Формирование финансовой грамотности на уроках истории.
статья по истории

Парахина Светлана Владимировна

Формирование финансовой грамотности на уроках истории.

 

                               «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».

                                                                                                          Роберт Кийосаки

       Современное общество живет в мире, где деньги и связанное с ними финансовое благополучие имеют свое исключительно важное место в системе человеческих ценностей. Социализация молодого поколения в нашей стране осуществляется в условиях становления механизмов рыночной экономики, в которой финансовая грамотность является неотъемлемой компетенцией каждого человека, обязательной составляющей современной жизни, подобно стремлению вести здоровый образ жизни, непрерывно повышать профессиональную квалификацию и образовательный уровень.

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально (финансово) грамотных специалистов. Финансовая грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, показателем качества образования.

Финансовая грамотность дает человеку, сумевшему овладеть ею, ощутимое преимущества в обеспечении благополучия в дальнейшем для себя и своей семьи.

      Луций Анней Сенека говорил: "Деньгами надо управлять, а не служить им". Но ведь этому управлению надо научить! К сожалению, в большинстве случаев люди просто в этом не разбираются. 

Для чего нужно обладать финансовой грамотностью? Для того, чтобы стать успешным в жизни. Чтобы знать, как лучше копить деньги и разумно их тратить, как планировать и осуществлять крупные покупки. Чтобы понимать, что такое семейный бюджет и как им управлять. Чтобы ответственно подходить к сложным вопросам о взятии денег в долг: когда можно брать в долг, а когда лучше накопить самому?  А чтобы не совершать ошибки в будущем нужно знать какие ошибки совершали наши предки в прошлом.

 

Этой осенью, я прошла обучение на курсах Российской академии народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации по теме: «Финансовая грамотность в истории». Материал курса излагался полностью в виде видео лекций.

           На сегодняшний день разработан целый комплекс материалов (текстов, презентаций, вопросов для проверки и творческих заданий) для подготовки уроков по финансовой грамотности в рамках преподавания истории в школе или в рамках дополнительного образования, опирающийся на многочисленные примеры из истории России от Древней Руси до начала XXI века и Всемирной истории от Древнего мира до современности.

 

Я хотела бы предложить учителям истории учебное пособие «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. 5-11 класс.».

https://fingram-history.oc3.ru/ - ссылка на электронный ресурс учебного пособия

 

https://fingram-history.oc3.ru/contents/istoriya-rossii  - темы по истории России

 

https://fingram-history.oc3.ru/contents/vseobschaya-istoriya   -темы по всеобщей истории

 

 Учащимся предлагаются традиционные задания на развитие финансовой грамотности, помогающие в усвоении предметного содержания не только чисто финансовых задач, которые помогут разобраться в современных финансовых реалиях, но и курса истории.

 

Современному учителю необходимо разобраться в принципах конструирования заданий, ему надо уметь самостоятельно их составлять и использовать в режиме урока, в зависимости от развиваемой компетенции, предметного содержания, индивидуальных особенностей учащихся.

 

Приведу примеры приемов проблемного обучения, которые используются на уроке и которые позволяют развивать познавательные УУД.

Такие знания учащиеся могут получить на уроке история «История». На уроках истории учащиеся изучают: появление денег, историю торговли и рыночных отношений, влияние войны на экономику, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки, экономические кризисы. В учебниках по истории, в учебных пособиях содержится много материала об истории денег, экономических кризисах, возникновении банков и т.д.

Изучение терминов. Например, в 6-ом классе на уроке по теме «Образование государства Русь» мы изучаем с ребятами термин «полюдье». Этот термин происходит от слова «люди» и обозначает свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, мостов и дорог, на содержание дружины — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая же часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. Таким образом, ребята знакомятся с первой формой налогообложения на Руси.

 

Прием «Создание проблемной ситуации».

 

В 8-ом классе при изучении политики просвещенного абсолютизма Екатерины II учащиеся сталкиваются с понятием «ассигнации». К середине XVIII века бумажные деньги были известны во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Дании и других). Об их введении в России впервые задумался Пётр I. Проект выпуска бумажных денег появился в правление императрицы Елизаветы Петровны, но Сенат его отклонил.

