Урок открытия нового знания по теме "Измерение углов.Транспортир."5 класс.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Предлагаемый мной материал будет интересен коллегам,работающим по ФГОС-он содержит технологическую карту урока открытия нового знания по теме"Измерение углов.Транспортир".Цель урока-формирование общего понятия о способе измерения углов с помощью транспортира по составленному алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izmerenie_uglov.transportir.docx | 153.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Измерение углов . Транспортир.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Формирование общего понятия о способе измерения углов с помощью транспортира по составленному алгоритму .
Учебник: Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.
Задачи:
- В предметном направлении:
- Познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром и единицей измерения углов – градусом;
- Научить пользоваться транспортиром и измерять углы;
- В направлении личностного развития:
- Развивать познавательный интерес, мотивацию к предмету;
- Формировать внимание, воображение учащихся, самостоятельность, используя проблемные ситуации и творческие задания;
- В метапредметном направлении:
- Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- Формировать представление о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, используя исторический материал.
Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.
Понятия: Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла,
прямой, острый, тупой и развёрнутый углы и их градусные меры
Тема урока: Измерение углов . Транспортир.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся,выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | |
предметные | Универсальные учебные действия(УУД) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Организационный. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;
| Учитель предлагает учащимся проверить готовность рабочего места (наличие рабочей тетради, дневника, учебника, ручки, карандашей, инструментов | Слайд 1 Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что: Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать их с аппетитом». Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. | Дети проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | Регулятивные: самоконтроль; организация учебного места Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог | 1 | |
2.Актуализация и пробное учебное действие..Целеполагание и мотивация. Создание проблемной ситуации Цели: -создать условия для выполнения учащимися пробного действия -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения -выявить место(шаг,опнрацию),затруднения -зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого учащиеся подготавливаются к необходимости получения новых знаний для выполнения учебных действий. Учитель активизирует внимание детей, подводит учащихся к рассуждениям по данной теме..
| 1) Какую геометрическую фигуру мы проходили на прошлом уроке? 2) Дайте определение угла. 4) Какой угол называется - развернутым? -прямым? 5)Какие еще бывают углы? 6)Как мы определяли.что угол тупой? Острый? Слайд 2 и зад №1(раздаточный материал) Рис. 1Можем ли ответить на второй вопрос?Почему? Предлагаю вам еще одно задание Зад.№2(раздаточный материал) На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка. – Сравните два задания: 1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько? – Сможете ли вы выполнить оба задания полностью? – Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание? | Учащиеся воспринимают информацию учителя, отвечают на его вопросы, вспоминают понятия с прошлых занятий. Работают с раздаточным материалом, проводят рассуждения, Не могут визуально сравнить углы АОВ и СДЕ Учащиеся записывают результаты измерения отрезков в лист с индивидуальным раздаточным материалом. Осознают недостаточность знаний ,возникновение затруднения в выполнении задания и необходимость поиска выхода из затруднения. | Уметь определять понятие «угол»,давать определение прямого и развернутого углов | Личностные: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Коммуникативные: Выражение своих мыслей, познавательная мотивация. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Владение диалогической формой речи Познавательные: Выстраивание логической цепи рассуждений, формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение Личностные: Выражение своих мыслей, познавательная мотивация Регулятивные: Планирование, прогнозирование, определение и понимание учебной задачи . Постановка цели учебной задачи, синтез. Коммуникативные: владение диалогической формой речи | 5 4 |
3 Выявление места и причины затруднения. | Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. | Мы смогли измерить отрезки с помощью линейки и сравнить их длины,а что у на со вторым заданием ,связанным с углами? Мы сможем линейкой измерить углы? | Формулируют способ решения проблемы: – Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно: знать, какой прибор служит для измерения углов; знать единицу измерения углов. С помощью вопросов учителя формулируют тему урока. | . | Личностные:выражение своих мыслей, Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 3 |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: -сформулировать цель урока -организовать составление совместного плана действий -определить средства достижения цели | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации . Осуществляет показ презентации в режиме диалога – обсуждая с классом, дополняет по ходу, объясняет новую тему: -транспортир;виды транспортиров -алгоритм измерения угла | Кто знает ,как называют прибор для измерения углов Можете сформулировать тему урока? Тема урока: «Измерение углов.Транспортир». Цель урока: Научиться измерять углы с помощью транспортира. Задачи урока: 1.Познакомиться с прибором, который служит для измерения углов. 2.Узнать единицу измерения углов.
