Программа внеурочной деятельности "Гордость и слава Земли Нижегородской"
рабочая программа по истории
Программа внеурочной деятельности рассчитана для освоения учащимися основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gordost_i_slava.docx | 50.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 с кадетскими классами»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
духовно-нравственное направление
«Гордость и слава Земли Нижегородской»
5 «г» и 6 «г» классы
уровень основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
на 2021 - 2022учебный год
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты
- Содержание рабочей программы
- План занятий
- Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
образовательного процесса
- Литература
- Приложения
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Гордость и слава земли Нижегородской» в 5-г, 6-г (уровень основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» с изменениями на 22 мая 2019 года.
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (Приложение № 1 к письму
Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04 Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий).
Программа курса внеурочной деятельности «Гордость и слава земли Нижегородской» разработана на основе: Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника с ООП, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Гордость и слава земли Нижегородской» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Цель программы:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию
материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора,
создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Реализация программы «Гордость и слава Земли Нижегородской» в 5-6 классах выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Данные занятия помогут выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, эта работа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей
Особенности реализации программы. Программа «Гордость и слава Земли Нижегородской» разработана на один год занятий с детьми11 -12 лет и рассчитана на поэтапное освоение материала во внеурочной деятельности. Набор детей – свободный, общее количество 15-25 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, общее количество часов-34, в том числе практических -20.
Форма организации работы по программе – преимущественно коллективная, также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как
теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Методы работы и их обоснование:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Средства контроля. С целью контроля эффективности рабочей программы «Я помню, я горжусь» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода.
Формы и средства контроля:
- диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой; -диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой; -педагогическое наблюдение; -портфолио достижений;
-участие в социально-значимых акциях, конкурсах;
-анкетирование учащихся;
-выполнение проектов;
-оформление альбомов.
2. Планируемые результаты
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов.
личностные:
5 класс
у обучающихся будут сформированы:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
у обучающихся могут быть сформированы
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
6 класс
у обучающихся будут сформированы:
- значение основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
у обучающихся могут быть сформированы
- чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. Содержание рабочей программы
Первый раздел «Моя семья – моя Россия» (10 ч.).
Что такое семья, род. Семья как ячейка общества.Родной дом и семья. Члены семьи, распределение обязанностей в семье. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, заметок различного
характера, изучение значения твоего рода в истории страны. Семейные реликвии.Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), правила составления родословного древа. Традиции и обычаи семьи.Советское детство-какое оно? Детство наших бабушек и дедушек. Как выбирают профессию. Профессиональные династии.Как лечились наши предки. Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.Изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.
Второй раздел раздел«Моя малая Родина» (10 ч.)
Символы Нижегородской области и Кстовского муниципального района, культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции. Регион на карте Российской Федерации. Место региона
- жизни Российской Федерации. Нижний Новгород – культурная столица России, его достопримечательности, история. История застройки города, первые школы и магазины. Городские легенды.О чем говорят названия Нижегородских и Кстовских улиц. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои войны – наши земляки. Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.
Третий раздел «Люблю тебя, моя Россия». (14 ч.)
Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка.Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы.Путешествие по стране: народы, населяющие РФ, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Народные праздники России.Русские народные песни и игры.Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.Слава и честь защитникам Отечества! Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Подвиги женщин в военное время. Дети – герои Великой Отечественной войны. Путешествие по городам - героям военной славы. Итоговый контроль: Выставка рисунков « Гордость и слава Земли Нижегородской»
4. План занятий/мероприятий
№ п/п | Тема занятия/мероприятия | Всего | Дата | |||
часов | ||||||
План | Факт | |||||
Раздел 1.«Моя семья – моя Россия» (10 ч.) | ||||||
1. | Беседа: Что такое семья, род? | 1 | ||||
2-3 | Сообщения: В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. | 2 | ||||
Презентации: История моей фамилии | ||||||
4-5 | Практикум по составлению древа :Составляем родословную Презентация родословной. | 2 | ||||
6 | Сообщения :Семейные традиции. Семейные реликвии. | 1 | ||||
7 | Презентации: Профессии моих родителей. | 1 | ||||
8 | Доклады: Детство наших бабушек и дедушек | 1 | ||||
9 | Беседа: Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины | 1 | ||||
советы. | ||||||
10 | Сочинения: Защитники Отечества в моей семье | 1 | ||||
Раздел 2.«Моя малая Родина» (10 ч.) | ||||||
11 | Виртуальная экскурсия: Символы Нижегородской области и Кстовского муниципального района | 1 | |||||||
культурное наследие родного края, народы, их обычаи | |||||||||
и традиции. | |||||||||
12-14 | Видео-урок:Нижний Новгород – культурная столица России Сообщения о культурных достопримечательностях Нижнего Новгорода. Рисуем Нижний Новгород | 3 | |||||||
15-16 | Сообщения: О чем говорят названия Нижегородских и Кстовских улиц. | 2 | |||||||
Городские легенды. | |||||||||
17-18 | Виртуальная экскурсия: След Великой Отечественной войны в жизни родного края | 2 | |||||||
19-20 | Практикум: Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее. | 2 | |||||||
Раздел 3. «Люблю тебя, моя Россия» (14 ч.) | |||||||||
21-22 | Изготовление плакатов: Наша Родина – Россия. Государственные символы России | 2 | |||||||
23-24 | Беседа:Москва | – | главный | город | России. | Великие | 2 | ||
достопримечательности столицы Рисуем Москву | |||||||||
25-26 | Виртуальные экскурсии: Путешествие по стране | 2 | |||||||
27-28 | Презентация: Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Рисуем Родину. | 2 | |||||||
29-30 | Экскурсия в лес: Красотарусской природы | 2 | |||||||
31-32 | Сообщения: Мы-многонациональный народ | 2 | |||||||
33-34 | Итоговый контроль. Выставка рисунков «Гордость и слава Земли Нижегородской!» | 2 | |||||||
5.Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение:
музыкальный центр;
компакт диски;
видеофильмы;
иллюстрации;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР.
