РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Российской армии» для 8 класса основного общего образования
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс)

Казакова Евгения Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 «История Российской армии»

 для 8 класса основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass_tematicheskoe_planirovanie_.docx72.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки города Москвы

ГБОУ Вешняковская школа

ГБОУ Вешняковская школа

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета

Заместитель директора

Директор

Председатель методического

______________(Гиевая И.М. )

______________(Ткаченко Е.А. )

объединения

Протокол №

Приказ №

______________(Пантюхина О.Н. )

от ""    г.

от ""  г.

Протокол №

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 580792)

учебного предмета

«История»

для 8 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Казакова Евгения Николаевна

учитель истории

Москва 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

Ключевыми задачами являются:

—  формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—  воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

—  развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—  формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 8 классе составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.

Введение

        Век Просвещения
        
Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция — центр Просвещения. Философские и политические идеи Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер). Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества. «Союз королей и философов».

Государства Европы в XVIII в.

Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии. Просвещенный
абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти. Меркантилизм.

        Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин.

Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм.

        Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка. Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.

Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий. Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещенного абсолютизма. Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель.

        Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в правление Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии.

Управление колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий.

Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость
Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских переселенцев.

Складывание местного самоуправления. Колонисты и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями. «Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии под командованием
Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776). Перелом в войне и ее завершение.

Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787).

«Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости.

Французская революция конца XVIII в.

Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Политические течения и деятели революции (Ж. Ж. Дантон, Ж.-П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение республики. Вареннский кризис. Начало

войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер.

Террор. Отказ от основ «старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь.

Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории. Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18—19 брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революции.

Европейская культура в XVIII в.

Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков, астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических открытий. Распространение образования. Литература XVIII в.: жанры, писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные авторы, произведения. Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.

Международные отношения в XVIII в.

Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700—1721). Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756—1763). Разделы Речи Посполитой. Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVIII в.

        Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии.

Утверждение британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией.«Закрытие» Китая для иноземцев. Япония в XVIII в. Сегуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.

Обобщение
Историческое и культурное наследие XVIII в.

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

Введение

        Россия в эпоху преобразований Петра I
        
Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и
бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

        Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение инославных конфессий.

        Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

        Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов.

Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета«Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало». Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

        Россия после Петра I. Дворцовые перевороты
        
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. Кондиции«верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И.

Остермана, А. П. Волын- ского, Б. Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.
        
Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах. Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И.

Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов.

Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов. Россия в международных конфликтах 1740—1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня 1762 г.

Россия в 1760—1790-х гг.

Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения.

«Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель.

Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий.

Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи.

Ликвидация гетманства на Левобережной Украине и Войска Запорожского. Формирование Кубанского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.

Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Политика по отношению к исламу. Башкирские восстания. Формирование черты оседлости.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные,
государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

        Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле.

Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Борьба поляков за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко.

Россия при Павле I. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских привилегий. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Акт о престолонаследии и Манифест о «трехдневной барщине». Политика по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. Меры в области внешней политики. Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

        Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

        Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство

в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

        Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского литературного языка.

Российская академия. Е. Р. Дашкова. М. В. Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы»людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института бла- городных девиц в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет — первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана.

Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ф. Ф. Растрелли.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Наш край в XVIII в.

Обобщение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Изучение истории в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
        
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
        
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;         в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
        
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;         в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
        
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
        
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

        В сфере универсальных учебных познавательных действий:
        
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
        
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
        
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

        В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
        
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
        
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

        В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
        
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
        
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

        В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
        
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;         ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

        регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

        ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
        
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
        
называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;
        
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.

        2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
        
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.;
        
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы, схемы.

        3.Работа с исторической картой:
        
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.

        4.Работа с историческими источниками:
        
различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);
        
объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;         извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.

        5.Историческое описание (реконструкция):
        
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках;         составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов;
        
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в.;         представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).

        6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
        
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;
        
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
        
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
        
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.

        7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
        
анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать

степень их убедительности);
        
различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним.

        8.Применение исторических знаний:
        
раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;
        
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

1

0

0

01.09.2022

Введение в курс;

;
Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;
ВПР;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

1

Раздел 2.Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в.

2.1.

