Русь в 9-14 вв
презентация к уроку по истории (6 класс)

Улюмджиева Ю.В.

Материал для обобщающего урока в 6 классе о деятельности русских князей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русь IX-XIV веков» ( повторительно - обобщающий урок) 6 класс Учитель: Ю.В.Улюмджиева МКОУ « Озерновская ООШ »

Слайд 2

1 шаг: Хронология Период княжения (гг.) Персона 862-879 879-912 912-945 945-969 964-972 980-1015 1019-1054 1252-1263 1363-1389 Ольга Олег Владимир Святой Рюрик Святослав Воин Игорь Дмитрий Донской Александр Невский Ярослав Мудрый

Слайд 3

1 шаг: Хронология Период княжения (гг.) 862-879 879-912 912-945 945-969 964-972 980-1015 1019-1054 1252-1263 1363-1389 Рюрик Олег Игорь Ольга Святослав Воин Владимир Святой Ярослав Мудрый Александр Невский Дмитрий Донской

Слайд 4

Шаг 2: «Термины» 1 дань 2 бортничество 3 уроки 4 погосты

Слайд 5

Шаг 3: Исторические факты Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ольга написала «Русскую правду», Ярослав Мудрый окрестил Русь, Владимир установил уроки и погосты, Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Повесть временных лет», которую написал монах Пётр

Слайд 6

Шаг 3: Исторические факты Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией. Первым киевским князем был варяг Владимир . Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна . Много хорошего было сделано князьями. Например, Ольга написала «Русскую правду», Ярослав Мудрый окрестил Русь, Владимир установил уроки и погосты, Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Повесть временных лет», которую написал монах Пётр

Слайд 7

Ярослав Мудрый

Слайд 8

Шаг 4: «Персоны» Владимир Святой

Слайд 9

Александр Невский

Слайд 10

Дмитрий Донской

Слайд 11

Шаг 5: Игра «Да/Нет» 1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами 2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам 3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией 4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» 5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота 6.Нестор- автор «Повести временных лет» 7.В 988 году было принято христианство 8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» 9.Княгиня Ольга ввела погосты 10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян 11.Владимир Мономах внук византийского императора 12.Митрополит - глава русской православной церкви

Слайд 12

Шаг 5: Игра «Да/Нет» 1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами да 2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам нет 3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией нет 4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» нет 5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота да 6.Нестор- автор «Повести временных лет» да 7.В 988 году было принято христианство да 8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» нет 9.Княгиня Ольга ввела погосты да 10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян нет 11.Владимир Мономах внук византийского императора да 12.Митрополит - глава русской православной церкви да

Слайд 13

Шаг 6: «Картография»

Слайд 14

Шаг 6: «Картография»

Слайд 15

Шаг 6: «Картография»

Слайд 16

Шаг 6: «Картография»

Слайд 17

Памятник 1000-летие Руси

Слайд 18

Фрагменты памятника 1000-летие Руси 1 2 3 4

Слайд 19

Фрагменты памятника 1000-летие Руси 1 2 3 4

Слайд 20

Я сегодня на уроке:

Слайд 22

Великому князю Дмитрию Донскому г. Коломна г.Тула (Куликово поле)

Слайд 24

Святому Великому князю Ярославу Мудрому г.Ярославль г.Харьков

Слайд 26

Великому князю Александру Невскому г. Санкт - Петербург

Слайд 28

Святому Равноапостольному князю Владимиру г.Астрахань



Предварительный просмотр:

       

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя  Русь в IX –первой половине XIV веках»

Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XIVвв.; повторить основные термины и понятия, установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.(Слайд 1)

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся обобщать и систематизировать материал, изученный в главе Русь в IX – первой половине XIV века

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Личностные УУД:

Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Оборудование: карта «Киевская Русь», иллюстрированный материал, конверты с заданиями, анкета, презентация.

Форма урока: урок- игра

Методы и приемы: продуктивный, работа в парах и группах, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока:

Класс разбивается на 2команды; они готовят название команды ,выбирают капитанов заранее. Участники команды готовят кроссворд на 7 слов (предварительно сдав на проверку учителю).

I этап: Вводно-мотивационный.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята! Вам было дано задание: повторить пройденный ранее материал

Организационный момент

(формулирование темы, постановка цели и задач урока).

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Ответы учеников: повторять, обобщать материал по пройденной теме.

Учитель: Верно. Делимся на команды.

Алина

Арина

Илья

Айса

Валерия

Фатина

Артём

Милана

Дарья

Юлия

Тагир

Михаил

Раяна

Фархад

Ильнур

 II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/.

Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах, парах)

Шаг 1. Хронология

Период  княжения (гг.)

Персона

862-879

Рюрик

879-912

Олег

912-945

Игорь

945-969

Ольга

964-972

Святослав Воин

980-1015

Владимир Святой

1019-1054

Ярослав Мудрый

1252-1263

Александр Невский

1363-1389

Дмитрий Донской

Шаг 2  «Термины»

1

Дань

Подать  с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённого народа (Орда/Русь)

2

Бортничество

Сбор мёда диких пчёл, одно из занятий славян

3

Династический брак

Брак между представителями правящих династий разных государств

4

Усобица

Война, вражда между представителями одного рода или одного народа

Шаг 3  «Исторические факты» (Найдите ошибки в тексте)

Работа в команде: Каждой команде даётся текст, нужно найти исторические ошибки в тексте.

(8 Ошибок)        

Жили  восточные  славяне   родовыми  общинами,  а  затем  соседскими.

Главным  занятием  славян  было  бортничество.  

Они  строили  специальные  ульи.   

Медом  торговали  с  Византией  и  Волжской  Болгарией.

Первым    киевским  князем  был  варяг  Владимир.  

Княжили  в  древней  Руси  и  женщины  -  это  Ольга  и  Анна  Ярославна.  

Много хорошего  было  сделано  князьями.  

Например,  Ольга написала «Русскую правду», Ярослав  Мудрый  окрестил  Русь, Владимир установил уроки и погосты,  

Два  брата  из  Византии   Кирилл  и  Мефодий  придумали  для  славян  азбуку,  и  это  способствовало распространению  грамоты.

 Все  эти  исторические  факты  дошли  до  нас  благодаря  летописи  «Повесть  временных  лет»,  которую  написал монах  Пётр

Шаг 4 «Персоны»    (Узнай героя)

1

Владимир Святой, Креститель, Красно Солнышко

2

Дмитрий Донской

3

Александр Невский

4

Ярослав Мудрый

Шаг 5  Игра «Да, нет»

Задания:

1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами  да

2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам нет

3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией нет

4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» нет

5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота да

6.Нестор- автор «Повести временных лет» да

7.В 988 году было принято христианство  да

8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» нет

9.Княгиня Ольга ввела погосты  да

10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян  нет

11.Владимир Мономах внук византийского императора да

12.Митрополит - глава русской православной церкви да

Шаг 6 «Картография» Карта какого исторического события представлена, дата

1

Крещение Владимира Корсунь 988 г.

2

Куликовская битва 8 сентября 1380 г. Д.Донской

3

Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.А.Невский

4

Династические браки Ярослав Мудрый

Шаг 7 «Памятники»

 ( При наличии времени-  тест.)

III этап: Подведение итогов урока. 

Рефлексия. 1.Было ли интересно на уроке? 

        2.Что больше всего понравилось?

                       3.Какие вопросы вызывали затруднения?

                      4. Изменилось ли у вас настроение к концу урока?

«Три лица»

На парте лежат смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению и приклеить на анкету.

                      http://graphnet.ru/images/390066_neitralnyi-smailik-kartinki.jpghttp://prikolnye-smeshnye.ru/kartinky/kartinky/634/3.jpg https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/07/3b2435b942b6943beaaf.jpg

Заключение. Подведение итогов и выставление оценок.

Домашнее задание

Приложение 1.

Оценочный лист   команды ______________

№ конкурса

Название конкурса

Количество баллов

1

2

3

 

4

5

6

7

Общее количество баллов

        

Приложение 2

Тест

1.Столицей  русского  государства  в 9-10  веках  была:

А)  Москва

Б)  Киев  

В)  Чернигов

Г)  Новгород

2.Крестьян  на  Руси  называли:

А)  шелом

Б)  жито

В)  смерд

Г)  воевода

5.  На  Руси  гостем  называли:

А)  родственника

Б)  соседа

В)  купца

6.   Славяне  питались:

А)  картофелем

Б)  кукурузой

В)  помидорами

Г)  рыбой

7.Основным  занятием  славян  было:

А)  ремесло

Б)  торговля

В)  земледелие

Г)  строительство  городов

8.  Христианство  было  принято  на  Руси  при  князе:

А)  Ярославе  Мудром

Б)  Владимире  Красное  Солнышко

В)  Владимире  Мономахе

        Тест

1.Столицей  русского  государства  в 9-10  веках  была:

