Рабочая программа по ИСТОРИИ для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по ИСТОРИИ для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii._6_klass.docx | 109.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа№12
Согласовано: «Утверждаю»:
Зам. директора по НМР Директор МБОУ СОШ №12
Терпугова Е.Л. Кручина С.А.
«___» ________ 2022 г. «___» _________ 2022 г.
Рабочая программа
по истории
в 6-х общеобразовательных классах
на 2022-2023 учебный год
количество часов в неделю – 2
методическое объединение учителей гуманитарных наук
учитель: Великанова А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории 6 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №12;
2. Программа развития школы;
3. Приказ по школе об утверждении рабочих программ 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО);
5. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
7. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
8.Авторской программы: основного общего образования по «История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 класс» И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении ОУ учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
10. Устав МБОУ города Иркутска СОШ №12; по предметам от 30.08.2022 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории в 6 классе определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
Ключевыми задачами являются:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 6 классе составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение».
Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI—ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI—ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно- рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII—ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк.
Священная Римская империя в ХII—ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские государства в XII—XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII—ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей.
Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский
каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX — начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.
Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X — начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития.
Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII в.
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево- Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского
нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек.
Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода
и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства.
Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).
Обобщение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).
- Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
- Работа с историческими источниками:
различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
- Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
- Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических
событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
- Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно- популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.
- Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
Критерии оценивания предметных результатов
Критерии оценивания устного ответа
Высокий уровень - «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
Повышенный уровень - «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
Базовый уровень - «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок.
Низкий уровень - «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
Нормы оценки знаний за выполнение теста
% выполнения менее 50%- Отметка «2» ,уровень низкий
50-69% - Отметка «3»-уровень базовый
70-89% - Отметка «4»-уровень повышенный
90-100%- Отметка «5»-уровень высокий
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся:
• установил тип источника и время (дату) его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и
раскрыл поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей
(география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с
использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• определил тип источника и историческую эпоху его появления;
• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и
пояснил поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с
аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на
информацию источника;
• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на
вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
• пересказал текст источника без его комментирования;
• или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую
терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.),
пользуясь языком карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя
картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и
явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической
информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без
использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный
опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с
обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в
контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием
исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования
не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании
исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на
бытовом уровне без аргументации.
Критерии оценивания исторических диктантов
«5»- ошибки отсутствуют
«4»- 1-2 ошибки
№3»-3-5 ошибок, 40-60% правильных ответов
«2» -6 и более ошибок или 15-39% правильных
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1 Введение | ||||||||
1.1. | Введение | 1 | 0 | 0 | Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков; | Устный опрос; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
Итого по разделу | 1 | |||||||
Раздел 2. История Средних веков | ||||||||
2.1. | Народы Европы в раннее Средневековье | 4 | 1 | 0 | Показывать на исторической карте маршруты перемещения варварских народов в Европе в V—VI вв. и наиболее значительные варварские королевства, основанные в бывших владениях Западной Римской империи; Характеризовать общественное устройство германских племен, объяснять, в чем состояли его отличия от римских порядков; Рассказывать, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королем, укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом христианства; Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда, майордом, бенефиций; Рассказывать об обстоятельствах перехода королевской власти к династии Каролингов; Рассказывать, используя историческую карту, о завоеваниях Карла Великого; Представлять характеристику Карла Великого, давать оценку его деятельности; Объяснять смысл понятия «Каролингское возрождение»; Характеризовать обстоятельства и причины распада державы Карла Великого, показывать на исторической карте владения, на которые она распалась; | Контрольная работа; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
