РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ЭК «История в лицах» для 6 классов основного общего образования
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)

Казакова Евгения Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ЭК «История в лицах»

 для 6 классов основного общего образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки города Москвы

ГБОУ Вешняковская школа

ГБОУ Вешняковская школа

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета

Заместитель директора

Директор

Председатель методического

______________( Гиевая И.М. )

______________( Ткаченко Е.А. )

объединения

Протокол №

Приказ №

______________( Пантюхина О.Н. )

от ""    г.

от ""  г.

Протокол №

от "" г.

                                                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 610975)

учебного предмета

«История в лицах»

для 6 класса основного общего образования

на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Казакова Евгения Николаевна

учитель истории

Москва 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»

Место предмета «История в лицах» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

        Задачи изучения истории в 6 классе определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

Ключевыми задачами являются:

—  формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

—  овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—  развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—  формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на два учебных года обучения (за 5 и за 6 класс) составляет

68 часов. За один год обучения – 34 часа.  Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.

         

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ:  6 класс

Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.

        Народы Европы в раннее Средневековье
        
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками
христианства.

Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.

Византийская империя в VI—ХI вв.

Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).

Арабы в VI—ХI вв.

        Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов.

Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.

        Средневековое европейское общество
        
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в ХII—ХV вв.

Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия.

Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII—ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские государства в XII—XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого
Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).

Гуситское движение в Чехии.

        Византийская империя и славянские государства в ХII—ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.

        Культура средневековой Европы
        
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.

        Страны Востока в Средние века
        
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование
государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

        Государства доколумбовой Америки в Средние века
        
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.

Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

        Введение
        
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.

        Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к
производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура.

Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский

каганат. Волжская Булгария.

Русь в IX — начале XII в.

        Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.

Формирование новой политической и этнической карты континента.

        Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X — начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля.

Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство.

Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.

Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская
псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития.

Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII — начале XIII в.

Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.

        Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского

нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский.

Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
        
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV в.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти.

Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства.

Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

        Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).

Обобщение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
        
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
        
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;         в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
        
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;         в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;         в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
        
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
        
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

        В сфере универсальных учебных познавательных действий:
        
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
        
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
        
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

        В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
        
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
        
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

        В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
        
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
        
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

        В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
        
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;         ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

        регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        1. Знание хронологии, работа с хронологией:
        
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
        
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
        
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.

        2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
        
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
        
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).

        3.Работа с исторической картой:
        
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
        
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов,
завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.

        4. Работа с историческими источниками:
        
различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники,
законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
        
характеризовать авторство, время, место создания источника;
        
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
        
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;         характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.

        5. Историческое описание (реконструкция):
        
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
        
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
        
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
        
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

        6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
        
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
        
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
        
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических

событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
        
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.

        7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
        
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
        
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.

        8. Применение исторических знаний:
        
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
        
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1 Введение

1.1.

Введение

1

0

0

01.09.2022

Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

1

Раздел 2. История Средних веков

2.1.

Народы Европы в раннее Средневековье

2

0

0

;
Показывать на исторической карте маршруты перемещения варварских народов в Европе в V—VI вв. и наиболее значительные варварские королевства, основанные в бывших владениях Западной Римской империи;
Характеризовать общественное устройство германских племен, объяснять, в чем состояли его отличия от римских порядков;
Рассказывать, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королем, укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом христианства;
Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда, майордом, бенефиций; Рассказывать об обстоятельствах перехода королевской власти к династии
Каролингов;
Рассказывать, используя историческую карту, о завоеваниях Карла Великого;
Представлять характеристику Карла Великого, давать оценку его деятельности; Объяснять смысл понятия «Каролингское возрождение»;
Характеризовать обстоятельства и причины распада державы Карла Великого, показывать на исторической карте владения, на которые она распалась;
Рассказывать о создании государств на территории бывшей империи Карла Великого— во Франции, германских и итальянских землях;
Обозначать на ленте времени последовательность завоеваний Британских островов англами и саксами, норманнами в раннее Средневековье. Рассказывать о нормандском завоевании Англии в XI в.;
Характеризовать общественный строй норманнов, показывать на исторической карте маршруты их походов;
Показывать на исторической карте государства, возникшие в раннее Средневековье в Восточной Европе (государства славянских народов, венгров);
Объяснять значение принятия христианства восточноевропейскими народами; Рассказывать о просветительской миссии Кирилла и Мефодия;
Раскрывать значение понятий и терминов: норманн, конунг, эрл, драккар, путь «из варяг в греки», миссионер, латиница, кириллица;
Объяснять, из-за чего возникали конфликты между императорами Священной Римской империи и римскими папами;
Извлекать и анализировать информацию из исторических источников (фрагментов Салической правды, документов, хроник);

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая работа;
Тестирование; Диктант;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.2.