И только в 1769 года был опубликован манифест императрицы Екатерины II об учреждении двух банков и выпуске бумажных денег, названных ассигнациями. Ребята дополнительно получают информацию об истории появления бумажных денег в России, а могут выявить их преимущества по отношению к монетам.

Свод законов Киевской Руси «Русская правда», составленная в период правления Ярослава Мудрого, содержит много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. С развитием промышленности значительно увеличилось производство товаров широкого потребления, однако это не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества. Учащиеся должны сделать вывод, что формирование в середине XX века общества потребления вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав.

 

Проблемные вопросы вызывают достаточно часто затруднение и неоднозначную оценку. В этом приеме проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку. Например:

• Могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостного права?

• Были ли экономические реформы Петра I подготовлены еще в годы царствования Алексея Михайловича?

• Можно ли реформировать страну, если экономика слабо развита?

• Возможно ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с философией сбережения и самоограничения?

Решение проблемных ситуаций способствует развитию критического мышления, учит анализировать, высказывать свою точку зрения.

Прием «Исторические загадки». Предлагаются учащимся в начале изучения нового материала, загадка в виде факта или иллюстрации, решение которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.).

Прием способствует развитию логического мышления. Развивается умение извлекать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами.

Например, рассмотри картину.

Кто изображен на ней?

Зачем пришла женщина?

Каким предпринимательством занят хозяин дома?

Из чего складывается его прибыль?

 

Ответ: это дом ростовщика, который ссужает деньги под проценты. Женщина просит деньги в долг.

Прием «Исторический факт»:

«Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку».

После знакомства с этим фактом ученикам предлагается вопрос – почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?

 

Прием «Творческое задание»:

Что считается истинными ценностями в вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов.

Деньги.

Ценные бумаги (акции, паи, облигации и т. п.).

Собственное дело (или доля в бизнесе).

Недвижимость (квартира, гараж, дом, земельный участок).

Транспортные средства.

Благородные металлы и драгоценные камни.

Произведения искусства.

Антиквариат.

Библиотека.

Коллекция монет, банкнот, марок и т. п.

Хорошая работа.

Полезные связи.

Знания и навыки.

Если то-то другое, то что?

На примере одного или нескольких вариантов расскажите, как эти ценности

помогают сохранять и приумножать семейный капитал.

В виду того, что задание творческое предусматривается свободный ответ обучающихся. Самое важное – это рассуждения учеников о понимании вопроса, связанного семейным         капиталом.

При этом вырабатываются навыки работы с познавательными заданиями.

 

Прием «Исторические задачи»:

Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны. Какие государства участвовали в разделе? Что явилось итогом разделов Речи Посполитой?

Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович?

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?

М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды? (Например, 1 рубль состоял из 200 денег, то есть 33 алтына и 2 деньги., 1 алтын – 6 денег).

 

Прием «Локальный и целостный анализ текста:

Под локальным анализом понимается анализ конкретных частей (статей, разделов, глав) текста или общий анализ текста с целью создания обобщенного вывода по конкретной, узкой, специфичной проблеме, которая дается для анализа. Целостный анализ позволяет сделать вывод об общем значении текста, его направленности и роли в том или ином общественном явлении, процессе, месте в системе других документов.

 «…Постановили брать проценты только до третьего платежа («установили до третьего раза»), если кредитор берёт деньги «в треть», то есть 50% годовых («оже емлет в треть куны»); если кто возьмёт с должника два реза «в треть», то может взыскать и основную сумму долга («аже кто возмет два раза, то ему исто»); а кто возьмёт три таких же ряда, тот не должен требовать назад тело долга («каки ли возметь три резы, то иста ему не взятии»).

Задание 1.

Древнерусское обозначение ссудных процентов — это _________?  

Суть Устава о резах в том, что выплата долга должна прекращаться в установленный срок. Верно ли данное утверждение?

Какие защитные меры для должников вводились согласно тексту Устава?

