Екатерина II Великая: личность и эпоха.
методическая разработка по истории (8 класс)
Урок истории в 8 классе :"Екатерина II Великая: личность и эпоха".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektstsenariyuroka.docx | 50.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1
Открытый урок по истории России в 8 классе на тему:
Екатерина II Великая:
личность и эпоха.
Урок провела: учитель истории и обществознания
Булгакова Вера Николаевна
Льгов 2018-2019 уч. год
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней и внешней политики Екатерины II;
- конкретизировать понятие «просвещенный абсолютизм»;
- показать его специфику в российских условиях;
- привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;
- дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.
- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции;
- развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом;
- развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.
Тип урока: обобщение изученного материала в форме в ходе урока- дискуссии в форме презентации мини-информационных проектов.
Используемые технологии (ФГОС):
1) технология критического мышления – ведущая технология;
2) технология сотрудничества (парная);
3) коммуникативные технологии;
4) здоровье сберегающие технологии.
Методическое обеспечение: учебник
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Екатерины II: время и эпоха».
Ход урока:
Слайд 1.
I. Организация начала урока.
II. Актуализация опорных знаний. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Золушка на троне. Её судьба действительно напоминает сказку о золушке. Только на месте феи с волшебной палочкой, оказались ум, энергия, образованность, жажда власти, умение терпеть и использовать обстоятельства. Будущая императрица выучила русский язык, перешла из лютеранства в православие и стала одной из самых образованнейших женщин своего времени. Её фавориты это уже не удобные и бесполезные временщики, а прежде всего профессионалы и помощники в государственных делах, пусть даже личной ей чем-то неприятные, на умные и полезные профессионалы своего дела.
Я думаю вы догадались о ком идёт речь?
Слайд 2.
Хорошо, молодцы, ребята я предлагаю вам сегодня построить так наше занятие, чтобы в результате, мы смогли дать оценку деятельности Екатерины Второй и доказать или опровергнуть справедливость её прозвища Великая.
Начнем работу с анализа отрывка из работы историка Каменского. Внимание на доску.
Приложение 1.
Создание проблемной ситуации:
Из работы историка А.Б. Каменского. «Каково место Екатерины Второй в русской истории?
Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам... Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных — зажиточнее».
- О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины II?
- Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку?
Итак, мы видим, что период правления Екатерины II имеет неоднозначную оценку. Каменский Александр Борисович называет её реформатором либерального толка, а историк 19 века Василий Осипович Ключевский называет политику императрицей вредной для нравов дворянства и угнетающей для крестьян, называя её политикой нарядных фасадов.
С каким противоречием мы столкнулись с вами?
Как его разрешим? Какие будут предложения?
Слайд 3.
III. Работа по теме урока:
Сегодня на уроке мы с вами обобщим результаты правления Екатерины Великой и постараемся сформулировать свою оценку и мнение о данном историческом периоде.
Слайд 4.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
План:
1. Личность Екатерины II.
2. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
3. Значение её политической деятельности..
1. Особенности внутренней политики Екатерины II.
Работа со схемой «Дискуссионные вопросы истории». Аргументы.
Слайд 5.
Для дальнейшей аналитической работы вы подготовили небольшие информационные проекты, на основании презентации которых, мы и сделаем необходимые фактические выводы.
Группа политологов.
Шакин: Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра I. Не случайно современники, особенно из дворянской среды, называли это время «Золотым веком». Немецкая принцесса Софья Фредерика Ангальт – Цербсткая родилась 21 апреля 1779 г. в Штеттине. Приехала в Россию в возрасте 15 лет. Стала женой наследника престола Петра Федоровича, выучила русский язык, изучала историю, культуру, религию. Приняла христианство. В 1762 году в результате дворцового переворота, свергнув Петра III, взошла на престол. Она хотела быть русской, хотела, чтобы русские её любили.
По собственному признанию Екатерины II, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся деятелей. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.
Кордюк: В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:
Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга.
Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:
— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность.
Болдин: как и большинство монархов России, Екатерина Вторая также стремилась к введению своих новаторских реформ. Назову наиболее важные.
