рабочая программа по истории России в 8 классе
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Филиппова Екатерина Игоревна
рабочая программа по истории России в 8 классе составлена к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_8_kl.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории России.

Рабочая программа составлена  на основе Примерной программы  курса «История России» авторского для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Просвещение, 2006 г.),  допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, рассчитанной на 41 час (2 урока в неделю).   В соответствии с учебником, допущенным  Министерством образования Российской Федерации: Данилов, А. А. История России  ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008.

В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).

        Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.

       Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей:

  1. Дать представления об основных этапах и содержании истории России XIX века.
  2. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
  3. Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
  4. Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
  5. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
  6. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
  7. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
  8. В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
  9. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

Основная функция курса.

Формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии российского общества в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

Гуманизация при изучении данного курса.

Она прослеживается:

  1. в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
  2. в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
  3. в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания);
  4. обращение к диалоговому обучению;
  5. создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности;
  6. в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
  7. в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории - то, что развивает способность понимания исторических эпох;
  8. в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
  9. в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  2. Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год.

Для работы по данному тематическому планированию используются

 следующие учебные пособия:

  1. Данилов, А. А. История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2008.
  1. Колганова Е.В., Сумакова Н.В.  Поурочные разработки по  истории России для 8 класса к данному учебнику.         
  2. Авторские презентации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

(41 урок) 

Календарно – тематическое планирование

урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (21ч)

1-2.

Россия на рубеже ХVШ-ХIХ вв.

2

Сентябрь

3.

Внутренняя политика Александра I в 1801 -1806 гг.

1

4.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

1

5.

Внешняя политика Александра 1801-1812 гг.

1

6.

Отечественная война 1812 г.

1

7.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

1

8.

Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг.

1

9.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

Октябрь

10.

Общественное движение первой четверти XIX в.

1

11.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.                                                                       I

1

12.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Внутренняя и внешняя политика Александра I.

1

13.

Внутренняя политика Николая I.

1

14.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в.

1

15.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1

16.

Общественное движение 30-50-х гг.

1

17.

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

1

Ноябрь

18.

«Золотой век» российской культуры. Наука и образование.

1

19.

Русские первооткрыватели и путешественники.

1

20.

Перемены в быту основных сословий населения.

1

21.

Повторительно-обобщающий урок по теме:

Россия при Николае I.

1

Тема 2. Россия во второй половине XIX в.  ( 20 ч )

22.

Накануне отмены крепостного права.

1

23.

Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.

1

Декабрь

24.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

1

25.

Социально-экономическое развитие России в 60-70-х гг XIX в.

1

26.

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

27.

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

28.

Революционное народничество второй половины 60-х –начала 80-х гг. XIX в.

1

29.

Внешняя политика Александра II.

1

30.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

31.

Внутренняя политика Александра III.

1

Январь

32.

Экономическое развитие в годы правления

 Александра III

1

33.

Положение основных слоев общества.

1

34.

Общественное движение  в 80-90-е гг.

1

35.

Внешняя политика Александра III.

1

36.

Просвещение и наука.

1

37.

Литература и изобразительное искусство.

1

Февраль

38.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

1

39.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1

40.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия во второй половине XIX в.  

1

41.

Итоговое повторение.

1

Требования к уровню подготовки восьмиклассников по истории.

В результате изучения истории России ученики должны:

  1. Определять и объяснять исторические понятия.
  2. Выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, документе.
  3. Обобщать исторические явления и события, устанавливать их взаимосвязь, определять их причины и следствия.
  4. Анализировать исторические источники.
  5. Определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать.
  6. Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, монологическую речь, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями и докладами.
  7. Знать даты.
  8. Уметь работать с исторической картой, извлекать из нее необходимую информацию.

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

  1. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — пер вой половине XIX века. -   М., 1994.
  2. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.
  3. Ильин С. В. Витте. — М., 2006.
  4. Киянская О. И. Пестель. — М., 2006.
  5. Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков фор мирования русской интеллигенции. — М., 1990.
  6. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914 гг. — М., 1995.
  7. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политиче ская борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
  8. Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержа вия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.
  9. Москва. Быт XIV—XIX вв. — М., 2005.
  10. Москва в очерках 40-х годов XIX века. — М., 2004.
  11. Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революцион ная традиция в России. 1783—1883. — М., 1986.
  12. Песков А. М. Павел I. — М., 2003.
  13. Российские консерваторы. — М., 1997.
  14. Семенкова Т. Г., Сетенков А. В. Денежные реформы России в XIX в. — СПб., 1992.
  15. Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX веке. — М., 1990.
  16. Томсинов В. Аракчеев. — М., 2003.
  17. Троцкий И. Ш-е Отделение при Николае I. — Л., 1990.
  18. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
  19. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997.
  20. Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.
  21. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. — М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по истории России 8 класс

Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....

Рабочая программа по истории России 9 класс

Составлена  по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...

Рабочие программы по истории России 7 класс

Содержание рабочей программы по истории России 7 класс...

Рабочие программы по истории России 6 класс

Содержание рабочей программы по истории России 6 класс...

Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина

Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...