Интеллектуальная игра "Конституция-основной закон страны"
методическая разработка по истории (9 класс)

Семакова Елена Михайловна

Цель: организованное обобщение темы «Конституция- основной закон страны».

Задачи:

1. Повторить основные понятия и положения Конституции Российской Федерации.

2 Содействовать патриотическому воспитанию, формированию осознанного соблюдения основного закона страны.

3 Формировать умения работы в команде, умения слушать одноклассников, умения применять полученные знания.

Этапы игры: 1этап Страницы истории , 2 этап  «Конституционный строй и организация государственной власти», Этап 3 «Права и обязанности человека и гражданина»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра (история-обществознание)

«Конституция-основной закон страны»

Семакова Елена Михайловна учитель истории и обществознания,

Репина Светлана Анатольевна учитель истории

МАОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинск

Цель: организованное обобщение темы «Конституция- основной закон страны».

Задачи:

1. Повторить основные понятия и положения Конституции Российской Федерации.

2 Содействовать патриотическому воспитанию, формированию осознанного соблюдения основного закона страны.

3 Формировать умения работы в команде, умения слушать одноклассников, умения применять полученные знания.

 1этап Страницы истории

Конкурс «Кто быстрей». Разминка.   (командам по очереди задаются вопросы. Если одна команда не смогла ответить, другие команды могут заработать себе дополнительные баллы) 1 ответ=1 балл

  1. Страна, где человек родился и вырос.  Ответ: Родина, Отечество.
  2. Наша Родина — Российская Федерация.
  3. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
  4. Самый главный город любой страны в любую эпоху страны. Ответ: Столица.
  5. Общее название всякого населения любой страны в любую эпоху. Ответ: Народ.
  6. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
  7. На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
  8. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
  9. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
  10. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
  11. Всенародное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
  12. Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

Конкурс 2  

Термины: Составить пары. 1 ответ = 1 балл   (10 баллов)

Социальное государство,

Самодержавная монархия,

министерства,

либерализм,

унитарное государство,

 федерация,

манифест,

конституционная монархия,

Державная Дума,

Народное Вече,

Федеральное Собрание,

Светское государство

консерватизм,

 «Конституция»  Никиты Муравьева

«Русская Правда» Павла Пестеля,

Конституция РФ 1993г

Ответ  1 ответ = 1 балл   (10 баллов)

«Конституция» Н.Муравьева

«Русская Правда» П.Пестеля

Конституция РФ 1993 г.

Федерация,

Народное Вече,

конституционная монархия.

Унитарное государство,

Державная Дума,

Народное Вече

Социальное государство,

федерация,

Федеральное Собрание,

светское государство

2 этап  «Конституционный строй и организация государственной власти»

 Конкурс 1 «Мозговой штурм» ( за каждый правильный ответ команда получает балл, но за ошибку снимается)

  1. Как называется вступительная часть Конституции? (Преамбула).
  2. Кто является единственным источником власти в РФ? (народ).
  3. Кто является главой государства? (Президент).
  4. Как называется законодательный орган РФ? (Федеральное Собрание).
  5. Кто осуществляет исполнительную власть РФ? (Правительство РФ).
  6. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ? (Президент).
  7. Когда была принята  действующая Конституция  РФ? (12 декабря 1993 года)
  8. Какие требования, согласно Конституции РФ, к кандидату на пост Президента РФ? (Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 25 лет, не имевший иностранного гражданства, не имеющий собственности за рубежом).
  9. Как называется Российский парламент? (Федеральное Собрание).
  10. Как называются палаты российского парламента? (Совет Федерации и Государственная Дума)
  11. Какие суды представляют судебную ветвь власти? (Конституционный суд и Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции)
  12. Какой язык на территории России является государственным? (Русский язык)
  13. Какой субъект РФ может иметь собственную Конституцию? ( республика в составе РФ)

Конкурс 2  «Поговорим о полномочиях». Решить тест. 1 ответ = 1 балл   (8 баллов)

1 Что из перечисленного ниже относится к компетенции Правительства Российской Федерации?

  

 1) 

управление федеральной собственностью

  

 2) 

объявление амнистии

  

 3) 

присвоение почётных званий Российской Федерации

  

 4) 

разработка и принятие законов

2 Президент Российской Федерации

  

 1) 

объявляет амнистию

  

 2) 

управляет федеральной собственностью

  

 3) 

назначает на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации

  

 4) 

утверждает военную доктрину Российской Федерации

3 Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает

  

 1) 

указ Президента Российской Федерации

  

 2) 

федеральный закон

  

 3) 

Конституция Российской Федерации

  

 4) 

постановление Правительства Российской Федерации

4 Правительство Российской Федерации

  

 1) 

разрабатывает и принимает законы

  

 2) 

управляет федеральной собственностью

  

 3) 

утверждает судебные решения

  

 4) 

решает вопросы предоставления гражданства

5 Что относится к компетенции Президента Российской Федерации?

