Лайфаки Всеобщей истории.
статья по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Хуртина Светлана Владимировна – учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ «Верхнеуслонская СОШ»
Лайфхаки Всеобщей истории.
Курс Всеобщей истории всегда сложно дается как детям, так и учителям. Информации много, излагается в учебнике сложно, времени на усвоение выделяется всего 23 часа. Поэтому предлагаю минимум из учебника Юдовской А.Я. История нового времени, 1500-1700, 7 класс любого года издания. Материал подобран из опыта работы при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. В минимум вошли даты, понятия, фамилия, события, которые часто встречаются на экзаменах.
Обязательный минимум усвоения информации «Эпохи Возрождения» в курсе Всеобщей истории 7 класса.
- Ведение в Новую историю.
Новое время или Новая история-это исторический период с конца 15-19 века разрушения основ традиционного общества, включает в себя «Эпоху Возрождения», «Эпоху Просвещения», «Становление индустриального общества». По началу Нового времени существует несколько точек зрения: 1485 г. — конец Войны Алой и Белой розы и начало правления Тюдоров в Англии; 1492 г. — открытие Колумбом Америки; 1517 г. — начало Реформации.
- Мир в начале Нового времени.
Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия.
Генрих Мореплаватель собрал вокруг себя самых известных путешественников, людей из самых разных слоёв общества, ставших его единомышленниками. Принц основал в Сагрише военный порт, обсерваторию и школу картографии. Посланные Генрихом моряки, исследуя Атлантический океан (европейцы называли его «море Мрака»), открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зелёного Мыса.Бартоломеу Диаша (1450— 1500) далеко выступающий в море мыс на юге Африки назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды. Васко да Гама (1469— 1524) дошел до Индии. Христофор Колумб в результате экспедиции 1492 года открывает новый материк- Вест – Индия. В начале 16 века этот путь повторил Америго Веспуччи. Новый материк был назван в честь него – Америка. Экспедиция Фернана Магеллана 1519-1521 доказала, что Земля- это шар.
С 16 века меняется политическое управление. В Европе складывается форма правления , где верховная власть неограниченно принадлежит одному монарху – это абсолютизм. Эта форма правления установилась в Англии и Франции, что вывело эти страны на лидирующие позиции.
Новыми явлениями в экономике были : развитие предпринимательства ( деятельность, направленная на прибыль и связанная с риском), появлением мануфактур ( предприятие основанное на ручном труде и его разделении, выделяют централизованные и рассеянные предприятия), укреплением бирж ( мест купли-продажи), банков( учреждение, которые использует денежные средства в качестве получения прибыли, либо в виде кредита или вклада).
Наблюдается изменения в культуре. Продолжается процесс обмирщения. Появляется новый взгляд, где в центре внимания находится человек. Это учение стало называться гуманизмом. Известные гуманисты: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле и другие.
Известные творцы художественной культуры «Эпохи Возрождения»: У Шекспир- поэт, М. Сервантес- писатель, Леонардо да Винчи- человек- энциклопедист, Микеланджело- скульптор, Рафаэль- художник, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей изучали мироздание, доказали, что Земля крутится вокруг Солнца.
