  • мультидиалог – множественный одновременный диалог. Диалог в группах.

Таким образом, можно прийти к выводу, что применение диалоговых форм обучения истории помогает делать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, а также повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Обучение при помощи диалоговых форм позволяет воспринимать учебный процесс творчески и создает условия для развития личности. У учащийся развиваются такие умения как вести диалог, формулировать вопросы и ответы, вести беседу, выделять главное, внимательно и терпимо относится к собеседнику, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника. Существует много форм диалогового обучения. О некоторых из них речь пойдет в следующем пункте.

Перед использованием диалоговых форм обучения необходимо помнить об особенностях учебного диалога: наличие единой проблемы, двух и более собеседников, цели организации диалога, обратной связи, диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Организация диалога зависит от коммуникативной деятельности учителя и учащихся. Учителю на каждом уроке необходимо развивать устную речь учеников, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Также важным фактором для успешного использования диалоговых форм является контакт учителя с классом. Поэтому для ведения полноценного диалога учителю необходимы определенные умения: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, планировать свою речь, согласно целям и условиям, времени и ситуации, верно выбирать содержание акта общения, обеспечить обратную связь, соблюдение всех актов диалогического общении. Диалог не состоится, если будут присутствовать следующие факторы: категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, отсутствие внимание к ученикам, закрытые вопросы, не учение слушать.

До организации диалога рекомендуется правильно организовать учебное пространство, то есть расположить столы так, чтобы учащиеся видели друг друга. Необходимо выработать правила, которых должны придерживаться участники диалога. Правила могут быть следующими:

  • при разговоре смотри на собеседника и обращайся к нему по имени;
  • не допускай грубых замечаний;
  • выслушай собеседника до конца;
  • если учитель просит остановиться, необходимо прекратить обсуждение и выслушать сообщение.

Форм диалогового обучения много, разберем некоторые из них.

Основной формой диалогической формой обучения истории является беседа. Беседа – это диалог между учителем и учениками. Беседа предполагает активное самостоятельное участие учащихся в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке. Беседа помогает в проверке понимания и усвоения учащимися исторических явлений. Можно выделить следующие виды беседы:

  • вводная – проводится в начале урока, имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала путем мобилизации знаний, полученных ранее, систематизации и обобщения этих знаний. Вводная беседа способствует осознанию учащимися учебных проблем, выявляет разрыв между имеющимися и недостающими знаниями. Позволяет выявить объем знаний, на которые можно опираться при изучении нового материала;
  • контрольная – беседа, заключающаяся в проверке степени понимания излагаемого материала, поверке знаний, результатов самостоятельной познавательной деятельности. Такая беседа проводится на разных этапах процесса обучения, включает вопросы, требующие анализа, систематизации и обобщения. По итогам такой беседы могут быть выставлены отметки;
  • аналитическая и обобщающая – основной вид беседы. Цель беседы заключатся в осмысливании изученного исторического материала, углублении исторических знаний;
  • эвристическая – беседа, цель которой заключается в организации познавательной деятельности учащихся при решении сложной учебной задачи. В ходе такой беседы учитель озвучивает перед учащимися вопрос, который подлежит изучению, побуждает их воспроизвести знания, полученные ранее, сравнить, сопоставить исторические факты и явления, самостоятельно через рассуждения найти ответ на поставленный вопрос. Такая беседа организует поэтапное усвоение знаний;
  • заключительная – беседа, целью которой является подведение итогов по материалу, изученному на уроке, для закрепления;
  • повторительно-обобщающая – беседа, цель которой заключается в обобщении ранее изученных фактов, для того чтобы показать развитие явления в целом. Такая беседа может занимать часть урока либо полностью урок.

При организации беседы необходимо заранее продумать вопросы. Вопросы должны стимулировать мыслительную деятельность, включать задания на анализ, сопоставление, сравнение, выявление главное, оценку, обоснование позиций, установление причинно-следственных связей. Вопросы должны касаться главного в изучаемом материале, должен быть доступен, прост и точен. Вопрос не должен быть альтернативным или подсказывающим.

