Народное и декоративно-прикладное искусство России.
занимательные факты по истории (5 класс)

Хохлома. Павлопосадские шали. Палехская миниатюра. Гусевский хрусталь. Матрёшка. Оренбургский пуховый платок. Ростовская финифть. Вологодское кружево. Уральская резьба по камню. Тульский пряник. Тульский самовар. Филимоновская игрушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_i_remyosla_rossii.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Народное и декоративно-прикладное искусство.

с. Хохлома Нижегородской области. Роспись по дереву. Промысел возник во второй половине 17 века в с. Хохлома. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Используются красный, жёлтый, оранжевый, немного голубой, зелёный цвета. Всегда золотой цвет. Традиционные элементы хохломы: красные сочные ягоды рябины, земляники, цветы, ветки. Выполняется роспись на деревянной посуде и мебели.

Павловопосадские шали (платки) — один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском Посаде Московской области. Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Обычно чёрного или красного цвета, с рисунком из цветов.

Па́лехская миниатюра — народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области. Роспись по дереву яичными темперными красками, использование тёмных фонов, тщательная детализация каждого элемента, удлинённость и хрупкость человеческих фигур. Сказочные и литературные мотивы. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Родина гусевского хрусталя, по праву считающегося одной из визитных карточек нашей страны, - город Гусь Хрустальный во Владимирской области. Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего  по сей день.

Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. Появилась в 1891 г. в Абрамцеве, как оригинальная версия менее известной японской деревянной игрушки.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.). Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками. Сегодня выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова. Мастерицы, как и прежде, вручную расписывают изделия. Финифть можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях.

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в  вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; булавки. Типичный материал для вологодских кружев — лён.

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды. Сюжеты – уральские сказки П. Бажова – малахитовые шкатулки.

Тульский пряник. В Туле процесс изготовления пряника довели до совершенства и практически возвели в искусство.  Для приготовления знаменитого печатного пряника требовалось много труда и усилий. Самым важным этапом для его производства являлось подготовка формы, для изготовления которой использовали сорта мягкой древесины – груши, липы или березы. Дерево подвергали длительной просушке, после чего в заготовке в зеркальном отражении вырезали уникальный узор или текст.

Тульский самовар. Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле оружейником Федором Лисицыным в 1778 году. Самовары династии Лисицыных прославились многообразием видов и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в форме дельфина, с петлеобразными ручками. Высота маленького самовара 3,5 миллиметра.

Филимоновская игрушка. Гончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.

Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице. Из животных чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии ." Народное и декоративно-прикладное искусство

  Урок дает последовательность выполнения работы по Бисероплетению. Даны основные Способы плетения бисером и пошаговая инструкция выполнения.    1.Способ параллельного плетения.    2.Способ  «скрутка»...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы

факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы

рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...