Ориентация школьного учебника истории на изучение вопросов культуры.
статья по истории
Выбор темы данной статьи обусловлен практической деятельностью ее автора – школьного учителя, столкнувшегося с серьезными проблемами при изучении вопросов культуры в рамках изучения курса истории в 5 и 6 классах. Педагогическая практика позволила выявить ряд проблем, среди которых дефицит времени, отведенного на изучение вопросов культуры, пожалуй, является основным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientatsiya_shkolnogo_uchebnika_istorii_na_izuchenie_voprosov_kultury.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ориентация школьного учебника истории на изучение вопросов культуры.
Выбор темы данной статьи обусловлен практической деятельностью ее автора – школьного учителя, столкнувшегося с серьезными проблемами при изучении вопросов культуры в рамках изучения курса истории в 5 и 6 классах. Педагогическая практика позволила выявить ряд проблем, среди которых дефицит времени, отведенного на изучение вопросов культуры, пожалуй, является основным.
Современный ФГОС основного общего образования и среднего ( полного) общего образования предполагает актуализацию культурного компонента исторического образования для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Необходимо подчеркнуть значение историко-культурного стандарта, который конкретизирует положения ФГОС. В содержании документа особое внимание обращается на раскрытие перед школьниками ценностной картины мира каждого периода. В результате культура становится одним из центральных понятий школьного курса истории.
Согласно примерной учебной программе, на изучение истории в 5 и 6 классах отводится не менее 68 часов. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место, однако на его усвоение в программе отведено всего по 8 часов в 5 и в 6 классах.
В методических пособиях даны рекомендации по планированию и проведению уроков (что и за какое время учитель должен выдать), но остается не ясным, как это сделать за время урока (с учетом организационной части и опроса пройденного материала непосредственно на изучение культуры остается не более 20 минут). Все это приводит к поверхностному, обзорному изучению культуры на уроках или того хуже – к ее самостоятельному изучению учащимися.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[1] включает в себя основные требования к образованию, структуры программы образования и результаты освоения основной программы образования. Но согласно времени, отведенного данной программой[2], вопросы культуры раскрываются либо на завершающей части урока, либо это один-два урока, или, наконец, ряд уроков, каждый из которых посвящен отдельной области культуры, предусмотренной программой. Следовательно, реальный результат – это низкий уровень знаний учащихся в области культуры. Между тем, духовная культура на уроках истории раскрывается как компонент общества, многие её проявления (образование и наука, общественная и политическая мысль, литература и искусство, письменность и книгоиздание, театр и т.д.) рассматриваются в их динамике, взаимосвязи и развитии, в их социальной обусловленности.
Разного рода культурно-исторический материал требует к себе особого подхода и выполняет различную роль в образовательно-воспитательном процессе.
Причинами недостаточного внимания к вопросам культуры в преподавании истории является позиция авторов учебных пособий и общества. Отметим, что одной из важных проблем в настоящее время является ряд учебников, отклоняющихся от «образца».
Необходимо обратить внимание на новые представления о школьном учебнике истории, связанные с современными дискуссиями о сущности исторической науки и гуманистическими подходами к реформированию общего образования. В этом контексте учебник истории воспринимается как «вариант индивидуального исторического повествования», «один из инструментов обучения»[3].
Речь идёт о принципиально иных подходах к содержанию и структуре учебной книги по истории, о новых возможностях и функциях учебных пособий в образовательном процессе, о новом отношении к учебнику со стороны педагогов и учеников.
Между тем, удивительна «конструкция» учебников. По логике вещей, во введении авторы должны обосновать структуру учебника и дидактические цели. Тогда учитель и ученики смогут получить ясное представление о том, что, почему и как они будут изучать. Современные учебники содержат точки зрения и оценки авторов, что зачастую не оставляет читателю иного выбора. Это также является существенным минусом современных учебных пособий. Например, в «Истории средних веков» М.Ю.Брандта (М.: Дрофа, 2006); § 27, с.228 не аргументированы утверждения: «Только благодаря Фоме Аквинскому (1225 - 1274) споры о вреде и пользе Аристотеля завершились. Он очень умело соединил наследие греческого философа с христианством».
Ещё одним важным вопросом является информационная избыточность. Информационно перегруженный учебник истории — это не обязательно толстая книга. Прежде всего, такой учебник отличает монотонный и однообразно представленный авторский текст, занимающий почти всё пространство пособия. Он набран одним шрифтом, разделён на крупные блоки (параграфы) и воспринимается как одинаково обязательный для чтения и запоминания. Примерами такого учебного пособия служат «История России 6 класс» [П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева и др.] (М.: Вентана-Граф, 2009), «История средних веков» М.Ю.Брандта (М.: Дрофа, 2006).
Этому способствовали бы физические карты изучаемого государства или региона. Физическая карта дает представление о природных условиях, полезных ископаемых государства, что даёт возможность определить занятия людей, в какой – то степени быт, уровень жизни.
Иллюстрации не спасают печальное положение: они статичны, так как располагаются в строго определённых местах на страницах учебника, обрамлены прямоугольными рамками, скупы на комментарии к изображениям. А главное, в некоторых учебниках они черно-белые. Например, «История Отечества XX в.» Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. М.: «Русское слово», 2005. В результате учителю невозможно рассказывать о цветовой гамме и колорите в живописи, демонстрируя иллюстрации учебника.