экспонаты школьного музея.
Информационно – методическое обеспечение:
- пособия;
- методическая литература;
- интернет ресурсы.
6. Литература:
Литература для учащихся:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
- История Нижегородского края с древнейших времен до конца 20 века: учебное пособие
для учащихся 6,7,8,9 классов./Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2015. – 171 с.
- История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для
учителя и учащихся основной школы/сост.: Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин, В.К.Романовский,
Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2015.
Литература для учителя:
1.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2013-2014гг.- N 6.- С. 13-17.(1)
- Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед.
вестн.- 2019г.- N 12.
- История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К.Романовского. - Н.Новгород: НИРО, 2015.
4.История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно- измерительные
материалы к учебному курсу для основной школы /авт.сост.: В.К.Романовский, Э.С.Иткин,
Б.Л.Гинзбург; предисл. и ред. В.К.Романовского. Н.Новгород: НИРО, 2015.
7.Приложение.
Для оценки критериев внеурочной деятельности использую следующие методики:
- при оценивании эффективности работы кружка в конце учебного год а применяю заполнение «Рефлексивной карты»
Рефлексивная карта.
ученика _______ класса ФИ________________________________________
курса внеурочной деятельности «_______________________________»
- Чему я научился на занятиях?
- Буду ли продолжать занятия в следующем году?
- Над чем ещё надо поработать?
- Где пригодятся знания?
- В полную ли силу занимался?
- За что можешь себя похвалить?
Эта карта заполняется учеником в конце года и вкладывается в портфолио.
- для оценки развития метапредметных результатов использую заполнение «Карты развития метапредметных результатов»
Карта развития метапредметных результатов
курса внеурочной деятельности «______________________________________________»
ученика ____ класса Ф.И.____________________________________________________
Метапредметные результаты | Да | Нет |
Высокая мотивация к …….. | ||
Проявляет настойчивость в достижении цели. | ||
Применяет методы наблюдения. | ||
Оценивает …. | ||
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | ||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, | ||
взаимопомощи. | ||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других | ||
учащихся. | ||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с | ||
учителем. | ||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | ||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта | ||
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | ||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений | ||
искусства. | ||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии. | ||
Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов у него высокий уровень формирования метапредметных результатов.
7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
- для определения удовлетворенности учащихся организацией внеурочной деятельности и ее результатами «Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности»
Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.
- Какой курс ВД я посещаю с большим удовольствием
- Какой курс считаю самым важным
- Какой курс считаю не нужным
- Сколько курсов посещаю
- Причина посещения занятий ВД:
а) нравится, интересно
б) заставляют родители/учителя
в) некуда идти после уроков
- Для чего необходима ВД: а) для отдыха
б) для развития моих интересов и способностей
в) для проведения дополнительных занятий для восполнения пробелов знаний г) другое:_________________
- На занятиях я в полной мере проявляю свои способности а) да б) нет в) не всегда
- Я устаю от занятий
а) да б) нет в) не всегда
Данная рефлексивная карта заполняется учеником в декабре и мае и хранится у классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дни воинской славы в истории земли Нижегородской
О детях блокадного Ленинграда на Сокольской земле (Нижегородская область)...
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"
Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Про...
Конспект викторины для детей 6-7 лет по приобщению любви к малой Родине:земля нижегородская,край выксунский
Викторина состоит из нескольких конкурсов, каждый имеет свой блок вопросов.Вопросы расчитаны как для детей, так и для взрослых....
Презентация "Знаменитые люди Земли Нижегородской"
Презентация состоит из слайдо, рассказывающих о знаменитых людях Нижегородского края...
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная культура Земли Новгородской» для 5-6 классов по общеинтеллектуальному направлению
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к та...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Земля Нижегородская»
Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными при изучении начального курса физической географии, и реализацией...
«СвяТЫНИ зЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ. НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛь»
Святыни земли Нижегородской. Нижегордский кремль...