Правовая реформа. Следуя принципам просвещенного монарха, Екатерина II стремилась законодательно установить систему государственного управления, подчиняющуюся закону. С этой целью по ее повелению была создана специальная «Уложенная комиссия» по подготовке нового законодательства. Другой важнейшей целью предполагаемой реформы было установление «тишины и спокойствия» в государстве. По мнению императрицы, Соборное уложение 1649 г. устарело и не отвечало новым требованиям.
Губернская реформа
Согласно данной реформе, принятой седьмого ноября 1775 года, вместо былого раздела на губернии, уезды и провинции стали делить земли на уезды и губернии. При этом, общее количество губерний было увеличено более чем вдвое (с двадцати до пятидесяти). Все они делились на дюжину уездов, а в роли начальника двух-трёх губерний выступал наместник, являющийся генералом-губернатором.
Судебная реформа
Отныне каждое сословие имело свой суд. Так, у крестьян это были расправы, у горожан – магистраты, а дворян судил так называемый земской суд. Кроме этого, были сформированы совестные суды для примирения различных сословий, в которые входили представители трёх сословий. В качестве высшего судебного органа выступал Сенат.
Секуляризационная реформа
По этой реформе, которая была проведена в 1764 году всеми монастырскими землями, занималась Коллегия экономии. При этом, правительство брало на себя содержание монашества и определение численности монахов, а также монастырей.
Реформа Сената
Согласно манифесту Екатерины Второй от пятнадцатого декабря 1763 года роль Сената была значительно сужена. Однако полномочия генерал-прокурора (его главы) были наоборот расширены. При этом, Сенат становится вершиной судебной инстанции.
Городская реформа
Реформа российских городов регулировалась выпущенной Екатериной в 1785 году грамотой. Она вводила выборные новые учреждения, увеличив количество самих избирателей. Городские жители были поделены на группы по различным признакам (от сословия до имущественного). Каждый разряд обладал своими привилегиями, обязанностями и правами.
Полицейская реформа
Екатерина Вторая также ввела так называемый «Устав полицейский», согласно которому управа благочиния становится органом полицейского управления. Она состояла из горожан, полицмейстера, городничего и приставов.
Образовательная реформаФормирование в населённых пунктах народных училищ стало началом появления системы общеобразовательных русских школ в стране. Училища разделялись на два типа: малые и главные училища. В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек.
Денежная реформа
При Екатерине Второй создаются судная касса и Государственный банк. Кроме того, вводятся первые бумажные деньги.
Ликвидация гетманства в Украине.
Екатерина II продолжила приводить административное устройство Малороссии к общему виду, соответствующему нормам Российской империи — в 1775 была упразднена Запорожская Сечь.
Шакин(аргумент): Характеризуя период правления Екатерины II, П.Я. Чаадаев писал: «Излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия». Поэтому период царствования Екатерины II в целом благоприятно сказался на развитии России.
Кордюк(аргумент): В конце 34-летнего царствования Екатерины II в управлении государством начались сбои. Внук императрицы князь Александр Павлович констатировал: «В наших делах господствует неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон, все части управляют дурно; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стремится лишь к расширению своих пределов».
Учитель: «Философ на троне» - так называли Екатерину в Западной Европе. Она была не только всесильной правительницей России, но и литератором на троне. Время правления Екатерины II потомки назвали эпохой «просвещённого абсолютизма». Так ли это было на самом деле?
Группа лингвистов:
Саникова: Литературная деятельность Екатерины II продолжалась около четверти века и была необыкновенно обильна, более обильна, чем сочинительство Фридриха II, с которым Екатерина конкурировала и в качестве «философа на троне», и в качестве монарха-писателя. В этом соперничестве она, без сомнения, имела преимущество и потому, что писала свои произведения в основном сама, без существенной посторонней помощи, в противоположность Фридриху, и потому, что она писала их в значительном большинстве на языке своих подданных, тогда как прусский король, сам природный немец, открыто презирал немецкую культуру и немецкий язык и писал свои произведения по-французски.
Она хорошо знала стихию живой разговорной русской речи, помнила и умела применять множество русских пословиц, поговорок, идиоматических выражений, характерных бытовых словечек и оборотов. Само собой разумеется, что явные ошибки ее языка, как и правописания, выправлялись для печати ее. Такими сотрудниками и редакторами Екатерины были: сначала И. П. Елагин и Г. В. Козицкий, потом А. В. Храповицкий, все трое — заметные русские литераторы. Французские тексты Екатерины выправлял ее приближенный граф А. П. Шувалов, сам писавший французские стихи, высоко ценившиеся даже в Париже.
