Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме:"Столыпенские реформы"
методическая разработка по истории (9 класс)
Данная методическая разработка урока истории в 9 классе по теме:"Столыпенские реформы" содержит конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stolypin_reforma_otkrytyy_uroknovyy.docx | 47.98 КБ |
stolypin_reformy_9_klass.pdf | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №416
Конспект урока истории России в 9 классе по теме
«Экономические реформы П.А. Столыпина»
Учитель Карташева А.Г.
Цели урока:
- Изучить причины и сущность аграрной реформы, ее положительные и отрицательные моменты, значение для дальнейшего развития страны.
- Развивать навыки работы с источниками, установления причинно-следственных связей, изложения собственной позиции.
- Воспитывать активную гражданско-патриотическую позицию.
Тип урока: комбинированный урок.
Наглядные и цифровые средства обучения:
- Видеоматериалы;
- Раздаточный материал (документы);
- Учебник История России 9 класс;
- Термины, хронология.
Основные понятия: военно-полевые суды, фермерское хозяйство, хутор, отруб, крестьянская кооперация.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута). (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания (10 минут). (слайд 2)
Вопросы на повторение:
- Каковы причины Первой российской революции?
- Что вы знаете о поводе к началу революции?
- Назовите задачи революции 1905-1907 гг?
- Определите состав участников революции, главные движущие силы?
- На какие уступки пошло царское правительство, чтобы остановит революцию?
- Назовите причины поражения революции?
- Выполнила ли свои задачи революция?
Вывод: Первая российская революция не смогла разрешить все проблемы. Однако рост революционного движения заставил царя и правительство пойти на частичные уступки восставшим, но не была решена главная задача революции – решение аграрного вопроса.
3. Объяснение нового материала (15 мин.).
Учитель: Цель нашего урока – рассмотреть, каким образом царь и правительство пытаются решить аграрный вопрос.
1906 г. Россия встретила на распутье, получив реальную возможность развиваться по трем направлениям:
- Дальнейшее продолжение революции;
- Наступление контрреволюции;
- Попытки разрешить поставленные вопросы путем реформ.
Но первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать, рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России.
Перед Николаем II встала задача успокоить разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого нужен был человек, который решил бы эту проблему.
I. Актуализация знаний (слайд № 3)
Вступительное слово учителя:
В шестидесятые Россия бунтовала.
Вбирая мятежи тех столь далёких лет.
И именно тогда и появился
На свет столь важный для России человек.
Карьера начиналась в Министерстве,
Дворянства предводитель. Потому
Он отдавал России своё сердце,
Хотел великой сделать Родину свою.
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
Объявление темы урока.
Тема урока: “Экономические реформы Столыпина” (слайд 4)
План урока:
- Биография Столыпина
- Программа реформ
- Аграрная реформа:
- Причины
- цели
- направление
- итоги (слайд 5)
Эпиграф урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин (слайд № 6)
Учитель: Кто такой Петр Аркадьевич Столыпин? Что Вам о нем известно? Кстати, вы знали интересный факт, первый президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина. Теперь прослушаем сообщение ученика.
Опережающее задание ученика. Биография П.А. Столыпина
(Слайды 7-13)
Мини диспут по фактам из документа (распечатать ученикам на парты)
Высказывание Л.Н. Толстого (1908 г.):
«Семь смертных приговоров... Четыре казни... И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России... в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни. Помню, как гордился я этим перед европейцами, и вот второй, третий год неперестающие казни, казни, казни... Что делать, говорите вы, чтобы успокоить народ? Как прекратить те злодейства, которые совершаются? Ответ самый простой: перестать делать то, что вы делаете».
Работа в тетради. Записать даты: (слайд 14)
26 апреля 1906 г. - император назначил министром внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина.
9 июня 1906 г. - Николай II назначил П.А. Столытина Председателем Совета Министров.
19 августа 1906 г. - Указ о военно-полевых судах.
24 августа 1906 года Столыпин опубликовал правительственную программу, состоящую из двух частей
Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. | Реформы:
|
Учитель: Но одними казнями нельзя было подавить в России революцию, нельзя было решить все насущные вопросы, чтобы «успокоить страну, – считал Столыпин, - необходимо немедленное реформирование и начать нужно было с главного вопроса, аграрного.
Работа с видеофайлом «Сельское хозяйство России в начале XX века (слайд 16)
Задание по видеохронике: охарактеризуйте жизнь российских крестьян.
Вопросы к видеохронике:
- Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
- Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
Предполагаемые ответы:
- крестьянская община,
- отрезки,
- выкупные платежи,
- помещичье землевладение,
- малоземелье крестьян
Таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
Учитель: Все эти проблемы должна была решить аграрная реформа Столыпина. Начало аграрной реформе П.А. Столыпина положил Указ от 9 ноября 1906 года.
Постановка проблемы: “Аграрная реформа: достижение или неудача?” (слайд 17)
Работа в тетради. Записать даты:
9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Цели реформы:
- Сохранение помещичьего землевладения
- Увеличение слоя зажиточного крестьянства за счет самих же крестьян (увеличение опоры царизма в деревне - кулачество)
- Установить стабильность общества (слайд 18)
Задание: на основании высказываний П.А. Столыпина определить основное положение аграрной реформы.
