Екатерина II.Личность и эпоха.
план-конспект урока по истории (8 класс)

Дмитрий Александрович Федотов

Авторская разработка урока по теме "Екатерина II.Личность и эпоха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _ekateriny_ii._lichnost_i_epoha.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Екатерина II.Личность и эпоха. Урок истории в 7 классе.

Урок истории по теме «Екатерина II.Личность и эпоха.».7 класс.

Цель:  Создать условия для формирования у учащихся представлений о личности и эпохе Екатерины II.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомство учащихся с биографией Екатерины II.

2.  Обогащение понятийного, словарного запаса учащихся: просвещенный абсолютизм, секуляризация, Уложенная комиссия, золотой век дворянства, Наказ, фаворитизм.

Развивающие:

Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках  информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма; формирование УУД.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к предмету.

2. Воспитание ценностного отношения к изучаемым событиям.

3. Совершенствование работы в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Новые понятия: просвещенный абсолютизм, секуляризация, Уложенная комиссия, золотой век дворянства, Наказ, фаворитизм.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

1.Характеристика личности Екатерины II в  первые годы правления

1. Умение участвовать в групповых проектах, выполнять творческие задания

Познавательные:

1. Формулирование цели

2. Поиск и выделение необходимой информации

3. Формулирование ответов на вопросы учителя

4. Установление причинно – следственных связей

2. Характеристика главных целей и средств политики в рассматриваемый период

2. Умение критически оценивать и интерпретировать информацию  

 Коммуникативные:

1. Сотрудничество  с учителем и сверстниками

2. Умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование другого мнения

3. Оперирование такими понятиями, как просвещенный абсолютизм, секуляризация, Уложенная комиссия, золотой век дворянства, Наказ, фаворитизм; Екатерина II, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Е.Р. Дашкова, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков, А.А. Безбородко, И.И. Бецкой.

3. Умение  прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей

Регулятивные:

1. Умение самостоятельно осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование

2. Умение контролировать и корректировать деятельность

3. Умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения

4. Умение характеризовать важные факты данного периода истории

4. Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни

5. Выражение своей позиции на уровне положительного отношения к учебному процессу

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая.

                                                                     

                                                                                               Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Здравствуйте! Приготовьте все необходимое к уроку истории.

Ответное приветствие.

Стадия «Вызов»

Цель учителя: создать условия для выхода учащихся на постановку учебной задачи;

цель ученика: учусь доказывать собственную точку зрения.

Целеполагание   личностное

Целеполагание

по теме урока

Как отразились личные качества Екатерины II на эпохе ее правления.

Эмоциональный настрой на работу  

Предлагаю всем подумать о предстоящем уроке.

Слайд № 1

Сотворение урока – это дело только учителя?

Мы сейчас стоим перед выбором:

а) сотворить новое, интересное;

б) сотворить единение;

в) создать разобщение, ложь, взаимодействие «масок»;

г) ничего не создать.

Вы имеете право определить свое отношение к тому, что будет происходить.

С помощью пультов для голосования выберите нужные буквы, которые определят ваше отношение к предстоящему уроку.

Итак, задача личностная – посмотреть на себя со стороны, как на участника диалога, задуматься об ответственности за свои дела и поступки.

 - А что мы знаем об эпохе Дворцовых переворотов? Давайте вспомним хронологические рамки и выстроим последовательность правлений. К доске пойдет  желающий построить временную шкалу.

Пока чертят временную шкалу, проведем аукцион имен эпохи Дворцовых переворотов. Вы должны написать как можно больше имен, связанных с этим периодом в истории России. Работаем в группах. Имена фиксируем на листах

Итак, у доски закончена работа. Давайте проверим, все ли верно. Вы видите неточности? Спасибо. Можете садиться.

Учитель задает вопросы. Скажите, когда закончилась эпоха Дворцовых переворотов? И с чьим именем она связана?

Слайд № 2

Перед вами –кроссенс .

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Разгадывать его можно с  любой узнаваемой картинки.

Центральным является квадрат №5. Он связан со всеми изображениями в кроссенсе.

Постарайтесь определить тематику, общую идею, установив связи между элементами (на столах в группах  - алгоритм создания кроссенса)

 - Попробуйте, исходя из данных изображений, определить тему нашего урока. Можно посоветоваться в группах.

-Какие у вас предположения, версии?

Слайд 3

Как можно сформулировать тему урока?

Слайд № 4

Итак, тему нашего занятия можно сформулировать как “ Екатерина II . Личность и эпоха”

Что нам необходимо выяснить о Екатерине?

Сформулируйте цель урока

Запишите цель урока в тетрадь.

Посредством каких задач мы сможем реализовать цель?

Каким путем пойдём? (задачи)

Дети голосуют / устная беседа с учащимися

(при отсутствии системы голосования в школе можно ответить на вопросы на листах)

У доски учащийся  чертит временную шкалу

Работают  на листах, записывают имена.

