конспект урока на тему Павел I. Внутренняя и внешняя политика Павла I
план-конспект урока по истории (8 класс)

Зиннатуллина Венера Ильдусовна

План – конспект урока

Тема урока: Павел I. Внутренняя и внешняя политика Павла I

Класс: 7

Тип урока: анализ.

Цели и задачи урока:

Образовательная: объяснить, почему Павел I изменил закон о престолонаследии; почему политика Павла I вызвала недовольство дворян; дать представление об изменениях, произошедших в положении дворян при Павле I; познакомить с терминами коалиция, эскадра.

Развивающая: учить сравнивать однотипные события, явления (например, закон «О престолонаследии» Петра I и Павла I); работать в группе; объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания; давать оценку государственной деятельности Павла I; выражать свое отношение к роли Павла I в русской истории.

Воспитательная: воспитывать интерес к прошлому своей Родины

Оборудование: карта «Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова», мультимедийная презентация

Основные понятия: коалиция, эскадра

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavel_i._vnutrennyaya_i_vneshnyaya_politika_pavla_i.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема урока: Павел I. Внутренняя и внешняя политика Павла I

Класс: 7

Тип урока: анализ.

Цели и задачи урока:

Образовательная: объяснить, почему Павел I изменил закон о престолонаследии; почему политика Павла I вызвала недовольство дворян; дать представление об изменениях, произошедших в положении дворян при Павле I; познакомить с терминами коалиция, эскадра.

Развивающая: учить сравнивать однотипные события, явления (например, закон «О престолонаследии» Петра I и Павла I); работать в группе; объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания; давать оценку государственной деятельности Павла I; выражать свое отношение к роли Павла I в русской истории.

Воспитательная: воспитывать интерес к прошлому своей Родины

Оборудование: карта «Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова», мультимедийная презентация

Основные понятия: коалиция, эскадра

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Генерал Я.И. Санглен, много поживший и много повидавший на своем веку человек, писал: «Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом просвещенным, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих». Бывший начальник тайной полиции при Александре I оказался прав. Сложную, противоречивую натуру Павла I не смогли до конца понять ни его современники, ни последующие поколения историков.

Тема уроков: «Внутренняя и внешняя политика Павла I».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Павел Петрович: из наследника — в императоры.

2. Внутренняя политика Павла I.

3. Внешняя политика Павла I.

III. Введение в новый материал

«Русский Гамлет» на престоле. Такую характеристику давали некоторые историки императору Павлу I. Какие основания у них были для этого? Поговорим об этом на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Павел Петрович: из наследника — в императоры

5 ноября 1796 г. скончалась императрица Екатерина Великая. На престол вступил ее единственный сын Павел I. Чтобы понять личность Павла, необходимо более подробно познакомиться с фактами его биографии, его окружением, обстоятельствами прихода к власти.

— Работая с дополнительным материалом, составьте психологический портрет императора Павла I.

(Проверка выполнения задания.)

- Какие сильные стороны личности Павла Петровича вы выделили?

- Какие слабые стороны были ему свойственны?

- Нарисуйте психологический портрет императора Павла I. (Ответы учеников.)

2. Внутренняя политика Павла I

Мы закончили изучать историю России эпохи Екатерины Великой.

- Представьте, что вы являетесь советниками нового императора Павла I. Подскажите правителю, какие проблемы необходимо ему решить.

(Проблему финансов; социальные проблемы, которые вызывали острое недовольство народных масс, особенно крестьянства; противоречия между новыми и старыми явлениями в экономике; проблемы российской армии и др.)

- А теперь, работая с пунктом 2 § 29, исследуйте и проанализируйте действия Павла I по решению выявленных проблем.

- Определите, с какими из них он справился, а какие остались нерешенными.

- В чем вы увидели особенность его внутренней политики?

- Как вы оцениваете его политику?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)

Действительно, внутренняя политика Павла носила противоречивый характер. Очевидны его благие намерения, но осуществить ему их не удавалось. Так, в 1787 г., отправляясь в первый и последний раз в действующую армию, Павел оставил «Наказ», в котором изложил свои мысли об управлении государством.

Перечисляя все сословия, он останавливается на крестьянстве, которое «содержит собой и своими трудами все прочие части, следственно, уважения достойно». Павел попытался провести в жизнь указ о том, чтобы крепостные крестьяне работали не более трех дней в неделю на помещика, а в воскресенье вообще не трудились. Это, однако, привело к еще большему их закабалению. Ведь до Павла крестьянское население, например, Украины вообще не знало барщины. Теперь, к радости малороссийских помещиков, здесь вводилась трехдневная барщина. В русских же усадьбах очень трудно было проследить за выполнением указа.

Обращал император внимание и на народное образование. Был издан указ о восстановлении университета в Прибалтике (был открыт в Дерпте уже при Александре I), в Петербурге открылась Медико-хирургическая академия, много школ и училищ. Вместе с тем, чтобы не допустить в Россию идеи «развратной и преступной» Франции, запрещалась учеба русских за границей, устанавливалась цензура на ввозимую литературу и ноты, даже запрещалось играть в карты.

