Урок-экскурсия: "Репрессии в судьбах каменчан"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Елена Федотова

Данный материал был представлен в рамках музейного урока для старшиклассников по актуальной теме: "Репрессии в судьбах каменчан".   Данный материал  по истории репатриантов является итогом  научно-исследовательской работы и основывается на документах из школьного музея  и  архиве семьи Финко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon repressii_v_sudbah_kamenchan._doc.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

 Конспект музейного  урока

«Репрессии в судьбах каменчан»

Автор: Федотова Елена Афанасьевна,

учитель истории и обществознания Каменского лицея

2023г.

Музейный урок-экскурсия

Тема урока: «Репрессии в судьбах каменчан»

Тип урока:  урок-экскурсия (открытие новых знаний)

Технология: музейный урок

Аудитория: 10-11 класс

Цель урока: познакомить учащихся с репрессиями в СССР на примерах судеб жителей посёлка Каменск.

Задачи: 

-образовательные: дать представление о сущности  и итогах репрессий в СССР 40-50хгг XX века;

-развивающие: развивать информационные, речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение работать с историческими документами, фотоматериалами;

-воспитательные: развитие духовно-нравственных и гражданских качеств учащихся,  уважения к историческому прошлому нашей страны на основе применения технологии музейного урока.

Дидактическое обеспечение урока: воспоминания и документы жителей посёлка Каменск, семейный архив семьи  Финко, фотоматериалы, стенд в школьном музее.

Планируемые результаты урока:

Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Предметные – освоение исторического материала по теме: «Репрессии» как трагического периода истории нашей страны;

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля и самооценки;  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развитие компетентности  применения информационно-коммуникативных технологий.

Теоретический материал экскурсии

              История Каменска

История посёлка Каменск начинается с 1937 года, когда в районе Еловки были найдены запасы известняка и руководством Бурят-монгольской АССР было принято решение о строительстве цементного завода. Цементный завод строили жители соседних деревень,  наёмные рабочие («вербованные»), заключённые и репрессированные, которых вывезли после ВОВ из Германии, Польши, Западной Украины. Судьбы репатриированных и репрессированных переплетались с судьбами местного населения,  вместе переживая  и создавая  историю советского народа. Условия жизни, особенно для репатриантов, были очень тяжелыми, они находились на учёте спецкомендатуры: обязаны были отмечаться, за самовольную отлучку с места  проживания,  наказывали. Но больше всего угнетало отношение местного населения. В большинстве случаев оно было негативным. В Германии они считались предателями, здесь – врагами, фашистами, люди не верили, что до войны они жили в СССР и были принудительно отправлены в Германию.  В посёлке проживают потомки семей которые подверглись страшным репрессиям.

История репрессированных

Стройка началась в 1939 году: расчищали площади, заготавливали лес, копали рвы под фундаменты, строили временные дома - бараки. Началась война и строительство заморозили. Бараки обнесли колючей проволокой и открыли колонию для несовершеннолетних. В 1947 году строительство возобновилось, по плану о репарациях из Германии, вывезли «законсервированный» цементный завод.  Рабочих рук не хватало.  

28 октября 1948 года на станцию Тимлюй прибыл эшелон № 50541 с первой партией немцев-репатриантов. Победа советских войск над фашистской Германией дала надежду немцам, проживающим до войны в Поволжье, Белоруссии, Украине вернуться на родину. Они радовались и считали, что возвратятся  домой, но из немецких лагерей их повезли в дальние районы Советского Союза. Все репатрианты директивой НКВД СССР   за № 181 от 11 октября 1945 года были взяты на учет в специальную комендатуру. В Бурятию немцы прибыли из лагеря № 226 г. Бранденбурга и переданы в распоряжении  ОСП   МВД  БМАССР для работы на строительстве Тимлюйского цементного завода. Вторая партия репатриированных  доставлена 27 декабря 1948 года эшелоном № 97054, в количестве 451 человека, и 20 января 1949 года вновь из лагеря   № 226 прибыл эшелон № 50624 с последней партией репатриантов, 141 человек. Немцы были размещены в бараках бывшей колонии, которые требовали ремонта: протекали крыши, в стенах зияли огромные дыры (Приложение I.1). Люди жили в ужасной тесноте: в одной комнате помещалось по несколько семей. Все репатрианты находились под надзором с ограничением прав и свобод, на учете комендатуры посёлка Каменск, а за самовольную отлучку с места  проживания  строго наказывали (Приложение I.2).  Отношение местного населения к репатриантам было в большинстве случаев негативное. Многие не верили, что до войны они жили и работали в СССР. Это с тяжелой болью переносилось репатриантами, но со временем отношение к ним изменилось. Работая рядом с местным населением, они на деле доказали свое искреннее желание принести пользу стране. В 1960-х годах их переселили в благоустроенные дома. По прошествии времени репатриированные возвращались к себе на родину: на Украину, в Белоруссию, Поволжье, Германию.  20 ноября 1997 года в п. Каменск было открыто отделение центра немецкой культуры, который возглавил Крепс Вилли Васильевич.