Пухалёв: Она писала журнальные статьи и фельетоны для органов печати, выходивших под ее более или менее непосредственным руководством; она выступала и в «чужих» журналах; так, она поместила статью и письмо в редакцию во враждебном ей «Живописце» Н. И. Новикова. Она писала детские сказки и сочинения по педагогике, предназначенные для воспитания ее внуков Александра и Константина, но имевшие, разумеется, и более широкое назначение, обращенные к читателю вообще. Она писала в большом количестве драматические произведения, комедии, исторические драмы, комические оперы. В ее литературном наследии драматургия занимает центральное место и количественно и по вниманию, которое ей уделяла сама Екатерина. Всего до нас дошло 25 законченных (или почти законченных) ее театральных пьес и отдельные отрывки из 7 пьес; при этом установлено, что еще несколько пьес не сохранилось. Совсем не писала и не могла, не умела писать Екатерина стихов, но к прозе она питала прямо-таки страсть.
Кроме того, ей принадлежит немало произведений, написанных по-французски. Среди них наибольшей известностью пользовались и в Западной Европе и в России ее письма к философам-просветителям, прежде всего и главным образом к Вольтеру, затем к Дидро, Гримму и др. Это не просто частные письма, а своего рода литературные произведения, очерки и фельетоны, которым придана лишь форма частных писем. Они заключают суждения о текущих политических событиях и явлениях.
Михайлова: Однако систематически занялась русской литературой и приняла в ней непосредственное участие Екатерина несколько позднее, именно тогда, когда перед ней воочию встал вопрос о необходимости правительственной опеки над умами, правительственного руководства общественным движением и открытого нажима на него как мерами административного воздействия, так и мерами убеждения, через печать. Так возникла «Всякая всячина», еженедельный журнал, издававшийся в 1769 г. под редакцией и при активном участии Екатерины.
Екатерина не скрывала официального характера своего журнала. В тексте «Всякой всячины» были даны читателю достаточно ясные намеки на этот счет. По заданию, декларированному «Всякой всячиной», она должна была явиться журналом по преимуществу сатирическим. Но Екатерина понимала сатиру по-своему. Ей необходимо было вести борьбу с недовольными, и это надо было делать двумя способами: с одной стороны, порицать нежелательные для правительства претензии оппозиции, с другой — показывать пример «благонравной» сатиры.
Сальникова(аргумент): Факты свидетельствуют, что Екатерина II была «просвещенной» императрицей чаще на словах, а не на деле. Так, в 1790 году по ее повелению был арестован директор петербургской таможни А.Н. Радищев, автор известного критического литературного труда «Путешествие из Петербурга в Москву». За вольнодумство был арестован книгоиздатель и литератор Н.И. Новиков. Благодаря просветителю Н.И. Новикову, издавшему около 800 книг, граждане России могли узнать идеи Ф. Вольтера, Д. Дидро, Н.М. Карамзина, А.П. Сумарокова, познакомиться с творчеством В. Шекспира, М. Сервантеса и др.
Учитель: Во время правления Екатерины II финансовые проблемы государства, ведшего опустошительные военные кампании, возросли до неимоверных масштабов. Екатерина II была вынуждена вернуться к идее выпуска бумажных денег с двоякой целью — содействие кредитованию торговли и покрытие дефицита казны.
Нумизматы
Терещенко: 250 лет назад в России были введены в обращение первые бумажные денежные знаки. Основная расчетная единица – ассигнационный рубль – приобретал равное хождение с серебряным рублем и просуществовал до середины XIX века. Потребность в эквиваленте монетам возникла, во-первых, по причине истощения серебряных рудников, а, во-вторых, из-за планомерного роста оборота денег в экономике страны. Много золота и серебра уходило за рубеж в результате торговых отношений. Правительство несло огромные расходы из-за войны с Турцией 1768-1774 годов, однако острая нехватка серебра и одновременное перенасыщение рынка большим количеством тяжелых медных монет превращали любой крупный расчет в сложную операцию. Например, для перевозки 500 рублей требовалась отдельная подвода. 1000 руб. весили 62,5 пуда и транспортировались уже на двух телегах.На высокую актуальность проблемы ее внимание обратил Новгородский губернатор Яков Сиверс. В докладной записке Екатерине II он доказывал пользу внедрения в России бумажных денежных знаков.Именно Сиверс предложил учредить государственный банк с правом выпуска бумажных денег и размена их на «звонкую монету». Императрица высоко оценила инициативу чиновника, который отныне пользовался ее доверием и получал престижные назначения на государственной службе. Подготовка плана выпуска ассигнаций была поручена одному из ближайших сановников Екатерины II князю Александру Вяземскому.
