Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины»
методическая разработка по истории (5 класс)

Величко Ксения Александровна

Тема урока: В городе богини Афины.

Место темы в курсе «История Древнего мира»

 Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.

С устройством и жизнью Афин учащиеся знакомятся после изучения порта Пирей и социального состава греческого общества. Данная тема содержит большое количество интересного материала, привлекает наглядностью, красочными изображениями и великими архитектурными памятниками, а так же содержит большой объем новых терминов, на изучении которых и строится знакомство с новой темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_-ya_karta_i_5kl_2.docx122.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета

Районный конкурс  методических разработок

« Его Величество Урок»

Разработка  урока по истории

                                                                                       «В городе богини Афины»

5 класс

 

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                        Автор:

                                                                                                                       учитель истории                                                                                                                                                                                                                        

                      Величко Ксения Александровна

                         

2016

Технологическая карта  урока по истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины»

Тема урока: В городе богини Афины.

Место темы в курсе «История Древнего мира»

 Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.

С устройством и жизнью Афин учащиеся знакомятся после изучения порта Пирей и социального состава греческого общества. Данная тема содержит большое количество интересного материала, привлекает наглядностью, красочными изображениями и великими архитектурными памятниками, а так же содержит большой объем новых терминов, на изучении которых и строится знакомство с новой темой.

Формируемые УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные  УУД

Регулятивные УУД

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом

 ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно

поиск и выделение необходимой информации

умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

формирование умения работать в малых группах

осуществлять контроль, соотносить  выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп

        Ожидаемые результаты

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные  УУД

Регулятивные УУД

внутренняя позиция школьника

развитие готовности решать учебные и познавательные задачи

организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию

адекватно передавать информацию

контролировать и оценивать свои действия

Цель: создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать  художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства.

Задачи:

1) образовательные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - сформировать представление о городе Афины, его устройстве и культурном значении;                                                                                                                                                                         - объяснить значения исторических терминов.

2) развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - развивать умение работы с разными источниками информации (текстом, схемами, иллюстрациями);                                                                                                                                     - самостоятельное решение проблем поискового характера;                                                                                                                                                                                                                       - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;                                                                                                                                                                                                                                     - сотрудничество с учителем и сверстниками;                                                                                                                                                                                                                                                                - формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3) воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - воспитание уважения к культуре других народов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Тип и вид урока:урок «открытия новых знаний» / урок-путешествие

Планируемые предметные результаты: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические  знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Личностные результаты:освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных  формах (сообщение, рассказ, презентация); готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.

Основное содержание темы:

Ремесло. Район гончарных мастерских – Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Совет пятисот. Культура  Древней Греции.  Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины Девы. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон. Древнегреческая архитектура. Колонна, фронтон.

Основные понятия и термины:Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Акрополь, Парфенон, колонна, фронтон.

Образовательные ресурсы: Учебник;. Карта «Древняя Греция». Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне»,.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

II. Актуализация

(5мин)

Фронтальная беседа, словесный, слово учителя

Учитель входит в класс, приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Хайре, ребята, я с вами поздоровалась на греческом языке, что переводится как радость.

Меня зовут Ксения Александровна я рада нашей встрече, и надеюсь на сотрудничество.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.

- Вы любите путешествовать?

 предлагаю вам совершить путешествие в удивительный древний город,

 Какую учебную задачу нам нужно выполнить для совершения путешествия?

(определить маршрут, познакомиться с картой

).

Знакомит учащихся с картой Древней Греции, на которой отмечены Афины.

- Как вы думаете, что изображено на данной карте?

( Спарта, Афины, Древняя Греция, Аттика.).

 Итак, вы выбрали Афины, правильно.

- Мы решили учебную задачу и определили  маршрут  нашего путешествия.

У каждого древнегреческого города покровителями были боги и богини и им греки ставили статуи.

- Какую учебную задачу мы должны решить?

(выяснить, кто является покровителем города Афины)

- Посмотрите на стол,  какие предметы вы видите ? (копьё, кусок глины, кусок мрамора).