Оглашают результаты и зачитывают, у кого больше.

Определяют победителя. Один ученик из группы,  написавшей большее количество имен, зачитывает. Остальные учащиеся проверяют правильность списка и если потребуется, дополняют список

Учащиеся выдвигают свои версии.

Обсуждение.

Учащиеся предлагают варианты темы урока.

Учащиеся записывают тему урока.

Возможные варианты: 1. Узнать, какой была Екатерина II .

2. Почему ее называли Великой?

Екатерина II

Какая она    Почему «Великая»

Какова ее политика

Ее называли Великой, она управляла страной 34 года – целая эпоха.

Учащиеся предлагают различные версии цели урока.

Учащиеся записывают цель урока.

Постановка задач урока (план)

1.Изучить материал

2.Представить информацию

3.Подвести итог

УУД:

Регулятивные - целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; Коммуникативные:  аргументировать свою точку зрения;

Познавательные: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий.  

Стадия «Осмысление»

Цель учителя: создать условия для открытия;

Цель учащихся: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Я предлагаю поработать в группах.

У вас есть 5-6 минут, чтобы ответить на задания.

Вспомните цель нашего урока?

Работу групп представим в виде проектов.

Все новые  понятия мы отобразим  через документ камеру.

Во время выступления групп предлагаю вам оценивать работу ваших одноклассников на рабочих листах

На листе оценивания  поставьте свою оценку по пятибалльной шкале.

Учитель благодарит учащихся за работу.

Работа учащихся в группе.

До выступления работы групп возвращаются к цели урока.

 

1 группа – Личность Екатерины II работает с дополнительным материалом (приложение)  и составляет «круги по воде» на листе. Стр. 178-179  учебника,

2 группа – Первые годы правления составляют на листе кластер. Стр. 179-180 учебника.

3 группа – Уложенная комиссия. На листе -  Эффективность работы комиссии с помощью ПОПС – формулы. Дополнительный материал и стр. 181 учебника

4 группа – Сподвижники Екатерины – прием  «Круги Эйлера»

 дополнительный материал (приложение) и стр. 180

Презентация работы групп.

Учащиеся представляют свои проекты (от каждой группы выступает спикер)

По ходу выступлений оценивают, рецензируют.

УУД:

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

познавательные: строить логическое рассуждение,

регулятивные: осуществлять взаимоконтроль и самооценку, преодоление трудностей на пути достижения цели

Физминутка

Цель: принятие и реализация ценностей здорового образа жизни

Стадия «Рефлексия»

Цель учителя: создать условия для закрепления изученной информации;

Цель учащихся: учусь осмыслению собственных действий.

Можно ли говорить, что мы выполнили все задачи?

Достигли ли мы поставленной цели? 

Давайте вновь обратимся к кроссенсу. Кого из исторических личностей, окружавших Екатерину II, вы узнали?

На какой вопрос мы затруднялись ответить?

Давайте подведем итог урока – оцените свою работу на уроке и дайте оценку друг другу.

А теперь оцените наш урок в целом:

 что удивило вас  и появились ли вопросы.  Оправдались ли ваши ожидания от урока? Удалось ли нам сотворить единение, создать новое, интересное?

На листе оценивания ответьте на вопросы Оправдались ли ваши ожидания от урока, которые вы заявили в ходе голосования, или нет? Прокомментируйте

Учащиеся отвечают

Учащиеся вспоминают цель урока.

Отвечают на вопросы.

Самооценка работы в группе и оценка других групп.

(приложение)

Учащиеся комментируют

УДД:

познавательные – объяснять явления процессы, выявляемые в ходе исследования,

регулятивные - осуществлять  познавательную рефлексию, коммуникативные -  осуществление коммуникативной рефлексии

Домашнее задание

Цель учителя: создать условия для дальнейшего добывания информации из разных источников;

Цель учащихся: учусь корректировать свои дальнейшие действия,  делать выводы на основе аргументации

Домашнее задание: параграф 31,вопросы стр. 181 1-3, документы стр. 181 -на “4” ответить на вопросы устно.

Дополнительно к заданию составить речь в защиту (или обвинение) века Екатерины II - на “5”

Спасибо, урок окончен!

Записывают домашнее задание в дневник

УДД : регулятивные - адекватно оценивать свои возможности; коммуникативные - устанавливать сравнивать разные точки зрения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Екатерина II – личность и политик

Вторая половина XVIII столетия в России связана с имен императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Хотя Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с момента своего появле...

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха

Урок-лекция знакомит учащихся не только с  периодами жизни  великого поэта, но и с  личностью. Почему  поэт был одинок, почему так рано погиб? Как относились к нему современники и ...

Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"

Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....

Екатерина II Великая: личность и эпоха.

Урок истории в 8 классе :"Екатерина II Великая: личность и эпоха"....

технологическая карта урока истории "Екатерина II Великая: личность и эпоха".

Урок истории в 8 классе с использованием краеведческого материала....