Век Просве-щения

2

0

0

Эпоха Просвещения;
Характеризовать основные формы государств в Европе XVIII в.;
Систематизировать информацию об основных мероприятиях политики «просвещенного абсолютизма» в отдельных европейских странах (государственное управление;
социальные отношения;
образование;
религия и церковь);
Объяснять значение понятий: парламентская монархия;
просвещенный абсолютизм;
секуляризация;
меркантилизм;
протекционизм;;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.2.

Государства
Европы в XVIII в.

6

0

0

Объяснять, как распределялась власть в парламентской монархии в Англии;
Раскрывать предпосылки промышленного переворота в Англии;
Называть важнейшие технические изобретения, способствовавшие переходу от мануфактуры к машинному производству;
Объяснять значение понятий и терминов: промышленный переворот (революция), машинное
производство, луддизм;
Раскрывать, в чем состояли социальные последствия промышленного переворота в Англии;
Описывать условия труда и быта горняков и фабричных рабочих;
Рассказывать о борьбе промышленных рабочих за свои права;
Объяснять, почему после «блестящего правления» Людовика XIV Франция оказалась перед лицом значительных проблем в экономике, внутренней и внешней политике;
Рассказывать о попытках проведения реформ во Франции при Людовике XVI, объяснять, почему они не были доведены до конца;
Характеризовать состав и статус «третьего сословия» во Франции, объяснять, почему не только низы, но и верхушка сословия были недовольны своим положением;
Характеризовать развитие германских государств в XVIII в. (политическое устройство, социальные отношения, экономика);
Объяснять, в чем выразилось усиление Пруссии в XVIII в., какими средствами прусские короли
добивались этого;
Представлять характеристику Фридриха II, его внутренней и внешней политики;
Показывать на исторической карте владения австрийских Габсбургов в XVIII в., называть проживавшие там народы;
Рассказывать о преобразованиях, проводившихся в правление Марии Терезии и Иосифа II, давать оценку их значения;
Характеризовать политическое положение итальянских земель в XVIII в., используя историческую карту; Рассказывать о состоянии хозяйства и социальных отношениях в Испании XVIII в.;
Характеризовать реформы второй половины XVIII в. в Испании и Португалии (цели, инициаторы реформ, содержание, итоги);
Раскрывать, в чем выразилось соперничество Испании и Великобритании в XVIII в. и чем оно
завершилось;
Объяснять, что способствовало распространению в американских колониях Испании и Португалии во второй половине XVIII в. идей борьбы за независимость от метрополий;

;
Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.3.

Британские колонии в
Северной
Америке

2

0

0

;
Рассказывать, кто и почему направлялся в XVI—XVII вв. в английские колонии в Северной Америке; Характеризовать порядки, устанавливавшиеся в колониях, объяснять, что в них отличалось от устоев Старого света;
Рассказывать о развитии хозяйства в британских колониях в XVIII в., используя информацию исторической карты;
Объяснять, чем было вызвано обострение отношений между метрополией и населением колоний в 1760 —начале 1770-х гг.;
Рассказывать, привлекая карту, о ключевых событиях борьбы североамериканских колоний
Великобритании за независимость;
Объяснять значение понятий и терминов: Бостонское чаепитие, конгресс, «отцы-основатели»,
конфедерация, федерация, президент;
Называть документы, заложившие основы американского государства (Декларация независимости, Конституция, Билль о правах), характеризовать их основные положения;
Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и др.), отрывки из работ историков.

Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и др.), отрывки из работ историков; Представлять характеристику руководителей борьбы североамериканских колоний за независимость (Т.

Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Вашингтон — по выбору);
Рассказывать об отношении европейских держав, в том числе России, к борьбе североамериканских колоний;
Раскрывать причины и значение победы североамериканских штатов в борьбе за независимость;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.4.