Воспоминания репатриированных:

Масштабные репрессии – это трагический период истории нашей страны. Это время,  предназначенное для испытания людей на прочность, мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Приведу воспоминания репрессированных каменчан как  бесценные свидетельства  нашей истории, наполненные болью, обидой и горечью.

Арнд – Вильдермут Марта Германовна (1930 года рождения): «Родина моя -Украина, с.Ульяново. Осенью 1942 года немцы забрали нас и увезли в Польшу в лагерь, где мы находились до 1945 года.  Я работала в русском штабе и немного умела писать на русском, белорусском и немецком языках. Но в 1945 году поляки выгнали нас из своей страны, и мы по дорогам, как беженцы, добирались до Германии. Когда мы все-таки добрались до Германии, в деревне Брижт встали на учет. Там работали на хозяина до 1948 года. Но приехали из районной комендатуры и сказали: «Собирайтесь, поехали». Нас увезли в Браденбург. Сказав, что увезут на родину в Белоруссию, посадили в товарный поезд, кстати, на вагонах были наклеены плакаты: «Домой на родину». Когда доехали до Бреста, плакаты сняли. Все мечты о доме разлетелись на множество мелких осколков. Конечно, нам было страшно ехать в  никуда. Я не знала, каким слухам верить, говорили, что везут в Сибирь. Наш поезд прибыл на станцию Тимлюй 28 октября 1948 года. Нас посадили в грузовые машины и привезли в п. Каменск. Жили мы в бараках по две-три семьи в комнате.  Встали на учет в спецкомендатуру, она находилась в доме, где сейчас живет семья Мироновых. В наши  обязанности входило отмечаться каждую неделю. Кстати, как только мы приехали,  нас заставили подписаться  на пожизненное проживание в поселке. Местные жители относились к нам враждебно, обзывали фашистами и свиньями, наших детей не брали в игры. Всех мужчин и женщин отправляли на самую тяжелую и опасную работу. Мы устанавливали водяную вышку на плотине, рыли канавы и траншеи, строили цементный завод. Продолжалось это до 80-х годов, но   постепенно все грани стерлись. Унижения прекратились, отношения между людьми изменились, а сейчас  об этом никто, и не вспоминает».

Фаргер Адольф Иоганович (1926 года рождения): «Родился я в г. Саратове, но в 1931 году семья переехала в Белоруссию. В войну наше село захватили немцы, а 25 марта 1943 года нас вывезли на работу в Германию. Немцы относились к нам с неприязнью, опасались и называли «russischschwein». Один фабрикант взял на работу всю семью.  Платил пять марок -  на всех.   Позже работал на мебельной фабрике, но и там не повезло: разодрался, и меня отправили в лагерь. Освободили меня американские войска, и я отправился искать родителей.  Мне  удалось выяснить, что их отправили на Украину, а я был отправлен в Сибирь. Приехал сюда на товарном поезде в 1948 году. Поселили в бараке. Их было, если не ошибаюсь, двадцать три.  Они располагались в районе поликлиники и были обнесены колючей проволокой (Приложение I.1). За нами велся строгий надзор со стороны комендатуры.  Мы обязаны были отмечаться каждую неделю. Надзор сняли в 1956, а колючую проволоку в 1953, еще в 49-ом  я встретил девушку, которая жила в поселке, позже мы поженились. Родственники моей жены ругали ее, что она вышла замуж за фашиста. В начале 60-х мы получили отдельную комнату. Устроился я работать шофером, так и работал до пенсии. Сейчас мне хочется сказать, что нас двадцать лет считали фашистами здесь, и относились к нам с боязнью, страхом, но какие мы фашисты? Ведь в Германии нас считали чужими, мы родились в СССР и так же пострадали от этой войны.»

