Конспект урока на тему: «Правление Павла I»История России 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Конспект урока на тему:"Правление Павла I".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavel_i.docx | 25.63 КБ |
soobshchenie.docx | 13.93 КБ |
Предварительный просмотр:
История России 7 класс
Учитель Данилова Р. М.
Тема урока: «Правление Павла I»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: «Какие изменения произошли в государстве после смерти Екатерины 2? Что привело к новому дворцовому перевороту 1801 года?»
Задачи.
Обучающие:
- познакомить учащихся с личностью Павла I;
- сформировать представление о характере внутренней и внешней политики Павла I.
Коррекционно - развивающие:
- расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы.
- развивать умение анализировать факты и делать выводы.
- Активизация и развитие внимания, восприятия.
- коррекция речи.
- задания мотивирующие познавательную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.
Используемые методы и приёмы: Проблемно – поисковый, индивидуальная, работа в парах.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник История России конец XVI- XVIII век:
7 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Просвещение 2014 г., раздаточный материал.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, исторический видеофрагмент.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Подготовка к работе с новой темой.
Тема урока: “Правление Павла I”.
Вводное слово учителя. Цель нашего урока узнать: «Какие изменения произошли в государстве после смерти Екатерины 2? Что привело к новому дворцовому перевороту 1801 года?»
III. Работа с новым материалом.
- Личность императора (Сообщение ученика)
Павел I, родился20 сентября 1754, российский император. Сын Екатерины II и Петра III. Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. Павел получил хорошее образование, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.
Отношения с матерью с каждым годом ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери.
Павел был женат дважды, второй брак был удачным. Во время путешествия с супругой по Европе, он открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. Желая отдалить нерадивого сына Екатерина 2 подарила супругам усадьбу Гатчина, где Павел создал свою небольшую армию на Прусский манер, проводя бесконечные марши и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.
Учитель. В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.
- Внутренняя политика
Учитель: Приход Павла к власти в ноябре 1796 года сопровождался изменением жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших направлением его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений - преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа.
Задание: Составить таблицу по образцу, что выпало из текста реформ.
Таблица №1 Внутренняя политика Павла 1.
Реформа престолонаследия Указ о престолонаследии был издан 5 апреля 1797 г
|
Ослабление позиций дворянства
|
Улучшение положения крестьян Манифест о трехдневной барщине
|
Военная реформа
|
Учитель: Вы хорошо справились с заданием, прежде чем продолжить проведем небольшую Физкульт минутку.
- Внешняя политика Павла I. Видеофрагмент.
Задание: Заполнить таблицу №2.
Характер внешней политики | ||
Участники второй антифранцузской коалиции | ||
Военные действия | Дата | событие |
Поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн “лишь оборонительных”.
В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей. 1797-1800 гг. – борьба России за ослабление Франции. В 1798 г. образовалась вторая антифранцузская коалиция: Россия, Австрия, Англия, Османская империя, Неаполь.
1798–1800 – Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова. Во время похода Ф. Ушаков проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Были освобождены Ионические острова, русские войска овладели о. Корфу, Неаполем и Римом. За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля, лишившись 400 человек.
1799 год – Итальянский поход А.В.Суворова. Это боевые действия русско-австрийской армии во главе с А.В.Суворовым против французских войск. Победы российских войск (на реках Адда и Треббия и при Нови). За 5 недель пройдено 400 км, в результате чего вся Ломбардия была очищена от французов.
1799 год – Швейцарский поход А.В.Суворова. Цель похода – разгром французских войск в Швейцарии – достигнута не была. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чертов мост и совершила переход в Мутенскую долину, где попала в окружение.
В конце 1799 г. произошли изменения во внешней политике: Россия прекратила войну. Антифранцузская коалиция распалась. Наполеон пошел на примирение с Павлом 1. Их переговоры закончились разработкой плана совместных действий против Англии.
- Дворцовый переворот 1801 г.
Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и его причины:
а) внутренние причины (курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий; его крайний деспотизм и непредсказуемость);
б) внешние причины (разрыв с Англией, угроза потери Англией Индии, что поставило бы ее на грань катастрофы). Экспорт хлеба у нас осуществлялся в основном в Англию, как, впрочем, и остальных видов сырья, будь то лес, пенька, кожа, парусина и т. д. Русские помещики наживались на экспорте русского хлеба, и эта торговля приостановилась.
Михайловский замок. За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: “Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней” 47 символов. Императора убили на 47 году.
Душой и организатором заговора стал петербургский генерал-губернатор П.А.Пален. “Заговорщики спрашивали Палена, как поступить им с императором. На это отвечал он им французской поговоркой: “Когда готовят омлет, разбивают яйца”. По одной версии, Павел был убит Н. Зубовым (зять Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: “Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок”. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: “Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?” Это были его последние слова.
Вопрос. В чем причины дворцового переворота?
Итоги: Его политика была неустойчивой и непредсказуемой. Павел 1 очень сильно ущемил права и свободу дворян и солдат. Многих придворных и своих близких он настроил против себя. Сто привело к новому дворцовому перевороту.
Домашнее задание:
§ 29. Сообщение на выбор: А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков.
Предварительный просмотр:
- Личность императора (Сообщение)
Павел I, родился 20 сентября 1754, российский император. Сын Екатерины II и Петра III. Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки.
Павел получил хорошее образование, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.
Отношения с матерью с каждым годом ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери.
Павел был женат дважды, первая жена умирает при родах, второй брак был удачным. Во время путешествия с супругой по Европе Павел открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно.
Желая отдалить от двора нерадивого сына, Екатерина 2 подарила супругам усадьбу Гатчина, где Павел создал свою небольшую армию на Прусский манер, проводя бесконечные марши и парады.
Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".
Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....
конспект урока на тему"Географическое положение и история открытия материка Южная Америка".7 класс.
Предлагаю конспект урока....
Конспект урока на тему:"Общая характеристика европейской части России", 9 класс
Характеристика европейской части России...
Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО
Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси. Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...
Презентация на тему: "Правление Павла 1". История России 7 класс.
Презентация к уроку истории....
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года
Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...