Читательская грамотность на уроках истории.
статья по истории (5 класс)

Зейналова Гюльназ Алиевна

Представлена статья, основанная на опыте работы с учащимися 5-х классов. Читательская грамотность является важной составляющей "Функциональной грамотности". Как ее применять на уроках истории?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx285.07 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность на уроках истории.

Автор: Зейналова Гюльназ Алиевна, учитель истории и обществознания МБОУ ШР «СОШ №4»

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Функциональная грамотность включает в себя финансовую, математическую, естественно-научную, читательскую грамотность; креативное мышление.

    Рассмотрим читательскую грмотность. Она формирует способность человека понимать, анализировать, обобщать, оценивать информацию, использовать информацию из текста в разных ситуациях деятельности и общения, размышлять о ней. Читательская грамотность включает следующие основные понятия: смысловое чтение, читательская деятельность, читательские действия.

    Каким образом можно развивать читательскую грамотность на уроках истории в 5 классе? Рассмотрим Текст №1 по разделу «История Древнего Китая»:

Модель ЗАДАНИЯ №1 к тексту №1: 

Какое из перечисленных суждений в наибольшей степени связано с темой данного текста? Напишите порядковый номер верного суждения.

1. Чтобы не заблудиться в далёких путешествиях, китайцы изобрели компас.

2. По Великому шёлковому пути постепенно установились отношения Китая с Индией и Междуречьем.

3. Беспрецедентное могущество правителя на объединённой территории потребовало введения нового титула – Шихуанди буквально означает «император-основоположник династии».

4. Находки археологов доказывают, что во II тысячелетии до н.э. в Китае образовалось государство.

    Модель задания предполагает осуществление школьником таких читательских действий, как извлечение, интерпретация и толкование, осмысление, обобщение представленной в отрывке из сочинения историка информации. Верное суждение указано под цифрой 3 (остальные практически не имеют отношения к теме приведенного фрагмента), но оно, по сути, является не указанием темы фрагмента текста, а ее продолжением, развитием.

    Учитель может дополнить модель задания тем, что учащимся необходимо, используя коммуникативного умения для обоснования выбора сужения.

Формулировка задания учителем: «Письменно обоснуйте свой выбор, выявляя связь суждения с темой приведенного фрагмента. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво».

    Обоснование выбора такого суждения делает работу школьника по созданию письменного речевого высказывания более творческой, так как ему необходимо не просто сформулировать тему (основную мысль) представленного фрагмента, но и связать эту тему с содержанием суждения, которое немного отличается от темы фрагмента.

    Следует подчеркнуть, что задания развивают читательскую грамотность и коммуникативную компетентность в письменной речи обучающихся по образовательным программам основного общего образования. В будущем полученные навыки помогут обучающимся лучше справляться с заданиями, включенными в любую форму контроля по любому предмету, в том числе в ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию.

    Модель ЗАДАНИЯ №2: Сформулируйте для одноклассников 2 вопроса, которые проверяли бы понимание ими сути текста.

Учитель уточняет, что вопросы должны быть «открытыми», то есть такими, на которые нельзя ответить «да» или «нет».

    Таким образом, учащиеся могут овладеть навыком осознанного чтения текстов различных стилей и жанров. Смогут осознанно конструировать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создавать тексты в устной и письменной формах.

    Модель ЗАДАНИЯ №3  «Да-Нет». Необходимо провести для закрепления по параграфу «Города Эллады подчиняются Македонии»:

Для продолжения работы над читательской грамотностью учитель может предложить в качестве домашнего задания следующую работу:

  1. Сформулируйте к каждой главе параграфа по 1 суждению
  2. Составьте по материалу параграфа кроссворд. (критерии выполнения: 5-7 слов, с вопросами и указанными ответами)

    Читательская грамотность включает перечень читательских действий по осмыслению и освоению текста. Эта деятельность требует разнообразия целей чтения и контекстов, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст, привлечения разнообразных материалов для чтения и опоры на читательские умения (способы работы с текстом). Школьник, умеющий осмыслить и оценить содержание прочитанного, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности...

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе

Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...