Советская национальная политика
методическая разработка по истории (10 класс)
Методическая разработка по теме
Советская национальная политика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_nikitenko.docx | 71.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Советская национальная политика»
Цель урока: охарактеризовать национальную политику большевиков: установить, как и на каких основах образовался СССР.
Задачи урока:
- Охарактеризовать национальные воззрения большевиков в дооктябрьский период
- Определить предпосылки образования СССР.
- Реализация декрета СНК «Право народов на самоопределение»
- Определить принципы построения СССР.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Национальный вопрос в программе партии большевиков.
- Первые шаги национальной политики 1917-1922 гг.
- Предпосылки образования СССР.
- Проекты объединения республик.
- Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
- Национально-государственное строительство во второй половине 20х гг.
- Заключение.
Понятия: автономия, федерация, суверенитет, советизация
Оборудование урока: слайдовая презентация, карта «Образование СССР 1922–1940», учебник, раздаточный материал (документы), иллюстративный материал (гербы и флаги советских республик, СССР).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок с элементами лабораторной работы, класс разбит на группы по 4 человека (каждая группа получает набор документов и выбирает тему дискуссионной проблемы).
Ход урока
Мотивация: Использование элементов игры «Где Логика?» ( на слайде появляются изображения серпа, молота, колосьев пшеницы, звезды). Учащимся задаётся вопрос: Что объединяет эти предметы?
1. Вступительное слово учителя.
Претензии к национальной политике большевиков возникли в последние годы существования СССР, а затем громко прозвучали уже после распада.
В 90-00 годы территория бывшего СССР полна национальных конфликтов, в которых пострадали многие национальности, а особенно русское население
Но в СССР уровень вражды и недоверия был настолько низким, что люди совершенно спокойно переезжали в другие республики, межнациональные браки были массовым явлением. А это лучший показатель здоровых межэтнических взаимоотношений.
Вопрос: Почему при высоком уровне межнационального доверия произошёл распад СССР?
Дискуссионные вопросы для групп учащихся:
- Сталинский проект создания СССР был честнее ленинского
- Всю советскую эпоху русские колонизаторы подвергали национальные республики жесточайшему угнетению
- Политика большевиков по отношению к национальным окраинам была излишне толерантной
- История многонациональности СССР- самый успешный пример «братства народов» в мировой истории
- Большевики создали союзный конструктор, который мог интегрировать любой регион
2. Национальный вопрос в программе партии большевиков
Прежде всего, давайте вспомним из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период:
1) Как была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу на II съезде РСДРП в 1903 г.?
- Первая часть программы: право наций на самоопределение и их равноправие.
Сообщение одного из учащихся:
Первоначально в среде российских социал-демократов т.н. национальный вопрос считался второстепенным и сводился к лозунгу о праве наций на самоопределение. Еще в 1898, в соответствии с резолюцией конгресса Второго Интернационала, на I съезде РСДРП была принята резолюция о праве наций на самоопределение. То же было подтверждено на II съезде в 1903 г. Лишь в 1912 Ленин начинает уделять проблеме значительное внимание. В России к тому времени активное развитие получили этнонациональные движения, происходили общественные дебаты по национальному вопросу. Для самой РСДРП обнаружилась опасность партийного дробления на национальные группировки, подобно тому, как это происходило с социал-демократическими организациями Западной Европы. Когда Еврейский рабочий союз (Бунд), пользовавшийся в партии определенной самостоятельностью, и грузинские меньшевики, попытались заставить российскую партию одобрить лозунг австрийских марксистов о «культурно-национальной автономии», была выработана формула: "нет" - «культурно-национальной автономии», "да" - праву нации на самоопределение вплоть до отделения («Тезисы по национальному вопросу», 1913). Подход Ленина к построению партии как нефедеративной организации оказал сильное влияние на его представление о том, каким должно быть социалистическое государство. Вплоть до 1917 г. он был противником федеративного устройства России, указывал на преимущества большого централизованного государства по сравнению с множеством мелких государств. Но и в канун революции он подчеркивал, что требование как можно более крупного государства, с возможно большим числом наций достижимо при условии их добровольного объединения.
- Первые шаги национальной политики 1917-1922 гг.
Как вы понимаете, что такое автономия?
- самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства.
Каковы были шаги партии большевиков по реализации первой части программы после прихода к власти?
- 25-26 октября 1917 г. приход большевиков к власти.
2 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России»:
- равенство народов России;
- их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
- отмена национальных и религиозных привилегий;
- свободное развитие национальных меньшинств населяющих территорию России.