Помимо основных вопросов, учитель может задавать дополнительные вопросы в том случае, если ученик затрудняется ответить. Руководство беседой должно быть сдержанным, направляющим, последовательным и гибким.

Работа в группах. Группы могут быть парами либо малыми до 6 человек. Всем группам можно предложить одно и тоже задание. В такой работе учащиеся дополняют ответы друг друга и задают вопросы. Можно предложить группам разные задания. Тогда каждая группа будет отвечать за собственное задание и представлять выполненный результат. Также одна тема может быть разбита на разные направления, каждая группа должна отвечать за свое направление. В итоге группы должны прийти к общему результату. Отчеты групп могут быть разными. Это может быть научной конференцией, творческим отчетом, ролевой игрой. Того, кто отвечает за группу выбирает учитель либо группа.

Группы можно разделить по желанию учеников, по решению лидера, путем жеребьевки либо учитель может поделить самостоятельно.

Для работы в группах, чаще всего отбирается объемный материал, которым можно разделить на несколько мелких тем. Темы раздаются группам случайным образом либо по какому-то принципу.

Алгоритм работы группы:

  • выбор лидера – руководителя работой;
  • постановка учебной задачи;
  • определение пути достижения результата;
  • распределение работы между членами группы.

Контролировать работу группы может лидер, специально назначенный контролёр, учитель.

Работа в группах может быть осуществлена и в ходе игр. Такой игрой может быть эстафета, когда учитель пускает по классу несколько листов, на которых написаны вопросы. Каждая группа отвечает на часть вопрос и передает другой группе и так по цепочке. Можно одной группе поручить придумывание вопросов, а другой ответы на них.

Работа в парах. Общение один на один. Для продуктивной работы необходимо найти возможность взаимодействия. Существует большое количество методик работы в парах. Примером такой работы может служить методика Ривина, в ходе которой учащихся разбивают на пары и раздают тексты, каждому свой. Ученик просматривает текст объясняет другому суть текста, предлагает название прочитанному тексту. Если напарник согласен с названием, то его записывают в тетрадь, если нет, то происходит обсуждение. Такую же работы проделывает второй ученик. Затем пара распадается и образуются новые пары. Процедура может продолжаться столько раз сколько абзацев в тексте. Получившийся план текста рассказывается перед группой стяжателей. Такая технология позволяет учащимся взаимодействовать и хорошо усваивать учебный материал.

Обучающие игры. Примерами обучающих игр могут выступать брейн-ринг, КВН, ролевые игры, игры в вопросы и ответы, при которых каждая команда задает вопрос другой команде или по кругу, или по жребию, а затем отвечает на вопрос.

Дискуссия. Для успешного проведения дискуссии необходимо правильно организовать учебное пространство, установить правила ведения дискуссии, подобрать проблему, которая заинтересуют учащихся, эмоционально и интеллектуально настроить на проблему, подготовить эмоциональное начало. Дискуссия может протекать свободно, либо регулироваться. Для организации дискуссии выбирается ведущий. Завершается дискуссия общими выводами по проблеме.

Таким образом, можно прийти к выводу, что во время учебного диалога происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе диалоговых форм обучения всегда находится предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения. Если ориентация на использование диалоговых форм обучения станет систематической работой учителя, то процесс обучения станет более эффективным. При организации учебного диалога необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся.

Для того чтобы понять особенности применения диалоговых форм обучения, необходимо рассмотреть несколько примеров на конкретном историческом материале. На уроке в 5 классе по теме «Древний Египет» можно провести вводную беседу. В ходе беседы формулируется тема урока, дается дальнейшая установка на урок.

Таблица 1 – Фрагмент беседы с учащимися по теме «Древний Египет»

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Что вы знаете о Египте?

Государство на берегах Нила.

Как звучит тема сегодняшнего урока?

Древний Египет.

Какие ассоциации у вас вызывает тема урока?

Папирус, Нил, фараон, гробница, пирамиды, мумия и т.д.

Что бы вы хотели узнать в ходе изучения данной темы?

Месторасположение, климат, природа, занятие людей, влияние природы на жизнь людей.

