Военно-историческая реконструкция как средство профориентации суворовцев СК СВУ
статья по истории

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-историческая реконструкция как средство профориентации суворовцев СК СВУ

(преподаватель ОД истории и обществознания Гумецов Т.Р.)

Тема патриотизма и патриотического воспитания граждан будет актуальна всегда, потому что нормальное функционирование государства, его успех во внешней и внутренней политике, его авторитет на международной арене во многом зависит от патриотично настроенных граждан, духовные ценности которых преобладают над личными интересами. Особенно актуальна и важна тема патриотизма и патриотического воспитания среди подрастающего поколения будущих офицеров-суворовцев, нахимовцев, кадетов. Патриотизм — это любовь к родине, к своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, также это единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, реализующейся в деятельности личности на благо Отечества. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища обеспечивают подготовку обучающихся к поступлению в высшие военные заведения. Из стен училищ выходят тысячи будущих высококвалифицированных специалистов военного дела, глубоко преданных своему народу. Ни исключение и наше Северо – Кавказское суворовское военное училище. Однако не все выпускники нашего училища продолжают обучение в военных ВУЗах. Очевидно, что нужна выработка системы военно-профессионального самоопределения суворовцев. Мероприятия по военно-профессиональной ориентации обучающихся входят в общую систему формирования у суворовцев патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все проводимые в училище мероприятия по военно-патриотическому воспитанию   способствуют формированию и военно-профессиональной направленности суворовцев.

           Недавно сложилось в нашей стране общественное явление исторической реконструкции. Военно-историческая реконструкция как средство профориентации эффективно, так как объединяет составляющие патриотического воспитания: когнитивную (углубленное изучение военных сражений и самостоятельный поиск знаний и исторических фактов), нравственную (воспитание на примере героических подвигов соотечественников), духовную (понимание духовной сути событий), эмоциональную (общение со сверстниками), деятельностную (подготовка и непосредственное участие в реконструкциях боевых сражений).

         Обратимся к определению и сущности понятия «реконструкция». Данный термин имеет много толкований, одно из них характеризует реконструкцию как «Воссоздание нарушенного первоначального облика.., выполненное в натуре или выражающееся в составлении описания, чертежа, рисунка модели. Реконструкция создается на основе сохранившихся частей или фрагментов памятников, исторических источников»

             Военно-исторические реконструкции создают особые условия, при которых развиваются творческие способности обучающихся. Вспомнить ратные подвиги наших предков можно по-разному. Можно чествовать ветеранов цветами и подарками, можно устроить величественный парад, а можно воссоздать эпизод истории-реконструировать один из эпизодов Великой Отечественной войны.

             Феномен военно-исторической реконструкции (далее - ВИР) сегодня стал привычным явлением историко-культурной среды и представляет собой достаточно широкое общественное движение, включающее в себя коллективы заинтересованных лиц, объединенных в клубы, группы и ассоциации, которые занимаются «экспериментальным» изучением истории.

ВИР является одной из самых действенных форм изучения военной истории, позволяющей существенным образом дополнить сведения, почерпнутые из документов, книг, фильмов личными ощущениями, непосредственными эмоциональными ощущениями. Военно-историческая реконструкция помогает ответить на сложные, неоднозначные вопросы о причинах побед и поражений.

Военно-исторические реконструкции создают особые условия, при которых развиваются творческие способности обучающихся, так как осуществляется самостоятельный поиск знаний. Эти занятия предоставляют возможность любому ребенку, независимо от способностей, включиться в общую деятельность, проявить индивидуальность и оригинальность, внести свой посильный вклад в общую работу. Дети, владеющие более глубокими знаниями и познавательными возможностями, реализуют и расширяют их в ходе учебной работы, учатся оказывать поддержку и помощь тем, кто в ней нуждается, работать с научной, справочной и популярной литературой. Полученное ощущение успеха от выполненного задания повышает самооценку ребенка, привыкшего к роли неудачника, мотивирует его к изучению истории.

В нашем училище одним из первых создан интерактивный образовательный комплекс «Путешествие во времени и пространстве», который позволяет изучать историю и географию с использованием VR-технологий. У преподавателей появился новый образовательный инструмент с возможностями использования специально разработанного комплекта интерактивных занятий по географии и истории. Этот кабинет используется, когда на уроках истории предусматривается работа с интерактивными картами сражений. Преподавателем географии был проведен урок в 10 классе по теме: «Климатические войны. Миф или реальность». На уроке продемонстрировали возможности климатического оружия с помощью системы визуализации с панорамной видеостеной сверхвысокого разрешения с активными зонами.

В нашем училище в рамках недели истории проводились конкурсы макетов сражений. Суворовцы с большой заинтересованностью участвовали в этих конкурсах. На конкурс были представлены макеты: «Невская битва», «Куликовская битва», «Фермопильское  сражение»,  битва за «Эльхотовские ворота»  и т.д.

Кроме того, суворовцы участвуют в работе кружка с преподавателем технологии «Военно-историческое моделирование».

В 2021-2022 учебном году в 10 классе был введен элективный учебный курс «Военная история России».  Цель курса- расширить и углубить исторические знания обучающихся, привить интерес к отечественным вооруженным силам. На уроках используются элементы военно-исторической реконструкции, например, суворовцы чертят схемы сражений используя историческую карту. В рамках элективного курса был проведен урок по теме «Куликовская битва». Суворовцам были даны самостоятельные задания, связанное с реконструкцией битвы.  Одни обучающиеся работали над макетом сражения, другие над воссозданием комплекса вооружения русского воина XIV в.. Суворовцы с большим интересом погрузились в эту историческую эпоху.

Использование военно- исторической реконструкции на уроках и во внеурочной деятельности показало свою эффективность. Таким образом, военно-историческая реконструкция как средство профориентации суворовцев СК СВУ имеет хороший потенциал.

Используемая литература:

  1. Абрамзон Р.Я., Горелик М.В. Научная реконструкция комплекса вооружений русского воина ХIV века и его использование в музейных экспозициях // Из материалов юбилейной научно-исследовательской конференции. Куликовская битва в истории и культуры нашей Родины. М.: МГУ, 1983. С. 230.
  2. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis (Международный электронный научный журнал). 2013. № 2. Свидетельство о регистрации электронного ресурса ЭЛ № ФС 77-52598. http://st-hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnyenapravleniya (дата обращения 12.01.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. План-конспект Обобщающего военно-исторического урока по ОБЖ на 1-ом курсе. Военные реформы России

Тема: Военные реформы России   Учебные цели:1. Расширить и укрепить знания, учащихся по истории нашей Родины2. Расширить кругозор учащихся ...

Роль военной журналистики в сохранении военно- исторического наследия

Учащиеся,собираясь связать свою будущую профессию с военной журналистикой, провели исследования, касающиеся роли военных журналистов в разгорающихся военных конфликтах...

проект военно -исторической реконструкции "Штурм безымянной высоты"

      Военно-историческая  реконструкция  представляет собой планшетный проект многочисленных боевых  военных ситуаций , созданный силами детских рук и воображения...

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся»

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся» в рамках встречи делегации педагогов и руководителей обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Английский язык» «Военное страноведение. США: географические и военно - исторические аспекты» (первый год обучения) для учащихся 10, 11 класса

Рабочая программа учебного курса «Военное страноведение» составлена для  10,11 класса общеобразовательной  школы  на основе примерной  программы среднего (полного) обще...

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (студия военно-исторической реконструкции) «Храбрые сердцем»

Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса среди детей и молодежи к средневековым боевым искусствам разных народов, в особенности к исконным славянским и русским боевым традиц...