Одна из норм Устава гласит что, если заимодавец сам ограничил платёжный период двумя годами, он получает назад также ____________?, то есть само тело долга. 

Какое значение имеет Устав для истории страны?

 

Задание №2. Приведите пример из социальных реалий, демонстрирующий зависимость людей от высоких процентов по займам (ответ «Микрофинансовые организации «Быстроденьги»)

 

Рассказывая о различных исторических событиях, учитель акцентирует внимание на их практической финансовой стороне, их влиянии на личные доходы и расходы, на уровень жизни и на личную мотивацию.

Для кого-то исторический опыт будет источником вдохновения или предостережением от ошибок, для кого-то что-то ветхое и устаревшее, непригодной к использованию в повседневной жизни современного человека. Выбор за нами.

        Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у обучающихся финансовой грамотности на уроках истории и обществознания является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование финансовой грамотности на уроках истории. Учитель истории Парахина Светлана Владимировна

Слайд 2

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально (финансово) грамотных специалистов. Финансовая грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, показателем качества образования.

Слайд 3

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Роберт Кийосаки Цель введения в курс истории : формирование культуры грамотного финансового поведения школьников на основе материалов, которые могут изучаться на уроках истории.

Слайд 4

Термины: Полюдье Кормление

Слайд 5

Создание проблемной ситуации: ассигнация банкнота Свод законов «Русская Правда»

Слайд 6

Проблемные вопросы: Могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостного права? Были ли экономические реформы Петра I подготовлены еще в годы царствования Алексея Михайловича? Можно ли реформировать страну, если экономика слабо развита? Возможно ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с философией сбережения и самоограничения?

Слайд 7

Исторические загадки: Рассмотри картину, кто изображен на ней? Зачем пришла женщина? Каким предпринимательством занят хозяин дома? Из чего складывается его прибыль?

Слайд 8

Исторический факт: «Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку». Вопрос: почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?

Слайд 9

Творческое задание: Что считается истинными ценностями в вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов. Деньги. Ценные бумаги (акции, паи, облигации и т. п.). Собственное дело (или доля в бизнесе). Недвижимость (квартира, гараж, дом, земельный участок). Транспортные средства. Благородные металлы и драгоценные камни. Произведения искусства. Антиквариат. Библиотека. Коллекция монет, банкнот, марок и т. п. Хорошая работа. Полезные связи. Знания и навыки. Если то-то другое, то что? На примере одного или нескольких вариантов расскажите, как эти ценности помогают сохранять и приумножать семейный капитал.

Слайд 10

Исторические задачи: М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды? Подсказка: (1 рубль состоял из 200 денег, то есть 33 алтына и 2 деньги, 1 алтын – 6 денег).

Слайд 11

Анализ текста: «…Постановили брать проценты только до третьего платежа («установили до третьего раза»), если кредитор берёт деньги «в треть», то есть 50% годовых (« оже емлет в треть куны»); если кто возьмёт с должника два реза «в треть», то может взыскать и основную сумму долга (« аже кто возмет два раза, то ему исто»); а кто возьмёт три таких же ряда, тот не должен требовать назад тело долга (« каки ли возметь три резы, то иста ему не взятии»). Если ростовщик даёт в долг, ремесленнику 10 гривен, то в первый год он может взять проценты величиной в 5 гривен — и так же во второй и третий годы. Всего он может получить с должника 15 гривен за три года. Суть Устава о резах в том, что на этом выплата долга должна прекратиться. И этим устав Мономаха отличается от прежних норм, когда огромные проценты можно было взыскивать без ограничения срока. В итоге ежегодная норма процента снижалась более чем втрое (до нормы сложных процентов, чуть меньшей 15% годовых). Вывод: Исторический: Устав о резах появился для ограничения деятельности ростовщиков Финансовый: Устав о резах стал первой в истории России попыткой упорядочить выдачу кредитов населению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности на уроках математики.

При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры  учащиеся формируют основы финансовой  грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...

«Особенности формирования финансовой грамотности на уроках географии и математики»

   Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность тем выбранных ...

Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся, на уроках информатикиВ рамках педагогического совета по теме: «Формирование...

Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).

Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...