Работа с документом № 1
Распечатать на парты
Документ № 1
Из высказываний П.А. Столыпина
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».
«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности, создание мелкой, личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами бытия русской державы».
«Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы. Мелкий земельный собственник... трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток».
Предполагаемый ответ: Основное положение аграрной реформы – это разрушение общины и создание слоя крестьян-собственников.
Работа с таблицей (слайд 19 с постепенным заполнением)
Положения реформы | Итоги реформы | |
Положительные | Отрицательные | |
Разрушение общины, создание слоя крестьян-собственников |
Работа с документом №2
Распечатать на парты
Документ № 2
«Из Указа Правительствующему сенату
9 ноября 1906 г.»
Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 года взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 года. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…
1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему участков собственный участок, по возможности к одному месту.
Вопросы:
- Какой порядок выхода из общины предусмотрен указом? Ответ: свободный выход.
- Легко ли крестьянам выйти из общины? Ответ: Легко.
- Какое право каждому крестьянину давал этот Указ? Ответ: разрешения свободного выхода из общины любого домохозяина.
- Какова процедура выхода крестьян из общины?Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок.
Почему нужно было разрушить общину:
- Сдерживала развитие более сильных крестьян, искусственно поддерживая слабых
- Общинное единение крестьян облегчало работу революционерам, крестьян, рассредоточенных по хуторам, занятых своим хозяйством, поднять на бунт будет очень трудно
Учитель: Суть указа – право свободного выхода из общины и создание слоя зажиточных крестьян-фермеров. Для этого нужно обеспечить закрепление за крестьянином, выходившим из общины, надела земли в частную собственность (хутор, отруб).
Работа с понятиями. Запись в словари (3 мин.).
Хутор– участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.
Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне. (слайд 20)
Вопрос: как говорил Столыпин: «Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Кому выгодно данное мероприятие?
Предполагаемый ответ: Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков.
Учитель: для вех желающих выйти из общины и получить землю в частную собственность в центральных районах России земли не хватало, поэтому Столыпин предложил крестьянам переселяться на пустующие земли. Цель переселения крестьян за Урал: ослабить земельный голов в центральных губерниях России, отправить безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений.
Работа с учебником: выписать отрицательные и положительные черты. (слайд 21)
Положение реформы | Итоги реформы | |
Положительные | Отрицательный | |
Разрушение общины, создание слоя крестьян-собственников | ||
Переселение крестьян за Урал |
Предполагаемые ответы:
Положения реформы | Итоги реформы | |
Положительные (Предполагаемые ответы) | Отрицательные (Предполагаемые ответы) | |
Разрушение общины, создание слоя крестьян-собственников | Вышло из общины 25% крестьян. 10% крестьян перешли на отруба и хутора. Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств). Рост экспорта хлеба Рост сельского производства и улучшение культуры землевладения. | 52% крестьян, получив землю, продали ее и ушли в город. Не удалось создать широкий слой крестьян- фермеров. Крестьяне громили хутора и отруба, восстанавливали общину. К 1910 г. оживилось вновь крестьянское движение, оно было частью революционного движение в России. |
Переселение крестьян за Урал | За Урал переселилось более 3 млн крестьян, из них 17 % вернулось обратно. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования. | Проблема малоземелья не было решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением. |
Задание: определить какие общие результаты имела данная реформа.
Итоги аграрной реформы:
- Положительные
- Рост посевных площадей на 10%
- Повышение урожайности
- Рост специализации
- отрицательные
- Рост социальной напряженности в деревне
- Не удалось создать в деревне прочную социальную базу
(слайд 22 с заполненной таблицей)
П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”. История не отпустила Столыпину 20-летнего срока ни самому Столыпину, ни его реформам. Эсеры вынесли ему смертный приговор еще в 1906 году.
Сообщение ученика и слайд 23
Ответы учащихся на проблему, поставленную к данному уроку. Скажите, как вы считаете, «Аграрная реформа в России: достижение или неудача».
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
IV. Итог урока. Д./з.
Вывод учителя: начало ХХ века - сложное и противоречивое время в нашей истории. И нам с вами важно понимать весь груз ответственности, лежащий на людях, наделенных властью. Эти люди особенно ответственны за общество, которым управляют. Ответственны перед потомками и историей. Проблема незавершенности реформ, начатых П.А. Столыпиным, остается актуальной и в наши дни. Вернемся к эпиграфу урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин (слайд 24)
IX. Рефлексия, для обобщения урока предлагаю составить синквейн-пятистрофную строфу.
- Самое важное слово урока.
- 2 прилагательных его характеризующие.
- 3 глагола.
- Выразить свое отношение к проблеме урока.
- Резюме 1 словом
(Слайд 25)
- Столыпин
- Решительный, умный
- Успокаивал, преобразовывал, реформировал
- Столыпин-великий реформатор и преобразователь России
- Патриот!(соответсвует эпиграфу)
(Слайд 26)
Домашнее задание параграф 31, вопрос номер 1 страница 104
(Слайд 27)
На этом наш урок окончен. До свидания.
(Слайд 28)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
Методическая разработка по истории 10 класс на тему: «ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО»
Цели:1. Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над этим периодом отечественной истории.2. Закрепить формирование исторических по...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....