- А зачем нам  сегодня эти предметы?

- Ребята, предположите, чьи это атрибуты?

(Богини Афины)

- А  как   воспользовались  дарами богини жители Афин? (8 мин)  

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

III.

Формулирование темы и целей урока.

Постановка проблемы

Фронтальная беседа, словесный, слово учителя

(5 минут)

- Почему мы  говорим о богине Афине?

(потому что она была покровителем г. Афины)

- Сформулируйте тему урока?

 Итак, тема нашего урока в городе богини Афины.  

Запищите в  свой  маршрутный лист  дату и тему урока.  

- Предположите, что  можно увидеть в Афинах?

-Определите  цель своего путешествия и внесите ее в маршрутные листы.

 - Познакомиться с районами города, определить их особенности и выяснить место нахождения статуи богини Афины. !!!

- Отплываем

- Как называется судно, на котором мы плывём?

( триера) слайд – шум моря, карта.

        

Слушают учителя. Работают с картой: находят гавани Афинские, узнают ее. Отвечают на вопросы. Предлагают способы решения проблемы

Регулятивные: вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу

Познавательные: используют знаково- символические средства

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя

Рассказ, беседа по вопросам

IV. Реализация построенного проекта.

В районе Керамик. Агора – главная площадь Афин. На вершине Акрополя

Групповая.словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ

Организует работу в группах с текстом учебника иллюстрациями, схемами, вопросами и заданиями

- Город Афины был большим и многолюдным наше путешествие будет очень насыщенным.

- Вы уже разделились на три группы

У каждой группы на столах находится все необходимое для путешествия. Это учебные тексты, иллюстрации, схемы  и задания

- посмотрите материалы и определите, в какой район города вы отправитесь.

Распределите роли: командира, докладчика, художника, сборщика информации и секретаря. (карточки ).

 Ваша задача, изучить предложенный материал, выполнить задание и представить его классу.

На выполнение задания у  вас -  8 минут.

А поможет вам окунуться   в жизнь  древних Афин античная  древнегреческая музыка  5 века до н. э.

Изучают раздаточный материал, выполняют по нему задания и строят рассказ

Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: умеют работать в группе

Задания на листочках, беседа

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 (12 мин)

Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа

( 10 минут)

Предлагает группам представить результаты своей деятельности.

- Наш путь начинается в районе гончарных мастерских Керамике, о котором нам расскажет первая группа

Первая группа  расскажет  о Керамике.

 - Какова техника изготовления сосудов?

-  Где использовались эти сосуды?

 - Почему на Керамике работали большей частью свободные люди?

Мы определили особенности района Керамик.

-  В маршрутном листе выполните задание №1.

Пройдя немного на восток, мы попадаем на главную площадь Афин, где уже побывала вторая группа.

Вторая группа  расскажет об Агоре.

- Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы?

 - Кто в афинских семьях делал ежедневные покупки на рынке?

- Чем занимался Совет 500?, составьте схему деятельности этого органа управления.

С помощью ребят мы определили особенности Агоры.

-В маршрутном листе  выполните задание № 2.

Физминутка:

(1 мин).

-  Перед нами - (Слайд – Акрополь).

Третья группа  расскажет  об Акрополе.

-  Как скульптор Фидий прославил Афины

- Из каких материалов была сделана статуя внутри Парфенона?  Кого она изображала?

  •  Какие храмы  находились на территории  Акрополя?

- в маршрутном листе выполните задание № 3.

- Давайте вспомним, какую цель вы поставили в начале урока (выяснить место нахождения статуи богини Афины.)

Вы выяснили место нахождения статуи богини Афины, и как  воспользовались  афиняне  её дарами.

- Всё ли у вас получилось при  выполнении данной работы,  было ли легко её выполнять, мы узнаем, выполнив тест и решив задачу.

Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами, слушают и понимают ответы других учащихся, записывают новые термины

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других.

Рассказ, задания на листочках

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин)

Групповая. Словесный. Беседа, работа с терминами

Подведем итоги. Проведение теста (ответы на слайде)

Соотнесите термины, архитектурные и общественные сооружения Афин с их названиями.