Французская революция
конца XVIII века

3

0

0

;
Раскрывать причины обострения социальной напряженности во Франции в 1780-е гг.;
Рассказывать о событиях 1789 г. в Париже, положивших начало революции;
Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых событиях революции 1789—1799 гг. (в форме хроники, таблицы);
Называть основные положения «Декларации прав человека и гражданина», раскрывать их значение; Характеризовать основные политические течения Французской революции, называть их идеологов и лидеров;
Объяснять значение понятий и терминов: Национальное собрание, Учредительное собрание,
Законодательное собрание, декрет, жирондисты, монтаньяры, якобинцы, санкюлоты, «вареннский кризис», Национальный конвент, Комитет общественного спасения, Вандея, террор, Директория, переворот 18 брюмера, режим консульства;
Рассказывать об основных преобразованиях, проведенных в годы революции в сферах политики, экономики, социальных отношений, религии, культуры, давать оценку их значения;
Характеризовать отношение ведущих европейских держав к революционным событиям во Франции; Рассказывать о войнах революционной Франции, используя историческую карту;
Анализировать документы революции (извлекать информацию, характеризовать сущность и значение содержащихся в документе положений);
Подготовить и представить сообщение об одном из известных деятелей Французской революции конца XVIII в. (по выбору);
Объяснять, в чем заключалась сущность переворота 18 брюмера 1799 г.;
Характеризовать итоги и значение Великой Французской революции конца XVIII в., объяснять, почему события революции по-разному оценивались их современниками и затем историками;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.5.

Европейская культура
в XVIII в.

3

0

0

;
Рассказывать о наиболее значительных достижениях европейской науки XVIII в. — физики, математики, естествознания (называть имена ученых и их открытия);
Показывать на карте маршруты географических экспедиций и места открытий, совершенных
европейскими, в том числе российскими, путешественниками и мореплавателями в XVIII в.;
Представлять сообщение об одном из известных европейских исследователей новых земель (по выбору); Раскрывать, какие успехи в развитии образования в европейских странах были достигнуты в «век Просвещения» (в том числе в России);
Рассказывать об основных жанрах европейской литературы XVIII в., называть известные произведения; Показывать, используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы, в чем заключались основные художественные особенности классицизма и барокко;
Объяснять, в чем выразилось усиление светского начала в литературе и художественной культуре XVIII в.; Называть источники, рассказывающие о повседневной жизни разных слоев населения в Европе XVIII в., определять характер и ценность содержащейся в них информации;
Составлять описание «одного дня из жизни» представителей разных слоев европейского общества (в форме презентации, проектной работы);

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.6.

Международные отношения в
XVIII в.

2

0

0

;
Раскрывать, какие государства и в силу каких причин определяли баланс сил в Европе в XVIII в.; Объяснять, когда и почему в XVIII в. возникали «войны за наследство»;
Характеризовать участие России в крупных международных событиях XVIII в. (Северная война, Семилетняя война, разделы Польши);
Рассказывать о Семилетней войне (1756—1763), используя историческую карту (причины; основные участники и их цели в войне; территория боевых действий; ключевые сражения; итоги);
Раскрывать внутренние и внешнеполитические предпосылки разделов Речи Посполитой, показывать на исторической карте территории, отошедшие к трем государствам — участникам разделов;
Объяснять, какое место в международных отношениях XVIII в. занимала борьба европейских держав за колониальные владения;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.7.

Страны Востока в XVIII в.

3

0

0

;
Давать описание территории и состава населения Османской империи в XVIII в., используя карту.

Рассказывать о попытках проведения реформ в Османском государстве в XVIII в., их результатах; Раскрывать, что свидетельствовало о кризисном положении Османской империи в конце XVIII в.; Представлять сообщение на тему «Османская империя и европейские державы в XVIII в.»;
Объяснять, чем была вызвана серия русско-турецких войн в XVIII в., каковы были их итоги;
Рассказывать, используя историческую карту, о крупнейших государствах, существовавших на территории Индостана в XVIII в., их отношениях друг с другом;
Объяснять, как и почему британцы одержали победу в соперничестве европейских колонизаторов за господство в Индии;
Характеризовать колониальные порядки, установленные в Индии британцами;
Рассказывать, как было организовано управление обширной китайской империей при императорах династии Цин;
Характеризовать, используя историческую карту, внешнюю политику Цинской империи в XVIII в., ее отношения с Россией;
Объяснять, что побудило правителей Китая установить в середине XVIII в. режим изоляции;
Объяснять, как в японском государстве распределялась власть между императором, сегуном, дайме; Называть основные сословия, существовавшие в Японии в XVIII в., характеризовать их статус,
имущественное положение, обязанности;
Раскрывать последствия политики самоизоляции Японии, проводившейся сегунами Токугава;
Рассказывать о достижениях культуры народов Востока в XVIII в., привлекая иллюстрации учебника и интернет-ресурсы;
Высказывать суждение о причинах увлечения восточной культурой в Европе XVIII в., о том, какие достоинства произведений восточной культуры привлекали европейцев;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.8.