Откуда учены узнают о жизни людей в прошлом?

Из исторических источников.

При изучении этой же темы можно дать учащимся задание поработать с текстом в формате ученик-ученик. Один учащийся задает вопросы другому и наоборот. Пример памятки по работе с текстом и текст можно увидеть в приложении (см. приложение Г). Примеры вопросов, которые учащиеся могут задать друг другу по тексту:

  1. О каком государстве рассказывает Диодор Сицилийский?
  2. Где находится Египет?
  3. О какой реке идет речь в тексте?
  4. Где берет свое начало река Нил?
  5. Что происходит с рекой вовремя солнцестояния?
  6. Какие занятия существовали у жителей Египта?
  7. Кто управлял Египтом?

При изучении темы «Гуситское движение в Чехии» в 6 классе можно провести ролевую сюжетную игру «Дело жизни Яна Гуса». Игра может проводится в ходе изучения новой темы, не требует предварительной подготовки. Главную организационную роль берет на себя учитель. Учащимся предлагается выбрать следующие роли: ведущий, Ян Гус, Сигизмунд, пан из Хлума, архиепископ Лондонский, епископ Бриксенский, епископ Журский, епископ Константинскй. Используя исторический документ «Заявление Яна Гуса в Соборной церкви 6 июля 1415 года» учащиеся инсценируют судебное заседание.

Фрагмент сценария игры «Дело жизни Яна Гуса»

Выходят участники заседания перед классом, рассаживаются за стол.

Ведущий зачитывает Охранную грамоту императора Сигизмунда: «Мы, Сигизмунд … король римлян, принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра наук под наше и священной империи покровительство и защиту…».

Входит Ян Гус и начинает свое выступление:

– Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешским по закону…и по требованию природы должны быть первыми в должностях, чтобы чех умел управлять своими подданными. Священники расхищают богатства, устраивают неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…Я не смогу отречься ни от одного положения написанного или высказанного мною.

В зале крик против Гуса и требуют голосовать за или против. Класс делится на сторонников и противников Яна Гуса.

Ведущий:

– Давайте выслушаем участников собора.

Пан из Хлума:

– В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!

Архиепископ Лондонский:

– Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда б я взял у него.… Пусть сгинет этот чех!

Епископ Бриксенский:

– Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Пусть печется, и сегодня же.

Епископ Журский.

– Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса.

Епископ Констанцский.

– Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть умрет!

Ян Гус:

– Присяга их основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!

После завершения игры учащимся можно предложить порассуждать над словами Яна Гуса: «Не могу изменить своей совести». Так можно организовать дискуссию с классом. Вопросы для дискуссии:

  1. Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись отречься от своих взглядов? Как вы относитесь к герою?
  2. Разделяете ли вы взгляды Яна Гуса?
  3. Почему Ян Гус, имея возможность скрыться не сделал этого, а предпочел смерть?

С учащимися 6 классов при изучении темы «Культура Западной Европы в раннее средневековье» изучая документы можно также применять сюжетно-ролевые игры. Можно давать выполнять это задание в парах. Также учащимся можно предлагать и другие диалоговые способы организации работы с опорой на текст или документ. Такими способами могут быть: вопросы к тексту, беседа с элементами дискуссии, интерпретация, составление диалога, инсценировка и т.д.

Пример работы с использованием диалоговых форм обучения с учащимися 7 класса отражен в конспекте к уроку в приложении (см. приложение Г). На уроке были использованы такие формы как беседа и дискуссия.

Диалоговые формы работы можно использовать при изучении в 8 кассе темы «Начало правления Петра I». Классу предлагается задание – составить исторический портрет деятеля. Класс предварительно делится на группы. Учащимися составляется портрет, а затем обсуждаются реформы. Учащиеся работают по составлению исторического портрета, затем представляют результаты своей работы. Учащимся можно предложить следующий вопросы для обсуждения:

  1. Соответствует ли сложившийся образ Петра I с его портретным изображением?
  2. Петр Великий – традиционалист или реформатор?

