Методические рекомендации по подготовке к конкуру проектов
учебно-методический материал по истории

Методические рекомендации по подготовке к конкуру проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

                         для подготовки  творческих  работ  к  историческому

                исследовательскому конкурсу « Моя семья в истории страны» 

                          по номинациям:    -  Семейная реликвия

                                                           - Мое генеалогическое дерево                                                        

                                                          -  Нет забытых деревень

1.  Структура работы  по номинации  «Семейная реликвия»

к районному конкурсу   «Моя семья в истории страны»

 Реликвией могут быть такие предметы:

1.   Одежда (рубахи, платья, головные уборы, украшения, обувь и т.д.)

     2. Народное искусство (картины, глиняные  и керамические игрушки, стеклянные и                    металлические, вязаные и плетеные изделия и т.д.)    

3.  Средства передвижения (санки, финки, телега, лодка, плот)

4.  Орудия труда (прялка, веретено, гребень, щётка, ступа, инструменты кузнеца, столяра,

     плотника  и других профессий).

5.  Старинная  посуда (чашки, ложки, ковши, сковороды, чугуны и т.д.)

                                                            План

I.     Указать номинацию работы.

  II.    Озаглавить текст ( работа должна иметь заголовок).

  III. Введение. Обосновать выбор темы, определить цель работы и пути ее           достижения

  IV.   Основная часть работы:

        - Сфотографируйте или зарисуйте данный предмет                                          

        -  Как называется? Укажите местные названия.

        -  Как попал данный  предмет  в  семью (купили, подарили и т.д.).

        -  Установите,  для  каких  целей  сделан  предмет.

        -  Запишите размеры (в целом и деталей).

        -  Выясните, кто изготавливал. Где? Когда?  (предприятие, завод, фабрика).

        -  Запишите (по – возможности) процесс  изготовления. Как бы вы считали?

        -  Кем  храним предмет. ( назовите Ф.И.О.)  Почему храниться? Где храниться?

        -  Пользуются  ли  предметом  в  настоящее  время?

        -  Почему  данный  предмет  дорого  тебе?

 

Примечание:    1. Сбор материала об « Одежде»

     Выясните: Мужская, женская, детская одежда.

1.Сфотографируйте ее на человеке в трех видах: спереди,  сзади и сбоку, фиксируя   затем  отдельно  каждую  деталь   костюма  (вышивка,  узоры,  пришивные  металлические  изделия  и  т.д.)

2. Опишите:

-  когда  она  была  изготовлена

-  из  какого  материала

-  кем (хозяином  или  мастером)

-  в  какое  время  года  её  надевали

-  была  ли  она  праздничной  или  повседневной

3.  Выясните,  какие  возрастные  группы,  какую  одежду  носили (включая головной  убор  и  обувь)  в  дополнение  к  той,  о  чём  идёт  речь.

4. Обязательно,  определите,  где  приобретено,  место  и  время  его изготовления,  имя  возраст  и  адрес  владельца  одежды.

5. Запишите  историю  приобретения  данного  изделия.

                        2.  Сбор  материала о «Народном  искусстве»

 -  Игрушки  (вятская,  хохломская,  городецкая  и  др.)

 -  Керамика

 -  Металлургия

 -  Картина

 1.   Сфотографируйте   изделия:

      -  укажите  их  название,  назначение.

      -  имя  мастера,  который  изготовил

      -  расскажите  о  мастере  (если  возможно)

      -  опишите  все  виды  изделий,  производимых  в  промысле  и  сам  производственный процесс:  заготовку  материала,  все  виды операции,  инструмент,   оборудование.

2.  Расспросите  об  истории  промысла.

3.  Изготовляются  ли  такие  изделия  сейчас.

4.  Где,  когда  и  кому  было  приобретено  изделие  (событие,  связанное с приобретением)  -  поездка,  день  рождение,  в  память  друг  о друге  и т.д.

 5. Укажите  И.Ф.  хранителя  предмета.

                         

                 3.  Сбор   материала   о  «Традиционных  средствах передвижения»

  Средства  передвижения:

-  водные  (плоты,  лодки)

-  сухопутные  (телега, сани)

   Выясните:

1. Каким  способом  изготовлено  то  или   иное  средство  передвижения (фабричным  или  индивидуальным).

2. Укажите,  для  каких  целей  и  когда  они  сделаны.

3 .Пользуются   ими  в  настоящее  время  или  нет.

4. Произведите  обмеры  (в  целом  и  деталей)

5. Запишите  местные  названия  предмета  и  его  деталей.

6. Выясните,  в  какое  время  года  использовались  средства  передвижения.

7. Выясните,  где  изготавливались,  где  заказывались  или  покупались.