Из архивных документов…

На основании справки  по запросу в ГИУ МВД РФ от 2/2/26 от 30.07.1997 года выяснилось, что вся семья Турик, проживающая в Полесской области была эвакуирована в Сибирь. Это Турик Герта  Райнгольдовна, Турик Павел Райнгольвич.  Согласно  справке,  в отношении Турик Берты и  Анны сведений нет, т.е.  семья оказалась разбросана. Такая же страшная участь постигла семьи Финко, Фаргер, Миллер, Гайс, Крепс, Герман, Фурман, Майер, Олах, Нойманн, Гох, Лангес, Вагнер, Штольберт, Штремель и др. которые оказались спецпоселенцами в п. Каменск. В 70-гг. некоторые нашли своих родственников и вернулись в Германию, другие остались и внесли большой  вклад в историю нашего края.

История семьи Финко (Финке)

Невозможно представить какую трагическую судьбу уготовила судьба семье Финке. Из воспоминаний Финко Лилии Андреевны, жительницы посёлка Каменск и дневника её отца –Финко Андрея Карловича я узнала историю этой семьи (Приложение II.2). Финко Андрей Карлович родился 1 июня 1912 года в Полесской области Житковического района Белоруссии, в семье крестьян. Отец  - немец по национальности, мать -  белоруска.  Интересно, что в документах семьи, фамилия записана по разному. В лагерных - Финке, в советских - Финько, Финко. По предположению Лилии Андреевны, её отец в советские годы скрывал своё немецкое происхождение и фамилию записывали с его слов - Финько. После окончания 7-летки в 1929 году, Финко А.К.  поступил работать в колхоз  «10-летие БССР»  Бобруйской области, поступил на рабфак Горковского института, на текстильный факультет. В 1932 году, после окончания III курса, поступил на работу продавцом  Красно-Озёрского сельпо. В 1935 году переехал в Гомель работал в паровозо-вагонном заводе, чугунно-литейном цехе, с августа 1941 года, товароведом при Будо-Кошелевском торгово-плодоовощном тресте. В 1939 году женился на Маслеченко Вере Марковне (1916 года рождения), в 1939 году родился сын Анатолий.  Сохранился документ от 1939 года (доводка) где объясняется что он выполнял свои обязанности добросовестно, аккуратно (Приложение II.1.1), сохранилось рукописное удостоверение личности (Приложение II.1.2). На начало войны проживали в с. Кошелев Буда-Кошелевского района Гомельской области до 1943 года и занимались сельским хозяйством. Во время оккупации было непросто: отмечались в немецкой комендатуре, ходили по спецпропуску, бежать было некуда, кругом болота.  В ноябре 1943 года,  немцы стали вывозить население с оккупационных территорий. Андрей Карлович с женой и сыном попали в концлагерь Майнау, города Стратсбург на юге Франции, для интернированных (Тезаурус). Всех узников поделили на зоны, каждому выдали специальное удостоверение (Приложение II.3.1). Семья Финко попала в восточную зону, где содержались пленники из разных стран Восточной Европы, сохранилась нашивка с надписью OST (Приложение II.3.2) и лагерные карточки (Приложение II.4.1). Семью не разлучили. В лагере родилась дочь - Нелли.  Андрей Карлович вспоминает: «…в лагере мы жили семьёй, работали на заводе Юнкерса, было трудно…. Союзники нас одели, отмыли, накормили, так как мы были очень истощены, предлагали переехать в США, говорили, что в СССР нас ждут лагеря. Но никто не верил, все рвались на Родину…». Сохранилось фото с лагеря, после освобождения пленников союзными войсками (Приложение II.5). Финко Андрей Карлович хорошо считал, владел в совершенстве  русским, белорусским, польским, немецким языками. Это помогало ему выживать в немецком плену. Из дневника Андрея Карловича, я выяснила, что в 1944 году Финко были освобождены и вывезены на юг Франции – г. Майтабан, лагерь Кеймос, в сентябре 1945 года переданы в подчинение 1-го русского полка.

В конце 1945 года Финко Андрей Карлович с женой и двумя детьми вернулись домой -  в Белоруссию, в разрушенную деревню Буда Житковицкого района Гомельской области.  Не успели встать на ноги. В 1948 году в товарных вагонах, как «враги народа»,  были высланы на спецпоселение в село Тимлюй БАССР.  Начались новые испытания: сибирские морозы, тяжёлый труд под надзором, бараки за колючей проволокой, в одной комнате ютилось несколько семей,  отмечались в комендатуре (Приложение II.6.1). Покинуть лагерь можно было только по специальному пропуску-разрешению. Работали под конвоем: вручную копали траншеи под будущие цеха, строили посёлок. Подписали документы, что приехали на постоянное место жительства.  Лагерные документы почему то отнимали. По словам Лилии Андреевны Финко,  её мать перевязала ручку Нелли, а под  повязкой спрятала лагерные бумаги, так они сохранились.  

