Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08_02_5klass_v_gorode_bogini_afiny.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В городе богини Афины
Урок история
5 класс
Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию, что Афины – центр ремесла, торговли и искусства;
- Познакомить с основными районами Афин- Керамик, агора, акрополь и их достопримечательностями;
- Выяснить особенности греческой культуры, характерные черты греческого храма и орденской системы
- Попытаться проникнуть духом того времени, прочувствовать его, приобщиться к великому и прекрасному, что было создано в Древней Греции;
- Воспитывать уважение к культуре другого народа;
- Развивать навык оценочных суждений;
- Развивать умения описывать картины, обобщать делать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: заочное путешествие
Оборудование:
- Карта Древней Греции.
- Краснофигурные и чернофигурные вазы, учебные картины по истории Древней Греции: «Вид акрополя», «На агоре», «Парфенон», «Статуя богини Афины в Парфеноне».
- Раздаточный материал для каждого ученика
- Изображения «солнышка» к «тучки» из цветной бумаги для каждого ученика.
- Музыкальные фрагменты: шум моря, греческие народные мелодии.
- Картины и рисунки по истории Древней Греции для «торговых лавок».
- Учебник по истории древнего мира, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер.
- Презентация
Словарь урока:
Керамик – ремесленный район Афин
Акрополь – укрепленная часть города
Агора – главная площадь Афин
Парфенон – главный храм города
Амфора – сосуд с двумя ручками для вина и масла
Портик – полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Кариатиды – скульптурные женские фигуры, поддерживающие крышу
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность |
опрос | Здравствуйте, дорогие ребята! На какие категории делилось население Афин в V в.до н.э.? Вопросы для групп: 1)Граждане Кто такие граждане? Кто в Афинах считался гражданином? Каковы ваши права? Каковы ваши обязанности? Кого можно считать настоящим гражданином? 2) Метеки Каким было ваше положение в Афинах? Чем вы занимались? Чем ваши права отличались от прав граждан? 3) Рабы Как вы попали в рабство? Где использовался ваш труд? Как к вам относятся свободные афиняне и метеки? | Работа в группах
|
Оргмомент Слайд 1,2 | Занятие у нас с вами сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное морское путешествие, в котором вы еще не бывали. Вы уже догадались, куда я предлагаю вам отправиться? (В Афины) Я надеюсь, что мы сумеем сегодня решить все поставленные задачи. Согласны? (Да) | |
а) целеполагание Слайд 3,4 | А с какой целью, как вы думаете, мы едем в Афины? Итак, мы с вами должны познакомиться с достопримечательностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры. Узнать правила древнегреческого градостроительства, ведь именно они оказали огромное влияние на градостроительство всей Европы. | Пытаются сформулировать цель урока. |
б) постановка проблемы | В конце нашей экскурсии попытайтесь объяснить, почему афиняне так любили свой город и гордились им. Те, кто из вас будет особенно внимательны и сообразительны, постарайтесь ответить на следующие вопросы: Каковы правила древнегреческого градостроительства? Вы должны быть не просто туристами, а внимательными исследователями, чтобы успешно выполнить все предложенные по ходу урока задания. итак, вы готовы к отправлению? | Отвечают «багаж»: учебники, тетради, ручки, дневники. |
3. Начало заочной экскурсии. Слайд 5 Слайд6 Слайд7,8 Агора Слайд 9 Работа по учебной картине «Афинская агора» Работа над понятиями Слайд 10,11,12,13 | Наш белый теплоход отправляется в путь. Закройте на минутку глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей. А вот уже великолепные Афины, о которых сами греки любили повторять : «Если ты не был в Афинах, ты – чурбан, если был и не восхищался ими, ты – осел, а если ты покинул их по своей воле , ты – верблюд». Так вот, этот чудесный город встречает нас. Но сначала нам нужно одеться соответствующим образом, чтобы мы своим внешним видом не обращали на себя внимание. Приложение 1. Перед вами изображены одежды греков и