2.2. | Византийская империя в VI—XI вв. | 2 | 0 | 0 | Рассказывать о власти византийских императоров; Представлять характеристику личности и деятельности императора Юстиниана I (завоевания, законодательство, строительство); Объяснить значение понятий и терминов: ромеи, басилевс, кодекс Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный собор, фема; | Устный опрос; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
2.3. | Арабы в VI—ХI вв. | 2 | 0 | 0 | Объяснять, какие положения были закреплены в главных священных книгах ислама, какое значение они имели для арабской общины; Показывать на исторической карте территории, завоеванные арабами к середине VIII в., объяснять причины побед арабских войск; Характеризовать политику мусульманских правителей в завоеванных землях. Объяснять причины распада Арабского халифата; Раскрывать, в чем состоял вклад арабов в развитие наук, литературы, искусства; Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира, используя иллюстрации учебника; | Тестирование; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru |
2.4. | Средневековое европейское общество | 3 | 0.5 | 0 | Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как строились отношения сеньора и вассала; Раскрывать значение понятий и терминов: феод, сеньор, вассал, сословие, рыцарь, турнир; Представлять характеристику средневекового рыцаря (социальное положение, образ жизни, кодекс рыцарской чести); Описывать внешний облик и внутреннюю планировку средневекового замка, объяснять назначение отдельных частей замка, построек; Характеризовать положение и повинности средневековых крестьян; Объяснять значение понятий и терминов: барщина, подать, десятина, община, натуральное хозяйство; | Устный опрос; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
2.5. | Государства Европы в XII—XV вв. | 4 | 0.5 | 0 | Раскрывать, в чем выражалось усиление королевской власти в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья; Рассказывать о создании парламентов в европейских государствах, раскрывать значение этих событий; Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представительная монархия, парламент, централизованное государство, Великая хартия вольностей, Реконкиста; Рассказывать о создании централизованных государств в Англии, Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты этих процессов и особенности отдельных стран; Называть причины, главных участников, ключевые события и итоги Столетней войны. Объяснять, чем известна в истории Жанна Д’Арк; | Тестирование; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
2.6. | Культура средневековой Европы | 2 | 0 | 0 | Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека и общества; Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах; Рассказывать, когда и в каких странах появились первые европейские университеты, кто выступал их основателями; Объяснять значение понятий и терминов: университет, магистр, лекция, диспут, схоластика; Раскрывать, в чем проявлялся сословный характер средневековой культуры, приводить примеры разных литературных жанров; | Письменный контроль; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
2.7. | Страны Востока в Средние века | 3 | 1 | 0 | Рассказывать об организации и вооружении монгольского войска; Показывать на карте территории главных улусов монгольской державы и объяснять, как монголы управляли завоеванными землями; Объяснять, как было организовано управление средневековыми китайскими империями, как осуществлялась подготовка императорских чиновников; Характеризовать важнейшие изобретения китайцев в VII—XIII вв. и объяснять, как эти изобретения попадали к другим народам; Объяснять, каким было положение императора в Японии и какую роль в управлении страной играли сегуны; Рассказывать о религиозных верованиях жителей Японии; Сравнивать статус и кодекс поведения японского самурая и европейского рыцаря, определять, что было общим; Рассказывать, используя историческую карту, о мусульманском завоевании Индии и создании Делийского султаната; Используя иллюстрации, рассказывать о культуре народов Востока в V—XV вв., распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях, произведениях живописи; | Зачет; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru |
2.8. | Государства доколумбовой Америки в Средние века | 1 | 0 | 0 | Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их жизни, основных занятиях; Называть и показывать на исторической карте крупные государства, существовавшие в Америке в эпоху Средневековья; Систематизировать материал о цивилизациях средневековой Америки в таблице (территория, главные города, правители, религиозные верования, знания, искусство); Представлять сообщение (презентацию) о художественной культуре одной из средневековых цивилизаций Америки (по выбору); | Устный опрос; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
2.9. | Обобщение | 1 | 0 | 0.5 | Представлять историческое и культурное наследие Средних веков; | Практическая работа; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
Итого по разделу | 22 | |||||||
Раздел 3. История России. От Руси к Российскому государству | ||||||||
3.1. | Введение | 1 | 0 | 0 | Объяснять, что изучает история Отечества; Различать виды исторических источников, с опорой на приобретенные ранее знания (5 —6 кл.); Характеризовать источники по российской истории; Показывать своеобразие геополитического положения России с опорой на историческую карту; | Тестирование; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
3.2. | Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. | 5 | 1 | 0 | Находить и показывать на исторической карте места расселения древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья; Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов; Характеризовать культурное наследие древних цивилизаций на территории нашей страны (привлекая знания из истории Древнего мира); Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий; Характеризовать общественный строй и политическую организацию восточных славян; Описывать жизнь и быт, верования славян; Объяснять смысл понятий и терминов: ислам, иудаизм, подсечная система земледелия, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, язычество; | Контрольная работа; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru |
3.3. | Русь в IX — начале XII в. | 13 | 1.5 | 0 | Раскрывать предпосылки и называть время образования государства Русь; Показывать на исторической карте территорию государства Русь, главные торговые пути, крупные города. Извлекать из исторической карты информацию о направлениях походов князей (Олега, Игоря, Святослава); Систематизировать информацию о деятельности первых русских князей (в виде таблицы); Приводить примеры взаимоотношений Руси с соседними племенами и государствами; Давать оценку значению принятия христианства на Руси; Объяснять смысл понятий и терминов: государство, Русь, христианство, православие, князь, дружина, полюдье, дань, уроки, погосты; Характеризовать политический строй Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X — первой трети XII в.; Раскрывать значение съезда князей в Любече; Извлекать информацию из письменных источников: «Русской Правды», «Устава» Владимира Мономаха и использовать ее в рассказе о положении отдельных групп населения Руси; Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (привлекая дополнительные источники информации); Рассказывать о роли Православной церкви на Руси; Объяснять смысл понятий и терминов: вече, вотчина, люди, смерды, закупы, холопы, посадник, десятина, митрополит, монастырь, инок (монах); Описывать древнерусский город; рассказывать о жизни горожан; Характеризовать основные достижения культуры Древней Руси; Объяснять смысл понятий и терминов: крестово-купольный храм, фреска, мозаика, берестяные грамоты, летопись, житие, былины; Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.; Осуществлять поиск информации для проектной работы «Как жили наши предки в далеком прошлом» (на материале истории края, города); | Контрольная работа; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
3.4. | Русь в середине XII — начале XIII в. | 6 | 0.5 | 0 | Называть время и раскрывать причины и последствия распада Руси на отдельные самостоятельные земли; Извлекать из исторической карты информацию о географическом положении важнейших самостоятельных центров Руси; раскрывать их особенности; Характеризовать социально-политическое развитие, достижения культуры от-дельных земель (в том числе с использованием регионального материала); Систематизировать материал о важнейших русских землях в XII — первой трети XIII в. (в форме таблицы); Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных исторических личностях и памятниках культуры периода политической раздробленности; Описывать памятники архитектуры рассматриваемого периода (включая региональные); | Зачет; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
3.5. | Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в. | 10 | 1 | 0 | Объяснять значение понятий и терминов: орда, хан, курултай, ярлык, баскаки, военный монашеский Орден, крестоносцы, святитель; Извлекать информацию из материалов, свидетельствующих о походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрывков из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять содержащиеся в них сведения; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от ордынских ханов; Показывать на исторической карте рост территории Литовского государства в XIII— XIV вв.; | Тестирование; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru |
3.6. | Формирование единого Русского государства в XV в. | 8 | 0 | 1.5 | Показывать на исторической карте рост территории Русского государства в XV в.; Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой; Раскрывать последствия династической войны в Московском княжестве во второй четверти XV в.; Рассказывать о событиях, приведших к ликвидации ордынского владычества; Систематизировать (в форме таблицы) информацию о присоединении к Москве городов, земель в правление Ивана III; | Письменный контроль; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
3.7. | Обобщение | 2 | 0 | 2 | Представлять историческое и культурное наследие России IX-XV вв.; | Тестирование; | 1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru | |
Итого по разделу | 45 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 4 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья | 1 | 0 | 0 | 3.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Падение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение | 1 | 0 | 0 | 10.09.2022 | Зачет; |
4. | Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Христианизация Европы. Светские правители и папы | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Тестирование; |
5. | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства | 1 | 1 | 0 | 17.09.2022 | Контрольная работа; |
6. | Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан I. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, иконопись) | 1 | 0 | 0 | 24.09.2022 | Устный опрос; |
8. | Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Мир ислама. Арабский халифат, его расцвет и распад | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Устный опрос; |
9. | Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура | 1 | 0 | 0 | 01.10.2022 | Тестирование; |
10. | Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Диктант; |
11. | Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города- республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан | 1 | 0 | 0 | 8.10.2022 | Устный опрос; |
12. | Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков | 1 | 0.5 | 0 | 13.10.2022 | Устный опрос; |
13. | Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно- представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война. Ж. Д’Арк | 1 | 0 | 0 | 15.10.2022 | Зачет; |
14. | Священная Римская империя в ХII— ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII—XV вв | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
15. | Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии | 1 | 0 | 0 | 22.10.2022 | Устный опрос; |
16. | Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя | 1 | 0.5 | 0 | 24.10.2022 | Тестирование; |
17. | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре | 1 | 0 | 0 | 29.10.2022 | Устный опрос; |
18. | Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания. И. Гутенберг | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Письменный контроль; |
19. | Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии). Управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями | 1 | 0 | 0 | 12.11.2022 | Письменный контроль; |
20. | Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония: образование государства, власть императоров и управление сегунов | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Устный опрос; |
21. | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла | 1 | 1 | 0 | 19.11.2022 | Зачет; |
22. | Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей | 1 | 1 | 0 | 24.11.2022 | Устный опрос; |
23. | Историческое и культурное наследие Средних веков | 1 | 0 | 0.5 | 26.11.2022 | Практическая работа; |
24. | Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 | Тестирование; |
25. | Заселение территории нашей страны человеком. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке | 1 | 0 | 0 | 03.12.2022 | Устный опрос; |
26. | Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорскоецарство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент. Великое переселение народов | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 | Устный опрос; |
27. | Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Соседи восточных славян – балты и финно- угры | 1 | 0 | 0 | 10.12.2022 | Устный опрос; |
28. | Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Устный опрос; |
29. | Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария | 1 | 1 | 0 | 17.12.2022 | Контрольная работа; |
30. | Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Зачет; |
31. | Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья | 1 | 0 | 0 | 24.12.2022 | Устный опрос; |
32. | Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь | 1 | 0 | 0 | 29.12.2022 | Диктант; |
33. | Языческий пантеон. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси | 1 | 0 | 0 | 12.01.2023 | Тестирование; |
34. | Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города Восточной Европы. Территориально- политическая структура Руси | 1 | 0 | 0 | 14.01.2023 | Устный опрос; |
35. | Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Устный опрос; |
36. | Русь при Ярославичах. Владимир Мономах | 1 | 0 | 0 | 21.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
37. | Русская церковь | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
38. | Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда | 1 | 0 | 0 | 28.01.2023 | Диктант; |
39. | Русь в социально- политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы | 1 | 0.5 | 0 | 02.02.2023 | Диктант; |
40. | Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание | 1 | 0 | 0 | 04.02.2023 | Устный опрос; |
41. | Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха | 1 | 0.5 | 0 | 09.02.2023 | Контрольная работа; |
42. | Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Ремесло. Военное дело и оружие | 1 | 0 | 0 | 11.02.2023 | Диктант; |
43. | Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 | Письменный контроль; |
44. | Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода: Суздальская земля | 1 | 0 | 0 | 18.02.2023 | Устный опрос; |
45. | Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права | 1 | 0 | 0 | 25.02.2023 | Устный опрос; |
46. | Внешняя политика русских земель. Международные связи | 1 | 0 | 0 | 2.03.2023 | Зачет; |
47. | Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы | 1 | 0.5 | 0 | 04.03.2023 | Зачет; |
48. | Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского | 1 | 0 | 0 | 09.03.2023 | Зачет; |
49. | Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков | 1 | 0 | 0 | 11.03.2023 | Устный опрос; |
50. | Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды | 1 | 0 | 0.5 | 16.03.2023 | Устный опрос; |
51. | Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго) | 1 | 0 | 0 | 18.03.2023 | Устный опрос; |
52. | Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 | Устный опрос; |
53. | Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой | 1 | 0 | 0 | 6.04.2023 | Диктант; |
54. | Княжества Северо- Восточной Руси. Противостояние Твери и Москвы. Возвышение Московского княжества | 1 | 0 | 0 | 8.04.2023 | Письменный контроль; |
55. | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Устный опрос; |
56. | Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Перенос митрополичьей кафедры в Москву | 1 | 0 | 0 | 15.04.2023 | Устный опрос; |
57. | Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Народы Северного Кавказа | 1 | 0.5 | 0.5 | 20.04.2023 | Зачет; |
58. | Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев | 1 | 0 | 0 | 22.04.2023 | Устный опрос; |
59. | Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный | 1 | 0 | 0 | 27.04.2023 | Диктант; |
60. | Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским | 1 | 0 | 0.5 | 29.04.2023 | Практическая работа; |
61. | Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в православном мире | 1 | 0 | 0 | 4.05.2023 | Устный опрос; |
62. | Иван III. Присоединение к Москве Новгорода и Твери, других земель. Ликвидация зависимости от Орды | 1 | 0 | 0 | 6..05.2023 | Устный опрос; |
63. | Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль | 1 | 0 | 0 | 11.05.2023 | Устный опрос; |
64. | Изменение восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси | 1 | 0 | 0 | 13.05.2023 | Устный опрос; |
65. | Развитие культуры единого Русского государства. Летописание. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 | Диктант; |
66. | Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства | 1 | 0 | 0 | 20.05.2023 | Устный опрос; |
67. | Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды | 1 | 0 | 1 | 25.05.2023 | Практическая работа; |
68. | Историческое развитие Руси в IX – начале XVI вв | 1 | 0 | 1 | 27.05.2023 | Письменный контроль; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 4 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
История России. 6 класс. С древнейших времен до начала XVI века. И.Н.,Андреев И.Л.,Юрасов М.К. и др. Дрофа, 2019
Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. Агибалова Е. В., Донской Г. М. / Под ред. Сванидзе А. А. Просвещение, 2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бойцов М.А., Шукуров Р.М.; под редакцией Карпова С.П. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. ООО «Русское слово-учебник»;.
Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
История России. 6–10 классы. Рабочая программа (И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко), — М.: Дрофа, 2016.
Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А. Настенные исторические карты
Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебные карты
- Печатные пособия раздаточные 3.Печатные демонстрационные пособия 4.DVD-фильмы
5.Интерактивные пособия 6.Комплекты карт
7.мультимедийное и вспомогательное оборудование для кабинета
8. компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- Классная магнитная доска.
- Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
- Колонки
- Компьютер
5. проектор
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1/http://schoolcollection. 2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...