Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (5 класс)

Рабочая программа по истории (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_5_klass.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«История» для

обучающихся 5 класса

на 2023-2024 уч. г.

Разработана

  Горшковым А.С.

с. Бессоновка

2023

Содержание учебного предмета

Вводная часть

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Вспомогательные исторические дисциплины. Эпоха Древнего мира.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема 1. Счет лет в истории

Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел 1. Первобытность

Тема 2. Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре.

Раздел 2. Древний Восток

Тема 4. Древний Египет

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.

Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Тема 5. Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров — Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Раздел 3. Древняя Греция

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. РольФемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел 4. Древний Рим

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Личностные результаты

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

Гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

Духовно-нравственного воспитания: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

Эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

Ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

Трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

Экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты

        Овладению универсальными познавательными действиями:

        Базовые логические действия: 

- систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);

- выявлять характерные признаки исторических явлений;

- раскрывать причинно-следственные связи событий;

- сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы.

        Базовые исследовательские действия: 

- определять познавательную задачу;

- намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;

- систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;

- соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

- определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.).

        Работа с информацией: 

- осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника;

- различать виды источников исторической информации;

- высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

        Овладению универсальными коммуникативными действиями:

        Общение: 

- представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;

- участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;

- выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

- осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

        Совместная деятельность (сотрудничество): 

- осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;

- планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

        Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

        Самоорганизация: 

- выявление проблемы, требующей решения;

- составление плана действий и определение способа решения. 

        Самоконтроль (Рефлексия): 

- осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;

- способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

        Принятие себя и других:

- выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; 

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); 

- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

Предметные результаты

        1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);

- называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;

- определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

        2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

- группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

        3. Работа с исторической картой:

- находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

- устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

        4. Работа с историческими источниками:

- называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

- различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;

- извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

        5. Историческое описание (реконструкция):

- характеризовать условия жизни людей в древности;

- рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

- рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

- давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

        6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

- раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

- сравнивать исторические явления, определять их общие черты;

- иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;

- объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

- Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

- излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;

- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

        7. Применение исторических знаний:

- раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

- выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома.

Модуль Школьный урок

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни великих ученых, писателей, ИКТ (программы-тренажеры, тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся»;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование

Раздел/тема

Кол.часов

Электронные образовательные ресурсы

1

Вводная часть

1 час

2

Первобытные собиратели и охотники

4 часа

https://www.youtube.com/watch?v=DfCvv1okrj0

3

Первобытные земледельцы и скотоводы

2 часа

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/zhizn-pervobytnyh-lyudey/vozniknovenie-zemledeliya-i-skotovodstva 

4

Счет лет в истории

1 час

https://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Schet-let-v-istorii.html 

5

Древний Египет

7 часов

http://drevnijmir.ru/fo/civ/5_2/220.php 

6

Западная Азия в древности

7 часов

https://www.kursoteka.ru/course/2165/lesson/6888/unit/18045 

7

Индия и Китай в древности

5 часов

https://www.kursoteka.ru/course/2213/lesson/7047/unit/18409 

8

Древнейшая Греция

5 часов

https://www.youtube.com/watch?v=4ATFjK-JnoI 

9

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7 часов

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/polisy-gretsii-i-ih-borba-s-persidskim-nashestviem/nashestvie-persov-na-elladu 

10

Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократии  

5 часов

https://www.kursoteka.ru/course/2253/lesson/7223/unit/18858/2 

11

Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э.

4 часа

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/pohody-aleksandra-makedonskogo-epoha-ellinizma 

12

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3 часа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/conspect/296169/

13

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3 часа

https://www.kursoteka.ru/course/2293/lesson/7392/unit/19561/2 

14

Гражданские войны в Риме

4 часа

https://www.youtube.com/watch?v=lxD36o4h-0Y 

15

Римская империя в первые века нашей эры

5 часов

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/rimskaya-imperiya-obzornyy-urok 

16

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

3 часа

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/vzyatie-rima-varvarami 

17

Итоговое повторение

2 часа

Приложение

Тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Вводная часть (1 час)

1

Вводный урок.

1

Счет лет в истории (1 час)

2

Счет лет в истории (практикум).

1

Первобытные собиратели и охотники (4 часа)

3

Древнейшие  люди на земле.

1

4

Родовые общины  охотников собирателей.

1

5

Возникновения искусства и религиозных верований.

1

Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)

6

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

7

Появление неравенства и знати.

1

Древний Египет (7 часов)

8

Государство на берегах Нила.

1

9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

10

Жизнь египетского вельможи.

1

11

Военные походы фараонов.

1

12

Религия древних египтян.

1

13

Искусство Древнего Египта.

14

Письменность и знания древних египтян.