варваров. «Сложите» одежду грека в сундук. Назовите элементы греческой одежды. Первое, что мы можем здесь услышать: «Хайрете, падес! Калой кай агатой!» (Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!»). Вспомните греческие мифы: Кто основал Афины? В какой области Греции находился этот город? Почему его название греки связывали с именем богини Афины? (вспомните миф о споре Афины с Посейдоном). Мы идем по улицам, которые не кажутся нам привлекательными: они узкие и кривые , не имеют мостовых и поэтому в это жаркое утро на них пыльно и душно. И вот впереди какое-то оживление, гул голосов. В это безоблачное летнее утро мы оказались на рыночной площади. Как она называлась? Опишите, что происходит на картине? Что мы можем узнать о жизни в Афинах, побывав на агоре? Сделайте вывод, какую роль играла агора в Афинах? Местами встреч были портики. Как вы думаете, почему в Афинах было сооружено много портиков? | Выполняют задание. Приложение 1. Хитон, гиматий, пеплос, сандалии. Здороваются: «Хайрете» Отвечают на вопросы, описывают картину Делают вывод: Агора не только место для торговли, здесь проходила вся общественная жизнь. |
Керамик Слайд 14-21 Слайд 22-23 Слайд24 | Какое слово в русском языке имеет общий корень со словам «керамик»? Что оно означает? Кто живет в этом районе? Почему гончарное дело в древности играло большую роль в жизни людей, нежели в наши дни? Район гончарных мастерских – Керамик был известен далеко за пределами Эллады: здесь жили и трудились искусные гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Долгое время вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. На краснофигурном сосуде для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Черный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. «Прочитайте» сюжет рисунка. Какое настроение хотел передать своим рисунком художник? Приложение 3,4. Попробуйте себя в роли вазописца. В гончарных мастерских нужно было выполнять следующие работы: 1) месить глину; 2) подносить топливо к печи; 3) ворошить раскаленные угли; 4) покрывать вазы росписью; 5) наносить рисунок. Как вы думаете, какие работы поручали рабам? Какие работы выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники? Кто работал лучше - рабы или свободные мастера? Почему? | Приложение 3,4. Выполняют задание. Отвечают |
Путешествие по акрополю. Рассказ учителя с элементами беседы. Идет работа с терминами, написанными на доске. Слайд 25-26 | Отовсюду в Афинах был виден Акрополь-холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину когда-то украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. По главной Панафинейской дороге мы движемся к священному мосту Афин: 1) Акрополю – «верхнему городу» высокому холму с обрывистыми склонами. 2) Пропилеи, портики. 3) Храм Ники Бескрылой. (Кто такая Ника? Как ее изображали греки? Почему назван храм в честь Бескрылой Ники?). | Отвечают на вопросы, используя имеющие знания, рассматривая учебные картины. |
Слайд | 4) Статуя богини Афины работы мастера Фидия (Почему Фидия назвали «творцом богов»? Где вы встречались уже с творениями Фидия?). | В Олимпии. Статуя Зевса. |
Слайд27-28 | 5) Жемчужина акрополя – храм Парфенон (от слова «парфенос» - девушка). Храм как живой из-за бегущих теней от многочисленных колонн. (Сколько в нем портиков?). Опишите храм. Греки во всем искали стройность и гармонию. Поэтому они разработали правила, определяющие лучшее соотношения разных частей здания, прежде всего высоты и толщины колонны с размерами крыши и других частей здания. Такие правила называются Орденом. Дорический орден Ионический орден Коринфский орден | Считают (4). Работают с изображением различных ордеров, выделяют отличия. |
Слайд 29-30 | Греки использовали колонны различных видов для украшения храмов и общественных зданий. Сравните по рисунку: Какие колонны по форме у Парфенона? В чем особенность храма Эрехтейона? Приложение 5. Какие колонны в изображенных храмах : А) дорические Б) ионические В) коринфские | Кариатиды (колонна в виде женской фигуры). Приложение 5. Выполняют задание |