Любопытно, что по разным соображениям новый царь обратил внимание на улучшение русского языка. Вскоре по вступлении на престол Павел приказал во всех официальных бумагах «изъясняться самым чистым и простым слогом, употребляя всю возможную точность, а высокопарных выражений, смысл потерявших, всегда избегать». В то же время странными были указы, запрещавшие употребление тех или иных видов одежды. Так, нельзя было носить фраки, круглые шляпы, жилеты, шелковые чулки, взамен разрешалось немецкое платье с точным определением цвета и размера воротника.

По свидетельству Андрея Тимофеевича Болотова, Павел требовал от всех честного исполнения своих обязанностей. Так, проезжая по городу, пишет Болотов, император увидел офицера, идущего без шпаги, а сзади денщика, несущего шпагу и шубу. Павел подошел к солдату и спросил, чью шпагу он несет. Тот ответил: «Офицера, что идет впереди». — «Офицера! Так что, ему трудно носить свою шпагу? Так надень ее на себя, а ему отдай свой штык!» Так Павел произвел солдата в офицеры, а офицера разжаловал в рядовые. Болотов замечает, что это произвело громадное впечатление на солдат и офицеров. В частности, последние, опасаясь повторения подобного, стали ответственнее относиться к службе.

Чтобы контролировать жизнь страны, Павел вывесил у ворот своегодворца в Петербурге желтый ящик для подачи прошений на его имя. Подобные донесения принимались и на почте. Это было для России в новинку. Правда, этим тут же стали пользоваться для ложных доносов, пасквилей и карикатур на самого царя.

Русское общество неоднозначно относилось к правительственным мероприятиям павловского времени и лично к Павлу. Подчас историки говорили, что при Павле во главе государства стали «гатчинцы» — люди невежественные и грубые. В их числе называют А.А. Аракчеева и ему подобных. В качестве характеристики «гатчинцев» приводят слова Ф.В. Ростопчина, что «лучший из них заслуживает колесования». Но не следует забывать, что были среди них Н.В. Репнин, А.А. Беклешов и другие честные и порядочные люди. Среди сподвижников Павла мы видим СМ. Воронцова, Н.И. Салтыкова, А.В. Суворова, Г.Р. Державина, при нем выдвинулся блестящий государственный деятель М.М. Сперанский.

3. Внешняя политика Павла I

Вступив на русский престол, Павел стал проводить реформы в армии. По его мнению, русская армия екатерининских времен была скорее беспорядочной толпой, нежели правильно устроенным войском. Процветало казнокрадство, использование труда солдат в помещичьих усадьбах командиров и многое другое. Каждый командир одевал солдат по своему вкусу, стремясь подчас сэкономить в свою пользу денежные суммы, выделяемые на обмундирование. Павел считал себя продолжателем дела Петра I по преобразованию России. Идеалом же для него была прусская армия, кстати, сильнейшая в Европе в то время. Павлом были введены новая единая форма, устав, вооружение. Солдатам было разрешено жаловаться на злоупотребления своих командиров. Все строго контролировалось и в целом положение, например, нижних чинов стало лучше.

Вместе с тем Павел отличался определенным миролюбием. В царствование Екатерины II Россия участвовала в семи войнах, которые в общей сложности продолжались более 25 лет и нанесли стране тяжелый урон. Вступив на престол, Павел заявил, что Россия при Екатерине имела несчастье использовать свое народонаселение в частых войнах, а внутри страны дела были запущены. Тем не менее внешняя политика Павла отличалась непоследовательностью.

- Работая с пунктом 3 § 29, дайте характеристику внешней политики Павла I.

- Найдите факты, подтверждающие противоречивость внешней политики Павла I.

- Подумайте и обсудите качества личности А.В. Суворова как полководца и наставника своих солдат. Помогло ли это воспитанию русских солдат в духе человеколюбия и уважения к освободившимся народам?

- Какие задачи стояли перед русской армией и флотом?

- Сравните действия А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова с действиями союзников по антифранцузской коалиции. К каким выводам вы пришли?

(Проверка выполнения задания.)

В конце века Павел отдалился от семьи, ухудшились его взаимоотношения с Марией Федоровной. Доверчивый и прямодушный, но в то же время подозрительный Павел благодаря интригам графа Палена, ставшего его ближайшим придворным, начинает подозревать всех близких ему людей во враждебности к нему.