После составления таблицы «Петровские преобразования» можно организовать беседу по таблице:

  1. Что нового появилось в стене в ходе петровских преобразований?
  2. Изменился ли политический строй в стране?
  3. Удалось ли России преодолеет отсталость в ходе реформ?

Таким образом, были приведены несколько примеров использования диалоговых форм обучения на уроках истории на конкретном историческом материале. Такие формы как – беседа, работа в группах, ролевая игра, дискуссия.

Применение диалоговых форм обучения истории помогает делать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, а также повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Обучение при помощи диалоговых форм позволяет воспринимать учебный процесс творчески и создает условия для развития личности. У учащийся развиваются такие умения как вести диалог, формулировать вопросы и ответы, вести беседу, выделять главное, внимательно и терпимо относится к собеседнику, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника.

Во время учебного диалога происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе диалоговых форм обучения всегда находится предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения. Если ориентация на использование диалоговых форм обучения станет систематической работой учителя, то процесс обучения станет более эффективным. При организации учебного диалога необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся. Диагностика усвоения учебного материала учащимися показала, что использование диалогических форм обучения истории является эффективным.

Диалогическое обучение является, на мой взгляд, одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении. Но можно повысить эффективность данной технологии при условии сочетания с другими технологиями и методами. Я отдаю предпочтение использованию этой технологии в сочетании с технологией группового обучения, так как малый состав групп даёт возможность каждому учащемуся поучаствовать в работе и проявить свои способности, а также этим организуется ещё и диалог внутри малой группы или диалог между группами, что делает урок ещё эффективнее. Также нельзя не использовать при обучении дифференцированный и индивидуальный подходы. Это могут быть задания опережающего характера, доклады (сообщения), исследовательские работы. Таким образом, элементы других личностно-ориентированных технологий могут использоваться с целью создания проблемно-мотивационной среды обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арсентьев, Н.М. История России 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч. 1 // Н.М. Арсентьев, А.А Данилов. – М. : Просвещение 2018. – 128 с.
  2. Бабрабанов, В.В. Методика обучения истории / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова. – М. : Академия, 2014. – 428 с.
  3. Белявский, А.Д. Методика преподавания истории в школе / А.Д. Белявский. – М. : Просвещение, 2001. – 240 с.
  4. Выготский, Л.С. Психология  развития  человека  / Л.С. Выготский. – М. : Издательство Смысл, 2005. – 1136 с.
  5. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: практ. пособие для учителей // Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
  6. Данилов, Д.Д. Программа. «Российская и всеобщая история для     5-9 классов общеобразовательной школы» / Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов. –   М. : Баласс, 2011. – 62 с.
  7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 228 с.
  8. Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imk.shpl.ru/moodle/file.php/2/201.
  9. Короткова, М.В. Методика обучения истории / В.М. Короткова. – М. : Просвещение, 1993. – 316 с.
  10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2005. – 940 с.
  11. Кузнецова, Д.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д.А. Кузнецова, О.А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. –                 № 22. – С. 285-288.
  12. Куприянова, Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова // Молодой ученый. – 2016. – № 27. –              С. 689-690.
  13. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
  14. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе / Н.Ю. Никулина. – Калининград : Калининградский университет, 2000. –         95 с.
  15. Рабочая программа по истории России 7 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-klass-3138343.html .
  16. Сафонова, Е. Технология диалогового взаимодействия. Что это такое и ка применять на уроке? / Е. Сафонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/6861technologiadialogovogovzaimodeystvia.
  17. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. – М. : Владос, 2002. – 210 с.
  18. Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
  19. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  20. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 79 с.
  21. Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanio.ru/medianar/63.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543. 
  23. Федеральный перечень учебников на 2019-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch74.mskobr.ru/files/attachfiles/ prikaz345ot28.pdf.
  24. Чариев, Т. Эффективные методы обучения истории / Т. Чариев // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 654-656.
  25. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 471 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.

Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...

Использование диалоговых технологий в образовательном процессе

Использование диалоговых технологий в образовательном процессе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Доклад "Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы"

  В  докладе «Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»  рассматривается актуальность использования диалоговых техн...

Презентация "Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы"

 Грамотное использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы делают их интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышают мотивацию к обучению....