Византийская империя в VI—XI вв.

1

0

0

Характеризовать, используя историческую карту, географическое положение и состав населения земель, входивших в Восточную часть Римской империи;
Рассказывать о власти византийских императоров;
Представлять характеристику личности и деятельности императора Юстиниана I (завоевания, законодательство, строительство);
Объяснить значение понятий и терминов: ромеи, басилевс, кодекс Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный собор, фема;
Раскрывать, какое место занимала церковь в византийском государстве, как
складывались отношения императоров и патриархов;
Характеризовать отношения Византии с соседними государствами и народами, в том числе Русью;
Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства византийских храмов, используя иллюстрации учебника;
Характеризовать культурное наследие Византии, ее вклад в мировую культуру;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.3.

Арабы в VI—ХI вв.

1

0

0

;
Рассказывать о расселении и основных занятиях арабских племен;
Объяснять, в чем заключался главный смысл проповедей пророка Мухаммада, чем отличалось его учение от традиционных верований арабов;
Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна, Кааба, хадж, мечеть, имам, шариат, халиф, халифат;
Объяснять, какие положения были закреплены в главных священных книгах ислама, какое значение они имели для арабской общины;
Показывать на исторической карте территории, завоеванные арабами к середине VIII в., объяснять причины побед арабских войск;
Характеризовать политику мусульманских правителей в завоеванных землях.

Объяснять причины распада Арабского халифата;
Раскрывать, в чем состоял вклад арабов в развитие наук, литературы, искусства; Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира, используя иллюстрации учебника;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.4.

Средневековое европейское общество

2

0

0

Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как строились отношения сеньора и вассала;
Раскрывать значение понятий и терминов: феод, сеньор, вассал, сословие, рыцарь, турнир;
Представлять характеристику средневекового рыцаря (социальное положение, образ жизни, кодекс рыцарской чести);
Описывать внешний облик и внутреннюю планировку средневекового замка, объяснять назначение отдельных частей замка, построек;
Характеризовать положение и повинности средневековых крестьян;
Объяснять значение понятий и терминов: барщина, подать, десятина, община, натуральное хозяйство;
Рассказывать, как происходило возрождение городов в средневековой Европе; Называть основные группы населения средневековых городов, описывать их занятия и положение;
Объяснять, как горожане добивались независимости своих городов от власти сеньоров;
Раскрывать значение понятий: цех, гильдия, цеховой устав, городское право, городское самоуправление, магистрат, ратуша, ярмарка, банк;
Показывать на исторической карте крупнейшие торговые центры средневековой Европы, основные торговые пути;
Составлять описание центральной площади средневекового города (по выбору), объяснять назначение находившихся на ней зданий, характеризовать особенности их архитектуры;
Рассказывать о повседневной жизни горожан, используя текст и иллюстрации учебника;
Объяснять, какая информация содержится в средневековых миниатюрах, в чем состоит их ценность как исторических источников;
Характеризовать место церкви в средневековом обществе (церковная иерархия, влияние церкви на общество, имущественное положение);
Раскрывать значение понятий и терминов: монастырь, монашеский орден, Святая земля, крестоносцы;
Объяснять, кто и почему отправлялся в походы в Святую землю. Называть наиболее значительные Крестовые походы, их участников и итоги;
Подготовить сообщение о духовно-рыцарских орденах, созданных во время
Крестовых походов (с использованием информации учебника и дополнительных материалов);
Характеризовать причины появления и основные положения еретических учений в европейских странах в XII—XIII вв.;
Рассказывать, какие средства и методы церковь использовала в борьбе против еретиков;
Объяснять значение понятия инквизиция;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.5.

Государства Европы в XII—XV вв.

2

0

0

Раскрывать, в чем выражалось усиление королевской власти в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья;
Рассказывать о создании парламентов в европейских государствах, раскрывать значение этих событий;
Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представительная монархия,
парламент, централизованное государство, Великая хартия вольностей, Реконкиста; Рассказывать о создании централизованных государств в Англии, Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты этих процессов и особенности отдельных стран;
Называть причины, главных участников, ключевые события и итоги Столетней войны. Объяснять, чем известна в истории Жанна Д’Арк;
Раскрывать особенности политического развития земель Священной Римской
империи и итальянских государств;
Рассказывать о развитии сельского хозяйства и усилении городов в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья;
Объяснять причины обострения социальных противоречий в городах и деревнях; Называть крупнейшие восстания XIV в. (Жакерия, восстание под руководством Уота Тайлера);
Представлять характеристику гуситского движения в Чехии и Гуситских войн 1419—1434 гг.;
Показывать на исторической карте территории и государства, завоеванные османами в XIV—XV вв.;
Рассказывать о взятии османами Константинополя. Объяснять, как было воспринято современниками это событие и какие последствия оно имело;

;
Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.6.