Обобщение

1

1

0

Обобщать историческое и культурное наследие XVIII в.;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

22

Раздел 3. История России. Россия в конце XVII — XVIII в.: от царства к империи

3.1.

Введение

1

0

0

;
Актуализировать материал изученного в 7 классе;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.2.

Россия в эпоху преобразований Петра I

11

0

0

Характеризовать географическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., опираясь на историческую карту, раскрывать влияние географического фактора на развитие экономики страны;
Давать сравнительную характеристику международного положения России в начале и в конце XVII в.; Сопоставлять государственный, политический, социально-экономический строй России и европейских государств в конце XVII в., выявляя общие черты и различия;
Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация. Объяснять, в чем состояли причины и предпосылки преобразований;
Характеризовать развитие экономики России в первой четверти XVIII в. (на основе информации учебника и карты);
Раскрывать значение понятий и терминов: приписные крестьяне, посессионные крестьяне, протекционизм, меркантилизм, подушная перепись, крепостная мануфактура, фискал;
Разъяснять сущность системы налогообложения в петровское время;
Систематизировать в виде схемы информацию о социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в., характеризовать правовое положение основных социальных групп;
Рассказывать о переменах в положении дворянства на основе анализа документов (Табель о рангах, Указ о единонаследии и др.);
Раскрывать значение понятий: Сенат, коллегии, губерния, Генеральный регламент, Табель о рангах, ратуша, магистрат, гильдия;
Систематизировать материал о реформах государственного управления в петровскую эпоху;
Сравнивать аппарат управления при Петре I и в допетровскую эпоху;
Давать оценку значения создания регулярной армии и военно-морского флота при Петре I;
Объяснять понятия: гвардия, рекрутский набор;
Объяснять термины: конфессия, Синод;
Раскрывать значение упразднения патриаршества;
Рассказывать о социальных выступлениях в петровскую эпоху, привлекая информацию карты;
Систематизировать информацию об оппозиции Петру I (в виде развернутого плана, тезисов);
Характеризовать основные направления внешней политики России в петровскую эпоху;
Систематизировать информацию о Северной войне 1700—1721 гг. (причины, участники, ключевые события, итоги);
Рассказывать о сражениях Северной войны, используя информацию учебника, карты, визуальные источники;
Характеризовать международное положение России к концу правления Петра;
Объяснять значение понятий и терминов: дворянская культура, ассамблея;
Характеризовать нововведения в разных областях культуры в петровскую эпоху с использованием визуальных и письменных источников («Юности честное зерцало», указы Петра I, отрывки из сочинений историков и др.);
Осуществлять поиск информации на образовательных сайтах о градостроительстве в петровскую эпоху; Составлять характеристику (исторический портрет) Петра I, высказывать суждения о его личности и деятельности;
Излагать точки зрения историков о причинах, предпосылках, итогах и значении петровских
преобразований;
Участвовать в обсуждении вопроса о значении петровских преобразований для развития России, высказывать и аргументировать свое мнение;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.3.

Россия после Петра I.

Дворцовые перевороты

7

0

0

;
Объяснять причины дворцовых переворотов;
Систематизировать информацию о дворцовых переворотах (даты, участники, результаты);
Объяснять значение понятий и терминов: Верховный тайный совет, дворцовые перевороты, фаворитизм; Проводить анализ «Кондиций верховников» как исторического документа;
Давать оценку роли фаворитов в управлении и политике России после Петра I;
Рассказывать, используя информацию карты, об укреплении южных границ России в 1730-е гг.; Составлять характеристику (исторический портрет Анны Иоанновны и Ели-заветы Петровны); Давать оценку экономической и финансовой политики Елизаветы Петровны, ее результатов;
Раскрывать значение создания Московского университета;
Систематизировать информацию о Семилетней войне и участии в ней России (причины, участники, ключевые сражения российской армии, итоги);
Проводить анализ Манифеста о вольности дворянской как исторического документа, высказывать суждение о его значении;
Объяснять причины переворота 28 июня 1762 г.;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

3.4.

Россия
в 1760—
1790-х гг.