| Слушают объяснения учителя, вступают с ним в диалог, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм), формулируют тему урока , активно следят за презентацией. | Личностные:выражение своих мыслей, познавательная мотивация Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме выдвижение гипотез и их обоснование,установление причинно следственных связей, создание алгоритма действий Коммуникативные постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 4 | |
5.Реализация построенного проекта. Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом -зафиксировать новое знание в речи и знаках | Из истории появления транспортира (Значимость математики)(СЛАЙД 4) Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад в древнем Вавилоне. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365а не 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, н на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Положите перед собой транспортиры,посмотрите на них и на транспортиры на слайде.(СЛАЙД 5) Вы видите, какие они разные, но какие бы они ни были, у всех есть нечто общее ШКАЛА и ЦЕНТР, об этом мы сейчас и поговорим. А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры. Шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево. Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его ВОПРОСЫ: У.1)Рассмотрите внимательно шкалу транспортира. Как получить деление транспортира? Величина одного такого угла принята за единицу (меру) измерения углов, которая называется градусом (слово «градус» - латинское, означает «шаг», «ступень»). 1 градус – это единица измерения углов. Обозначение – 10.(Дети записывают в тетради обозначение ) 10 – это угол, величина которого равна 1/180 развёрнутого угла. Величину угла, выраженную в градусах, называют градусной мерой угла. У.Скажите,а чему равна градусная мера развернутого угла?(1800 ) -Прямого угла? (900 ) -.Сравните градусную меру любого острого угла и прямого. А если сравнить тупой и развернутый угол? -А теперь вместе с вами выполним задание№1 -Измерьте с помощью транспортира угол АВС. Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному -Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира). – Как измеряют углы с помощью транспортира?(слайды 6-10) 1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира. Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла. | Изучают транспортиры, отвечают на вопросы учителя Сравнивают градусные меры острого угла и прямого, тупого угла с острым и прямым Формулируют с помощью учителя алгоритм измерения углов Смотрят слайды и выполняют измерение угла АВС записывают результат измерения в индивидуальный раздаточный материал
| Знать транспортир как инструмент для измерения углов ;знать градус как единицу измерения углов;знать градусные меры прямого,развернутого углов;соотношение градусных мер острого угла и прямого,тупого угла с развернутым и прямым | Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 8 | |
Физкультминутка Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учитель проводит физкультминутку. | Зарядка для глаз 1.ЖмуримсяКрепко-крепко зажмуриваем глазки на 4-5 секунд, затем открываем. 2.Изображаем крылья бабочки. Моргаем глазами, как бабочка машет крыльями. Движения должны быть без напряжения, быстро, легко и непринужденно. 3.Играем в светофор. Знаете, как мигает светофор на перекрестке? Давайте его изображать: закрываем поочередно то правый, то левый глазик. 4.«Тик-так». Глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник. 5.Вверх-вниз. Голову держим прямо, смотрим глазками вверх, а потом вниз. 6.Часики. Рисуем большой круг глазами по часовой стрелочке, а затем – против. 7.Далеко и близко. В течение 10 секунд смотрим на школьную доску или предмет, расположенный максимально далеко. Затем медленно переводим взор на парту или любой максимально близкий предмет и смотрим в течение 10 секунд. 8.Делаем массаж. Закрываем глазки, даем им отдохнуть. Легонько массируем веки пальчиками, но не надавливаем сильно. | Выполняют физические упражнения | Личностные осознание ценности здоровья. | 1 | |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цели: -организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Комментирует, направляет работу учащихся | А теперь измерим транспортиром угол MNK(зад .№1 в раздаточном материале)
| Ученик у доски (дети в индивид. разд.матер.) измеряет макет угла, прикрепленный к доске магнитом, проговаривая при этом алгоритм измерения углов,записывают величину угла на доске и в инд. листах) Объясняет, каким является данный угол(тупым или острым) | Уметь пользоваться транспортиром для измерения углов, знать алгоритм измерения углов | Личностные проявление терпения и аккуратности Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Познавательные:выполнение действий по алгоритму Коммуникативные Построение речевых высказываний, аргументация своего мнения. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой | Продолжает показ презентации Мотивирует учебную деятельность учащихся с помощью ЭОР. | задание №2- раздаточный материал(вычислить градусные меры 5 углов) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном на доске и результат записывают в индивид. разд.матер | Личностные Умение работать с текстовой информацией. Умение анализировать текст, ставить вопросы по содержанию Выражение своих мыслей, познавательная мотивация Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Познавательные Выстраивание логической цепи рассуждений, формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование | 5 | |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала | А теперь , основываясь на результатах измерения в задании №2,заполните таблицу(зад.№3) | Выполняют задания( заполняют таблицу), используя ранее полученные знания | Уметь классифицировать углы в зависимости от их градусной меры. | Познавательные формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение | 2 |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: -зафиксировать новое содержание урока -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Итог урока | Учитель организует рефлексию задает вопросы по теме урока: Справились ли с поставленной в начале урока задачей? Что мы узнали на уроке? Что было трудно? Что осталось непонятным? . |
-С какой темой познакомились на уроке? -Для чего служит транспортир? -На сколько делений разделена шкала транспортира? -Что такое градус? Как его обозначают? -Сколько градусов содержит прямой угол? -Сколько градусов содержит развёрнутый угол? -Расскажите, как измеряют углы транспортиром. - Найти ошибку в измерениях углов. Ну, вот теперь я думаю, вы готовы оценить уровень собственных достижений Поднимите руки те, у кого не осталось вопросов по теме измерение углов. Те, у кого вопросы еще остались и кому нужно еще потренироваться в измерении углов? Мы научились сегодня измерять углы с помощью транспортира,а как вы ститаете,что еще можно сделать с помощью транспортира? | Отвечают. Осуществляют рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Личностные личностное самоопределение Регулятивные: самооценка качества усвоения материала Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог | 3 | |
10. Домашнее задание | Даёт задание на дом и консультацию по домашнему заданию | Учить справочные материалы(на развороте листа со справочным материалом) №1683,1651 | Записывают задание, задают вопросы | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника"
Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника". На уроке используется технология проблемного обучения, работа на интерактивной доске, работа в группа....
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)
технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Урок-открытие новых знаний по геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"
План-конспект (технологическая карта) по геометрии по теме «Теорема Пифагора» Учитель математики МАОУ СОШ № 93 г. Краснодара Обмочиева Г.Л.Класс 8Е Дата проведения.17.01.20018Ц...
Технологическая карта: Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» .
Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Структура урока постро...