Рабочая программа по истории России. 6-9 классы
рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории России. 6-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii.6-9.docx | 66.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ РОССИИ»
6 - 9 классы
Составитель: учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 41»
Вахонина О.В.
Новокузнецк, 2021 г.
Рабочая программа «История России» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе ООП ООО МБОУ «СОШ № 41».
I. Планируемые результаты освоения предмета «История России»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8) смысловое чтение.
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
II. Содержание учебного предмета
6 класс (34 часа)
Введение.
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Образование государства Русь.
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в. Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства.
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель.
Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Повторение.
7 класс (34 часа)
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в. Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство.
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Повторение
8 класс (34 часа)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Повторение.
9 класс (68 часов)
Александровская эпоха: государственный либерализм.
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм.
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III.
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи.
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры.
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Повторение.
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
История России. 6 класс
№ п/п | Тема учебного занятия (урока) | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Введение | 1 | привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. | |
1. | Наша Родина-Россия | 1 | |
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 3 | привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. | |
2. | Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | |
3. | Образование первых государств | 1 | |
4. | Восточные славяне и их соседи | 1 | |
Раздел 2. Русь в IX-первой половине XII в. | 10 | привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов; применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию обучающихся. | |
5. | Первые известия о Руси | 1 | |
6. | Становление Древнерусского государства | 1 | |
7. | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | |
8. | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | |
9. | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | |
10. | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | |
11. | Место и роль Руси в Европе | 1 | |
12. | Культурное пространство Европы и Руси | 1 | |
13. | Повседневная жизнь населения Народы Сибири в древности | 1 | |
14. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Место и роль Руси в Европе». Контрольный тест | 1 | |
Раздел 3. Русь в середине XII-начале XIII в. | 5 | побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. | |
15. | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | |
16. | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | |
17. | Новгородская республика | 1 | |
18. | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | |
19. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в середине XII-начале XIII в». Контрольный тест | 1 | |
Раздел 4. Русские земли и их соседи в середине XIII-XIV в. | 7 | применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной (знаковой) основой: систематизация учебного материала; формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. | |
20. | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | |
21. | Батыево нашествие на Русь | 1 | |
22. | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | |
23. | Литовское государство и Русь | 1 | |
24. | Усиление Московского княжества | 1 | |
25. | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | |
26. | Культурное пространство Руси в середине XIII-XIV в. | 1 | |
Раздел 5. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. | 2 | применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | |
27. | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли и их соседи в середине XIII-XIV в.» Контрольный тест | 1 | |
Раздел 6. Формирование единого Русского государства в XV в. | 5 | побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу обучающегося; общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их; организовывать в рамках урока поощрение учебной успешности | |
29. | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | |
30. | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | |
31. | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Сибирь в XV в. | 1 | |
32. | Русская православная церковь в XV-начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | |
33. | Культурное пространство Русского государства в XV в. | 1 | |
Повторение | 1 | организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). | |
34. | Годовая контрольная работа | 1 |
История России. 7 класс
№ п/п | Тема учебного занятия (урока) | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Раздел 1. Россия в XVI в. | 15 | привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы, метафоры– из близких им книг, фильмов, компьютерных игр; акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке; учитывать культурные различия обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей. | |
1. | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | |
2. | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | |
3. | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | |
4. | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | |
5. | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | |
6. | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады. | 1 | |
7-8. | Внешняя политика России во второй половине XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 2 | |
9. | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | |
10. | Народы России во второй половине XVI. | 1 | |
11. | Опричнина | 1 | |
12. | Россия в конце XVI в. | 1 | |
13. | Церковь и государство в XVI в. | 1 | |
14. | Культурное пространство в XVI в. | 1 | |
15. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVI в.». Контрольный тест | 1 | |
Раздел 2. Смутное время. Россия при первых Романовых | 17 | применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык генерирования и оформления собственных идей, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; организовывать индивидуальную учебную деятельность; создавать доверительный психологический климат в классе во время урока; проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка; моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.). | |
16. | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI-начале XVII в. | 1 | |
17-18. | Смута в Российском государстве | 2 | |
19. | Окончание Смутного времени | 1 | |
20. | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | |
21. | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | |
22. | Изменения в социальной структуре общества | 1 | |
23-24. | Народные движения в XVII в. | 2 | |
25-26. | Россия в системе международных отношений | 2 | |
27. | Под «рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | |
28. | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | |
29. | Русские путешественники и первопроходцы в XVII в. | 1 | |
30. | Культура народов России в XVII в. | 1 | |
31. | Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | |
32. | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | |
Повторение | 2 | ||
33. | Годовая контрольная работа | 1 | организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков); организовывать в рамках урока поощрение учебной или социальной успешности. |
34. | Россия в XVI-XVII вв. | 1 |
История России. 8 класс
№ п/п | Тема учебного занятия (урока) | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Введение | 1 | привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. | |
1. | У истоков российской модернизации | 1 | |
Раздел 1. Россия в эпоху преобразований Петра I. | 13 | организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира; создавать доверительный психологический климат в классе во время урока; моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.); организовывать в рамках урока проявления активной жизненной позиции обучающихся; организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков) | |