В 16 веке в Европе шло движение за переустройство церкви- Реформация. Причины: церковь мешала светской власти, церковь больше думала о наживе, чем о душе. Родиной Реформации считается Германия. Начал Мартин Лютер ( 1483- 1546) в 1517 году приколотив на двери церкви свои «95 тезисов».. На Вормском рейхстаге в 1521 году его судили. Началась крестьянская война, которую возглавил Томас Мюнцер в 1524-1525 года. В 1555 году религиозная война в Германии закончилась Аугсбургским миром. В результате появилась протестантская лютеранская церковь. Протестантскими проповедниками стали пасторы. В Швейцарии в 1533 формируется кальвинизм. Образуется протестантская кальвинистская (пресвитерианская) церковь. Её основателем стал Жан Кальвин ( 1509-1564) . Его прозвали «женевским папой». В Англии в 1534 году образуется англиканская церковь, где во главе встал король Генрих VIII. При его дочери Елизавете I ( 1558-1603) , которая возглавила после него англиканскую церковь, Англия достигла могущества и в 1588 году стала «владычицей морей». Её век правления назывался «золотым веком». В 16 веке в Англии среди протестантов появляются пуритане, которые стали придерживаться основ кальвинизма. Во Франции Реформация проникла в 1534 году. Религиозная война развернулась между гугенотами ( протестанты) и католиками. Самая крупная резня гугенотов произошла в 1572 году в Варфоломеевскую ночь. В 1598 году Генрих IV ( 1594-1610) подписывает Нантский эдикт и в стране устанавливается веротерпимость. Крупной политической фигурой во Франции в 1624-1642 года был кардинал Ришелье, который продолжил политику Генриха IV. Католическая церковь боролась против Реформации. Была организована Контрреформация. В 1540 году организован Орден иезуитов, во главе которого стал Игнатий Лойола. С 1545 года 18 лет заседал Тридентский собор, где пытались бороться с расколом церкви, но раскол не удалось преодолеть. Активную борьбу против Реформации вели испанские короли Карл V, Филипп II, английская королева Мария Кровавая, Мария Медичи, французский король Карл IX.
- Первые революции Нового времени ( Эпохи Возражения).
Реформация в Европе способствовала образованию новых буржуазных государств. Так в колониях Испании Нидерландах началась освободительная война . В 1566 году в Нидерландах шли иконобоческие движения против католических церквей. В 1567 начался кровавый террор герцога Альбы. Участники сопротивления назвали себя гёзами. В 1572 году началась война между Испанией и Нидерландами. Освободительное движение возглавил Вильгельм Оранский ( 1533-1584). В 1579 году подписана Утрехтская уния, которая способствовала образованию нового государства – Голландии. Война закончилась в 1609 году. Голландия стала первым капиталистическим государством.
В 17 веке в Англии шла борьба парламента с абсолютизмом. В 1640 король Карл I созывает парламент для учреждения новых налогов. Долгий парламент ( существовал 12 лет) отказывает. С 1642 года началась гражданская война. Страна разделилась на кавалеров ( за короля) и круглоголовых ( за парламент). Появляется фигура Оливера Кромвеля, который создает армию парламента. В 1645 году при Нейзби армия парламента громит армию короля. В 1649 году короля казнят, устанавливается республика. Гражданская война закончилась. В Англии шли движения диггеров ( копателей) и левеллеров ( уравнителей.). В 1653 году установилась военная диктатура – протекторат Кромвеля. В 1660 году восстановилась монархия. Королем стал Карл II Стюарт. Стюарты хотели вернуть абсолютизм. В 1688 году произошла «Славная революция» к власти пришел Вильгельм III Оранский. В стране установилась парламентская монархия.
В 16 веке постоянно сталкивались интересы Франции, Англии и Испании. С 1618-1648 года шла первая общеевропейская война- Тридцатилетняя война. Был подписан Вестфальский мир, где было установлено равновесие сил в Европе, закончилась вражда католиков и протестантов.
Таким образом, Эпоха Возрождения- период Новой истории, связанный с разрушением традиционного общества, развитием капитализма, установлением абсолютизма и борьбы с ним, развитием гуманизма, породивший Реформацию, освободительные войны, новое государство –Голландия, укрепление политических позиций Франции и Англии.
Благодаря собранному материалу курс Эпохи Возрождения не покажется скучным и непонятным. Выделенные элементы удобно использовать при синхронизации материала с историей России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Конспект урока по Всеобщей истории. Новейшая история для 9 класса по теме «Страны Азии и Африки в современном мире» (Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014)
Процесс крушения колониальной системы в странах Азии и Африки;Пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в....
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.
Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....
Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».
Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК &l...