Программа внеурочной деятельности "Гордость и слава Земли Нижегородской"
рабочая программа по истории

Янчук Лидия Борисовна

Программа внеурочной деятельности рассчитана для освоения учащимися основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordost_i_slava.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 с кадетскими классами»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

духовно-нравственное направление  

«Гордость и слава Земли Нижегородской»

5 «г» и 6 «г»  классы

 уровень основного общего образования

обучающихся с задержкой психического развития

на 2021 - 2022учебный год

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты
  3. Содержание рабочей программы
  4. План занятий
  5. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение

 образовательного процесса

  1. Литература
  2. Приложения

                                                  1.Пояснительная записка 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Гордость и слава земли Нижегородской»  в 5-г, 6-г  (уровень основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
  2. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  3. Приказ министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» с изменениями на 22 мая 2019 года.
  5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»
  6. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (Приложение № 1 к письму
    Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04 Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий).

           Программа курса внеурочной деятельности «Гордость и слава земли Нижегородской» разработана на основе: Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.

   

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника с ООП, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

          Программа курса внеурочной деятельности «Гордость и слава земли Нижегородской» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Цель программы:

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

-     наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию

материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора,

создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Реализация программы «Гордость и слава Земли Нижегородской» в 5-6 классах выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Данные занятия помогут выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, эта работа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей

Особенности реализации программы. Программа «Гордость и слава Земли Нижегородской» разработана на один год занятий с детьми11 -12 лет и рассчитана на поэтапное освоение материала во внеурочной деятельности. Набор детей – свободный, общее количество 15-25 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, общее количество часов-34, в том числе практических -20.

Форма организации работы по программе  преимущественно коллективная, также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как

теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Методы работы и их обоснование:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Средства контроля. С целью контроля эффективности рабочей программы «Я помню, я горжусь» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода.

Формы и средства контроля:

  • диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой; -диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой; -педагогическое наблюдение; -портфолио достижений;

-участие в социально-значимых акциях, конкурсах;

-анкетирование учащихся;

-выполнение проектов;

-оформление альбомов.

2.  Планируемые результаты

Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов.

личностные:

  5 класс

у обучающихся будут сформированы:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

у обучающихся могут быть сформированы

  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

6 класс

у обучающихся будут сформированы:

  •  значение основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

у обучающихся могут быть сформированы

  • чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

                                                 3. Содержание рабочей программы

Первый раздел «Моя семья  моя Россия» (10 ч.).

Что такое семья, род. Семья как ячейка общества.Родной дом и семья. Члены семьи, распределение обязанностей в семье. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, заметок различного

характера, изучение значения твоего рода в истории страны. Семейные реликвии.Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), правила составления родословного древа. Традиции и обычаи семьи.Советское детство-какое оно? Детство наших бабушек и дедушек. Как выбирают профессию. Профессиональные династии.Как лечились наши предки. Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.Изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

Второй раздел раздел«Моя малая Родина» (10 ч.)

Символы Нижегородской области и Кстовского муниципального района, культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции. Регион на карте Российской Федерации. Место региона

  • жизни Российской Федерации. Нижний Новгород – культурная столица России, его достопримечательности, история. История застройки города, первые школы и магазины. Городские легенды.О чем говорят названия Нижегородских и Кстовских улиц. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои войны – наши земляки. Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.

Третий раздел «Люблю тебя, моя Россия». (14 ч.)

Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка.Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы.Путешествие по стране: народы, населяющие РФ, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Народные праздники России.Русские народные песни и игры.Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.Слава и честь защитникам Отечества! Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Подвиги женщин в военное время. Дети – герои Великой Отечественной войны. Путешествие по городам - героям военной славы. Итоговый контроль: Выставка рисунков « Гордость и слава Земли Нижегородской»

4. План занятий/мероприятий

№ п/п

Тема  занятия/мероприятия

Всего

Дата

часов

План

Факт

Раздел 1.«Моя семья – моя Россия» (10 ч.)

1.

Беседа: Что такое семья, род?

1

2-3

Сообщения: В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

2

Презентации: История моей фамилии

4-5

Практикум по составлению древа :Составляем родословную

Презентация родословной.

2

6

 Сообщения :Семейные традиции. Семейные реликвии.

1

7

Презентации: Профессии моих родителей.

1

8

Доклады: Детство наших бабушек и дедушек

1

9

Беседа: Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины

1

советы.

10

Сочинения: Защитники Отечества в моей семье

1

Раздел 2.«Моя малая Родина» (10 ч.)

11

Виртуальная экскурсия: Символы Нижегородской области и Кстовского муниципального района

1

культурное наследие родного края, народы, их обычаи

и традиции.