Савельев: 29 декабря 1768 года был подписан Высочайший манифест, на основании которого вводились в обращение денежные билеты достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей.Самые первые ассигнации правительница России приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток, которые обретали вторую жизнь в новом виде. Ассигнации напоминали титульный лист книги: вертикальный формат, изящные шрифты, одноцветная печать, ручного изготовления белая бумага с филигранью – фигурными водяными знаками.Следующие тиражи печатались в сенатской типографии на литой плотной бумаге. Они обладали весьма примитивным внешним видом, не имели овальных тиснений в верхней части и цифр номинала под текстом, что упрощало подделку. Типографская печать выполнялась только черной краской, причем деньги были односторонними. С целью защиты от фальсификаций такие ассигнации в 1771 году были изъяты из обращения. Их выпуск прекратился навсегда. Наказанием для махинаторов объявлялась смертная казнь.Одновременно правительство обнародовало манифест об учреждении в Петербурге и Москве отделений Ассигнационного банка для обмена бумажных купюр на медь. Первым директором Петербургского и Московского ассигнационных банков был назначен граф Андрей Шувалов, энергично принявшийся за ответственную работу. Он разработал и осуществил проект их объединения в один банк — Дворянский заемный. Для облегчения обмена ассигнаций в 1770-е годы были открыты отделения банка в Ярославле, Смоленске, Нижнем Новгороде, Тобольске, Иркутске, Казани, Риге и других крупных городах империи. С 1780 года запрещался ввоз и вывоз ассигнаций за границу. Бумажный рубль переставал быть конвертируемым.
Терещенко Аргумент: Увеличивалась эмиссия ассигнаций, и со второй половины 1780-х годов началось резкое понижение курса бумажных денег, потянувшее за собой и свой разменный эквивалент — медные монеты. Усиленный выпуск ассигнаций, превысивший обеспечение, привел к постоянному падению курса, которое только усиливалось на фоне нестабильности в экономике и войн.
Учитель:
«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь; Он мне в том свидетель. Слава страны создает мою славу. Вот мое правило: я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать». Екатерина великая проводила активную внешнюю политику, сравнимую с той, что некогда инициировал сам Пётр Великий. Расширяя границы государства, она активно занималась градостроительством.
Группа картогрофов:
Лукьянченко: Екатерина II Великая управляла российским государством на протяжении 34 лет. Территория российского империи существенно возросла за счет присоединения плодородных южных земель Крыма и Новороссии(Северного Причерноморья).
Во время ее правления россия стала самой населённой европейской страной. Екатерина образовала 29 новых губерний и построила 144 города. Проследим историю строительства некоторых.
Федосеев: Севастополь — слово греческого происхождения. Обычно переводится как город славы, величественный, достойный поклонения. Основание Севастополя закрепляло возвращение России ее исконных земель на побережье Черного и Азовского морей.. В 1784 году русское правительство объявило о свободной и беспрепятственной торговле заграничных и местных купцов в Севастополе, доставляющих товар как морским, так и сухопутным путем. Весной в городе появились первые торговые суда керченских и таганрогских купцов. В честь основания Севастополя в Петербурге отчеканили памятную медаль.
Ямпольский: Одесса ( нынеУкраина) была основана рескриптом Екатерины II от 27 мая 1794 года на самом западе новоприобретённой территории Российской империи — Новороссии. Проект постройки города, порта и новой крепости (на месте которой позже был разбит Александровский парк) она поручила голландскому военному инженеру Францу де Воллану, который сполна воплотил при этом принципы древнеримского градостроительства. Создаваемый город в 1795 году получил название Одесса — производное от древнегреческого Одессоса – в память античного местечка Ordessos, когда-то находившегося к востоку в районе Тилигульского лимана, поблизости Истриона.