6) Фронтоны храмов. На них помещались сцены из мифов: рождение Афины и спор с Посейдоном. (Вы знаете эти мифы? О чем они рассказывают) | Вспоминают суть мифов. | |
7) Внутренний вид храма Парфенона и еще одна статуя Афины работы Фидия. Обратите внимание на внутренний вид храм (Почему здесь практически нет украшений? Сравните с православными храмами, в которых, наоборот, главное убранства внутри). | Работа с учебной картиной, описание, сравнение с предыдущей. Все зависит от места, где происходит торжественная церемония: внутри или снаружи храма. | |
Вот и закончилась наша экскурсия по акрополю. выполните задание Приложение 6 Время выполнения – 2 минуты. | Приложение 6. Выполняют задание. | |
Рефлексия по этой части. Проверка правильности выполнения задания. | Прочитайте стихотворение и попробуйте объяснить выделенные в тексте поэтические сравнения. Приложение 7. | Зачитывают по очереди ответы. Приложение 7. |
Стадия рефлексии: блиц-опрос. | Вот и закончилась наша экскурсия по Древним Афинам. Если кому-то повезет, вы сможете посетить современные Афины – столицу Греции. Давайте посмотрим, сможете ли вы блеснуть перед греками знаниями Афин. | Отвечают на вопросы викторины |
Блиц – опрос | 1. В какой части Греции расположены Афины? (Средняя) 2. Главная площадь Афин? (Агора) 3. Район Афин, в котором жили гончары? (Керамик) 4. Мраморный храм девы Афины на акрополе? (Парфенон) 6. Главный порт Афинского государства? (Пирей) 7. Места, где чинили старые и строили новые корабли (Верфь) 8. «Верхний город, холм с обрывистыми склонами»? (Акрополь) 9. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения воды? (амфора) 10. Колонна с капитально, украшенной завитушками? (Ионическая). 7. Места, где чинили старые и строили новые корабли (Верфь) 8. «Верхний город, холм с обрывистыми склонами»? (Акрополь) 9. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения воды? (амфора) 10. Колонна с капитально, украшенной завитушками? (Ионическая). 7. Места, где чинили старые и строили новые корабли (Верфь) 8. «Верхний город, холм с обрывистыми склонами»? (Акрополь) 9. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения воды? (амфора) 10. Колонна с капитально, украшенной завитушками? (Ионическая). | |
Возвращение к проблеме | А теперь давайте вернемся к вопросам, поставленным в начале урока, и попробуем ответить на них. Я прошу вас подумать несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью липкого листочка , лежащего у вас на парте. На доске написано: Я понял все и хочу узнать еще больше. Я понял все и могу объяснить другому. Я многое не понял. | Отвечают на поставленные вопросы. |
6. Итог урока | По результатам я вижу, что мы потрудились. Вы хорошо усвоили материал, заинтересовались данной темой, у вас появилось желание расширить свои знания. Молодцы! Большое спасибо за работу. | |
Домашнее задание | Запишите в дневнике: п. 37, вопросы №1-2, термины выучить | Записывают в дневники. |
Эмоциональный итог урока | Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если и понравился и настроение упало, возьмите «тучку». Урок окончен. Спасибо! До свидания! | Встают и берут то, что соответствует их душевному настрою. |
1)Граждане Кто такие граждане? Кто в Афинах считался гражданином? Каковы ваши права? Каковы ваши обязанности? Кого можно считать настоящим гражданином? |
2) Метеки Каким было ваше положение в Афинах? Чем вы занимались? Чем ваши права отличались от прав граждан? |
3) Рабы Как вы попали в рабство? Где использовался ваш труд? Как к вам относятся свободные афиняне и метеки? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 классе по теме " Город". Повторение. Конспект
Этот урок можно использовать перед контрольным тестированием по данной теме....
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока: выяснить, какую роль в борьбе с западными завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....
презентация к уроку истории 6 класс на тему:"Путешествие в средневековый город."
Презентация позволяет провести обобщающий урок . Состоит из 11 слайдов....
Конспект урока в 4 классе по теме "Животные и люди в городе и деревне"
Конспект открытого урока в 4 классе по УМК "Английский с удовольствием М.З. Биболетова и др....