   12-14

 Видео-урок:Нижний Новгород – культурная столица России

 Сообщения о культурных достопримечательностях Нижнего Новгорода.

Рисуем Нижний Новгород

3

15-16

Сообщения: О  чем  говорят  названия  Нижегородских  и  Кстовских   улиц.

2

Городские легенды.

17-18

Виртуальная экскурсия: След Великой Отечественной войны в жизни родного края

2

19-20

Практикум: Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.

2

Раздел 3. «Люблю тебя, моя Россия» (14 ч.)

21-22

Изготовление плакатов: Наша Родина – Россия. Государственные символы России

2

23-24

 Беседа:Москва

главный

город

России.

Великие

2

достопримечательности столицы

Рисуем Москву

25-26

Виртуальные экскурсии:

Путешествие по стране

2

27-28

Презентация: Наша Родина в живописи, песнях и стихах.

Рисуем Родину.

2

29-30

Экскурсия в лес: Красотарусской природы

2

31-32

 Сообщения: Мы-многонациональный народ

2

33-34

Итоговый контроль. Выставка рисунков «Гордость и слава Земли Нижегородской!»

2

5.Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение:

музыкальный центр;

компакт диски;

видеофильмы;

иллюстрации;

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР.

экспонаты школьного музея.

Информационно – методическое обеспечение:

  • пособия;

  • методическая литература;
  • интернет ресурсы.

6. Литература:

Литература для учащихся:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

  1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

  1. История Нижегородского края с древнейших времен до конца 20 века: учебное пособие

для учащихся 6,7,8,9 классов./Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2015. – 171 с.

  1. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для

учителя и учащихся основной школы/сост.: Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин, В.К.Романовский,

Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2015.

Литература для учителя:

1.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2013-2014гг.- N 6.- С. 13-17.(1)

  1. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед.

вестн.- 2019г.- N 12.

  1. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К.Романовского. - Н.Новгород: НИРО, 2015.

4.История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно- измерительные

материалы        к        учебному        курсу        для        основной        школы        /авт.сост.:        В.К.Романовский,        Э.С.Иткин,

Б.Л.Гинзбург; предисл. и ред. В.К.Романовского. Н.Новгород: НИРО, 2015.

7.Приложение.

Для оценки критериев внеурочной деятельности использую следующие методики:

  • при оценивании эффективности работы кружка в конце учебного год а применяю заполнение «Рефлексивной карты»

Рефлексивная карта.

ученика _______ класса ФИ________________________________________

курса внеурочной деятельности «_______________________________»

  1. Чему я научился на занятиях?

  1. Буду ли продолжать занятия в следующем году?

  1. Над чем ещё надо поработать?

  1. Где пригодятся знания?

  1. В полную ли силу занимался?

  1. За что можешь себя похвалить?

Эта карта заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

  • для оценки развития метапредметных результатов использую заполнение «Карты развития метапредметных результатов»

Карта развития метапредметных результатов

курса внеурочной деятельности «______________________________________________»

ученика ____ класса        Ф.И.____________________________________________________

Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к ……..

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Оценивает ….

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности,

взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других

учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с

учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта

коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии.

Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов у него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.

  • для определения удовлетворенности учащихся организацией внеурочной деятельности и ее результатами «Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности»

Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.

  1. Какой курс ВД я посещаю с большим удовольствием

  1. Какой курс считаю самым важным

  1. Какой курс считаю не нужным

  1. Сколько курсов посещаю

  1. Причина посещения занятий ВД:

а) нравится, интересно

б) заставляют родители/учителя

в) некуда идти после уроков

  1. Для чего необходима ВД: а) для отдыха

б) для развития моих интересов и способностей

в) для проведения дополнительных занятий для восполнения пробелов знаний г) другое:_________________

  1. На занятиях я в полной мере проявляю свои способности а) да б) нет в) не всегда

  1. Я устаю от занятий

а) да  б) нет в) не всегда

Данная рефлексивная карта заполняется учеником в декабре и мае и хранится у классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дни воинской славы в истории земли Нижегородской

О детях блокадного Ленинграда на Сокольской земле (Нижегородская область)...

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"

           Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Про...

Конспект викторины для детей 6-7 лет по приобщению любви к малой Родине:земля нижегородская,край выксунский

Викторина состоит из нескольких конкурсов, каждый имеет свой блок вопросов.Вопросы расчитаны как для детей, так и для взрослых....

Программа внеурочной деятельности «Музыкальная культура Земли Новгородской» для 5-6 классов по общеинтеллектуальному направлению

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к та...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Земля Нижегородская»

Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными  при изучении начального курса физической географии, и реализацией...

«СвяТЫНИ зЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ. НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛь»

Святыни земли Нижегородской. Нижегордский кремль...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....