Город строился под руководством вице-адмирала Дерибаса, которому благодарные потомки установили памятник лишь спустя два столетия, а до этого уважительно хранили его имя в названии главной улицы.
Бодров: Краснодар, который изначально назывался Екатеринодар, был основан в 1793 году. 30 июня 1792 года Черноморскому казачьему войску Екатериной II была выдана Жалованная Грамота, по которой казакам на вечное владение передавалась кубанская земля, ограниченная рекой Кубанью и Азовским морем, а с востока линией от устья Лабы до Ейского городка. В 1793 году черноморские казаки основали Екатеринодар: первоначально как военный лагерь, а позднее как крепость. Название получил в честь факта дарения императрицей Екатериной II черноморским казакам кубанской земли (Екатеринодар означает Дар Екатерины).
Бердников: Херсон (ныне Украина) был основан 18 июня 1778 года, когда Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи. И уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и сам город. Императрица Екатерина II в тот период увлекалась греческим языком. Берег на греческом — херсон. Хотя есть устоявшееся мнение, что название произошло от названия крепости в Крыму «Херсонес», что обозначает полуостров.
Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией. Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором был фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Григорий Александрович Потёмкин.
Федулов: Пятигорск возник в конце VIII века как один из пунктов Азово-Моздокской укрепленной линии, учрежденной Екатериной II для защиты южных рубежей империи. Крепость, воздвигнутая в 1780 году «у Бештовых гор», стала называться Константиногорской, по имени Константина — внука государыни.Неподалеку от крепости появилось поселение Горячие воды, где у целебных источников отдыхали приезжие. Так, 1780 год стал считаться датой основания города Пятигорска. Когда в 1793 году Пятигорье посетил знаменитый русский ученый-путешественник Паллас, солдаты, жившие близ источников, были уже знакомы с их целебными свойствами, и от них ученый узнал, что серные ванны полезны от кожных болезней, ревматизма, подагры.
Лукьянченко(аргумент): Правление этой императрицы с уверенностью можно отнести к прогрессивному периоду российской истории. К числу достижений государственного управления этого периода можно отнести 144 вновь построенных города, отвоеванные у Польши и Турции земли с населением до 7 млн человек, присоединение к России Крыма. Общая численность населения Российской империи за период правления Екатерины увеличилась с 19 до 36 млн человек, или почти вдвое.
Бодров (аргумент): Никогда за всю историю Российского государства наша страна так не влияла на международные отношения, как в период Екатерины II. Для иллюстрации этого утверждения достаточно привести следующее высказывание канцлера А.А. Безбородко: «Ни одна пушка в Европе не смела выстрелить без позволения России». И это не было преувеличением. С нашим государством считались еще и потому, что оно имело самую сильную армию на континенте, которую возглавляли А.В. Суворов и другие талантливые полководцы.
Учитель:«Я хвалю громко, а порицаю вполголоса»
Активная внешняя политика России во второй половине XVIII столетия потребовала от Екатерины II усовершенствования наградной системы.
Группа фалери́стов:
Галацан: Идея учреждения специальной награды, вручаемой исключительно за военные заслуги, появилась у императрицы Екатерины II сразу после воцарения. Первый проект ордена Святого Георгия — христианского мученика, покровителя военных, особо почитаемого в России, — был подготовлен к 1765 году. Императрицу, однако, предложения не устроили, и работа над орденом продлилась ещё четыре года.
Официально статут ордена Святого Великомученика Победоносца Георгия был подписан императрицей Екатериной II в Зимнем дворце 26 ноября 1769 года.Знак ордена представлял собой равноконечный крест с расширяющимися концами, покрытый белой эмалью. В центральном медальоне на лицевой стороне был помещён образ святого Георгия на белом коне, на оборотной стороне — монограмма «СГ», то есть «Святой Георгий». Лента двухцветная — три чёрные и две оранжевые чередующиеся полосы. Звезда была четырёхконечной, золотой, с монограммой и девизом в центре — «За службу и храбрость».