  

 1) 

исполнение федерального бюджета

  

 2) 

управление федеральной собственностью

  

 3) 

установление таможенных тарифов

  

 4) 

осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации

6 Правительство Российской Федерации

  

 1) 

назначает выборы, референдумы

  

 2) 

подписывает и обнародует федеральные законы

  

 3) 

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики

  

 4) 

осуществляет помилование

7 Правительство Российской Федерации

  

 1) 

решает вопросы предоставления гражданства

  

 2) 

разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение

  

 3) 

разрабатывает и принимает законы

  

 4) 

утверждает судебные решения

8 Согласно Конституции РФ Совет Федерации

  

 1) 

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации

  

 2) 

управляет федеральной собственностью

  

 3) 

утверждает изменения границ между субъектами РФ

  

 4) 

разрабатывает и принимает законы

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

2

4

3

2

3

Этап 3 «Права и обязанности человека и гражданина»

Конкурс 1.   Установите соответствие ( 15 баллов)

1 Установите соответствие между правами (свободами) и группами прав (свобод) человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРАВА (СВОБОДЫ)

 

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) ЧЕЛОВЕКА

А) 

право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Б) 

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В) 

право на свободу и личную неприкосновенность

Г) 

свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания

Д) 

право на защиту своей чести и доброго имени

   

1) 

гражданские (личные)

2) 

социально-экономические

3) 

культурные

2 Установите соответствие между правами человека и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

 

ГРУППЫ ПРАВ

А) 

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Б) 

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

В) 

Каждый имеет право на отдых.

Г) 

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Д) 

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

   

1) 

гражданские (личные) права

2) 

социальные права

3 Установите соответствие между правами (свободами) и группами прав (свобод) человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРАВА (СВОБОДЫ)

 

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) ЧЕЛОВЕКА

А) 

право на личную и семейную тайну

Б) 

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В) 

право на тайну переписки

Г) 

свобода творчества, преподавания, литературного, художественного, научного, технического и других видов

Д) 

право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности

   

1) 

гражданские (личные)

2) 

социально-экономические

3) 

культурные

Ответы :

1 (5 баллов)

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

3

1

2 (5 баллов)

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

2

1

3 (5 баллов)

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

3

2

 Конкурс 2  «Фотовопрос»:

1. Определить и назвать, какие конституционные обязанности гражданина могут быть проиллюстрированы данными фото.

( фото на слайде под номерами).

2. Определить и назвать, какие права человека могут быть обеспечены, если все граждане страны выполняют данные обязанности. (1 балл+ 1балл за обязанность и право. Итого 10 баллов)

 

Платить налоги

Получить основной общее образование

Защищать Отечество,

Охранять природу и окружающую среду

Соблюдать законы и Конституцию РФ

Право на образование, охрану здоровья

Безопасность,

Использование памятников истории и культуры,

 Право на труд, выбор профессии,

Право на благоприятную окружающую среду.

Ответ:

1

2

3

4

5

Защищать Отечество

Получить основной общее образование

Соблюдать законы и Конституцию РФ

Платить налоги

Охранять природу и окружающую среду

Конкурс 3.  «Правовая пиктограмма»  ( 1 балл рисунок+ 1 балл отгадка, итого 2 балла)
Пиктограммы – это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Участники каждой команды должны зашифровать одно из прав человека, закрепленных в Конституции. - 2 мин.
Меняются заданиями, и каждой команде будет дана 1 минута, чтобы угадать, о каком праве, зашифрованном в этих рисунках, идёт речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Конституция РФ- основной закон страны"

данные презентации учащихся 9-10 класса явились итогом их работы над проектом по Конституции РФ....

"Основной закон страны"

Представляю презентацию внеклассного мероприятия "основной закон страны". Мероприятие проходило в форме игры " Своя игра"....

Урок 6 класс "Основной закон страны"

Тема урока по обществознанию 6 класс.«Основной закон страны»        Цели и задачи:        Объяснить значение понятий: «конст...

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конституция РФ- главный закон страны.

Элективный курс для 9 классов:    программа и комментарии. ...

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Интеллектуально-правовая игра «Закон страны знай и соблюдай!»

Интеллектуально-правовая игра «Закон страны знай и соблюдай!», ...