Разработка урока по теме "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)
конспект открытого урока с применением ИКТ и VR
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по истории Древнего мира
Ложкин Степан Николаевич, учитель истории и обществознания
Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников через осмысление истории зарождения Олимпийских игр в древности и их значения для современности
Программное содержание: Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей. Легенды о знаменитых атлетах древности.
Основная идея урока: Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединяет людей всех стран на современных Олимпийских играх.
Основные образовательные результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
8. Представлять информацию в разных формах (текст).
Личностные
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Коммуникативные
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
Технология обучения: объяснительно-иллюстративная
Форма урока: традиционная, с применением ИКТ (VR)
Основные понятия: стадий, стадион, атлет, ипподром
Основные даты: 776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр
Имена исторических деятелей: Пьер де Кубертен
План изучения нового материала:
- История возникновения Олимпийских игр.
- Организация и проведение олимпиады.
- Знаменитые атлеты.
- Современные Олимпийские игры.
Оборудование урока: карта «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.»; мультимедийная презентация; «1С: Образовательная коллекция. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Учебное издание на электронном носителе (урок проводится в компьютерном классе), смартфоны, VR-очки.
Мизансцена урока: традиционная
Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу Д/З (§33, написать рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными и активными. | На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности |
II. Мотивирование к учебной деятельности Тему нашего урока вы постараетесь сформулировать сами. Для этого я покажу несколько слайдов, которые помогут вам это сделать. - Ребята, о каком событии, произошедшем в нашей стране, нам рассказывают изображения на слайде? - А что изображено на этом слайде? - А это что за цветные колечки? - Конечно, это символ Олимпийских игр. Это символ современных олимпийских игр, они бывают зимние и летние, проводятся раз в четыре года. В нашей стране Зимние Олимпийские игры прошли с 7 по 23 февраля 2014 г. – это огромная честь для любого государства. Россий заняла первое место в мире по количеству медалей, полученных во время этой олимпиады. - О чем нам может говорить то, что на древнегреческой амфоре изображены бегуны? Как это может быть связано с Олимпийскими играми? - Олимпийские игры действительно проходили в Древней Греции. Именно Древняя Греция является родиной Олимпийских игр. Сейчас, я думаю, вы готовы назвать тему нашего урока. -Запишите число и тему урока в тетрадь. | Слайды - Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 г. Слайд - Это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны. - Что Олимпийские игры могли проходить в Древней Греции. Формулировка темы: «Олимпийские игры в Древней Греции» Запись в тетрадь |
III. Постановка цели и задач урока. - Тему мы сформулировали. А теперь попробуем определить цель урока. О чем сегодня мы должны получить общее представление? Для этого мы поставим перед собой задачи, т.е. подробнее попробуем назвать, о чем мы должны узнать сегодня. Как вы думаете, о чем? - История возникновения Олимпийских игр; - Организация и проведение олимпиады; - Знаменитые атлеты. Кроме того, в конце урока, нам нужно будет ответить на вопрос: – В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества? | Фронтально - О том, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции - предположения обучающихся Слайд Запись главного вопроса в тетрадь |
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Рассказ учителя Древние греки очень любили и почитали Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» - Какие сведения об олимпийских играх мы можем получить из этого призыва? - Правильно, во время проведения олимпийских игр запрещалось воевать, т.е. объявлялся Священный мир. Нарушителей отстраняли от игр, наказывали штрафами – 2 мины серебра (54 кг). Кроме того, греки считали, что боги насылают на нарушителей проклятья. Дороги, морские и сухопутные, становились безопасными. Олимпийские игры проводились в маленьком городке, который назывался Олимпия! Ученые смогли реконструировать (восстановить) вид этого древнегреческого городка. Показ по карте - Посмотрите на карту на слайде и откройте карту на с. 115 учебника. - Вспомните, на каком полуострове были расположены города-государства Древней Греции? - Посмотрите на легенду карты, каким цветом обозначена территория Греции к 8 веку до н.э.? - А что означают красные стрелки? - Где основывали свои колонии древние греки? - Как обозначен на карте городок Олимпия? - Греки проживали на огромной территории, считали ли они себя единым народом? Как называли они своё государство? В Олимпию приезжали эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний. Посмотрите, какое огромное расстояние приходилось преодолевать древним грекам, чтобы попасть на Олимпийские игры. О чем это говорит? Работа с датами Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать? То, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. достоверно известно, а вот о причинах возникновения олимпийских игр в древности немало легенд. Чтение документа Познакомимся с одним из мифом об основании Олимпийских игр. Анализ содержания Мифа об основании Олимпийских игр Вспомните, что такое миф? (Древнее народное сказание о героях, богах, явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка, легенда). Познакомившись с содержанием этого мифа, можем ли мы утверждать, что именно так возникли олимпийские игры? Какую достоверную информацию мы можем почерпнуть из его содержания? - Мы узнали, где проходили Олимпийские игры, в каком году проведены первые Игры, кому они были посвящены. Словарная работа Для того, чтобы продолжить знакомство с историей Олимпийских игр, вам нужно узнать определения новых понятий. У вас на партах лежат исторические словарики. Посмотрите ребята, какие понятия нам встретятся и что они означают. По этим словарикам дома нужно будет выучить определения понятий. 2. Организация и проведение олимпиады. - Как же они готовились к Олимпийским играм? Вы узнаете об этом, работая в парах с текстом учебника. Вам нужно найти ответы на вопросы, указанные на слайде. Две пары, которые правильно справятся быстрее всех, получат «5». - Кто имел право участвовать в состязаниях? - Кому запрещалось присутствовать на играх? Как за это могли наказать? - Сколько времени и где проходили тренировки атлетов? - Какие люди обычно становились участниками Игр? Так, как мы знакомимся с Олимпийскими играми, поиграем в игру: «Ипподром» (играющие имитируют слова учителя) Учитель: - Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой) - На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям) -Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам) -Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь) - По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь) -Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям). Да не легко было атлетам! - И вот, наконец, олимпийские игры открываются. Они продолжались пять незабываемых дней. Что происходило в эти дни, вы выясните, работая в группах. Для этого вам нужно будет построить ответ своей группы по плану:
Для представления результатов работы группы выберете одного человека. Две группы, справившиеся первыми, получат «5». Обобщение: Олимпийские игры продолжались 5 дней. В 1-й день приносили жертвы богам, 3 дня проходили состязания, на 5-й день награждали победителей. 3. Знаменитые атлеты Слово учителя Сохранились легендарные рассказы о самых знаменитых атлетах. Познакомимся с ними. Обобщение: Лучшие атлеты Древней Греции участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти олимпийских игр. Они рассматривали состязания как подготовку к войне, а войну, как подготовку к состязаниям. - Древние греки не принимали девиз «главное не победа, главное участие», на Олимпийские игры они шли побеждать. - Как же встречали победителей в родном городе? Для этого индивидуально прочитайте пункт 5 «Возвращение в родной город» и ответьте на этот вопрос». - Вспомните главный вопрос урока. Какое значение имели Олимпийские игры для Древних греков? 4.Современные Олимпийские игры Рассказ учителя Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Как вы думаете, почему император другой страны мог запретить греческие игры? И почему он это сделал? Дело в том, что во II веке до н.э. Рим завоевал Грецию. В первое время Олимпийские игры сохранялись. Когда в Риме появилась новая религия – христианство, Олимпийские игры, посвященные языческим богам, запретили. И все же Олимпийские игры яркой звездой горели в памяти человечества. Свет этой звезды прошел века и вспыхнул с новой силой. Ребята, кто знает когда и по чьей инициативе возобновились Олимпийские игры? Это был Пьер де Кубертен. Именно он предложил в 1894 г. проводить Олимпийские игры. Первые современные олимпийские игры состоялись в 1896 г. в Греции в г. Афины. И с тех пор каждые 4 года зажигается священный огонь в Олимпии, а затем по эстафете передается на место проведения игр. - Таким образом, слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века. Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», т.е. хвалебную песнь. Фраза из этой оды стала знаменитой. Эта фраза: «О, спорт! Ты – мир!» Именно эта фраза и раскрывает значение Олимпийских игр. Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него. – В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества? Ну и главное, это проведение игр в Сочи в 2014 году. С помощью современных технологий, мы с вами можем окунуться в атмосферу прошедших игр в России. | - Что проводились игры в Олимпии, что объявлялся Священный мир Слайд Слайд Слайд - Балканском п-ве - Красным - Направление греческой колонизации - На побережье Средиземного и Черного морей - Звездочкой - Эллада -Греки любили и почитали Олимпийские игры Слайд Запись в тетрадь: 776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры Работа с линией времени в тетради Учебник § 33, с. 159 Громкое сплошное чтение (1обучающийся) Фронтально высказывают предположения - Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу Словарная работа Атлет Ипподром Стадион Работа в парах Слайд с заданием Физминутка Работа в группах Слайд с заданием Представление результатов работы групп Сообщение учащихся о знаменитых атлетах Милоне, Полидаме и Феагене (в рамках учебника) Индивидуально - Все горожане выходили навстречу, ставили статую и до конца жизни кормили бесплатными обедами - Олимпийские игры помогали развивать силу, ловкость, хорошее физическое состояние. Позволяли древним грекам регулярно встречаться, дружить. Греки любили спорт за то, что он возвышает, облагораживает душу. Фронтально высказывают предположения Слады с изображением Пьера де Кубертена, Олимпийских игр в Афинах Фронтально высказывают предположения Фронтально - Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединял греков на древних играх и объединяет людей всех стран на современных Олимпийских играх. Использование VR технологии для просмотра кадров с олимпийских игр в Сочи в 2014 году. |
V.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Вернёмся к задачам урока. Повторительно-обобщающая беседа – В каком городе Древней Греции проводились Олимпийские игры? (Олимпия) – В каком году проведены самые первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.) – Кто мог участвовать в Олимпийских играх? (Свободные и состоятельные греки – мужчины) – Сколько дней проводились Олимпийские игры? (5 дней) – Какие состязания включались в программу Игр? (пятиборье, кулачные бои, гонки на колесницах) – О каких самых знаменитых атлетах сохранились легендарные рассказы? (Милон, Полидам, Феаген) – Благодаря кому стали проводиться современные Олимпийские игры? (благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену) – В каком году и где были проведены первые Олимпийские игры современности? (1896 г. в греческом городе Афины) – В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества? Смогли мы достичь цели урока? | Фронтально отвечают на вопросы |
VI.Рефлексия - Попробуйте оценить свою работу на уроке. Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… меня удивило… - Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье | По желанию продолжают фразы |
V. Домашнее задание | § 33, написать рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр в Древней Греции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...
Методическая разработка урока. Учебно-деловая игра «Автопробег»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Используются игровые и здоровьесберегающие образовательные технологии. Урок проводится с целью обобщения и закреплен...
Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"
Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира...
Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
Учитель музыки Белова А.В.Тема: «Обряды и традиции Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознакомления с древнерусской музы...
Разработка урока истории по теме "Искусство Древнего Египта"
Технологическая карта урока "Искусство Древнего Египта" по ФГОС. Можно использовать как разработку открытого урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...