Крест ордена 4-й степени носили на левой стороне груди на ленточке орденских цветов, крест 3-й степени — большего размера — носили на шее, крест 2-й степени — на шее, а звезду — на левой стороне груди. Крест 1-й, самой высокой степени ордена носили на широкой ленте через правое плечо, а звезду — на левой стороне груди. Статутом ордена было определено «сей орден никогда не снимать».
Алфимова: Как уже говорилось, орден Святого Георгия вручался за воинские подвиги, но было и одно исключение. Награду 4-й степени могли получить офицеры за выслугу лет, за 25 лет строевой службы в сухопутных войсках, за 18 не менее чем шестимесячных кампаний (то есть походов) на флоте; с 1833 года для морских офицеров, которые не участвовали в сражениях, было введено награждение ещё и за 20 кампаний. С 1816 года в подобных случаях на кресте стали помещать надписи: «25 лет», «18 кампаний», позднее — «20 кампаний».Награждались орденом Святого Георгия исключительно офицеры. Первым кавалером награды стал подполковник Фёдор Иванович Фабрициан. Фёдор Фабрициан, курляндский дворянин, в 1749 году поступил на службу солдатом. Пройдя несколько военных кампаний, Фабрициан дослужился до высоких чинов, проявив личную храбрость. Современники отмечали, что он чрезвычайно заботился о нуждах своих солдат, берёг их.
11 ноября 1769 года, командуя особым отрядом из егерских батальонов и части 1-го гренадерского полка, подполковник Фабрициан разбил наголову турецкий отряд в 7000 человек и занял город Галац. За этот подвиг он был удостоен ордена Святого Георгия, причём не 4-й, а сразу 3-й степени.Впоследствии Фёдор Фабрициан стал генералом и командовал русской армией на Северном Кавказе.За всю историю ордена Святого Георгия его 1-й степенью были отмечены только 25 человек.Кавалерами всех четырёх степеней ордена Святого Георгия являлись лишь четыре человека — генерал-фельдмаршалы Михаил Кутузов, Михаил Барклай де Толли, Иван Паскевич и Иван Дибич.
Галацан (аргумент): Среди военных наград Российской империи наиболее почитаемым являлся орден Святого Георгия. Уважение к этой награде сохранялось и в советский период — цвета гвардейской ленты, окаймлявшей главную солдатскую награду Великой Отечественной войны, орден Славы, чрезвычайно схожи с цветами ленты ордена Святого Георгия. После Великой Отечественной можно было с лёгкостью встретить ветеранов, с гордостью носивших Георгиевские кресты вместе с советскими наградами.
Учитель:От сословной принадлежности в то время зависела и судьба человека. Если он становился субъектом преступления, суд по-разному квалифицировал его вину. Екатерина II, обладая законодательной, судебной и административной властью абсолютного монарха, всячески оберегала незыблемость сословного деления общества с привилегиями для одних и с почти полным бесправием для других людей.
Группа архивариусов:
Астахова: В эпоху Екатерины II каждая категория населения (дворяне, духовенство, казачество, горожане, крестьяне) приобретала сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии. Защищая интересы господствующего класса, просвещенная императрица всегда ставила на первое место по привилегиям прежде всего дворянство, опору самодержавия. Приведём доказательства.
Ярким свидетельством такой классовой политики, основанной на привилегиях, была «Жалованная грамота дворянству»,изданная в 1785 г. В этом документе сведены воедино и законодательно закреплены следующие привилегии этого сословия :
– свобода от обязательной государственной службы;
– свобода от податей (налогов);
– отмена постоянной повинности (от расквартирования армии);
– свобода от телесных наказаний;
– подсудность только дворянскому суду, сочетавшаяся с правом дворян избирать себе судей из своего сословия;
– право на владение землей с крестьянами;
– право на торговлю;
– право на разработку недр на своих землях (Петр I это запрещал) и промышленное предпринимательство;
– право на геральдику (личный герб);
– право создавать дворянские собрания на уездном и губернском уровнях и избирать себе «предводителей дворянства» и т.д.
Поэтому период правления Екатерины II называют еще и «золотым веком» русского дворянства.
