Русь в 9-14 вв
презентация к уроку по истории (6 класс)
Материал для обобщающего урока в 6 классе о деятельности русских князей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для обобщающего урока в 6 классе о деятельности русских князей | 1.81 МБ |
Конспект к уроку "Русь в 9-14 вв" | 117.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 шаг: Хронология Период княжения (гг.) Персона 862-879 879-912 912-945 945-969 964-972 980-1015 1019-1054 1252-1263 1363-1389 Ольга Олег Владимир Святой Рюрик Святослав Воин Игорь Дмитрий Донской Александр Невский Ярослав Мудрый
1 шаг: Хронология Период княжения (гг.) 862-879 879-912 912-945 945-969 964-972 980-1015 1019-1054 1252-1263 1363-1389 Рюрик Олег Игорь Ольга Святослав Воин Владимир Святой Ярослав Мудрый Александр Невский Дмитрий Донской
Шаг 2: «Термины» 1 дань 2 бортничество 3 уроки 4 погосты
Шаг 3: Исторические факты Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ольга написала «Русскую правду», Ярослав Мудрый окрестил Русь, Владимир установил уроки и погосты, Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Повесть временных лет», которую написал монах Пётр
Шаг 3: Исторические факты Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией. Первым киевским князем был варяг Владимир . Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна . Много хорошего было сделано князьями. Например, Ольга написала «Русскую правду», Ярослав Мудрый окрестил Русь, Владимир установил уроки и погосты, Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Повесть временных лет», которую написал монах Пётр
Ярослав Мудрый
Шаг 4: «Персоны» Владимир Святой
Александр Невский
Дмитрий Донской
Шаг 5: Игра «Да/Нет» 1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами 2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам 3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией 4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» 5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота 6.Нестор- автор «Повести временных лет» 7.В 988 году было принято христианство 8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» 9.Княгиня Ольга ввела погосты 10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян 11.Владимир Мономах внук византийского императора 12.Митрополит - глава русской православной церкви
Шаг 5: Игра «Да/Нет» 1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами да 2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам нет 3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией нет 4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» нет 5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота да 6.Нестор- автор «Повести временных лет» да 7.В 988 году было принято христианство да 8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» нет 9.Княгиня Ольга ввела погосты да 10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян нет 11.Владимир Мономах внук византийского императора да 12.Митрополит - глава русской православной церкви да
Шаг 6: «Картография»
Шаг 6: «Картография»
Шаг 6: «Картография»
Шаг 6: «Картография»
Памятник 1000-летие Руси
Фрагменты памятника 1000-летие Руси 1 2 3 4
Фрагменты памятника 1000-летие Руси 1 2 3 4
Я сегодня на уроке:
Великому князю Дмитрию Донскому г. Коломна г.Тула (Куликово поле)
Святому Великому князю Ярославу Мудрому г.Ярославль г.Харьков
Великому князю Александру Невскому г. Санкт - Петербург
Святому Равноапостольному князю Владимиру г.Астрахань
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в IX –первой половине XIV веках»
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XIVвв.; повторить основные термины и понятия, установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.(Слайд 1)
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся обобщать и систематизировать материал, изученный в главе Русь в IX – первой половине XIV века
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
Оборудование: карта «Киевская Русь», иллюстрированный материал, конверты с заданиями, анкета, презентация.
Форма урока: урок- игра
Методы и приемы: продуктивный, работа в парах и группах, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока:
Класс разбивается на 2команды; они готовят название команды ,выбирают капитанов заранее. Участники команды готовят кроссворд на 7 слов (предварительно сдав на проверку учителю).
I этап: Вводно-мотивационный.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте ребята! Вам было дано задание: повторить пройденный ранее материал
Организационный момент
(формулирование темы, постановка цели и задач урока).
Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Ответы учеников: повторять, обобщать материал по пройденной теме.
Учитель: Верно. Делимся на команды.
Алина | Арина | Илья | Айса |
Валерия | Фатина | Артём | Милана |
Дарья | Юлия | Тагир | Михаил |
Раяна | Фархад | Ильнур | |
II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/.
Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах, парах)
Шаг 1. Хронология
Период княжения (гг.) | Персона |
862-879 | Рюрик |
879-912 | Олег |
912-945 | Игорь |
945-969 | Ольга |
964-972 | Святослав Воин |
980-1015 | Владимир Святой |
1019-1054 | Ярослав Мудрый |
1252-1263 | Александр Невский |
1363-1389 | Дмитрий Донской |
Шаг 2 «Термины»
1 | Дань | Подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённого народа (Орда/Русь) |
2 | Бортничество | Сбор мёда диких пчёл, одно из занятий славян |
3 | Династический брак | Брак между представителями правящих династий разных государств |
4 | Усобица | Война, вражда между представителями одного рода или одного народа |
Шаг 3 «Исторические факты» (Найдите ошибки в тексте)
Работа в команде: Каждой команде даётся текст, нужно найти исторические ошибки в тексте.
(8 Ошибок)
Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими.
Главным занятием славян было бортничество.
Они строили специальные ульи.
Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией.
Первым киевским князем был варяг Владимир.
Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна.
Много хорошего было сделано князьями.
Например, Ольга написала «Русскую правду», Ярослав Мудрый окрестил Русь, Владимир установил уроки и погосты,
Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты.
Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Повесть временных лет», которую написал монах Пётр
Шаг 4 «Персоны» (Узнай героя)
1 | Владимир Святой, Креститель, Красно Солнышко |
2 | Дмитрий Донской |
3 | Александр Невский |
4 | Ярослав Мудрый |
Шаг 5 Игра «Да, нет»
Задания:
1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами да
2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам нет
3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией нет
4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» нет
5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота да
6.Нестор- автор «Повести временных лет» да
7.В 988 году было принято христианство да
8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» нет
9.Княгиня Ольга ввела погосты да
10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян нет
11.Владимир Мономах внук византийского императора да
12.Митрополит - глава русской православной церкви да
Шаг 6 «Картография» Карта какого исторического события представлена, дата
1 | Крещение Владимира Корсунь 988 г. |
2 | Куликовская битва 8 сентября 1380 г. Д.Донской |
3 | Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.А.Невский |
4 | Династические браки Ярослав Мудрый |
Шаг 7 «Памятники»
( При наличии времени- тест.)
III этап: Подведение итогов урока.
Рефлексия. 1.Было ли интересно на уроке?
2.Что больше всего понравилось?
3.Какие вопросы вызывали затруднения?
4. Изменилось ли у вас настроение к концу урока?
«Три лица»
На парте лежат смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению и приклеить на анкету.
Заключение. Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание
Приложение 1.
Оценочный лист команды ______________
№ конкурса | Название конкурса | Количество баллов |
1 | ||
2 | ||
3 |
| |
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
Общее количество баллов |
Приложение 2
Тест
1.Столицей русского государства в 9-10 веках была:
А) Москва
Б) Киев
В) Чернигов
Г) Новгород
2.Крестьян на Руси называли:
А) шелом
Б) жито
В) смерд
Г) воевода
5. На Руси гостем называли:
А) родственника
Б) соседа
В) купца
6. Славяне питались:
А) картофелем
Б) кукурузой
В) помидорами
Г) рыбой
7.Основным занятием славян было:
А) ремесло
Б) торговля
В) земледелие
Г) строительство городов
8. Христианство было принято на Руси при князе:
А) Ярославе Мудром
Б) Владимире Красное Солнышко
В) Владимире Мономахе
Тест
1.Столицей русского государства в 9-10 веках была:
А) Москва
Б) Киев
В) Чернигов
Г) Новгород
2.Крестьян на Руси называли:
А) шелом
Б) жито
В) смерд
Г) воевода
5. На Руси гостем называли:
А) родственника
Б) соседа
В) купца
6. Славяне питались:
А) картофелем
Б) кукурузой
В) помидорами
Г) рыбой
7.Основным занятием славян было:
А) ремесло
Б) торговля
В) земледелие
Г) строительство городов
8. Христианство было принято на Руси при князе:
А) Ярославе Мудром
Б) Владимире Красное Солнышко
В) Владимире Мономах
Перед утром русский князь
Обходил дружины,
С русским воинством стремясь
Дух держать единый.
«Слушай! Слушай, добрый люд,
Слову князя внемли!
Хан Батый, жесток и лют,
Разоряет земли.
Губит нас проклятый враг,
Грабит нас безбожно,
Но от хана как-никак
Откупиться можно.
Дань заплатим. Спору нет,
Стянем пояс туже.
Но ливонец — наш сосед,
Дело тут похуже!
Вот теперь не отбери
У ливонцев Пскова, —
Доберутся до Твери,
Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться,
И прости-прощай тогда,
Русская землица!
Нам их земли не нужны,
Нам своё вернуть бы,
Ведь сейчас нам вручены
Всей отчизны судьбы!..»
Князь в предутреннюю тьму
Говорил, спокоен, —
Знал, что делу своему
Верен каждый воин.
(А.Невский)
там, где с Доном обнялась
Непрядва, в этот лог
Пришли с войсками русский-князь
И друг его — Боброк.
Неслышно, крадучись, в туман
Пришли богатыри.
И на семь вёрст раскинут стан,
И ждут они зари…
(Д.Донской)
Князь этот выбрал для Руси
Путь непростой, но светлый.
О вере разной он спросил,
И думал над ответом.
К Христу приник великий князь,
В его поверил милость.
Крестил он Русь. С тех пор, молясь,
Мы в вере укрепились.
(Владимир)
Через детей своих сроднился я
С соседними князьями, королями:
Европа вся — большущая семья
С известными народам именами.
Ещё соборы строятся при мне
И книги переписывают мнихи —
И мудрость увеличилась в цене,
И глупости при мне настало лихо.
Законы в «Русской Правде» изложил,
Детей взрастил и им оставил землю.
Жизнь долгую и дивную прожил,
Теперь твоим словам, Господь, я внемлю.
(Я.Мудрый)
Лист команды:
Шаг 1
Ольга |
Олег |
Владимир Святой |
Рюрик |
Святослав Воин |
Игорь |
Дмитрий Донской |
Александр Невский |
Ярослав Мудрый |
Период княжения (гг.) | Персона |
862-879 | |
879-912 | |
912-945 | |
945-969 | |
964-972 | |
980-1015 | |
1019-1054 | |
1252-1263 | |
1363-1389 |
Шаг 2 (устно)
Шаг 3 (Ошибки)
Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими.
Главным занятием славян было бортничество.
Они строили специальные ульи.
Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией.
Первым киевским князем был варяг Владимир.
Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна.
Много хорошего было сделано князьями.
Например, Ольга написала «Русскую правду», Ярослав Мудрый окрестил Русь, Владимир установил уроки и погосты,
Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты.
Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Повесть временных лет», которую написал монах Пётр
Шаг 4 (устно)
Шаг 5 Игра «Да, нет»
Задания:
1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами
2.Княгиня Ольга первой на Руси приняла ислам
3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией
4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям»
5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота
6.Нестор- автор «Повести временных лет»
7.В 988 году было принято христианство
8 Князь Игорь получил прозвище «Окаянный»
9.Княгиня Ольга ввела погосты
10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян
11.Владимир Мономах внук византийского императора
12.Митрополит - глава русской православной церкви
Шаг 6 (Карта – устно)
Шаг 7 (Памятники)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....
Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"
Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"
Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...