Культура средневековой Европы

1

0

0

;
Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека и общества;
Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах;
Рассказывать, когда и в каких странах появились первые европейские университеты, кто выступал их основателями;
Объяснять значение понятий и терминов: университет, магистр, лекция, диспут, схоластика;
Раскрывать, в чем проявлялся сословный характер средневековой культуры,
приводить примеры разных литературных жанров;
Характеризовать основные черты романского и готического стилей в художественной культуре, выявлять их в изображениях архитектурных сооружений;
Раскрывать значение понятий и терминов: романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение;
Называть известных представителей европейского гуманизма и Раннего Воз-
рождения, объяснять, что было новым в их взглядах на мир и человека;
Представлять рассказ (сообщение) о жизни и творчестве мастеров Раннего
Возрождения (по выбору);
Раскрывать значение изобретения европейского книгопечатания;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.7.

Страны Востока в Средние века

1

0

0

Показывать на исторической карте территории крупнейших государств Востока в Средние века;
Рассказывать, используя историческую карту, о возникновении Османского
государства и завоеваниях турок-османов в XIII—XV вв.;
Характеризовать систему управления Османской империей, политику османов в отношении покоренных народов;
Систематизировать в форме таблицы информацию о завоеваниях монголов в правление Чингисхана и его наследников;
Рассказывать об организации и вооружении монгольского войска;
Показывать на карте территории главных улусов монгольской державы и объяснять, как монголы управляли завоеванными землями;
Объяснять, как было организовано управление средневековыми китайскими
империями, как осуществлялась подготовка императорских чиновников;
Характеризовать важнейшие изобретения китайцев в VII—XIII вв. и объяснять, как эти изобретения попадали к другим народам;
Объяснять, каким было положение императора в Японии и какую роль в управлении страной играли сегуны;
Рассказывать о религиозных верованиях жителей Японии;
Сравнивать статус и кодекс поведения японского самурая и европейского рыцаря, определять, что было общим;
Рассказывать, используя историческую карту, о мусульманском завоевании Индии и создании Делийского султаната;
Используя иллюстрации, рассказывать о культуре народов Востока в V—XV вв., распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях, произведениях живописи;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.8.

Государства доколумбовой Америки в Средние века

1

0

0

;
Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их жизни, основных занятиях; Называть и показывать на исторической карте крупные государства, существовавшие в Америке в эпоху Средневековья;
Систематизировать материал о цивилизациях средневековой Америки в таблице (территория, главные города, правители, религиозные верования, знания, искусство); Представлять сообщение (презентацию) о художественной культуре одной из средневековых цивилизаций Америки (по выбору);

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

2.9.

Обобщение

1

1

0

;
Представлять историческое и культурное наследие Средних веков;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

12

Раздел 3. История России. От Руси к Российскому государству

3.1.

Введение

1

0

0

;
Объяснять, что изучает история Отечества;
Различать виды исторических источников, с опорой на приобретенные ранее знания (5—6 кл.);
Характеризовать источники по российской истории;
Показывать своеобразие геополитического положения России с опорой на
историческую карту;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.2.

Народы и государства на
территории нашей страны
в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

2

0

0

;
Находить и показывать на исторической карте места расселения древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного
Причерноморья;
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов;
Характеризовать культурное наследие древних цивилизаций на территории нашей страны (привлекая знания из истории Древнего мира);
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий;
Характеризовать общественный строй и политическую организацию восточных славян;
Описывать жизнь и быт, верования славян;
Объяснять смысл понятий и терминов: ислам, иудаизм, подсечная система
земледелия, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, язычество;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.3.

Русь в IX — начале XII в.

5

0

0

Раскрывать предпосылки и называть время образования государства Русь;
Показывать на исторической карте территорию государства Русь, главные торговые пути, крупные города. Извлекать из исторической карты информацию о направлениях походов князей (Олега, Игоря, Святослава);
Систематизировать информацию о деятельности первых русских князей (в виде таблицы);
Приводить примеры взаимоотношений Руси с соседними племенами и государствами; Давать оценку значению принятия христианства на Руси;
Объяснять смысл понятий и терминов: государство, Русь, христианство, православие, князь, дружина, полюдье, дань, уроки, погосты;
Характеризовать политический строй Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X — первой трети XII в.;
Раскрывать значение съезда князей в Любече;
Извлекать информацию из письменных источников: «Русской Правды», «Устава»Владимира Мономаха и использовать ее в рассказе о положении отдельных групп населения Руси;
Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (привлекая дополнительные источники информации);
Рассказывать о роли Православной церкви на Руси;
Объяснять смысл понятий и терминов: вече, вотчина, люди, смерды, закупы, холопы, посадник, десятина, митрополит, монастырь, инок (монах);
Описывать древнерусский город; рассказывать о жизни горожан;
Характеризовать основные достижения культуры Древней Руси;
Объяснять смысл понятий и терминов: крестово-купольный храм, фреска, мозаика, берестяные грамоты, летопись, житие, былины;
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы
декоративно-прикладного искусства и др.;
Осуществлять поиск информации для проектной работы «Как жили наши предки в далеком прошлом» (на материале истории края, города);