Абухович: Екатерина II в 1785 г. издала «Жалованную грамоту городам», которая также представляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения и льготах некоторой ее зажиточной части. Согласно этому законодательному акту определялось 5 сословных категорий городского населения:
1) городские купцы трех гильдий; купцы первой гильдии получили право иметь собственное производство, морские суда и участвовать во внешнеторговых операциях;
2) банкиры, владельцы фабрик и заводов, городская интеллигенция составили слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян;
3) мещане получали правовой статус ремесленников и могли, кроме того, заниматься мелкооптовой и мелкой розничной торговлей, оказывать коммунальные услуги городскому населению и т.п.;
4) отдельно выделялись горожане – иностранцы;
5) в последнюю сословную категорию было включено все прочее посадское население.
«Городские сословия, внесенные в соответствующие регистрационные книги, получили право иметь свое представительство в выборных органах городского самоуправления, участвовать в выборах местной думы и главы города. Компетенция местного самоуправления ограничивалась хозяйственными делами и незначительными административными функциями.Города получили также право учреждать школы, создавать сословные органы местного самоуправления, сословные суды.
Березникова: Юридическое положение крестьян резко отличалось от правового положения дворян, купцов, мещан других сословий. Российское крестьянство оставалось практически бесправным в имущественном отношении. Собственность помещика полностью распространялась не только на результаты труда, но и на личность крепостного крестьянина.
Согласно действовавшему в тот период законодательству помещик имел право телесных наказаний, мог продать, женить крепостного по своему усмотрению. Его можно было отдать в рекруты, сослать (с 1765 г.) на любой срок в Сибирь на каторжные работы. Феодалам предоставлялось право отсылать непокорных в смирительные дома и арестантские роты. Сохранялось право господ обменивать крестьян, передавать их во временное пользование другому лицу. Кроме того, в XVIII в. сохранилось древнерусское право феодала судить своих крестьян. А на заводе Демидовых в Туле существовала настоящая тюрьма.
Крепостной крестьянин оказался полностью бесправен, ему некому было жаловаться на беззаконие. В 1767 г. Екатериной был подписан указ, по которому жалоба крестьянина на помещика приравнивалась к тяжкому государственному преступлению.
Северинова: Таким образом, жалованные грамоты дворянству и городам продолжали царскую сословную политику, весьма характерную. Вместе с тем подобное законодательство благоприятствовало росту российских городов, способствовало развитию торговли и нарождающимся капиталистическим отношениям, формированию новых классов и социальных групп.Предложения некоторых прогрессивных дворян по ограничению крепостного права в России «просвещенной» императрицей отвергались. При Екатерине II политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в политике и экономике, на юридическое оформление полного бесправия крепостных крестьян.
Учитель: Видеоролик
Группа краеведов:
Носова: В 1787-м, возвращаясь из путешествия в Крым и Новороссию, государыня с сопровождавшим ее двором проследовали через Курское наместничество. Маршрут императорского поезда пролегал через постоялый двор Селихова (ныне поселок Селиховы дворы), Курск, Курасово, Сафоновский Колодезь, Ольховатое. 11 июня Екатерину у границ наместничества встретили генерал-губернатор Афанасий Зубов, предводитель дворянства Василий Похвиснев, чиновники и купечество. По пути к Курску были остановки в Обояни и Медвенке, торжественные обеды в честь императрицы в домах помещиц Александры Сафоновой и Александры Черемисиновой.
Воробьёв: В Селиховых дворах встречать царицу собралось до 100 тысяч человек. Гремела музыка, звучало хоровое пение. Толпа сопровождала Екатерину до Курска, куда она прибыла в парадной позолоченной карете, запряженной 10 лошадьми, с лейб-форейторами. Когда царский поезд показался у черты города, раздались гром пушек и звон колоколов. Молодые девушки крестьянского и мещанского сословий в золотых повязках и парчовых с золотыми галунами одеждах устилали путь цветами и венками. На Херсонской улице (ныне – Дзержинского) поезд миновал пышно украшенные триумфальные ворота при ее пересечении с улицами Воротней (ныне – Павлуновского) и Сиротской (Бочарова). Названные позднее Херсонскими они были сооружены на средства курского дворянства. В центре – широкий проезд для экипажей и два пролета по бокам для пешеходов. Триумфальные деревянные ворота были воздвигнуты и на выезде из города на улице Б. Московской.