8. Как  «попали»  в  вашу  семью,  почему  храните?  (История,  событие) Ф.И.О. у  кого  хранится.

                      4. Сбор  материала  об  «Орудиях  труда»

        Орудия: -   по  обработке  льна,  конопли,  шерсти:  прялки,  веретёна, гребни, щётки,  ступы,  мялки,  ткацкие  и  ковровые  станы.
-  
по  обработке  овчин  и  кожи,  орудия  гончарного производства  (ручной  и  ножной  гончарный  круг),  обработке металлов  и  дерева  (инструмент  кузнеца,  плотника,  пильщика, маляра)

1. Запишите  их  размеры  и  местные  названия.
2. Выясните,  кто  изготовлял  эти  орудия.

3. Запишите,  как  использовались  те  или  иные  орудия  труда,  запишите  процесс  обработки:  шерсти,  глины  и  др.

4. Как  «попало»  данное  орудие  в  семью? Назовите  Ф.И.О.  и  события,  связанные  с  приобретением.  

5. Кем  хранимо  и  где?

6.  Какие  современные  орудия  труда  вы  знаете?

                5. Сбор  материала  о «старинной  посуде» (об утвари)

      Старинная посуда:                

          - Для  принятия  пищи -  чашки,  ложки,  миски,  кружки.

          - Для  приготовления  пищи -  чугуны,  горшки, сковороды,  квашни  для  

            теста, корытцы  для  рубки  мяса,  овощей,  ступы, ухваты.

          - Для  хранения  и  переноски  пищи – крынки, жбаны, кадки, вёдра,    

             коромысла.

          - Для  обработки  продуктов -  ручные  мельницы, мутовки.                 

      Узнайте:

1.  В  праздничные  дни  или  повседневно  употреблялась  эта  утварь   и  предметы  хозяйственного  обихода.

2. Укажите  их  размеры.  Местные  названия.

3. Опишите  подробно,  для  чего  они  употреблялись.  

4. Узнайте,  где  и  кем  предметы  утвари  изготовлялись;  если производство  сохранено до  наших  дней,  опишите,  где  и  что именно.  

5. Опишите  процесс  кустарного  производства  утвари.  

6. История,  событие  о  том  как  «попало» данное  изделие  в  ваш  дом.  

7. Кем  хранимо?  Используется  ли  сейчас  в  семье? (Ф.И.О.)

V.Заключение. Выразить свое отношение, дать оценку происходящему.          

 VI. Список  используемой  литературы и ли источники:

                Если вы использовали мемуары, дневники, письма,  отдельные

                документы, устные воспоминания то  укажите, что  они  дали    

                для раскрытия  вашей  темы, а также  по  воспоминаниям  кого  составлены  записи

                   2.    Структура  работы по номинации «» Мое генеалогическое дерево»

                                к районному конкурсу « Моя семья в истории страны»

                                                                        План

        I.   Указать номинацию работы.

          II.  Озаглавить текст ( работа должна иметь заголовок).

          III. Введение. Обосновать выбор темы, определить цель работы и пути  

                 ее  достижения.

          IV. Основная часть работы:

     1. Составить  картотеку  своих  родственников  (по – возможности более  

         полную).  На  каждого -  отдельную  картотеку,  в  которой  должны    

         фиксироваться   основные  сведения  о  его  жизни  по  следующей  

         памятке.

        Основные  позиции, которые  должны  быть  в  процессе вашей  работы:

         1.Фамилия,  имя  и  отчество  родственника  (для  женщины указывается   также  и  девичья   фамилия);

         2. Дата  рождения ; день, месяц, год

         3. Место  рождения. (населённый пункт, район, область);

         4. Место  и  время  учёбы,  приобретённая  профессия;

         5. Время,  место  и  род  работы;

         6. Фамилии,  имена  и  отчества  родителей  родственника;

         7. Основные  черты  характера,  интересы  и  увлечения (со  слов такого  -  то  человека,  по  документам  и  т.п.);

         8. Источник  сведений  о  родственнике -  документы,  реликвии, которыми   вы  располагаете  и  которые  связаны   с  жизнью  этого   родственника; 

.        9. Место  службы;

        10. Образование (с указанием  названия  и  времени  окончания  как  средних,

 так  и  высших  учебных  заведений);

         11. Профессия,  должность,  учёное  звание,  место  работы, где  воспитывался;

         12. Правительственные  и  другие  крупные награды (знаки  отличия, медали, ордена);                    

         13. Основные  творческие  достижения (печатные  труды, крупные  проекты,

 изобретения  и т.п.);

         14. Дата  и  место  бракосочетания;

         15.Ф.И.О. лица,  с  которым  заключён  брак;

         16. Наличие  живописных  или  фотографических  изображений;

         17. Сословие  для  рождённых  до  1917 г. – из  крестьян, мещан, купечество,

   духовенство,  дворян;

         18. Места  жительства, в  какие  годы;

         19. Участвовал ли  в  воинах,  сражениях,  когда,  где.;

         20. Имена,  даты  и  места  рождения  детей (число, месяц, год, деревня, село, город)

         21. Дата  и  место  смерти  и  захоронения.  