10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:
Работа с документом № 1
Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:
Ответ на вопрос: в основе документа лежит принцип федеративного устройства государства – это форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы, имеющие свои органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти.
Федеративное устройство страны закреплялось в Конституции 1918 г. и ее названии – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР)
Учитель: В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства.
К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:
Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.
Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши.
Запись в тетрадь:
Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.
Апрель 1922 г. И.В.Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б), оставался наркомом по делам национальностей.
Он возглавил подготовку к объединению республик.
4. Предпосылки образования СССР.
Каковы же предпосылки объединения республик?
Работа с документом № 3
Текст выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.
Ответ на вопрос: беседа с классом и запись в тетрадь.
Предпосылки образования СССР:
- Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.
- Стремление к единой внешней безопасности республик.
- Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.
- Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.
- Проекты объединения республик
Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.
В 1917 г. В. И. Ленин сформулировал новую схему национально-государственного устройства.
Особое место в этой программе занимали финский и польский вопросы.
Процесс создания единого государства развивался по двум направлениям:
1) создание автономий;
2) предоставление республиканского суверенитета. Многие народы получили автономию двух уровней:
1) республиканскую (Башкирская АССР, Дагестанская АССР, Таджикская АССР);
2) областную (Калмыцкая, Марийская, Чувашская области).
Автономные области (АО) на базе более крупных национальных территорий возникали при участии Красной армии и под руководством ЦК РКП(б).
В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.
6. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
Запись в тетрадь:
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР.
Заполнение заранее выданной схемы: Государственное устройство СССР по Конституции 1924 года.
Проблемный вопрос: Реальные и формальные права союзных республик по Конституции 1924 ?
7. Национально-государственное строительство во второй половине 20х гг. (работа с картой)
Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся:
1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);
1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;
1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;
1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);
1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.
Работа с документом № 3
Из союзного договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.)
Изучите документальный материал и составьте схему высших органов власти и управления СССР (схема)
Союзный договор содержал ст. 22 о флаге и гербе СССР. Сообщение учащегося о государственной символике СССР.
7. Подведение итогов.
Беседа с классом:
Каково значение образования СССР?
Использование цитат «Из речи М.И. Калинина на I съезде Советов СССР»; «Из Обращения Президиума ЦИК СССР ко всем народам и правительствам мира в связи с образованием СССР»:
- в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;
- образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима;
- усиление военной мощи страны;
- позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру;
- сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.
Учитель: несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выйти из СССР на практике эти нормы не будут соблюдаться. Не могли республики выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода. Невзирая на Конституцию, Сталин в полном объеме реализует свой автономизации. Ущемление прав национальностей и даже переселения, депортации целых народов в эпоху сталинизма будут обычным делом. По сути СССР с самого начала являлся жестко централизованным государством, а власть Советов на деле подменялась властью Коммунистической партии.
Документы и материалы к уроку.
Документ 2. Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:
«Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик».
«III съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении».
« ...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».
Вопрос:
Какие принципы национальной политики лежат в основе документа?
Документ 3. Текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.:
«Существуют три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.
Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния.
Во-первых, скудость наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распоряжении республик в результате семилетней войны - скудость, которая заставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных отраслей хозяйства ...
Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда ... Например, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком, топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано исторически всем ходом хозяйственного развития федерации.
В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.
Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи, помнить, что, несмотря на счастливый выход наших республик из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш военный фронт был абсолютно единым, ... могущим обеспечить внешнюю безопасность республики.
Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения Советской власти, с классовой природой Советской власти. Советская власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения.
В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной ... сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью».
Вопрос:
Какие факторы способствовали сближению республик в первые годы после Октября?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»
Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР....
Разработка урока по теме: " Национальная политика советского государства в период правления Сталина как эпоха эскалации в межнациональных отношениях"
Материал содержит разработку урока, презентацию для урока, пакеты документов для работы в группах, задания для группы экспертов. Урок разработан для проведения в 11 классе....
Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)
Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...
Национальная политика Александра III
Конспект урока на тему "Национальная политика Александра III"...
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
1.Предпосылки и значение образования СССР.2. Образование СССР. Конституция 1924 года3. Национально-государственное строительство4.Политика «коренизации»...
Презентация "Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг."
Данная презентация выполнена на основе учебника Истории России 10 класса под редакцией Торкунова. Презентация поможет учителю провести интересный и наглядный урок при изучении данной темы. Презентация...