При изучении вопросов культуры невозможно обойтись без музыкального сопровождения в виде классических произведений, произведений созданных в изучаемую эпоху.
Но как можно такой объём материала прослушать, просмотреть, описать за один урок? См. §8, §48, «История отечества XX в.», 9 класс; §13-14, §32 «История России», 6 класс; §9, §19 «Российская история», 6 класс.
Выводы большинства современных учебников по отдельным параграфам могут быть дополнены (где – то и пересмотрены). Например: «История средних веков» 6 класс[4], § 1. Древние германцы. Нечетко изложен вопрос «Древнегерманские верования»: говорим о богах (политеизм), а упоминаем лишь одного. Были ли верования языческими?
§ 4. Распространение христианства. Вопрос в начале параграфа «Когда и где возникло христианство?» можно дополнить и другим вопросом: «Почему изменилось отношение к христианству в Римской империи?». Не подчеркнуто, что христианская религия – монотеистическая религия. Трудно найти ответ в учебнике на вопрос: «Чем был вызван раскол в христианской церкви?» (стр. 34, вопрос 4).
§ 13. Культура Византии и славянских государств. Проявлен интерес к материалу о строительстве собора святой Софии, о деятельности Кирилла и Мефодия. Более органично было бы поместить в данный параграф иллюстрацию памятника им, но он размещён в§12.
§ 27. Наука, образование, литература. Удачно изложен п. 1 «Схоластика и теология». Перед учащимися с целью закрепления сущности понятия «схоластики» поставили вопрос: «Кто прав в споре Пьера Абеляра и Бернара Клерковского?». Стоило бы расшифровать понятия «теология». Если уж введено понятие «рационализм», то неплохо бы объяснить учащимся, что такое эмпиризм – понятие, напрямую связанное с рационализмом.
Вопросы и задания находятся на традиционном для них месте — в конце параграфов и глав. Документы, если они есть, тоже собраны в строго положенном им месте и используются для доказательства мыслей, изложенных в основном тексте учебника. Авторы учебника особым шрифтом выделяют даты для запоминания, но список таких дат необходимо пересмотреть. Неужели так важно помнить даты правления, например, Карла Великого (может быть, достаточно основных событий в период его правления?), Юстиниана, даты переправы арабского полководца Тарика из Северной Африки в Испанию и восстания в Болгарии под руководством братьев Фёдора и Асеня и т.д.? Как соотнести даты, приведённые в текстах параграфов, и даты в краткой хронологической таблице (по какому принципу они занесены в эту таблицу?) (стр. 291 – 292, История Средних веков, Брандт М.Ю.). Хронологическая таблица, словари имён и понятий усиливают субъективное ощущение информационной перегрузки (информационного давления) учебной книги. Такой учебник утомит сегодня не только юного, но и взрослого читателя, избалованного красочными журналами и интерактивными сайтами в Интернете.
Проведенный анализ современных учебников позволил прийти к выводу, что, несмотря на новые подходы к содержанию и структуре учебника по истории и другое отношение к учебнику со стороны педагогов и обучающихся, универсальной учебной книги по истории не существует в принципе. Создать «правильный» школьный учебник, в сегодняшних условиях очень сложно. Но помочь школьному учителю можно. Для этого необходимо формирование блока методических рекомендаций на базе анализа преподавания культуры на уроках истории в школе в теоретическом и практическом аспектах: приведение плана и показа хода урока в современных условиях, варианты прохождения материала.
Литература :
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы.- М.: Просвещение, 2010.
- Разбегаева, Л.П. Значение вопросов культуры в обучении истории как актуальная педагогическая проблема/ Л.П. Разбегаева, Т.В. Самоходкина// Нижегородское образование.-2015.-№2.- с23-28
- Рябцев , Ю.С. Освещение вопросов русской культуры в школьных учебниках истории/ Ю.С. Рябцев// Преподавание истории и обществознания в школе.-2010.-№4.-с 28-31
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утв. Приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17 декабря 2010г, №1897
[1] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. М., 2010 г.
[2] Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010. – 94 с.
[3] Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. Учебник истории: Старт в новый век. — М., 2006.
[4] Брандт М.Ю. История средних веков. М.: Дрофа, 2002 г. – 304 с.: илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.
Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования представлений о духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма,...
вопросы краеведческой ориентации в курсе истории общеобразовательной школы
основные вопросы краеведческой ориентации в школе...
вопросы краеведческой ориентации в курсе истории общеобразовательной школы
основные задачи, объединяющие вопросы краеведческой ориентации в курсе истории общеобразовательной школы...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Изучение вопросов культуры на уроках истории
Все сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная) видоизменяются, находятся в развитии. Чем ближе к современному периоду, тем совершенее. Лишь одна сфера во все времена имеет непр...
Статья. Анализ освещения темы "Февральская революция 1917 г. в российской провинции" в нормативно-правовых документах и школьных учебниках истории
Анализ освящения темы "Февральская революция 1917 года в российской провинции"...
Изучение истории культуры в школьных курсах истории
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, которые знакомы с масштабными явлениями культуры...