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.4.

Русь в середине XII — начале XIII в.

3

0

0

;
Называть время и раскрывать причины и последствия распада Руси на отдельные самостоятельные земли;
Извлекать из исторической карты информацию о географическом положении
важнейших самостоятельных центров Руси; раскрывать их особенности;
Характеризовать социально-политическое развитие, достижения культуры от-дельных земель (в том числе с использованием регионального материала);
Систематизировать материал о важнейших русских землях в XII — первой трети XIII в. (в форме таблицы);
Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных
исторических личностях и памятниках культуры периода политической
раздробленности;
Описывать памятники архитектуры рассматриваемого периода (включая
региональные);

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.5.

Русские земли
и их соседи в середине XIII —XIV в.

5

0

0

;
Объяснять значение понятий и терминов: орда, хан, курултай, ярлык, баскаки, военный монашеский Орден, крестоносцы, святитель;
Извлекать информацию из материалов, свидетельствующих о походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрывков из летописей, произведений
древнерусской литературы и др.), сопоставлять содержащиеся в них сведения; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от ордынских ханов; Показывать на исторической карте рост территории Литовского государства в XIII—XIV вв.;
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище; давать оценку их значения; Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского;
Характеризовать положение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси после монгольского нашествия;
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества; Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы; Рассказывать о Куликовской битве, привлекая историческую карту; раскрывать ее значение;
Оценивать вклад Дмитрия Донского в историю страны;
Приводить примеры роли Православной церкви в ордынский период;
Характеризовать политику Золотой Орды в отношении подчиненных народов; Рассказывать о судьбе Крыма после монгольского завоевания (на основании учебника и дополнительных источников);
Показывать на исторической карте государства, возникшие после распада Золотой Орды;
Составлять план рассказа о развитии летописания, памятниках литературы
рассматриваемого периода;
Представлять описание памятников архитектуры и изобразительного искусства рассматриваемого периода;
Подготовить сообщение о творчестве Андрея Рублева;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.6.

Формирование единого Русского государства в XV в.

4

0

0

Показывать на исторической карте рост территории Русского государства в XV в.; Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой;
Раскрывать последствия династической войны в Московском княжестве во второй четверти XV в.;
Рассказывать о событиях, приведших к ликвидации ордынского владычества; Систематизировать (в форме таблицы) информацию о присоединении к Москве городов, земель в правление Ивана III;
Раскрывать значение создания единого Русского государства;
Объяснять значение понятий и терминов: централизация, поместье, крестьяне, кормление;
Характеризовать политический строй русского государства, систему управления страной;
Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III, давать оценку его вклада в историю России;
Извлекать информацию из Судебника 1497 г. и использовать ее в рассказе о
взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами;
Характеризовать роль Православной церкви в укреплении Русского государства; Раскрывать значение понятий: ересь, автокефалия;
Сопоставлять позиции нестяжателей и иосифлян, объяснять, в чем заключались различия;
Систематизировать информацию о достижениях культуры Русского государства в XV в. (в форме таблицы, тезисов);
Составлять описание памятников культуры на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, интернет-ресурсов, непосредственного наблюдения (использование регионального материала);
Участвовать в составлении и презентации альбома о повседневной жизни жителей родного края, памятниках культуры изучаемого периода;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

3.7.

Обобщение

1

1

0

;
Представлять историческое и культурное наследие России IX-XV вв.;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

21

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Агибалова Е.В., Донской Г.М.; под редакцией Сванидзе А.А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МЭШ:
https://school.mos.ru/ РЭШ:
https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 10 класса основного общего образования на 2022-23 учебный год

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпро...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса, составленная в соответствии с  обновленными ФГОС....

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 8 классов основного общего образования базовый уровень изучения на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 класса на основе примерной рабочей программы среднего общего образования, разработана Институтом стратегии развития образования, Российской акад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета«Русский язык»для 5 класса основного общего образованияна 2022-2023  учебный год...