1

15

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1

Западная Азия в древности (7 часов)

16

Древнее Двуречье.

1

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

18

Финикийские мореплаватели.

1

19

Библейские сказания.

1

20

Древнееврейское царство.

1

21

Ассирийская  держава.

1

22

Персидская держава «царя царей».

1

Индия и Китай в древности (5 часов)

23

Природа и люди Древней  Индии.

1

24

Индийские касты.

1

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

26

Первый властелин единого Китая.

1

27

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

1

Древнейшая Греция (5 часов)

28

Греки и критяне.

1

29

Микены и Троя.

1

30

Поэма Гомера «Илиада».

1

31

Поэма Гомера «Одиссея».

1

32

Религия древних греков.

1

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

34

Зарождение демократии в Афинах.

1

35

Древняя Спарта.

1

36

Греческие колонии на берегах Средиземного  и Черного морей.

1

37

Олимпийские игры в древности.

1

38

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

39

Нашествие персидских войск.

1

Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократии  (5 часов)

40

В гаванях афинского порта Пирей.

1

41

В городе богини Афины.

1

42

В афинских школах и гимнасиях.

1

43

В афинском театре.

1

44

Афинская демократия при Перикле.

1

Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э. (4 часа)

45

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

46

Поход Александра Македонского на Восток.

1

47

В Александрии Египетской.

1

48

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

1

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

49

Древнейший Рим.

1

50

Завоевание Римом Италии.

1

51

Устройство Римской республики.

1

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

52

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

53

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1

54

Рабство в Древнем мире.

1

Гражданские войны в Риме (4 часа)

55

Земельный закон братьев Гракхов.

1

56

Восстание Спартака.

1

57

Единовластие Цезаря.

1

58

Установление империи.

1

Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

59

Соседи Римской империи.

1

60

В Риме при императоре Нероне.

1

61

Первые христиане и их учение.

1

62

Расцвет империи во II веке н. э.

1

63

Вечный город и его жители.

1

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3ч)

64

Римская империя при Константине.

1

65

Взятие Рима варварами.

1

66

Повторение по теме: «Древний Рим». Контрольная работа.

1

Итоговое повторение (2ч)

67

Итоговая контрольная работа «Эпоха Древнего мира».

1

68

Урок-обобщение по курсу «История Древнего мира».

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование по Истории Древнего мира 5 класс,

на 2023 -2024 учебный год

учитель: Горшкова Яна Андреевна

п/п

Дата урока

По плану

Фактически

1

Вводный урок.

2

Счет лет в истории (практикум).

3

Древнейшие  люди на земле.

4

Родовые общины  охотников собирателей.

5

Возникновения искусства и религиозных верований.

6

Возникновение земледелия и скотоводства.

7

Появление неравенства и знати.

8

Государство на берегах Нила.

9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

10

Жизнь египетского вельможи.

11

Военные походы фараонов.

12

Религия древних египтян.

13

Искусство Древнего Египта.

14

Письменность и знания древних египтян.

15

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

16

Древнее Двуречье.

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

18

Финикийские мореплаватели.

19

Библейские сказания.

20

Древнееврейское царство.

21

Ассирийская  держава.

22

Персидская держава «царя царей».

23

Природа и люди Древней  Индии.

24

Индийские касты.

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

26

Первый властелин единого Китая.

27

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

28

Греки и критяне.

29

Микены и Троя.

30

Поэма Гомера «Илиада».

31

Поэма Гомера «Одиссея».

32

Религия древних греков.

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

34

Зарождение демократии в Афинах.

35

Древняя Спарта.

36

Греческие колонии на берегах Средиземного  и Черного морей.

37

Олимпийские игры в древности.

38

Победа греков над персами в Марафонской битве.

39

Нашествие персидских войск.

40

В гаванях афинского порта Пирей.

41

В городе богини Афины.

42

В афинских школах и гимнасиях.

43

В афинском театре.

44

Афинская демократия при Перикле.

45

Города Эллады подчиняются Македонии.

46

Поход Александра Македонского на Восток.

47

В Александрии Египетской.

48

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

49

Древнейший Рим.

50

Завоевание Римом Италии.

51

Устройство Римской республики.

52

Вторая война Рима с Карфагеном.

53

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

54

Рабство в Древнем мире.

55

Земельный закон братьев Гракхов.

56

Восстание Спартака.

57

Единовластие Цезаря.

58

Установление империи.

59

Соседи Римской империи.

60

В Риме при императоре Нероне.

61

Первые христиане и их учение.

62

Расцвет империи во втором веке н. э.

63

Вечный город и его жители.

64

Римская империя при Константине.

65

Взятие Рима варварами.

66

Повторение по теме: «Древний Рим». Контрольная работа

67

Урок-обобщение по курсу «История Древнего мира».

68

Итоговая контрольная работа «Эпоха Древнего мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...