Правление
Екатерины II и Павла I

18

0

0

;
Представлять характеристику личности и деятельности Екатерины II;
Объяснять значение понятий и терминов: «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, секуляризация;
Извлекать информацию из «Наказа» Екатерины II, выявлять особенности «просвещенного абсолютизма» в России;
Представлять в виде схемы систему местного управления по губернской реформе;
Раскрывать значение участия сословных представителей в местном самоуправлении России в конце XVIII в.;
Показывать на карте территории расселения народов в Российской империи в XVIII в.;
Характеризовать национальную и религиозную политику власти в правление Екатерины II;
Объяснять причины выступлений, имевших национальную направленность;
Рассказывать об экономических районах и развитии экономики страны при Екатерине II, используя информацию учебника и карты;
Сравнивать экономическую и социальную политику Петра I и Екатерины II, выявлять общие черты и различия;
Характеризовать положение российского крепостного крестьянства с привлечением материала книги А.Н.

Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»;
Проводить анализ исторических документов (Жалованные грамоты дворянству и городам и др.) для выявления прав и обязанностей дворянства и городского сословия;
Участвовать в подготовке проекта «Известные предпринимательские династии» (в том числе на материале истории региона);
Показывать на карте важнейшие торговые пути, местоположение крупнейших российских ярмарок; Показывать на карте территорию, раскрывать причины, ход, итоги, значение восстания под
предводительством Е. И. Пугачева;
Представлять характеристику Е. И. Пугачева;
Объяснять, в чем состояло влияние восстания под руководством Пугачева на внутреннюю политику, общественную жизнь;
Сравнивать основные направления внешней политики России при Петре I и Екатерине II, выявлять черты сходства и различия;
Систематизировать информацию о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. (даты, участники, ключевые сражения, итоги);
Давать характеристику личности и деятельности П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, Г. А.

Потемкина;
Высказывать и обосновывать суждения о причинах побед русских войск;
Рассказывать с опорой на карту об освоении новых территорий, присоединенных в ходе русско-турецких войн;
Давать оценку итогам внешней политики и международному положению России в конце правления Екатерины II;
Систематизировать информацию об участии России, наряду с империей Габсбуров и Пруссией, в разделах Речи Посполитой;
Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I;
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, называть основные мероприятия;
Давать оценку политике Павла в отношении дворянства и крестьянства на основе анализа документов (указы о престолонаследии, о «трехдневной барщине» и др.);
Рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова, действиях русской эскадры в Средиземном море (с привлечением материала курса всеобщей истории);
Раскрывать причины заговора против Павла I;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.5.

Культурное
пространство Российской
империи
в XVIII в.

6

0

0

;
Характеризовать направления общественной мысли в России в XVIII в.;
Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в XVIII в., выявлять общие черты и особенности;
Раскрывать значение понятий: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм;
Характеризовать основные стили и жанры художественной культуры, раскрывать их особенности на конкретных примерах;
Составлять описание памятников культуры XVIII в. (в том числе региональных);
Участвовать в подготовке проектов «Дворянская усадьба», «Быт крепостной деревни»;
Высказывать и обосновывать суждения об образе жизни, мировоззрении, жизненных ценностях дворянства, купечества, духовенства и крестьянства;
Раскрывать предпосылки становления российской науки в XVIII в.;
Высказывать и обосновывать суждения о роли Академии наук, Московского университета в развитии российского образования и науки;
Характеризовать основные направления развития российской науки на конкретных примерах;
Представлять характеристику личности и научной деятельности М. В. Ломоносова;
Представлять в виде схемы и характеризовать систему образования в России в конце XVIII в.;
Составлять описание Петербурга при Петре I и Екатерине II;
Характеризовать творчество выдающихся архитекторов и художников, приводить примеры их
произведений;
Составлять описание памятников различных архитектурных стилей, построенных в XVIII в. в столицах и крупных городах (в том числе в своем регионе), различать в них национальные и европейские традиции; Участвовать в подготовке проектов, посвященных выдающимся деятелям российской культуры XVIII в.;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.6.

Обобщение

2

1

0

;
Обобщать историческое и культурное наследие России XVIII вв.;

Тестирование;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

45

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 8 кл. Издательство «Просвещение»;

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 10 класса основного общего образования на 2022-23 учебный год

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпро...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса, составленная в соответствии с  обновленными ФГОС....

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 8 классов основного общего образования базовый уровень изучения на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 класса на основе примерной рабочей программы среднего общего образования, разработана Институтом стратегии развития образования, Российской акад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета«Русский язык»для 5 класса основного общего образованияна 2022-2023  учебный год...