Майданов: Резиденцией императрицы в Курске стал губернаторский дворец, построенный на Красной площади в связи с открытием наместничества в 1779 году. Первый визит она нанесла архимандриту Знаменского монастыря Амвросию с братией, а потом принимала в богато украшенном зале дворца представителей разных сословий. Общество выглядело живописно. Дамы дворянского сословия были одеты в так называемые губернские мундиры, введенные по императорскому повелению в мае 1784-го. Чтобы взять реванш за единообразие нарядов, дворянки дополнили их таким количеством жемчуга, бриллиантов и других драгоценных камней, золотыми гребнями, серьгами, что все сияло и поражало великолепием.
Новиков: Екатерина осталась довольна приемом в Курске, осыпала дворян и чиновников орденами и дорогими подарками. Городскому обществу было разрешено в течение 20 лет пользоваться всеми доходами с Коренной ярмарки, была пожалована мельница на реке Тускарь и 2200 рублей на устройство училищ. Для крестьянства же ее визит был отмечен повышением подушной подати, направленной на оплату расходов, связанных с путешествием. Правда, некоторые получили пособие зерном из хлебозапасных магазинов. 15 июня под звон колоколов и гром пушек императорский кортеж выехал из Курска в Орел.
Гамолина (аргумент): путевые наблюдения императрице оказались полезными для формирования экономической политики. В частности, советы о переселении в южные губернии, т. к. конец века отмечен довольно значительным перемещением курских крестьян в Причерноморье.
Это способствовало в некотором смысле решению проблемы малоземелья крестьян.
VI. Применение, обобщение знаний.
Работа в парах .
Ответить на вопрос: «В чем противоречия внутренней политики Екатерин II?»
Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерин II бала попыткой улучшить положение всего российского народа, но привела только к укреплению привилегированному положению дворянства.
VIII. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
Мини – тест
1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?
А) политика «сильной руки»
Б) «следование западному образцу»
В) политика «просвещенного абсолютизма»
2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?
А) деспот и тиран
Б) демократ на троне
В) философ на троне
3. Что такое секуляризация?
А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей
Б) упразднение патриаршества
В) передача церковных и монастырских земель государству
4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?
А) для разработки реформ в области образования
Б) для создания нового свода законов
В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»
5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?
А) купечество
Б) дворянство
В) окружение императрицы
6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):
А) отмена прежних привилегий дворян
Б) подтверждение прежних привилегий
В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в | в | в | б | б | в |
Ответы:
Учитель называет правильные ответы.
Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.
IX . Домашнее задание.
&
X. Рефлексия.
Ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока?
Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?
Екатерина II… в этом году исполняется этой величественной женщине 290 лет. С Екатериной II связана целая эпоха жизни Российского государства. О ней писали с тех пор как она стала правительницей и продолжают писать по сей день, об истории ее жизни снимают фильмы и сериалы, ставят спектакли, которые актуальны и в наши дни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Великие личности России. Петр I."
классный час проводится в рамках празднования Года истории в России...
Литературно-музыкальный салон"Великие личности Германии"
Сценарий литературно-музыкальной композиции по теме"Великие личности Германии".Данное мероприятие знакомит учащихся с немецкой поэзией,музыкальными произведениями великих немецких композиторов,развива...
проект Великие личности
данный проект рассказывает о великой олимпийской фигуристка Ирине Родниной....
Софья Васильевна Ковалевская – великая личность
Среди великих математиков – единственная женщина– Софья Васильевна Ковалевская. И этот кл.час мы посвящаем ей: человеку яркой судьбы, выдающегося таланта, жизнь которой была самоотверженной борьбой за...
Планирование школьного компонента п в 6 классе "Проектнтая деятельность :великие личности Древней Руси"
Планирование представляет собой алгоритм проектной деятельности по теме " Великие личности Древней Руси" .Предназначен для работы в группе. В ходе подготовки ребята учаться исследова...
Екатерина II Великая: личность императрицы
Презентация посвящена одной из самых великих женщин XVIII века - принцессе Софье Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, более известной как Екатерина II Алексеевна Великая, чье правление считается прос...
технологическая карта урока истории "Екатерина II Великая: личность и эпоха".
Урок истории в 8 классе с использованием краеведческого материала....