2. | Россия и Европа в конце XVII в. | 1 | |
3. | Предпосылки Петровских реформ | 1 | |
4. | Начало правления Петра I | 1 | |
5. | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 | |
6. | Реформа управления Петра I | 1 | |
7. | Экономическая политика Петра I | 1 | |
8. | Российское общество в Петровскую эпоху | 1 | |
9. | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 | |
10. | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 | |
11. | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 | |
12. | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | |
13. | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 | |
14. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I». Контрольный тест | 1 | |
Раздел 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 | организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков); инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.); организовывать в рамках урока проявления активной жизненной позиции обучающихся. | |
15-16. | Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) | 2 | |
17. | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 1 | |
18. | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | |
19. | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | ||
20. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха дворцовых переворотов». Контрольный тест | 1 | |
Раздел 3. Российская империя при Екатерине II | 8 | реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной (знаковой) основой: систематизация учебного материала проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу обучающегося; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). | |
21. | Россия в системе международных отношений | 1 | |
22. | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | |
23. | Экономическое развитие России при Екатерине II. | 1 | |
24. | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | 1 | |
25. | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева | 1 | |
26. | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | 1 | |
27. | Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма | 1 | |
28. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская империя при Екатерине I». Контрольный тест. | 1 | |
Раздел 4. Россия при Павле I | 2 | реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной (знаковой) основой: систематизация учебного материала проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу обучающегося; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). | |
29. | Внутренняя политика Павла I | 1 | |
30. | Внешняя политика Павла I | 1 | |
Раздел 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 3 | применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; организовывать индивидуальную учебную деятельность. | |
31. | Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. | 1 | |
32. | Русская архитектура XVIII в. Живопись и архитектура. Музыкальное и театральное искусство | 1 | |
33. | Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий. | 1 | |
Повторение | 1 | организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков); организовывать в рамках урока поощрение учебной или социальной успешности | |
34. | Годовая контрольная работа | 1 |
История России. 9 класс
№ п/п | Тема учебного занятия (урока) | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Россия в первой четверти XIX в. | 16 | привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества; инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации; применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 | |
2-3. | Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского | 2 | |
4-5. | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | 2 | |
6-7. | Отечественная война 1812 г. | 2 | |
8-9. | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | 2 | |
10-11. | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг. | 2 | |
12-13 | Национальная политика Александра I | 2 | |
14. | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | |
15-16. | Общественное движение при Александре I.Выступление декабристов | 2 | |
Россия во второй четверти XIX в. | 15 | инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации; применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов; организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных. | |
17-18. | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 2 | |
19-20. | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 2 | |
21-22. | Общественной движение при Николае I | 2 | |
23. | Национальная и религиозная политика Николая I.Этнокультурный облик страны | 1 | |
24-25. | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. | 2 | |
26-27. | Крымская война 1853-1856 гг. | 2 | |
28-29. | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 2 | |
30-31. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX в.». Контрольный тест | 2 | |
Россия в эпоху Великих реформ | 11 | привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества; инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации; применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | |
32. | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | |
33-34. | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 2 | |
35-36. | Реформы 1860-1970-х гг.: социальная и правовая модернизация | 2 | |
37. | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | |
38-39. | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 2 | |
40. | Национальная и религиозная политика Александра II.Национальный вопрос в России и Европе | 1 | |
41-42. | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 2 | |
Россия в 1880-1890-е гг. | 10 | организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; • реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | |
43-44. | Александр III: особенности внутренней политики | 2 | |
45. | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | |
46-47. | Общественное движение при Александре III | 2 | |
48. | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | |
49-50. | Внешняя политика Александра III | 2 | |
51. | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | |
52. | Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в. | 1 | |
Россия в начале XX в. | 14 | привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке; привлекать внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества; проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу обучающегося. | |
53-54. | Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития | 2 | |
55-56. | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. | 2 | |
57-58. | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 2 | |
59-60. | Внешняя политика Николая II.Русско-японская война 1904-1905 гг. | 2 | |
61-62. | Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. | 2 | |
63. | Социально-экономические реформы П.А. Столыпина | 1 | |
64. | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | 1 | |
65. | Серебряный век русской культуры | 1 | |
66. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX в.» | 1 | |
Повторение | 2 | проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка; организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). | |
67. | Годовая контрольная работа | 1 | |
68. | Россия в XIX-начале XX в. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории России в 7 классе
рабочая программа по истории России в 7 классе составлена к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
рабочая программа по истории России в 8 классе
рабочая программа по истории России в 8 классе составлена к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по Истории России XXвек -9 класс
Рабочая программа по истории России по А.А. Данилову, Л.Г. Косулиной для учащихся 9 класса....
рабочая программа по истории России для 9 класса
Рабочая программа по истории России для 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской программы по...
рабочая программа по истории России для 11 класса
Рабочая программа по курсу история России для 11 А класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базово...
Рабочая программа по истории России для 7 класса
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихс...
Рабочая программа по истории России для профильных классов
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...