Павел любил Павловск и Гатчину, где он жил в ожидании престола. Взойдя на трон, он начал строить новую резиденцию -Михайловский замок по проекту итальянца Винченцо Бренны, ставшего главным придворным архитектором. В замке все было приспособлено для защиты императора. Каналы, подъемные мосты, тайные переходы, казалось, должны были обезопасить жизнь Павла. В январе 1801 г. строительство новой резиденции было завершено. Но множество планов Павла I так и остались неосуществленными. Именно в Михайловском дворце Павел Петрович и был убит вечером 11 (23) марта 1801 г. Утратив чувство реальности, он стал маниакально подозрительным, удалил от себя реданных людей и сам спровоцировал к заговору недовольных в гвардии и высшем обществе. В заговоре участвовали Аргамаков, вице-канцлер П.П. Панин, фаворит Екатерины П.А. Зубов, генерал-губернатор Петербурга Пален, командиры гвардейских полков: Семеновского — Н.И. Депрерадович, Кавалергардского — Ф.П. Уваров, Преображенского — П.А. Талызин. Благодаря измене группа заговорщиков проникла в Михайловский замок, поднялась к спальне императора, где, по одной версии, он был убит Николаем Зубовым (зятем Суворова, старшим братом Платона Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой в висок. Согласно другой версии Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. «Пощадите! Воздуху, воздуху! Что я вам сделал плохого?» — это были его последние слова.

Вопрос о том, знал ли о заговоре против своего отца Александр Павлович, долгое время оставался невыясненным. По воспоминаниям князя А. Чарторыйского, мысль о заговоре возникла чуть ли не в первые дни правления Павла, но переворот стал возможен лишь после того, как стало известно о согласии Александра, подписавшего секретный манифест, в котором он обязывался не преследовать заговорщиков после восшествия на престол. И вероятнее всего, сам Александр прекрасно понимал, что без убийства дворцовый переворот будет невозможен, так как добровольно Павел I не отречется. Царствование Павла I длилось всего четыре года, четыре месяца и четыре дня. Похороны его состоялись 23 марта (4 апреля) 1801 г. в Петропавловском соборе.

Всю оставшуюся жизнь Мария Федоровна посвятила семье и увековечиванию памяти своего мужа. В Павловске, почти на краю парка, среди лесной глуши, над оврагом был поставлен мавзолей супругу-благодетелю по проекту французского архитектора Жана Тома де Томона. Подобно античному храму, он величественен и молчалив, вся природа вокруг как бы скорбит вместе с изваянной из мрамора порфироносной вдовой, плачущей над прахом супруга.

V. Подведение итогов урока

Вот и подошла к концу наша экскурсия в далекое прошлое. Мы убедились, что фигура Павла была противоречива. Рыцарь в духе уходящего века, он не смог найти свое место в XIX в., где прагматизм общества и относительная свобода представителей верхушки общества не могли далее существовать совместно. Общество, которое за сто лет до Павла терпело любые выходки Петра I, не стало терпеть Павла I. «Наш романтический царь», как именовал Павла I А.С. Пушкин, не сумел справиться со страной, которая ждала не только усиления власти, но и, прежде всего, различных реформ во внутренней политике, реформ, которых Россия ждала от каждого правителя.

Однако от Павла, в силу его воспитания, образования, религиозных принципов, опыта взаимоотношений с отцом и, особенно с матерью, таких реформ ждать было нельзя. Павел был мечтателем, желавшим преобразовать Россию и вызывавшим неудовольствие всех. Несчастный государь, принявший смерть во время последнего в истории России дворцового переворота. Несчастный сын, повторивший судьбу своего отца. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Поясните свою позицию.

Рефлексия: Учащимся раздаются «мордашки» (пассивное, грустное и улыбающееся), они должны выбрать одно из них и прикрепить на форму, в этом будет выражаться отношение учащихся к уроку.

Домашнее задание п 29. Ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный опрос по теме"Внутренняя и внешняя политика Павла I"

В опросе представлены различного типа задания:Исправьте не менее 11 ошибок в текстеКому принадлежат эти слова?При каких обстоятельствах они были сказаны?Заполните таблицуДайте оценку мероприятиям Павл...

презентация "Внутренняя и внешняя политика Павла I".

Презентация к уроку в 7 классе "Россия при Павле I"....

Методическая разработка урока по истории России на тему: «Внутренняя и внешняя политика Павла I»

Цель урока:  познакомить обучающихся с новой творческой формой работы на уроке, формировать умение в нестандартной, творческой форме представить свои знания о периоде правления Павла I...

Внутренняя и внешняя политика Павла I: конспект для подготовки к ЕГЭ по истории

Методическая разработка представляет из себя конспект лекции для подготовки к ЕГЭ по истории. Тема: "Внутренняя и внешняя политика Павла I". В конспекте в схематичной форме рассмотрены все важные собы...

Конспект урока по теме: "Виды линий . Внутренняя и внешняя области"

Тема: «Виды линий. Внутренняя и внешняя области».Дидактические цели: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Цели урок...

Тест на тему:"Внутренняя и внешняя политика Павла I " (8 класс)

Тест на тему:"Внутренняя и внешняя политика Павла I " можно использовать для проверки изученного материала,  при подготовке к ГИА, ЕГЭ....