А)  Москва

Б)  Киев  

В)  Чернигов

Г)  Новгород

2.Крестьян  на  Руси  называли:

А)  шелом

Б)  жито

В)  смерд

Г)  воевода

5.  На  Руси  гостем  называли:

А)  родственника

Б)  соседа

В)  купца

6.   Славяне  питались:

А)  картофелем

Б)  кукурузой

В)  помидорами

Г)  рыбой

7.Основным  занятием  славян  было:

А)  ремесло

Б)  торговля

В)  земледелие

Г)  строительство  городов

8.  Христианство  было  принято  на  Руси  при  князе:

А)  Ярославе  Мудром

Б)  Владимире  Красное  Солнышко

В)  Владимире  Мономах

        

        

   Перед утром русский князь

Обходил дружины,

С русским воинством стремясь

Дух держать единый.

«Слушай! Слушай, добрый люд,

Слову князя внемли!

Хан Батый, жесток и лют,

Разоряет земли.

Губит нас проклятый враг,

Грабит нас безбожно,

Но от хана как-никак

Откупиться можно.

Дань заплатим. Спору нет,

Стянем пояс туже.

Но ливонец — наш сосед,

Дело тут похуже!

Вот теперь не отбери

У ливонцев Пскова, —

Доберутся до Твери,

Суздаля, Ростова.

А захватят города

И начнут селиться,

И прости-прощай тогда,

Русская землица!

Нам их земли не нужны,

Нам своё вернуть бы,

Ведь сейчас нам вручены

Всей отчизны судьбы!..»

Князь в предутреннюю тьму

Говорил, спокоен, —

Знал, что делу своему

Верен каждый воин.

(А.Невский)

там, где с Доном обнялась

Непрядва, в этот лог

Пришли с войсками русский-князь

И друг его — Боброк.

Неслышно, крадучись, в туман

Пришли богатыри.

И на семь вёрст раскинут стан,

И ждут они зари…

(Д.Донской)

Князь этот  выбрал для Руси
Путь непростой, но светлый.
О вере разной он спросил,
И думал над ответом.
К Христу приник великий князь,
В его поверил милость.
Крестил он Русь. С тех пор, молясь,
Мы в вере укрепились.
(Владимир)


Через детей своих сроднился я
С соседними князьями, королями:
Европа вся — большущая семья
С известными народам именами.

Ещё соборы строятся при мне
И книги переписывают мнихи —
И мудрость увеличилась в цене,
И глупости при мне настало лихо.

Законы в «Русской Правде» изложил,
Детей взрастил и им оставил землю.
Жизнь долгую и дивную прожил,
Теперь твоим словам, Господь, я внемлю.

(Я.Мудрый)


Лист команды:

Шаг 1

Ольга 

Олег 

Владимир Святой 

Рюрик 

Святослав Воин 

Игорь 

Дмитрий Донской 

Александр Невский 

Ярослав Мудрый

Период  княжения (гг.)

Персона

862-879

879-912

912-945

945-969

964-972

980-1015

1019-1054

1252-1263

1363-1389

Шаг 2 (устно)

Шаг 3 (Ошибки)

Жили  восточные  славяне   родовыми  общинами,  а  затем  соседскими.

Главным  занятием  славян  было  бортничество.  

Они  строили  специальные  ульи.  

Медом  торговали  с  Византией  и  Волжской  Болгарией.

Первым    киевским  князем  был  варяг  Владимир.  

Княжили  в  древней  Руси  и  женщины  -  это  Ольга  и  Анна  Ярославна.  

Много хорошего  было  сделано  князьями.  

Например,  Ольга написала «Русскую правду», Ярослав  Мудрый  окрестил  Русь, Владимир установил уроки и погосты,  

Два  брата  из  Византии   Кирилл  и  Мефодий  придумали  для  славян  азбуку,  и  это  способствовало распространению  грамоты.

 Все  эти  исторические  факты  дошли  до  нас  благодаря  летописи  «Повесть  временных  лет»,  которую  написал монах  Пётр

Шаг 4 (устно)

Шаг 5 Игра «Да, нет»

Задания:

1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами  

2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам

3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией

4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям»

5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота

6.Нестор- автор «Повести временных лет»

7.В 988 году было принято христианство   

8 Князь Игорь получил прозвище «Окаянный»

9.Княгиня Ольга ввела погосты  

10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян  

11.Владимир Мономах внук византийского императора

12.Митрополит - глава русской православной церкви

Шаг 6 (Карта – устно)

Шаг 7 (Памятники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...