конспект урока по истории 5 класс "Междуречье"
план-конспект по истории
Культура на востоке начала формироваться гораздо раньше, чем в Европе. Считается что древнее Междуречье (территория между двумя реками Тигром и Евфратом) является колыбелью цивилизаций. Эта равнина стала домом для многих великих цивилизаций, которые подарили миру письменность и искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_5_kl_mezhdureche.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории «Междуречье» 5 класс
Цель урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, культурой, религией, общественным устройством древнейших городов – государств Древнего Двуречья.
Планируемые результаты
Личностные:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности; проявляют устойчивый учебно – позновательный интерес к новым способам решения задач; понимают необходимость учения; анализируют свое эмоциональное состояние.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя.
Позновательные:
Самостоятельно называют тему урока, формулируют его цели; отвечают на вопросы и делают выводы; учатся составлять флеш-ответы (слайдовые презентации для кратких устных сообщений), кластеры.
Коммуникативные:
Допускают возможность различных точек зрения; адекватно используют речевые средства;
Предметные:
Научатся определять термины: шумеры, Междуречье, зиккураты, клинопись; извлекать полезную информацию из разных источников.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Ход урока:
I Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II Актуализация пройденного материала.
Фронтальный опрос.
- Ребята, мы с вами на прошлом уроке закончили изучение одной из древнейших цивилизаций. Назовите, как она называется? (Древний Египет).
- А кто скажет, что такое цивилизация? (ответы детей).
- А как называется исторический период, предшествующий цивилизации? (Первобытность).
Работа по карточкам:
- Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в Древнем Египте.
Карточка № 1
Кого называли ремесленниками? Какие ремесла были развиты в Древнем Египте? В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?
- Рассказать о жизни вельможи в Древнем Египте.
Карточка № 2
Кто такие вельможи? Как они жили? Чем занимались вельможи?
- Рассказать о жизни фараона в Древнем Египте.
Карточка № 3
Кто такой фараон? Для чего фараоны участвовали в военных походах? Как было вооружено войско фараона? Как выглядела боевая колесница? Что фараон привозил из похода?
III Изучение нового материала.
- Сегодня мы на уроке мы продолжим знакомство с государствами древнего мира.
Работа с картой
- Давайте совершим путешествие из Египта на Восток.
- перед вами карта, она будет нашим путеводителем.
- Из дельты Нила отправляемся на северо-восток путь преграждает Красное море, пройдя по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азии.
Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов мы сможем увидеть, что достигли границ какого-то государства.
- Кто может сказать название этого государства? (Междуречье)
- А второе название Двуречье.
- Запишем название темы нашего урока: «Древнее Двуречье» или Междуречье.
- Почему страна получила такое название? (Она расположена между реками Тигр и Евфрат).
- Эти реки берут свое начало с Закавказских гор на севере и текут впадая в Персидский залив.
- Давайте по карте попробуем определить географическое положение и климатические условия Двуречья .
- Двуречье - страна расположенная в Передней Азии, между реками Тигр и Евфрат.
(Запись в тетрадь).
- Чем могли заниматься жители? (земледелием).
- Что такое земледелие? (возделывание, обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений).
- Что способствовало этому виду деятельности? (климат, наличие рек, разливы, плодородие).
- Физкультминутка.
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 63, рассмотрите рисунок.
- Что вы видите на нем, опишите.
- Чем кроме земледелия занимались жители Двуречья? (скотоводством)
- Что такое скотоводство? (разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения молока, мяса, шкур, шерсти и других продуктов). - Читаем на стр. 64 текст о природе Древнего Двуречья. - Несмотря на то, что строительного материала было мало, строились, дома, дворцы, храмы.
- Что такое храм? (жилище богов).
- Почему я спросила вас о храме? (в Двуречье люди тоже покланялись богам).
- Каким богам поклонялись люди? (запись в тетради).
- Рассмотрите рисунок на стр. 68, что вы видите? (школа для писцов)
- Чему учили в школе? На чем писали? Чем писали? Как называлось письмо? - Клинопись – письмо клинообразными значками (запись в тетради).
- Заполните сравнительную таблицу «Египет и Двуречье» - общее и различия:
Общее | Различия |
Реки | Клинопись, иероглифы |
Земледелие, скотоводство | Две реки |
Язычники | Разные боги |
Письменность | Местоположение |
Нет древесины | Материал для письма |
IV Закрепление знаний.
- Решите задачу. Сосчитайте, сколько тысяч лет назад возникла шумерская цивилизация, если она возникла за 3 тыс. лет до н.э.?
- Игра «Да» или «Нет».
А) Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).
Б) Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).
В) К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).
Г) Двери у бедняков были деревянные. (Нет).
Д) В природно – климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).
Е) Религия жителей Двуречья – языческая. (Да).
Ж) Клинопись – это узоры на посуде. (Нет).
З) Бога солнца звали Шамаш. (Да).
V Рефлексия.
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что
вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными?
Ответы учеников.
VI Домашнее задание.
§ 13, пересказ и ответить на вопросы к тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....