        После  заполнения  каждой  графы  приводите  ссылки  на  источник  информации,  на  документы (метрики,  аттестаты,  трудовые  книжки,  свидетельства  о  рождении,  смерти,  браке  и  т.п.).   Фотографии  следует  надписывать карандашом:

      - Кто, где,  в  каком  возрасте  изображён и  кому  фото  принадлежит.

V.Заключение. Выразить свое отношение, дать оценку происходящему

 VI. Список  используемой  литературы и ли источники:

       Если вы использовали мемуары, дневники, письма,  отдельные

документы, устные воспоминания то  укажите, что  они  дали    

для раскрытия  вашей  темы, а также  по  воспоминаниям  кого  составлены записи.

                                  3.  Структура  работы по номинации «Нет забытых деревень»

                                         к районному конкурсу « Моя семья в истории страны»

                                                                       План

1. Вступление  (эпиграф)

2. Большая история  маленькой деревни:

         - историческая справка (сведения из музея);

         - документальные источники;

         - из истории возникновения фамилий;

         - родословная карта « корневая» (родственники);

         - выписки из метрических книг

3. «Зеркало деда (бабушки)» (генеалогическое древо):

         - фамилия, имя, отчество родственника, жившего в этой деревни;

         - где родился;

         - фотография;

         - о семье (родители, дети);

         - события  в жизни (война, переезд и т.п.);

         - реликвии, традиции, обычаи в семье;

         - «город моей судьбы» (куда и почему уехали из деревни: как сложилась     судьба далее - женитьба, замужество, дети, внуки и т.д.)

4. Драгоценные находки:

        - схема деревни, составленная «от руки» (расположение домов и улиц в деревни),

       - обычаи деревни, праздники;

       - чем занимались ранее (колхоз, какое – либо производство и т.п.);

       - активные  и знаменитые люди деревни (председатель, ветеран, учитель и т. п.);

       - природа  (оставшиеся сады, рощи, отдельные деревья, сохранившиеся до наших дней);

      - переписка односельчан (письма, открытки и т д.).

5. Рассказано и записано:

      - воспоминания старожилов о жизни, о курьезных случаях;

      - легенды, были, обряды, записанные со слов рассказчика.

6. История одной фотографии:

      - односельчане на отдыхе, совместная поездка, коллективный труд и т.п.

7. Списки  жителей деревни.

8. Списки ветеранов войны.

9.      Заключение. Выразить свое отношение, дать оценку происходящему

10.     Список  используемой  литературы и ли источники:

          Если вы использовали мемуары, дневники, письма,  отдельные документы, устные воспоминания то  укажите, что  они  дали для раскрытия  вашей  темы, а также  по  воспоминаниям  кого  составлены записи.

          ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КОНКУРС

                         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                             средняя образовательная школа№

                                                                                                            на районный конкурс

                                                                                                   « Моя семья в истории страны-2013»

                                                                                                     в номинации « Семейная реликвия»

                                            ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА…

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                             Иванов Иван, 12 лет

                                                                                             учащийся 6 класса, МБОУ СОШ №

                                                                                                    Руководитель:

                                                                                             Петрова Марья Ивановна,

                                                                                             учитель истории МБОУ СОШ№

                                                                                                    Консультант:

                                                                                              Иванов Петр Сергеевич

                                                                                                   Адрес:

                                                                                              606100 Нижегородская область,

                                                                                                            Павловский район

                                                                                                            г. Павлово

                                                                                                            ул. Коммунистическая, д. кв.

                                                                                                            Телефон

                                                                 г. Павлово-2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Методические рекомендации по подготовке ученических проектов и конкурсов по краеведению.

Подобранный материал поможет подготовить проекты  по краеведению....

Методические рекомендации для подготовки учебного проекта

Тема учебного проекта "Фольклор в повседневности" Данный проект направлен на формирование у учащихся нового взгляда на устное народное творчество, формирование углубленных знаний, касаю...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации по подготовке проекта на английском языке.

Методические рекомендации по подготовке проекта на английском языке. Метод проектов - это один из способов развития иноязычной коммуникативной компетенции, который позволяет:-...