Конспект урока по теме "Внутренняя политика Павла I"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Конспект урока по истории России в 8 классе
Тема урока: Внутренняя политика Павла I
Цели и задачи урока:
образовательные:
- Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;
- Проследить основные направления внутренней политики Павла I;
- Рассмотреть и проанализировать мероприятия внутренней политики, дать оценку её характеру
воспитательные:
- Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому своей страны.
Планируемые результаты
- Способность переводить информацию из одной знаковой системы в другую
- Развитие анализа, синтеза, элементов критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_politika_pavla_1.docx | 21.71 КБ |
vnutrennyaya_politika_pavla_1.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории России в 8 классе
Тема урока: Внутренняя политика Павла I
Цели и задачи урока:
образовательные:
- Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;
- Проследить основные направления внутренней политики Павла I;
- Рассмотреть и проанализировать мероприятия внутренней политики, дать оценку её характеру
воспитательные:
- Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому своей страны.
Планируемые результаты
- Способность переводить информацию из одной знаковой системы в другую
- Развитие анализа, синтеза, элементов критического мышления.
ЭПИГРАФ УРОКА:
«В России нет важных лиц,
кроме того, с которым я говорю
и пока я с ним говорю».
(презентация: слайд 2)
ХОД УРОКА:
Организационно-психологический момент
К концу XVIII в. во внутренней политике России накопилось множество нерешенных проблем, главными из которых были крепостное право и отсутствие какого бы то ни было ограничения царской власти представительными органами или законом.
Изучение нового материала (лекция):
Задание для учащихся: составить опорный конспект на основе рассказа учителя
Личность императора Павла I
(презентация: слайды 3-14)
Внутренняя политика Павла I:
В 1797 Павел I принял закон о престолонаследии и попытался найти собственную опору в высших дворянских кругах.
5 апреля 1797 он издал новый указ о престолонаследии, по которому престол должен был переходить только по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев.
(презентация: слайды 15-20)
Павел I вступил на престол в возрасте 42 лет. Почти сразу начался пересмотр важных законов, принятых при Екатерине II.
Изучение нового материала (работа с источником информации):
Задание для групп: На основе учебного материала п.24 заполните таблицу (помните о необходимости указания дат ключевых событий (например, принятие законодательных актов).
Внутренняя политика Павла I | ||||
Направления преобразований Павла I | ||||
Политические (1группа) | Полицейский (2 группа) | Военные (3 группа) | Сословные | |
в отношении дворян (4 группа) | в отношении крестьян (5 группа) | |||
Отчет групп о проделанной работе, остальные группы фиксируют информацию в своей таблице.
Первичное закрепление материала:
Упражнение https://learningapps.org/watch?v=pzi51ygx223
Итог урока:
Личность Павла I и его деятельность до сих пор вызывают противоречивые суждения и оценки.
Сравните точки зрения российских историков В.О. Ключевского (фрагмент 1), Н.М. Карамзина (фрагмент 2), Н.Н. Клочкова (фрагмент 3):
Фрагмент 1: «Император Павел I был первый царь, в некоторых актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования. Напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы, не имеющим внутренней связи с предшествующим временем и ничего не давшим дальнейшему. Нет, это царствование органически связано как протест – с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников – с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями – его главной задачей. Так как исключительное положение, приобретенное одним сословием, имело свой источник в отсутствии основных законов, то император Павел I начал создание этих законов.
Источник: http://history.niv.ru/doc/klyuchevskij/istoricheskie-portrety/pavel-i.htm
Фрагмент 2: «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества; к неизъяснимому изумлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды — прелесть; унизил чины и ленты расточительностью в оных; легкомысленно истреблял долговременные плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери; умертвил в полках наших благородный дух воинский, воспитанный Екатериною, и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать; отвратил дворян от воинской службы;…»
Источник: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991. - С. 44
Фрагмент 3: «Дворянство невзлюбило Павла, встало в решительную оппозицию к нему <…> Простой же народ иначе относился к Павлу: народ, стоя далеко от минутных вспышек гнева, ценил его за «справедливость» и «строгость», было установлено правосудие и быстрое решение дел, устранились злоупотребления и притеснения и несколько улучшилось положение низших классов общества».
Источник: http://geum.ru/next/art-133062.leaf-9.php
Ответьте на вопросы:
1. Единодушны ли упомянутые историки в оценке деятельности Павла I?
2. В.О. Ключевский не считает царствование Павла I «случайным эпизодом нашей истории». Почему? Что, по мнению историка, являлось «руководящим побуждением деятельности» Павла I?
3. Как к Павлу I относились дворянство и простой народ, по мнению Н.Н. Клочкова?
Домашнее задание.
п.24 прочитать, рефомы Павла 1 знать, выполнить упражнение https://learningapps.org/watch?v=pzk4wmbd323 на соотнесение персоналий эпохи Павла 1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В России нет важных лиц, кроме того, с которым я говорю и пока я с ним говорю».