А. Район гончарных мастерских       1. Агора.

Б.  Амфора                                           2. Керамик.

В.  Храм богини Афины                    3. Парфенон.

Г.  Главная площадь Афин        4. Сосуд для вина и масла с двумя ручками.

Д. Пифос                                        5. Большая глиняная бочка для хранения зерна.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

4

3

1

5

Объясняют значения терминов, отвечают на вопрос

Коммуникативные: принимают участие в работе группы; контролируют действия партнеров

Взаимопроверка, работа с карточками

VII. Рефлексия

(2мин)

Групповая

  1. Реши задачу:

В 2004 г. до н.э. купец из г. Афин отправился с торговым караваном в Финикию. Было ему 40 лет. Домой он вернулся только через три года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родился купец? В каком году родился его сын? В каком году купец вернулся домой?

 Ответ:

     2004+40 = 2044г. до н.э. (родился купец)

     2004+1=2005г. до н.э. (родился сын)

     2004-3=2001г. до н.э. (купец вернулся домой)

3.Рассмотрите рисунок и заполните пропуски в тексте. ( на листе № 3.)

- в маршрутных листах выполните задание № 3 – 5.

-  Ребята  мы  достигли поставленной цели?

(      ).

Наше путешествие подошло к концу.

Я предлагаю вам оценить его голосованием, белый камешек бросьте в вазу, если вам путешествие понравилось и было интересно, а чёрный камешек, если вам было скучно и при выполнении заданий возникали затруднения.

Оценивают сою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление

Регулятивные: самооценка

Подсчет голосов, камешков

VIII. Информация о д/з

(1 мин)

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует домашнее задание. § 37.

Задание на выбор:

  1. Используя дополнительные источники, составьте свой собственный рассказ – маршрут по Афинам;
  2. Нарисуйте рисунок об одном из районов города Афины.
  3. Изготовьте  буклет о достопримечательностях города Афины.

Расставаясь с вами, я вам оставляю подарок о сегодняшнем путешествии

- И говорю  Эфхаристо! -  что означает всем спасибо  всем за урок.

- Андрио – До свидания!

Воспринимают задание, уточняют, задают вопросы

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

Задания в тетради, пересказ

                                                                                                         Маршрутный лист

                                                                                                           Дата:__________                          Фамилия имя:__________________________________C:\Users\B7E3~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.png

                  Тема урока - путешествия: __________________________________________________  

                                                                                                                 Цель:__________________________________________________________

                   

Задания

Количество

баллов

Полученный балл

Оценка

учителя

1

Укажите место на карте, где использовали афиняне глину?

2

Укажите место на карте, где использовали афиняне мрамор?

3

Укажите место на карте, где использовали афиняне копьё?

4

Выполните тест

5

Решите задачу

Итого

              

       

                                                               

         План города Афины в 5 веке до н.э.    

                                                 

        

Задание  №4

        Тест

Соотнесите термины, архитектурные и общественные сооружения Афин с их названиями.

А. Район гончарных мастерских       1. Агора.

Б.  Амфора                                           2. Керамик.

В.  Храм богини Афины                    3. Парфенон.

Г.  Главная площадь Афин                4. Сосуд для вина и масла с двумя ручками.

Д. Пифос                                             5. Большая глиняная бочка для хранения зерна.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

                                

        

Задание  №5

Реши задачу:

В 2004 г. до н.э. купец из г. Афин отправился с торговым караваном в Финикию. Было ему 40 лет. Домой он вернулся только через три года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родился купец? В каком году родился его сын? В каком году купец вернулся домой?

 Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "В городе богини Афины"

Данная разработка урока осонована на групповой работе. Учащимся предлагается посетить разные районы города Афины и привезти от туда какой-либо подарок....

Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"

Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"...

технологическая карта урока в 5кл по теме "В городе богини Афины"

Технологическая карта  урока в 5 кл по ФГОС...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "В городе богини Афины"

Технологическая карта урока "В городе богини Афины" соответствунт требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины»

Тема урока: В городе богини Афины.Место темы в курсе «История Древнего мира» Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до...