Финко А.К. работал на заготовке леса, строительстве Каменска, в СМУ, мастером  ремстройцеха Тимлюйского цементного завода. Из воспоминаний Финко Веры Марковны: «…голод был страшный, однажды поздно вечером, я покинула территорию лагеря,  пролезла через колючую проволоку,  местная жительница, жалея нас,  насыпала мне в подол картошки. Уже утром,  меня  вызвал  для разговора  комендант – Краснопеев. Мне чудом удалось избежать наказания…».

              Андрей Карлович всю свою жизнь мечтал снять с семьи клеймо «враги народа», отправлял прощения в различные государственные органы с просьбами об освобождении. На основании справки от 21 июля 1955 года Финко  А.К. был снят с учёта спецпоселения (Приложение II.6.2).  Построили дом,  родились дети:  Лилия (1948 г.р.) и Олег (1959 г.р.). В 1991 году пришли документы о реабилитации. Все репатриированные немцы были освобождены на основании Указа ПВС СССР № 129-23 от 13 августа 1955 года, а в последующие годы реабилитированы как жертвы политических репрессий.  Только в 1972 году представителям депортированных народов фактически разрешали свободно выбирать место жительства. До конца своих дней, Финко Андрей Карлович стремился реабилитировать свою семью, сохранились не только документы, но и его дневник, где он обращается к своим потомкам и описывает свою трудовую жизнь (Приложение II.9).  Многие репрессированные немцы и поляки в 70-гг уехали на Родину, кто то в Германию, семья Финко осталась в Каменске. Нелли проживает в Ангарске, Лилия в Каменске и они с болью вспоминают то что им удалось пережить. Указом Президента СССР от 13 августа 1990 года «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х гг» и Постановления БССР от 21 декабря  1990 года, члены семьи Финко были восстановлены в правах (Приложение II.7.1). Компенсация от Германского правительства составила  480 марок.

Заключение

Долгое время тема репрессий и репатриации 20-50-е годы прошлого века была закрытой.  О ней старались не говорить, не вспоминать, не обсуждать. И только в конце 80-х - начале 90-х годов XX века стали открываться неизвестные страницы прошлого. Стало ясно, что национальность могла стать поводом карательных мер.  Изучая историю нашего посёлка, я узнала, что репрессированные внесли огромный вклад в строительство Цементного завода и Каменска. Невозможно представить себе всех масштабов репрессий. Встречаясь с людьми,  я видела, сколько боли,  переживаний, страданий  в душе каждого из них. Они были вырваны из привычной жизни, испытали голод и холод, разлуку с родственниками. У многих из них,  практически не сохранились фотографий, писем, которые хранят память семьи. Только воспоминания и ярлыки «дочь или сын врага народа», который преследовали их долгие годы. Моя работа посвящена людям у которых забрали их малую Родину, им запрещалось вспоминать свое прошлое. История репатриированных каменчан - это история нашей страны. Мы должны знать свою историю, чтобы не повторять её ошибок.  Депортация - или выдворение или принудительная высылка лиц  в  другое государство или другую местность, обычно -  под конвоем.

К данному уроку прилагается презентация.

Литература и источники:

  1. Душакова О.Ф.  Книга памяти Тимлюя и Каменска; Улан-Удэ: «Нова-Принт», 2020 -300 с.
  2. Душакова О. Ф.  От тимлюйской заимки до Каменска; Улан-Удэ, 2012- 280с.
  3. Журнист Л.А. Каменск на речке Тимлюйка; Улан-Удэ, 2011 -352с.
  4. Залуцкий А.В., Журнист Л.А., Душакова О.Ф. Посёлок у хребтов Хамар-Дабана; Улан-Удэ, 2009- 135с.
  5. Краеведческая энциклопедия: «Наследие земли Кабанской»; Улан-Удэ: «Нова-принт», 2009-159с.
  6. Устные свидетельства:  Финко Л.А., Финко Н.А., Журнист Л.А., Фаргер А.И., Вильдермут А.Г.
  7. Электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной конкурс сочинений «Судьба страны в судьбе семьи» (о тружениках тыла). «А годы летят…»

Федеральное  государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования«Профессиональный лицей №38» Саратовской области...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

В судьбе природы - наша судьба

Урок экологической направленности с использованием ИКТ  для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...