«Романтический император» В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I . Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. 1796
Екатерина II скоропостижно умерла. Императором России стал ее сын Павел Петрович. По слухам, он начал царствование с того, что сжег завещание Екатерины, лишавшее его престолонаследия. Павел I в коронационном наряде. Художник В.Л. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царском селе. Художник В.Л. Боровиковский «Романтический император»
5 ноября 1796 год умерла Екатерина II . Она в конце жизни составила завещание, согласно которому престол передавался внуку Александру Павловичу . Тайное завещание было уничтожено, а ничего не знавший двор присягнул императору Павлу . Император Павел Первый. 1800 Боровиковский В.Л. (1757-1825) Изменение порядка престолонаследия
Будущий император Павел I родился в 1754 году и был сразу отнят от родителей и взят на воспитание императрицей Елизаветой Петровной. Портрет Павла в детстве «Романтический император»
Первый воспитатель – дипломат Ф.Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказов, военной дисциплины . Образование началось с четырех лет. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. «Романтический император»
С 1760 года у Павла I новый воспитатель Сторонник Просвещения Н.И.Панин мечтал воспитать из Павла идеального государя для России. Павел был способным, стремящимся к знаниям, романтически настроенным мальчиком , верившим в идеалы добра и справедливости . Н.И.Панин (1718-1783) «Романтический император»
Павел Петрович получил блестящее образование Владел латынью , немецким и французским языками , любил математику, танцы , воинские упражнения . Павел имел широкий кругозор и уже тогда пришел к рыцарским идеалам, свято верил в Бога . Павел Петрович «Романтический император»
Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право, были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней. Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович? Чем он занимался «весьма прилежно»? Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»? Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник? «Романтический император»
Павел благоговел перед памятью отца, а мать возненавидел, считая ее похитительницей престола, по праву принадлежавшего ему. Павла оскорбляла бесконечная череда екатерининских фаворитов. По словам Д.И. Фонвизина, Павел сочувственно относился к конституционным замыслам Панина, который связывал их с восшествием своего воспитанника на престол по достижении им совершеннолетия. Но Павлу и после совершеннолетия пришлось ждать престола еще 22 года. Портрет великого князя Павла Петровича. Худ. В. Аравицкий. «Романтический император»
Екатерина тоже не любила сына, не допускала его к делам управления и предпочитала держать его подальше от двора, для чего подарила ему имение Гатчину , где и расположился «малый двор». Ко времени вступления на трон П авлу было уже 42 года. Характер его разительно переменился: мечтательный романтичный юноша превратился в раздражительного, желчного и замкнутого человека, уверенного в своем праве повелевать и в бесконечном собственном превосходстве над окружающими. Император Павел I . Худ. С.С. Щукин. «Романтический император»
Монарх, в понимании Павла I , – отец Отечества, попечитель подданных, его власть ничем не ограничена. Когда придворные попытались оспорить его решение, ссылаясь на закон, Павел ударил себя в грудь и заявил: «Здесь ваш закон!» Павел – шведскому дипломату: « В России нет важных лиц, кроме того, с которым я говорю и пока я с ним говорю». Император Павел I . Худ. С.С. Щукин. «Романтический император»
Павел не имел определенной программы правления , но имел цель : уничтожить дух екатерининского правления , праздность дворянства , установить порядок и справедливость «Романтический император»
2. Изменение порядка престолонаследия
5 ноября 1796 год умерла Екатерина II . Она в конце жизни составила завещание, согласно которому престол передавался внуку Александру Павловичу . Тайное завещание было уничтожено, а ничего не знавший двор присягнул императору Павлу . Император Павел Первый. 1800 Боровиковский В.Л. (1757-1825) Изменение порядка престолонаследия
Павел I щедро вознаградил своих сподвижников , деливших с ним долгие годы затворничества в Гатчине : А.А.Аракчеев, П.А.Палена , И.П.Кутайсова . На ключевые должности в государстве были назначены его доверенные лица и смещены ставленники Екатерины II . Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления А.А.Аракчеев П.А.Пален И.П.Кутайсов Изменение порядка престолонаследия
1797 г. – новый указ о порядке престолонаследия: престол переходит представителю царствующей династии мужского пола (сыновьям или братьям в порядке старшинства) Это предотвращало возможность дворцовых переворотов Изменение порядка престолонаследия
Павел изменил порядок престолонаследия . Каково содержание указа о порядке наследования престола было принято при Петре? Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии. Изменение порядка престолонаследия
Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником , по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство… Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года Вопрос: Какой порядок наследования престола устанавливал Павел I ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Новая экономическая политика"
Конспект урока для 9 класса, по теме "Новая экономическая политика"...
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...
Конспект урока по обществознанию "Политика" 11 класс.
Систематизирует знания учащихся по теме "Политическая жизнь общества". Помогает вспомнить основные понятия темы, систематизировать изученный материал,сдать зачет, подготовиться к ЕГЭ по обществознанию...
Конспект урока на тему: «Правление Павла I»История России 7 класс
Конспект урока на тему:"Правление Павла I"....
Конспект урока по теме Политика и власть. Автор Журавлев А.А.
Конспект урока по обществознанию, 9 класс, Боголюбов...
конспект урока на тему Павел I. Внутренняя и внешняя политика Павла I
План – конспект урокаТема урока: Павел I. Внутренняя и внешняя политика Павла IКласс: 7Тип урока: анализ.Цели и задачи урока:Образовательная: объяснить, почему Павел I изменил зак...
Конспект урока по истории "Внешняя политика Павла I"
Разработка урока для учителя истории 8 класс "Внешняя Политика Павла 1"...