Изучение истории культуры в школьных курсах истории
статья по истории
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, которые знакомы с масштабными явлениями культуры, но почти не сообщают новой информации ученикам.
Что же делать? Ведь попытка познакомить учеников со всем многообразием мировой культуры тоже обречена на провал в силу известных причин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_istorii_kultury_v_shkolnyh_kursah_istorii.docx | 12.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение истории культуры в школьных курсах истории.
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, которые знакомы с масштабными явлениями культуры, но почти не сообщают новой информации ученикам.
Что же делать? Ведь попытка познакомить учеников со всем многообразием мировой культуры тоже обречена на провал в силу известных причин.
При изучении истории культуры в рамках школьного курса необходимо помнить, что, во-первых, в содержательном отношении материал по культуре не самостоятелен. Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии.
Во-вторых, памятники культуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественные явления.
В-третьих, если говорить об искусстве, его произведения глубоко эмоциональны и индивидуальны. Поэтому научить ученика понимать, почему автор «так видит», и есть, на мой взгляд, научить понимать произведения искусства, их красоту и связь со «своей» современностью.
В-четвертых, при изучении культуры имеет смысл сконцентрироваться на каком-нибудь одном-двух направлениях, тенденции и закономерности развития которых понятны самому учителю и могут быть объяснены ученикам.
Например, в курсе истории Древнего мира, изучая культурное наследие Древнего Египта можно попросить учеников найти и перечислить обелиски, сфинксы, капители колонн в современном мире. Данный прием является одним из самых эффективных.
При изучении истории Древней Греции, попросить учеников достать из портфелей учебники по всем предметам – у большинства будут греческие названия, а на первых страницах мы можем увидеть портреты греческих ученых. Интерес у учеников вызывает и сравнение современной спортивной символики с изображением видов спорта, в которых соревновались древние греки, на вазах и керамической посуде.
Изучая античность, можно дать опережающее задание «Греция и Рим вокруг нас» и предложить найти следы античности в следующих сферах: архитектура, развлечения, наука и образование, имена, географические названия.
На итоговом уроке может быть составлена презентация с элементами античной культуры, которые имеют узнаваемые аналоги в той или иной местности, в повседневной жизни учеников.
В заключении хочу привести афоризм Козьмы Пруткова – «Нельзя объять необъятное». А культура человечества необъятна. Значит задача учителя – через некоторые произведения постараться понять прошлое, выявить те или иные тенденции развития. Иначе дети получат не пищу для ума, а лишь материал для разгадывания кроссвордов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение темы "Проценты" в школьном курсе математики.
Обобщение личного опыта при изучении темы " Проценты" в школьном курсе математике. Использование темы в жизненных ситуациях....
Программа по истории "Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века".Элективный курс.
Программа курса разработана в соответствиис задачами модернизации содержания образования.Ее особенность заключается в том ,что она предпологает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении и...
Изучение фразовых глаголов в школьном курсе.
Фразовые глаголы представляют собой одно из самых интересных идиоматических выражений, изучаемых в школьной программе. В данной статье мне хотелось поделиться некоторыми методическими приемами, которы...
Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы для учащихся 8-10 классов.
Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы для учащихся 8-11 классов....
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Изучение художественной культуры в школьном курсе новой истории.
При изучении изобразительного искусства 18-19 веков, начинаем с французского художника Ж.Л. Давида, современника и участника Великой французской революции.Картины Давида, созданы накануне револю...